Диагностика и развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем познавательной активности
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические представления о внимании в
1.1 Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания
1.2 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного
Глава 2. Организация и экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента....42
Выводы по 2 главе 51
Заключение
Список используемых источников 55
Приложение А. Список детей 58
Приложение Б. Подбор упражнений для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 60
Приложение В. Таблицы констатирующего эксперимента 63
Приложение Г. Таблицы Контрольного эксперимента 64
Глава 1. Теоретико-методологические представления о внимании в
1.1 Понятие о внимании. Функции, виды и свойства внимания
1.2 Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного
Глава 2. Организация и экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 28
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
2.3 Организация и анализ результатов формирующего эксперимента....42
Выводы по 2 главе 51
Заключение
Список используемых источников 55
Приложение А. Список детей 58
Приложение Б. Подбор упражнений для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 60
Приложение В. Таблицы констатирующего эксперимента 63
Приложение Г. Таблицы Контрольного эксперимента 64
«Будь внимательным», «Не отвлекайся», «Смотри внимательно», как часто слышит ребенок подобные фразы от взрослых? Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу, поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности и работы органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве.
Современные психологи подсчитали, что колоссальное количество детей (около 1/3) имеют ослабленное внимание. Поэтому изучение качественных характеристик произвольного внимания старшего дошкольника актуальный вопрос, т.к. особенности произвольного внимания определяются с целью установления степени готовности ребенка к обучению в школе.
Внимание — важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Цель исследования: диагностика и развитие внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Объект -внимание старших дошкольников.
Предмет исследования - уровень развития основных свойств внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических и педагогических средств направленных на развитие внимания.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- провести анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования развитие внимания детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать коррекционно - развивающую программу для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
- изучение научно методической литературы;
- психологический эксперимент;
- обработка и анализ данных;
- игры и игровые упражнения, досуги.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию внимания детей могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии внимания для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
В соответствии с целью и задачами эксперимента была определена группа детей, старшего дошкольного возраста, для изучения уровня развития внимания.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ №1 г. Красноярска. Группа исследуемых — 20 детей из них 10 — мальчиков и 10 - девочек, возраст детей на момент исследования 6,3 — 7 лет. Группа была разделена на две подгруппы по 10 человек.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 9 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 64 страницы.
Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются дошкольном детстве.
Современные психологи подсчитали, что колоссальное количество детей (около 1/3) имеют ослабленное внимание. Поэтому изучение качественных характеристик произвольного внимания старшего дошкольника актуальный вопрос, т.к. особенности произвольного внимания определяются с целью установления степени готовности ребенка к обучению в школе.
Внимание — важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Цель исследования: диагностика и развитие внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Объект -внимание старших дошкольников.
Предмет исследования - уровень развития основных свойств внимания дошкольников с разным уровнем познавательной активности.
Гипотеза: предполагаем, что развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при использовании психологических и педагогических средств направленных на развитие внимания.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- провести анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования развитие внимания детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать коррекционно - развивающую программу для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
- изучение научно методической литературы;
- психологический эксперимент;
- обработка и анализ данных;
- игры и игровые упражнения, досуги.
Практическая значимость изучения данной проблемы заключается в том, что предложенные упражнения по развитию внимания детей могут быть использованы в практике педагогов, школьных психологов, родителей. Применение комплекса упражнений способствует коррекции психического развития старших дошкольников, что позволяет организовать планомерную и целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении содержания работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения и определена роль профессиональной деятельности психолога в развитии внимания для наиболее эффективного процесса подготовки детей к школе.
В соответствии с целью и задачами эксперимента была определена группа детей, старшего дошкольного возраста, для изучения уровня развития внимания.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБ ДОУ №1 г. Красноярска. Группа исследуемых — 20 детей из них 10 — мальчиков и 10 - девочек, возраст детей на момент исследования 6,3 — 7 лет. Группа была разделена на две подгруппы по 10 человек.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименований, и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 9 таблицах и 2 диаграммах. Общий объем работы составляет 64 страницы.
В данной работе была рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем современной психологии - проблема развития внимания у детей дошкольного возраста. Кроме того, были изучены методы диагностики и приемы формирования внимания у детей дошкольного возраста.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, в главе 1 данной работы мы изложили теоретический материал по проблеме внимания дошкольников. Раскрыли сущность понятий «внимания», «свойства», «виды и функции», а также рассмотрели, как внимания развивается у детей в дошкольном возрасте.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Исследованием проблемы внимания и деятельности занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, Р. Вудсвортс, а также Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Рубин, В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев, которые рассматривали проблемы внимания с позиций теории деятельности.
Становление внимания - сложный, длительный и неоднородный процесс переходе от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения.
Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Выявление специфики формирования внимания на разных возрастных этапах может способствовать лучшему пониманию проблем ребенка в процессе школьного обучения и организации обучения с учетом имеющихся проблем.
Во 2 главе мы рассмотрели условия и методы развития произвольного внимания и особенности развитие внимания в дошкольном возрасте.
Так же в главе 2 изложена опытно - экспериментальная работа.
По мере анализа полученных данных был сделан вывод, что у большинства дошкольников недостаточно развито внимание.
Далее была проведена коррекционная работа, направленная на развития внимания и его отдельных характеристик.
После проведения этой работы был проведен контрольный эксперимент.
Динамика коррекционной работы показала, что разработанная система коррекции внимания является эффективной. У всех испытуемых наблюдалось повышение результатов по всем показателям.
Целенаправленная работа по развитию внимания положительно влияла на его динамику и развитие творческих процессов у дошкольников в целом.
Результаты исследования показали эффективность использованной методики развития внимания и деятельности и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, в главе 1 данной работы мы изложили теоретический материал по проблеме внимания дошкольников. Раскрыли сущность понятий «внимания», «свойства», «виды и функции», а также рассмотрели, как внимания развивается у детей в дошкольном возрасте.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Исследованием проблемы внимания и деятельности занимались многие виднейшие психологи и педагоги. Среди них мы можем назвать следующие имена. С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, Р. Вудсвортс, а также Т. Рибо, Н.Н. Ланге, Э. Рубин, В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев, которые рассматривали проблемы внимания с позиций теории деятельности.
Становление внимания - сложный, длительный и неоднородный процесс переходе от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения.
Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Выявление специфики формирования внимания на разных возрастных этапах может способствовать лучшему пониманию проблем ребенка в процессе школьного обучения и организации обучения с учетом имеющихся проблем.
Во 2 главе мы рассмотрели условия и методы развития произвольного внимания и особенности развитие внимания в дошкольном возрасте.
Так же в главе 2 изложена опытно - экспериментальная работа.
По мере анализа полученных данных был сделан вывод, что у большинства дошкольников недостаточно развито внимание.
Далее была проведена коррекционная работа, направленная на развития внимания и его отдельных характеристик.
После проведения этой работы был проведен контрольный эксперимент.
Динамика коррекционной работы показала, что разработанная система коррекции внимания является эффективной. У всех испытуемых наблюдалось повышение результатов по всем показателям.
Целенаправленная работа по развитию внимания положительно влияла на его динамику и развитие творческих процессов у дошкольников в целом.
Результаты исследования показали эффективность использованной методики развития внимания и деятельности и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция произвольного внимания детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста на основе партнерских отношений участников образовательного процесса
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития у детей старшего дошкольного возраста креативности посредством эксперимента
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



