Социально-демографическое ограничение устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации: проблематика и пути решения
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Характеристика социально-экономического положения циркумполярных стран 6
1.1 Общая характеристика Арктического региона 6
1.2. Природные ресурсы и экономический потенциал Арктического региона 10
1.3 Демографические особенности Арктических территорий 16
1.3.1 Плотность заселенности 16
1.3.2 Миграция населения 20
1.3.3 Суициды и младенческая смертность 24
1.3.4 Материальное благополучие 26
2 Анализ проблем развития Арктической зоны РФ 32
2.1 Проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ 32
2.2 Проблемы арктических территорий Красноярского края 49
2.3 Индексное измерение и сопоставление динамики развития экономики Арктического мира 58
З Перспективы развития Арктического региона
3.1 Характеристика государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации на период до 2020 года»
3.2 Предложения по решению проблем Арктической зоны РФ 72
Заключение 80
Список использованных источников 83
1 Характеристика социально-экономического положения циркумполярных стран 6
1.1 Общая характеристика Арктического региона 6
1.2. Природные ресурсы и экономический потенциал Арктического региона 10
1.3 Демографические особенности Арктических территорий 16
1.3.1 Плотность заселенности 16
1.3.2 Миграция населения 20
1.3.3 Суициды и младенческая смертность 24
1.3.4 Материальное благополучие 26
2 Анализ проблем развития Арктической зоны РФ 32
2.1 Проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ 32
2.2 Проблемы арктических территорий Красноярского края 49
2.3 Индексное измерение и сопоставление динамики развития экономики Арктического мира 58
З Перспективы развития Арктического региона
3.1 Характеристика государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации на период до 2020 года»
3.2 Предложения по решению проблем Арктической зоны РФ 72
Заключение 80
Список использованных источников 83
В последнее время во всем мире резко повысился интерес к Арктике. Причем о своих интересах заявляют не только приарктические страны, но и еще порядка 40 неарктических государств: Австрия, Великобритания, Германия, Китай, Япония, Польша и даже некоторые Латиноамериканские страны. Это связано с рядом причин: ресурсным потенциалом и транспортным значением Севера и Арктики; отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации международных северных морских пространств и арктического шельфа; таянием Арктики, что делает ее ресурсы в скором времени более доступными для добычи, а территорию для судоходства
Арктика - важнейший ресурсодобывающий регион России с суровыми условиями окружающей среды, поэтому оценка рисков опасных явлений в Арктической зоне имеет большое прикладное значение. При этом социально-экономический потенциал крайне неравномерно распределен по территории, концентрируясь преимущественно в городах.
Для того чтобы успешно осваивать ресурсы Арктики, территории Севера и континентальной Арктики должны быть освоены и заселены, а социально-экономический потенциал стабильно развиваться. Вместе с тем сравнение российского Севера с зарубежным не в нашу пользу. В целом, в российской части за годы реформ население уменьшилось более, чем на 30%, в то время как в зарубежной население выросло.
К этому нужно добавить, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии, уменьшилась военная защита российских арктических пространств. В таких условиях общество осознало необходимость восстановления и укрепления российского присутствия в арктической зоне. Государством был взят курс на развитие Арктики. В 2014 году утверждена Госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая явилась реализаций Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации
В силу этих обстоятельств, исследование вопроса развития Арктики и арктической зоны имеет теоретическое и практическое значение для Российской Федерации.
Объектом исследования выступает территории (части территорий) субъектов РФ, отнесенные в 2014 г. к Арктической зоне России Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи демографического и социально-экономического развития Арктической зоны РФ, а также поиск направлений устойчивого развития Арктической зоны РФ.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать ресурсный и экономический потенциал Арктической зоны РФ и циркумполярных стран;
2) Выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ;
3) Выявить демографические особенности развития Арктической зоны;
4) Определить перспективы развития Арктических территорий РФ;
5) Предложить методы решения проблем Арктической зоны РФ.
Арктика - важнейший ресурсодобывающий регион России с суровыми условиями окружающей среды, поэтому оценка рисков опасных явлений в Арктической зоне имеет большое прикладное значение. При этом социально-экономический потенциал крайне неравномерно распределен по территории, концентрируясь преимущественно в городах.
Для того чтобы успешно осваивать ресурсы Арктики, территории Севера и континентальной Арктики должны быть освоены и заселены, а социально-экономический потенциал стабильно развиваться. Вместе с тем сравнение российского Севера с зарубежным не в нашу пользу. В целом, в российской части за годы реформ население уменьшилось более, чем на 30%, в то время как в зарубежной население выросло.
К этому нужно добавить, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии, уменьшилась военная защита российских арктических пространств. В таких условиях общество осознало необходимость восстановления и укрепления российского присутствия в арктической зоне. Государством был взят курс на развитие Арктики. В 2014 году утверждена Госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая явилась реализаций Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации
В силу этих обстоятельств, исследование вопроса развития Арктики и арктической зоны имеет теоретическое и практическое значение для Российской Федерации.
Объектом исследования выступает территории (части территорий) субъектов РФ, отнесенные в 2014 г. к Арктической зоне России Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи демографического и социально-экономического развития Арктической зоны РФ, а также поиск направлений устойчивого развития Арктической зоны РФ.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать ресурсный и экономический потенциал Арктической зоны РФ и циркумполярных стран;
2) Выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ;
3) Выявить демографические особенности развития Арктической зоны;
4) Определить перспективы развития Арктических территорий РФ;
5) Предложить методы решения проблем Арктической зоны РФ.
Климатические изменения в мире угрожают привести к геополитическому кризису в Арктике. Столкновение интересов между заинтересованными в развитии региона государствами неизбежно. В современных условиях Арктика всё больше воспринимается как арктическими, так и неарктическими государствами как особый регион земного шара, который немедленно требует эффективной международно-правовой защиты его значительных биоресурсов и уникальной экосистемы.
Существенное развитие технологий в XXI веке, глобальные геополитические трансформации на международной арене, гонка за ресурсами будут увеличивать значение Арктики не только для России, но и для всего мира. Отношения в этом регионе стоит рассматривать многогранно, а развитие российской Арктики является не прихотью, а необходимостью для учета интересов Российской Федерации в регионе, как на данный момент, так и с учетом все более нарастающей конкуренции во всех отраслях взаимоотношений: военном, экономическом, экологическом. Качественное развитие Арктики, будет способствовать не только развитию самих арктических территорий, но и способно привести к обновлению экономику России. Будущее Арктики будет определяться ближайшее десятилетие, а те преимущества, что созданы предыдущими поколениями: технологии, межнациональное и международное сотрудничество, инфраструктуру — необходимо учитывать, обновлять и использовать.
Центральное место в развитии Арктической зоны должен занимать человек и его благосостояние, сохранение здоровья и обеспечение достойной пенсии.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) реализовывать сложные долгосрочные стратегии будет возможно, когда совпадут потребности со стороны государства в качественном освоении Арктики и потребности населения в качественном проживании на территории;
2) несмотря на необходимость большого объема финансирования всего комплекса мер по освоению и развитию Арктики, такие меры является не прихотью, а необходимостью отстаивать и защищать интересы по ряду экономических, военных, геополитических вопросов Россией в Арктике, не только на данный момент, но и на отдаленную перспективу;
3) конкуренция за освоение всего арктического региона будет возрастать не только на международной арене, и не только между государствами традиционно соприкасающихся с Арктикой, но и между рядом развивающихся стран. Конкуренция также будет развиваться между транснациональными корпорациями за доступ к освоению ресурсной базы, а между субъектами РФ за распределение ресурсов для освоения территорий и реализацию крупных инфраструктурных проектов;
4) заимствование новых технологий будет уменьшать накопленный разрыв в освоении Арктики между традиционно арктическими государствами и государствами, отдаленными от региона;
5) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует.
Существенное развитие технологий в XXI веке, глобальные геополитические трансформации на международной арене, гонка за ресурсами будут увеличивать значение Арктики не только для России, но и для всего мира. Отношения в этом регионе стоит рассматривать многогранно, а развитие российской Арктики является не прихотью, а необходимостью для учета интересов Российской Федерации в регионе, как на данный момент, так и с учетом все более нарастающей конкуренции во всех отраслях взаимоотношений: военном, экономическом, экологическом. Качественное развитие Арктики, будет способствовать не только развитию самих арктических территорий, но и способно привести к обновлению экономику России. Будущее Арктики будет определяться ближайшее десятилетие, а те преимущества, что созданы предыдущими поколениями: технологии, межнациональное и международное сотрудничество, инфраструктуру — необходимо учитывать, обновлять и использовать.
Центральное место в развитии Арктической зоны должен занимать человек и его благосостояние, сохранение здоровья и обеспечение достойной пенсии.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) реализовывать сложные долгосрочные стратегии будет возможно, когда совпадут потребности со стороны государства в качественном освоении Арктики и потребности населения в качественном проживании на территории;
2) несмотря на необходимость большого объема финансирования всего комплекса мер по освоению и развитию Арктики, такие меры является не прихотью, а необходимостью отстаивать и защищать интересы по ряду экономических, военных, геополитических вопросов Россией в Арктике, не только на данный момент, но и на отдаленную перспективу;
3) конкуренция за освоение всего арктического региона будет возрастать не только на международной арене, и не только между государствами традиционно соприкасающихся с Арктикой, но и между рядом развивающихся стран. Конкуренция также будет развиваться между транснациональными корпорациями за доступ к освоению ресурсной базы, а между субъектами РФ за распределение ресурсов для освоения территорий и реализацию крупных инфраструктурных проектов;
4) заимствование новых технологий будет уменьшать накопленный разрыв в освоении Арктики между традиционно арктическими государствами и государствами, отдаленными от региона;
5) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Вызовы для устойчивого городского развития и социальной
сплочённости в Российской Арктике в условиях изменения климата
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - Вызовы для устойчивого городского развития и социальной сплочённости в Российской Арктике в условиях изменения климата
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Развитие транспортной инфраструктуры
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2019



