Система психолого-педагогической работы с экзистенциальными страхами у старших подростков методом песочной терапии (на примере воспитанников детского дома)
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения страхов и их психолого-педагогической
коррекции у старших подростков 8
1.1 Понятие и характеристика экзистенциальных страхов у старших
подростков 8
1.2 Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у
старших подростков 11
1.3 Песочная терапия в системе психолого-педагогической работы по
коррекции экзистенциальных страхов 15
2 Экспериментальное исследование экзистенциальных страхов у старших
подростков 25
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 25
2.2 Психокоррекционная программа экзистенциальных страхов у старших
подростков 34
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностик 45
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А Психокоррекционная программа «Песчаный оазис» 56
Для каждого ребенка важны и помощь и поддержка в преодолении страхов, получаемые в семье, когда родители понимают чувства ребенка и особенности его внутреннего мира. И как нелегко детям, лишенным любви и заботы, и поддержки своих родителей, всей семьи, тем детям, которые находятся в детских домах. Дети из детских домов нередко остаются «наедине» со своими переживаниями, чувствами, страхами. В большинстве случаев, дети в детские дома попадают из неблагополучных семей, либо в случае смерти родителей, нередко прошлая жизнь таких детей содержит травматические события. Эти обстоятельства дают возможность предположить, что у детей из детских домов имеются экзистенциальные страхи и дети нуждаются в коррекционной помощи.
В подростковом возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они пока больше обусловлены чувствами и эмоциями, чем характером, и во многом имеют возрастной, переломный характер. И если ребенок подвержен переживанию страхов, то стоит необходимость в проведении коррекционной работы именно в этом возрасте.
В настоящее время в психологической науке недостаточно рассмотрена проблема экзистенциальных страхов у детей подросткового возраста, воспитывающихся в детских домах. В связи с этим нами была предпринята попытка исследования данной проблемы.
Целью данной работы является изучение системы психолого-педагогической работы с экзистенциальными страхами у старших подростков методом песочной терапии.
Объект исследования: экзистенциальные страхи подростков.
Предмет исследования: экзистенциальные страхи и их коррекция у старших подростков методом песочной терапии.
Задачи исследования:
1) изучить психологическую литературу по теме исследования, охарактеризовав понятие «экзистенциальный страх», выделив особенности переживания экзистенциальных страхов и возможности коррекции страхов у подростков;
2) подобрать психодиагностические методики и провести экспериментальное исследование с целью выявления экзистенциальных страхов у старших подростков и проанализировать результаты экспериментального исследования;
3) охарактеризовать песочную терапию в системе психолого-педагогической работы с экзистенциальными страхами у старших подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что песочная терапия позволит уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, тем самым снизить экзистенциальные страхи.
Методы исследования:
1) теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
2) эмпирические: тестирование («Опросник выраженности актуальных страхов» Ивлевой Е. И., Щербатых Ю. В.; проективная методика З. Королевой «Абстрактная реальность»);
3) качественные и количественные методы исследования.
Теоретической основой исследования выступили труды
отечественных исследователей экзистенциальных страхов: А.И. Захаровым, Н.Г. Кормушиной, Ю.В. Щербатых и т.д.
Экспериментальная база исследования представлена КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского». В исследовании приняли участия подростки в возрасте 15-17 лет.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме экзистенциальных страхов у старших подростков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 43 наименований и приложения. Общий объем работы составляет 67 страниц.
В результате изучения темы «Система психолого-педагогической работы с экзистенциальными страхами у старших подростков» (на примере детского дома) мы пришли к следующим выводам.
Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными ситуациями определенного человека, а с самой его сущностью. Данные страхи обладают рядом особенностей: они присущи абсолютно всем людям; вытесняются глубоко в подсознание и поэтому не всегда осознаются человеком; к полной коррекции они не поддаются.
Более чувствительно экзистенциальный страх проявляется в подростковом возрасте, когда происходит существенное развитие его самооценки, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать тем ценностям и нормам, которые в этой группе приняты. Разрешить это противоречие очень нелегко. Поэтому часто, не найдя другого способа, ребенок либо замыкается, становится эгоцентричным, из-за чего теряет контакты со сверстниками, либо начинает слепо, некритично воспринимать любые групповые предписания, отказываясь от личной свободы и самостоятельности в суждениях.
Наиболее эффективным способом коррекции экзистенциальных страхов является песочная терапия, которая занимают особое место по характеру воздействия, эффективности и способам применения в подростковом возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития.
Экспериментальный этап работы проводился в КГКУ «Лесосибирский детский дом им. Ф.Э. Дзержинского». Выборка исследования составила 16 человек 15-17 лет.
Изучение экзистенциальных страхов у старших подростков проходило с помощью таких методик как «Опросник выраженности актуальных страхов» Ивлевой Е.И., Щербатых Ю.В.; проективная методика З. Королевой «Абстрактная реальность».
По итогам первичного диагностического обследования были выявлены 10 старших подростков (из них 8 мальчиков и 2 девочки) у которых наблюдаются высокие показатели переживания страхов, низкие показатели сопротивления страхам.
Для коррекции экзистенциальных страхов у старших подростков была реализована программа, направленная на работу с экзистенциальными страхами у старших подростков.
Апробирование психокоррекционной программы прошло успешно, благодаря ее применению были снижены интегральные показатели переживания страхов у детей, некоторые страхи, ранее выявленные исчезли, а так же повысили уровень сопротивления страхам.
Таким образом, можно сказать, что выделенные нами в теоретическом анализе особенности проявления экзистенциальных страхов у старших подростков и разработанная нами психокоррекционная программа способствует снижению экзистенциальных страхов у старших подростков.
1 Большой толковый психологический словарь.- Москва : АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
2 Вард, И. Фобия / И. Вард - Москва : Проспект, 2002. - 78 с.
3 Вассерман, Л. И. Совладение со стрессом: теория и психодиагностика: учебное пособие/ Л. И. Вассерман. - Санкт-Петербург :«Речь», 2010. - 192 с.
4 Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва : Искусство. - 1968. - 576 с.
5 Дубровина, И. В. Психология : учебное пособие / И. В. Дубровина. - Москва: Академия, 1999. - 214 с.
6 Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей: учебное пособие / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 448 с.
7 Захаров, А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И. Захаров. - Москва: Педагогика, 1986. - 112 с.
8 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия/ Т. Д. Зинкевич. - Санкт-Петербург: Речь, 2000. - 254 с.
9 Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии /
10 Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург : Речь, - 2002. - 224 с.
11 Ильин, Е. П. Эмоции и чувства /E. П. Ильин. - Санкт-Петербург : 2002. -228 с.
12 Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе/ М. В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 336 с.
13 Копытин, А. И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия/ А. И. Копытин, Б. Корт. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - С.86¬94.
14 Королев А. В. Поиски личностного бытия в философской антропологии / А. В. Королев // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 4. - С. 34-38
15 Кормушина, Н. Г. Коррекция страха смерти у старших подростков : монография / Н. Г. Кормушина. - Челябинск : ООО РЕКПОЛ, 2009. - 324 с.
16 Кормушина, Н. Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков: дис. ... канд. псих.наук: 19.00.07 / Кормушина Наталья Геннадьевна. - Челябинск, 2011. - 243 с.
17 Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. - Москва : Республика, 1993. 150 с.
18 Королева, З. Б. Говорящий рисунок :100 графических тестов / З. Б. Королева. - Екатеринбург : Фактория, 2005. - 304 с.
19 Лебедева, Е. С. Применение песочной терапии в психологическом консультировании / Е. С. Лебедева, Е. Г. Лопес. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. -363с.
20 Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский и др. — Москва : 1990. - 197 с.
21 Леонтьев, Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться / Д. А. Леонтьев // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - № 2. - С. 20-27
22 Личко, А. Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А. Е. Личко, Ю. В. Попов. - Ленинград : Изд-во Инст. им. Бехтерева, 1991. С. 36-40.
23 Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000.-304с.
24 Практикум для детской психокоррекции : психологический практикум / под ред. Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - Ростов-на-Дону : Феникс,2005. - 172 с.
25 Прихожан, А. М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 5-12.
26 Сакович, Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 176 с.
27 Спиваковская, А. С. Психотерапия : игра, детство, семья / А. С. Спиваковская. - Москва: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 304 с.
28 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - Санкт - Петербург : Питер, 2000. - 624 с.
29 Риман, Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии/ Ф. Риман - Москва : Алетейа, 1999. - 132 с.
30 Щербатых, Ю. В. Избавься от страха : учебное пособие / Ю. В. Щербатых. - Москва : ЭКСМО, 2010.- 134 с.
31 Щербатых, Ю. В. Психология страха: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. - Москва : Эксмо-пресс, 2002 . - 54с.
32 Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей: учебник / Г. Эберлейн. Москва : Знание, 1981. - 192 с.
33 Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1971. — № 4. - С. 34-39.
34 Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - Санкт-Петербург : Б.С.К., - 2002.
Электронные ресурсы
35 Дорофеева, Г. А. Страхи: определение, виды, причины [Электронный ресурс] / Г. А. Дорофеева//Психологические науки. - 2004. - № 5. - Режим доступа:http://cyberleninka.rU/article/n/strahi-opredelenie-vidy-prichiny
36 Канаева, Л. А. Особенности тревожности и субьективного http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnosti-trevozhnosti-isubektivnogo-perezhivaniya-odinochestva-u-podrostkov-iz-detskogo-doma-i-semi
37 Конева, О. Б. Психологические особенности эмоционально -
личностной сферы детей - сирот [Электронный ресурс] / О.Б. Конева //Человек. Спорт. Медицина.- 2012. - №2. - Режим
достуnа:http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-emotsionalno- lichnostnoy-sfery-detey-sirot
38 Кормушина, Н. Г. Развитие личности старшего подростка при психокоррекции экзистенциальных страхов методом песочной арт-терапии [Электронный ресурс] / Н.Г. Кормушина// Психологические и педагогические науки. - 2012.-№ 7.- Режим доступа:http: //elibrary.ru/item.asp?id=17840117
39 Макарова, И.П. Программа тренинга по профилактике и преодолению экзистенциальных страхов у молодежи «Стоп - страх» [Электронный ресурс] / И.П. Макарова // Прикладная психология: достижения и перспективы. - 2014. - Режим доступа:
http: //elibrary.ru/download/15847146.pdf
40 Попова, Т. А. Эмоционально - личностные особенности подростков из детского дома, родительской и патронатной семьи [Электронный ресурс] / Т. А. Попова // Психологические и педагогические науки. - 2014. - №1.- Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/detskie-strahi-i-puti-ih-preodolenie
41 Попова, Т. А. Тревожность и самооценка подростков, воспитывающихся в детском доме[Электронный ресурс] / Т. А. Попова // Психологические и педагогические науки. - 2013. - №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnostsamootsenkapodrostkovvospityvayuschihsya-v-detskom-dome-i-patronatnoy-semiepreodolenie
42 Попова, Т. А. Особенности эмоционально - личностной сферы
подростков, воспитывающихся детском доме [Электронный ресурс] / Т. А. Попова // Психологические науки. - 2013. - №8-Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiemotsionalnolichnostnoysferypodrostkov-vospityvayuschihsya-v-detskom-dome-i-patronatnoy-semie
43 Саржанова, А. С. Детские страхи и пути их преодоления
[Электронный ресурс] /А. С. Саржанова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7. - Режим доступа:
http://cyberleninka.rU/article/n/detskie-strahi-i-puti-ih-preodolenie
44 Смолова, Л. В. Экзистенциальный телесно-ориентированный
тренинг «Путетешествие к себе» [Электронный ресурс]/ Л. В. Смолова //Ученые записки СПбГИПСР. - 2015. - №1. - Режим доступа:
http://elibrarv.ru/download/61344277.pdf