Введение
Глава 1. Теоретико-методологические представления о внимании в
1.1 Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания
1.2 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного
Глава 2. Организация и экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента....42
Выводы по 2 главе 51
Заключение
Список используемых источников 55
Приложение А. Список детей 58
Приложение Б. Подбор упражнений для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 60
Приложение В. Таблицы констатирующего эксперимента 63
Приложение Г. Таблицы Контрольного эксперимента 64
«Будь внимательным», «Не отвлекайся», «Смотри внимательно», как часто слышит ребенок подобные фразы от взрослых? Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности и работы органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве.
Современные психологи подсчитали, что колоссальное количество детей (около 1/3) имеют ослабленное внимание. Поэтому изучение качественных характеристик произвольного внимания старшего дошкольника актуальный вопрос, т.к. особенности произвольного внимания определяются с целью установления степени готовности ребенка к обучению в школе.
Внимание — важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Цель исследования: диагностика и развитие внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Объект -внимание старших дошкольников.
Предмет исследования - уровень развития основных свойств внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических и педагогических средств направленных на развитие внимания.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- провести анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования развитие внимания детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать коррекционно - развивающую программу для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
- изучение научно методической литературы;
- психологический эксперимент;
- обработка и анализ данных;
- игры и игровые упражнения, досуги.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию внимания детей могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии внимания для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
В соответствии с целью и задачами эксперимента была определена группа детей, старшего дошкольного возраста, для изучения уровня развития внимания.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ №1 г. Красноярска. Группа исследуемых — 20 детей из них 10 — мальчиков и 10 - девочек, возраст детей на момент исследования 6,3 — 7 лет. Группа была разделена на две подгруппы по 10 человек.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 9 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 64 страницы.
В данной работе была рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем современной психологии - проблема развития внимания у детей дошкольного возраста. Кроме того, были изучены методы диагностики и приемы формирования внимания у детей дошкольного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, в главе 1 данной работы мы изложили теоретический материал по проблеме внимания дошкольников. Раскрыли сущность понятий «внимания», «свойства», «виды и функции», а также рассмотрели, как внимания развивается у детей в дошкольном возрасте.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Исследованием проблемы внимания и деятельности занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, Р. Вудсвортс, а также Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Рубин, В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев, которые рассматривали проблемы внимания с позиций теории деятельности.
Становление внимания - сложный, длительный и неоднородный процесс переходе от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения.
Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Выявление специфики формирования внимания на разных возрастных этапах может способствовать лучшему пониманию проблем ребенка в процессе школьного обучения и организации обучения с учетом имеющихся проблем.
Во 2 главе мы рассмотрели условия и методы развития произвольного внимания и особенности развитие внимания в дошкольном возрасте.
Так же в главе 2 изложена опытно - экспериментальная работа.
По мере анализа полученных данных был сделан вывод, что у большинства дошкольников недостаточно развито внимание.
Далее была проведена коррекционная работа, направленная на развития внимания и его отдельных характеристик.
После проведения этой работы был проведен контрольный эксперимент.
Динамика коррекционной работы показала, что разработанная система коррекции внимания является эффективной. У всех испытуемых наблюдалось повышение результатов по всем показателям.
Целенаправленная работа по развитию внимания положительно влияла на его динамику и развитие творческих процессов у дошкольников в целом.
Результаты исследования показали эффективность использованной методики развития внимания и деятельности и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
2. Методика "Проставь значки" / Богомолов В. Тестирование детей - Ростов-на-Дону, 2006. С.29.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 2005. — 218 с.
4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
5. Визель Т.Г.Основьшейропсихологии: учеб, для студентов вузов Т.Г. Визель. — М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа
6. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Академия, 2004. - 128 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. Пособие / сост. и науч, ред.: В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 8-е изд., испр. - Москва: ACADEMIA, 2011. С. - 623.
8. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст]/Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.-.Просвещение, 2001. - с. 123.
9. Гальперин П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. — М. 1976. -127 с
10. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формированиевнимания. - М., 1974, с. 86
11. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности// Дошкольное воспитание. -2000. -№ 1, С.28-32.
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.:
Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. — (Руководство практического психолога).
13. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - Бийск: НБГУ, 2002. - 47 с
14. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 1973. №3 с. 121-128
15. Дормашев Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормашев, В. Я.Романов. - М: Флинта, 2002. - 540 с.
16. Дубровина И. В. Психология. - М.: Академия, 1999. - 464с.
17. ЕпифанцеваТ.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. ЕпифанцеваТ.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с. - (Сердце отдаю детям)
18. Кирсанова Т.В., Кузьмина С.П., Савостикова Е.Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2009. - май. - С. 11-15.
19. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - 2005. - №2. - С. 1-9.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: «Академия», 2008. -416 с.
21. КоломинскийЯ.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988.
22. Коротаева Е. В., Нефедова А. Н. «Развитие когнитивной активности у старших дошкольников.» // Е. В. Коротаева, А. Н. Нефедова. Педагогическое образование в России. Выпуск №3 / 2012. С. 176-180.
23. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000.- С.32.
24. Левченко Ю. И., Киселева Н. А. « Психологическое изучение детей с нарушениями развития.» / Ю. И. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Национальный книжный центр. 2013. С.-152.
25. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под ред. проф. Т. Д. Марцинковской - М. :Гардарики, 2000. - 255 с.
26. Методика "Проставь значки" / Богомолов В. Тестирование детей - Ростов-на-Дону, 2006. С.29.
27. Немов Р. С. Психология 3 ч. - М.: Владос, 2000. - 668с.
28. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.
29. Палатина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н.Палагина.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 234 с
30. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
31. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
32. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В., и др.; Отв. ред. канд. филос. Наук, доцент Николаенко В.М. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: СП.б.: Питер 2001 - 720 с.
34. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 128с.
35. Сергева И. А. Как способствовать развитию внимания будущего ученика [Текст] / И. А. Сергеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 5. - с. 54-56
36. Ульенкова У.В. (ред.) Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция.: СПб.: Питер, 2007. — 304 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
37. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет.сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2009. - 292 с.
38. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 6-7 лет// Психологическая наука и образование. - 2004. - №1.- 143 с.
39. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно¬методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
40. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
41. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2010г.- 384с.
43. Эльконин, Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста.- М.: Академия, 2006г.-189с.