Введение
1 Теоретические основы и специфика межкультурного взаимодействия
студентов города Красноярска 5
1.1 Сущность и содержание понятия «межкультурное взаимодействие» 5
1.2 Анализ особенностей межкультурного взаимодействия студентов
города Красноярска 16
2 Разработка и исследование возможностей сайта «Национальная кухня
народов Закавказья» 23
2.1 Описание содержания и технологий формирования сайта
«Национальная кухня народов Закавказья» 23
2.2 Результаты апробации сайта «Национальная кухня народов Закавказья» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
В настоящее время тема межкультурного взаимодействия очень актуальна, так как человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. В каждой стране есть люди разной национальности, которым присущи своя культура и свои ценности. Можно сказать, что общение и взаимосвязь между людьми прогрессивно развиваются как за границей, так и у нас в России.
В связи с интернационализацией образования во многих высших учебных заведениях существуют программы по студенческому обмену. Например, Сибирский Федеральный Университет заключил соглашение по студенческому обмену со странами дальнего Зарубежья: Японией, Китаем и США. СФУ является университетом, где обучаются студенты разных национальностей среди них: армяне, азербайджанцы, грузины, казахи, узбеки и.т.д. Несмотря на то, что многие из них выросли в России, они являются носителями своих традиций, обычаев, ценностей - всего того, что прививается в семье.
Главной проблемой является то, что студенты воспринимают людей другой национальности, через свои ценности и свою культуру. Американские психологи М. Браэр и Д. Кэмпбелл отметили, что наш этноцентризм мешает межкультурной коммуникации, общению, мы не замечаем, как это происходит, люди воспринимают элементы своей культуры, нормы и ценности - как правильные и естественные, а элементы других культур - не естественные и не правильные. Отсюда и вывод, чтобы межкультурное взаимодействие происходило позитивно, этому необходимо целенаправленно учиться.
Главной проблемой нашего исследования является необходимость выстраивания межкультурного взаимодействия студентов Сибирского Федерального Университета.
Гипотеза: межкультурное взаимодействие студентов Сибирского федерального университета будут результативным, если:
- использовать ресурсы сайта;
- личностные ресурсы студентов СФУ.
Цель: создание и апробация сайта "Национальная кухня народов Закавказья" для межкультурного взаимодействия студентов.
Объект: межкультурное взаимодействие студентов Сибирского федерального университета.
Предмет: сайт "Национальная кухня народов Закавказья" как средство межкультурного взаимодействия.
Задачи:
a. Проанализировать сущность и содержание понятия "межкультурное взаимодействие".
b. Проанализировать особенности межкультурного взаимодействия студентов города Красноярска.
c. Разработать сайт "Национальная кухня народов Закавказья".
d. Апробировать сайт "Национальная кухня народов Закавказья
В ходе работы были определены объект и предмет исследования. Предлагаемая гипотеза заключалась в том, межкультурное взаимодействие студентов Сибирского федерального университета будут результативным, если:
- использовать ресурсы сайта;
- личностные ресурсы студентов СФУ.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи, обозначена методология исследования.
Главной целью работы было создание сайта «Национальная кухня народов Закавказья» и его апробация.
В ходе работы была изучена специальная педагогическая литература, которая позволила осветить теоретический аспект темы «межкультурного взаимодействия», а также выделить особенности межкультурного взаимодействия студентов города Красноярска.
Анализ сайтов институтов города Красноярска показал, что теме межкультурного взаимодействия студентов в нашем городе уделяется огромное внимание.
По результатам анкетирования, определяющего удовлетворенность пользователей содержанием сайта «Национальная кухня народов Закавказья» можно сделать вывод, что сайт является информационным, полезным и вызвал у них интерес к блюдам национальностей народов Закавказья.
По результатам анкетирования, демонстрирующего готовность к межкультурному взаимодействию студентов Сибирского Федерального Университета, можно сказать, что студенты в большей степени готовы к межкультурному взаимодействию и легко находят контакт с людьми другой национальности.
Таким образом, цель исследования была достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Аккаунт диска «Google формы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.google.ru/
2. Головлева, Е. Л. Основы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Е.Л. Головлева. - Москва: Феникс, 2008. - 224 с.
3. Гришаева, Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие Л.В. Цурикова, Л.И. Гришаева, - Москва: Академия,2006. - 333 с.
4. ГОСТ СТО 4.2. -07-20014 Общие требования к построению,
изложению и оформлению документов учебной деятельности, Красноярск - СФУ-2014. - 63 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. институтов / под ред. проф. А.В. Петровского. - Москва, Просвещение, 2003. - 86 с.
6. Волков, Б.С., Возрастная психология: учеб. пособие для вузов /
Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Москва: Академ. проект, 2008. - 668 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - Москва. 2005. - 228 с.
8. Конструктор для создания сайтов «a5.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.a5.ru/mysites/
9. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
10. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебник для вузов / C.r. Тер-Минасова. - Москва: СЛОВО/SLOVO, 2008 г. - 264 с.
11. Краткий терминологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/B1724/ B1724Part25-496.php
12. Методическое пособие для студентов очной, заочной и дистанционной
форм обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/264238
13. Афеченко, Г. В. Информационное обеспечение в межкультурном взаимодействии: учебное пособие / Г.В. Афеченко. Хабаровск: ХДАК, 2010. - 17 с.
14. Флиер, А.Я. Культура как основа национальной идеологии России: учебник / А.Я. Флиер. - Москва, 2000. - 157 с.
15. Ставропольский, Ю. В. Кросс-культурная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. «Психология» / Ю. В. Ставропольский. - Саратов: 2010. - 174 с. - Режим доступа: http//www.library.sgu.ru
16. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.elibrary.ru
17. Бондырева, С.Н. Толерантность: учебник / С.Н. Бондырева, Д.В. Колесов. - Москва, 2005. - 233 с.
18. Егоров, В.К. Учимся толерантности: учебник / В.К. Егоров. - Москва,2007.- 128 с.
19. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов-на-Дону, 2008. - 93 с.
20. Гойхман, И. Я. Основы речевой коммуникации: учебное пособие / И.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - Москва, «ИНФРА-М»,2008. -109 с.
21. Тен, Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация: учебник/ Ю.П.Тен. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. -113 с.
22. Энциклопедия философии и философской антропологии
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://encycl.anthropology.ru/article.php?id=694
23. Крысько, В.Г. Этническая психология: учебное пособие / В.Г. Крысько. - Москва: Академия, 2007. - 320 с.
24. Владимирова, Т. Е. Призванные в общение. русский дискурс в межкультурной коммуникации: учебное пособие / Т.Е. Владимирова. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2009. - 299 с.
25. Брайтон, И. К. Оценивание межкультурной коммуникативной компетенции // Педагогическое образование в России: учебник / И.К. Брайтон - Москва, 2013. - № 1. - С. 207-214
26. Чеботарева, Е.Ю. Коммуникативная личность представителей
миноритарной культуры в ситуациях межкультурного взаимодействия: учебник / Е.Ю. Чеботарева - Москва, 2014. - 209 с.
27. Севрюгина, Н.И. Межкультурное взаимодействие в контексте социокультурной коммуникации: автореферат диссертации / Н.И. Севрюгина. Москва, 2007. - 25 с.
28. Красноярский медицинский институт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://krasgmu.ru
29. Красноярский педагогический институт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kspu.ru
30. Сибирский Федеральный Университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.sfu-kras .ru
31. Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sibsau.ru