ВВЕДЕНИЕ 4
1 Характеристика социально-экономического положения циркумполярных стран 6
1.1 Общая характеристика Арктического региона 6
1.2. Природные ресурсы и экономический потенциал Арктического региона 10
1.3 Демографические особенности Арктических территорий 16
1.3.1 Плотность заселенности 16
1.3.2 Миграция населения 20
1.3.3 Суициды и младенческая смертность 24
1.3.4 Материальное благополучие 26
2 Анализ проблем развития Арктической зоны РФ 32
2.1 Проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ 32
2.2 Проблемы арктических территорий Красноярского края 49
2.3 Индексное измерение и сопоставление динамики развития экономики Арктического мира 58
З Перспективы развития Арктического региона
3.1 Характеристика государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической
зоны Российской Федерации на период до 2020 года»
3.2 Предложения по решению проблем Арктической зоны РФ 72
Заключение 80
Список использованных источников 83
В последнее время во всем мире резко повысился интерес к Арктике. Причем о своих интересах заявляют не только приарктические страны, но и еще порядка 40 неарктических государств: Австрия, Великобритания, Германия, Китай, Япония, Польша и даже некоторые Латиноамериканские страны. Это связано с рядом причин: ресурсным потенциалом и транспортным значением Севера и Арктики; отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации международных северных морских пространств и арктического шельфа; таянием Арктики, что делает ее ресурсы в скором времени более доступными для добычи, а территорию для судоходства
Арктика - важнейший ресурсодобывающий регион России с суровыми условиями окружающей среды, поэтому оценка рисков опасных явлений в Арктической зоне имеет большое прикладное значение. При этом социально-экономический потенциал крайне неравномерно распределен по территории, концентрируясь преимущественно в городах.
Для того чтобы успешно осваивать ресурсы Арктики, территории Севера и континентальной Арктики должны быть освоены и заселены, а социально-экономический потенциал стабильно развиваться. Вместе с тем сравнение российского Севера с зарубежным не в нашу пользу. В целом, в российской части за годы реформ население уменьшилось более, чем на 30%, в то время как в зарубежной население выросло.
К этому нужно добавить, что ледокольный, транспортный и аварийно-спасательный флоты, порты, навигационно-гидрографические и гидрометеорологические службы находятся в сложном, кризисном состоянии, уменьшилась военная защита российских арктических пространств. В таких условиях общество осознало необходимость восстановления и укрепления российского присутствия в арктической зоне. Государством был взят курс на развитие Арктики. В 2014 году утверждена Госпрограмма "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года", которая явилась реализаций Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации
В силу этих обстоятельств, исследование вопроса развития Арктики и арктической зоны имеет теоретическое и практическое значение для Российской Федерации.
Объектом исследования выступает территории (части территорий) субъектов РФ, отнесенные в 2014 г. к Арктической зоне России Указом Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
Целью настоящего исследования является выявление взаимосвязи демографического и социально-экономического развития Арктической зоны РФ, а также поиск направлений устойчивого развития Арктической зоны РФ.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать ресурсный и экономический потенциал Арктической зоны РФ и циркумполярных стран;
2) Выявить ключевые проблемы социально-экономического развития Арктической зоны РФ;
3) Выявить демографические особенности развития Арктической зоны;
4) Определить перспективы развития Арктических территорий РФ;
5) Предложить методы решения проблем Арктической зоны РФ.
Климатические изменения в мире угрожают привести к геополитическому кризису в Арктике. Столкновение интересов между заинтересованными в развитии региона государствами неизбежно. В современных условиях Арктика всё больше воспринимается как арктическими, так и неарктическими государствами как особый регион земного шара, который немедленно требует эффективной международно-правовой защиты его значительных биоресурсов и уникальной экосистемы.
Существенное развитие технологий в XXI веке, глобальные геополитические трансформации на международной арене, гонка за ресурсами будут увеличивать значение Арктики не только для России, но и для всего мира. Отношения в этом регионе стоит рассматривать многогранно, а развитие российской Арктики является не прихотью, а необходимостью для учета интересов Российской Федерации в регионе, как на данный момент, так и с учетом все более нарастающей конкуренции во всех отраслях взаимоотношений: военном, экономическом, экологическом. Качественное развитие Арктики, будет способствовать не только развитию самих арктических территорий, но и способно привести к обновлению экономику России. Будущее Арктики будет определяться ближайшее десятилетие, а те преимущества, что созданы предыдущими поколениями: технологии, межнациональное и международное сотрудничество, инфраструктуру — необходимо учитывать, обновлять и использовать.
Центральное место в развитии Арктической зоны должен занимать человек и его благосостояние, сохранение здоровья и обеспечение достойной пенсии.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1) реализовывать сложные долгосрочные стратегии будет возможно, когда совпадут потребности со стороны государства в качественном освоении Арктики и потребности населения в качественном проживании на территории;
2) несмотря на необходимость большого объема финансирования всего комплекса мер по освоению и развитию Арктики, такие меры является не прихотью, а необходимостью отстаивать и защищать интересы по ряду экономических, военных, геополитических вопросов Россией в Арктике, не только на данный момент, но и на отдаленную перспективу;
3) конкуренция за освоение всего арктического региона будет возрастать не только на международной арене, и не только между государствами традиционно соприкасающихся с Арктикой, но и между рядом развивающихся стран. Конкуренция также будет развиваться между транснациональными корпорациями за доступ к освоению ресурсной базы, а между субъектами РФ за распределение ресурсов для освоения территорий и реализацию крупных инфраструктурных проектов;
4) заимствование новых технологий будет уменьшать накопленный разрыв в освоении Арктики между традиционно арктическими государствами и государствами, отдаленными от региона;
5) развитие российской части Арктики будет зависеть от развития всей протяженности северной границы входят географически и климатически в Арктику принадлежащей России. Общий уровень развития российских арктических территорий будет зависеть от развития каждого отдельно взятого субъекта РФ, где такая территория присутствует.
1. Арктика: взгляд из Москвы / Д. Тренин, П. Баев; Моск. Центр Карнеги. - М., 2010. 31 с.
2. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. С.28-29
3. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально¬сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2012 год» / Гл. ред. Д. Г. Хромов.— М.: ИАЦ «Минерал», 2014. — 300 с.
4. Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны Москва, сентябрь 2014
5. В. Штыров: решение о разработке закона о развитии Арктической зоны - важнейший итог работы Совета по Арктике и Антарктике при СФ за 2015 год.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru
7. Павлов К.В. Российская Арктика: современные проблемы и перспективы развития//Вестник экономической науки Украины, 2012. С.208-209
8. Морозов Н.А., Кондраль Д.П. Арктический вектор стратегического развития политического пространства России // Вестник САФУ, 2014. №4. с. 42 - 52.
9. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва [Электронный ресурс] - режим доступа:http://www.krasstat.gks.ru/
10. Государственная программа «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»
11. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года//Москва, 2010г //URL: www.minregion.ru/upload/02_dtp/101001_str.doc
12. Фролов И.Э. Освоение российской зоны Арктики: проблемы воссоздания транспортной и военной инфраструктур //Проблемы прогнозирования. 2015. № 6. С. 67-74.
13. Татаркин А.И., Логинов В.Г. Оценка природно-ресурсного и производственного потенциала северных и арктических районов: состояние и перспективы использования //Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 34-44.
14. Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А., Горячевская Е.С. Сценарный прогноз развития Северного морского пути //Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. С. 87-98.
15. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Взаимосвязи факторов развития Арктической зоны РФ // Проблемы прогнозирования. 2016. № 2. С. 59-68.
16. Arctic Opening: Opportunity and Risk in the High North. Report. 2012.
17. Медико-экологический атлас ЯНАО. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://yamalek.ru (дата обращения: 30.05.2015).
18. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Научный и институциональный потенциал комплексного развития российской Арктики в средне- и долгосрочной перспективе //Проблемы прогнозирования. 2015. № 6. С. 58-66.
19. Диденко Н. И. Анализ устойчивого развития регионов арктической зоны России: ADL-модель // Экономика и социум: современные модели развития. М.: ООО Издательский дом «Наука». 2015. С. 101-114.
20. Гаджиев Ю.А., Акопов В.И., Стыров М.М., Мурадянц А.Г. Перспективы распределения населения по уровню доходов в регионах севера //Проблемы прогнозирования. 2014. № 1. С. 109-117.
21. Цатуров Ю.С., Клепиков А.В. 2012. Современное изменение климата Арктики: результаты нового оценочного доклада Арктического совета. Арктика: экология и экономика, 4 (8): 76-81.
22. Безруков Л.А. Транспортно-экономические проблемы Красноярской Арктики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017)
23. М. Н. Рудаков, И. Р. Шегельман Природные ресурсы Арктики и экономические интересы Финляндии/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru,свободный.
24. Электронное периодическое издание «Парламентская газета» /Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), 2018 год.
25. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики //Вопросы экономики. 2016. №10. С. 5-30.
26. Меламед И.И., Павленко В.И., Куценко С.Ю., Авдеев М.А. Правовые основы и методические особенности разработки проекта Государственной программы «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2020 г.»// Арктика: экология и экономика. 2014. №2 (14). С.6-15.
27. Подоплёкин А.О., Бестужева К.Г. Арктическая стратегия России как политика нового типа: региональный потенциал, вызовы и научное обеспечение // Вестник Северного Арктического федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 6. С.35-43.
28. Морозов Н.А., Кондраль Д.И. Арктический вектор стратегического развития политического пространства России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С.42-51.
29. Пилясов А.Н. Арктика России: состояние и перспективы // Российский Север: модернизация и развитие. М., 2012. С. 18-25.
30. Скуфьина Т.П. Комплексные фундаментальные исследования Севера и Арктики: некоторые результаты и перспективы развития при поддержке грантов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/107-7603.
31. Зайдфудим П.Х. Социальная реабилитация населения в районах российского Севера [Электронный ресурс]. - URL: ecsocman.hse.ru
32. Балицкая С.М., Малинина К.О., Иванова Н.П. Социально-политическая и экономическая ситуация в общественном мнении жителей Архангельской области // Сборник «Россия: центр и регионы». Вып. 25. Москва-Архангельск: «Типография Пресс-Принт», 2015. С. 61-112.
33. Eilmsteiner-Saxinger G., Nuykina E. (Нуйкина Е.), Oefner E. The Role of Long-Distance Commute Work in Connecting the Northern with Central Russian Regions: Influences on the host (Vorkuta, Novy Urengoy) and the home communities (in the
Republic of Bashkortostan) //R. Ortung (edc.)Russia's Arctic Cities: State Policies, Resource Development, and Climate Change,expected 2013.