Введение 4-5
Раздел 1. «Хадамтай басаган».
Образ свадебного бурятского костюма в технике бумажной пластики.
1.1. Свадебный бурятский костюм 7-9
1.2. Женские бурятские украшения 10-13
1.3. Бурятский орнамент 14-18
Раздел 2. Арт-объект ДПИ. «Хадамтай басаган».
Образ свадебного бурятского костюма. От замысла к воплощению
2.1. Разработка идеи и концепции арт-объекта дпи 20
2.2. Эскизирование и сбор информационного материала к арт-объекту дпи 21-24
2.3. Выполнение арт-объекта дпи в соответствии с замыслом 25-27
2.4. Представление арт-объекта дпи 28-29
Раздел 3. «Бумажная кукла».
Учебное задание для детей 11-14 лет (5-7 классы).
3.1. Методическая мотивация учебного задания 31-32
3.2. Структура уроков учебного задания 32
3.3. Описание хода ведения уроков 32-44
3.4. Анализ и оценка результата учебного задания 45-50
3.5. Представление детских работ учебного задания 50-51
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложение
В современном искусстве бумага является востребованным и разнообразным материалом для многогранного формотворчества. Этот материал доступен и не заменим на каждом этапе проектной деятельности любого художника. Первый детский опыт творчества каждого человека тоже связан с бумагой. Можно смело сказать, что именно этот простой материал дает незаменимую опору в формировании творческих качеств.
Пройдя курс бумажной пластики, я познакомилась со всей многогранностью этого материала и получила опыт в формотворчестве. Вдохновившись арт - объектами из бумаги и изучив приемы этой техники, мне захотелось создать платье, которое мечтает одеть каждая девушка, а именно свадебное. Но современные свадебные платья, на мой взгляд, не несут в себе этнических черт. А моей идеей стал наряд этнического характера. Отправной точкой послужили мои родовые корни, а именно русские, белорусские и бурятские. Изучив историю национальных костюмов каждого народа, я сделала вывод, что в настоящее время именно в Бурятии сохранились древние традиции свадебного костюма. Углубившись в свадебные обряды и символику, сформировалась идея создать образ бурятского свадебного костюма в технике бумажной пластики.
В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности, платье из бумаги используют в различных костюмированных дизайнерских конкурсах, фотосессиях и других творческих медиа - проектов.
В своей работе над образом "Хадамтай басаган", я старалась передать тот счастливый миг, который случается раз в жизни бурятской молодой девушки, а также не утратить красоту и хрупкость такого материала как бумага.
Не случаен и выбор цветов: белый означает святость, чистоту и счастье; синий цвет - божественную силу, постоянство и верность, что, на мой взгляд, является важными качествами невесты.
Костюм насыщен традиционными бурятскими орнаментами, преобладает Орнамент - «Священные камни Чиндамани», орнамент - «Узла» и «Соёмба». Для орнамента используется прием вырезки, а украшения костюма выполнены в технике квиллинг.
Образ "Хадамтай басаган" свадебного бурятского костюма является взглядом на древние традиции народа и воплощение его в современной трактовке бумажного искусства.
Дипломный проект представляет собой арт - объект дпи, образ свадебного бурятского костюма в технике бумажной пластики.
В рамках темы дипломного проекта разработан проект по теме «Бумажная кукла», создание объемной куклы из бумаги. Материал и практическая часть состоит из пяти уроков. Учебное задание направлено на знакомство с искусством бумажной пластики, с ее материалом, приёмами этой техники и умением создавать из плоскости бумаги художественный образ, взаимодействующий с пространством.
Цели и задачи дипломного проекта:
Цели:
- Создание художественного образа по мотивам бурятского костюма невесты;
- Создание свадебного бурятского костюма. Арт - объекта дпи;
- Изучение приемов бумажной пластики, техники квиллинг, выбор наиболее подходящего материала (бумага) для костюма;
- Разработка учебного задания для детей.
Задачи:
- Подборка теоретического материала для дипломного проекта и учебного задания;
- Разработка концепции арт-объекта дпи, сбор фотоматериала, выполнение рабочих эскизов, макетирование, создание чернового варианта арт-объекта, воплощение в материале арт-объекта, фотосессия и компьютерная обработка, печать изображений на баннерах, оформление и подача проекта к защите (арт-объект дпи - свадебный бурятский костюм, 3 баннера);
- Разработать структуру учебного задания, познакомить детей с искусством бумажной пластики, с ее материалом, приемами этой техники и создать объемную куклу из бумаги;
- Анализ детских работ по итогам учебного задания;
- Представление серии детских работ.
Дипломный проект представляет собой арт-объект дпи. «Хадамтай басаган». Образ свадебного бурятского костюма в технике бумажной пластики. В проекте используются различные приемы этой техники, такие как вырезка, биговка, фальцовка, скручивание. Применяется и техника квиллинг. В образе свадебного костюма полностью соблюдена бурятская символика, каждый орнамент несет в себе смысловое значение, так же как и украшения головного убора.
Я показываю в своей работе всю многогранность такого материала как бумага, что можно создать, изучив приемы бумажной пластики, а также я показываю всю красоту национального свадебного бурятского костюма. Ту трепетность, с которой досей пор, хранятся традиции свадебных обрядов. При том, своей работой я хочу обратить внимание на мимолетность счастливого мгновения, подобного жизни прекрасного цветка, лепесткам которого суждено осыпаться, а растению дать плоды.
Своим проектом, я не только отображаю новизну дипломной работы, но и художественную выразительность материала в приемах работы с бумагой. По средствам ее пластического языка, можно создавать абсолютно любой художественный образ.
В ходе прохождения практики в МБОУ СШ № 137 Свердловского района города Красноярска я ознакомилась с содержанием и основной формой деятельности школы.
За время прохождения преддипломной практики я многому научилась, ближе познакомилась с профессией педагога, окунулась в атмосферу детского творчества, общества детей. В результате всего этого, я приобрела практические навыки работы учителем изобразительного искусства. Преддипломная практика позволила мне расширить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе обучения в институте, приобрести практические навыки работы с детьми.
Проводя уроки, я стремилась сделать их разнообразными и интересными, удивить и мотивировать детей. Тема «Бумажная кукла» научила создавать детей объёмных бумажных сказочных героев, а главное развила их способность творчески мыслить, развивать свою фантазию, научила терпению и аккуратности, а также развила физические способности, а в особенности моторику рук. Я довольна своим прохождением практики, мне удалось выполнить все свои цели и задачи. Наградой стали прекрасные работы детей.
1. Ампилогов О.К. Учебно-методическое пособие «Преддипломная подготовка».- Красноярск «СФУ» 2012 г.
2. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. - Улан-Удэ: 1987 г.
3. Басаева К.Д. Семья и семейный быт у бурят: Традиции, обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, нормы и формы заключения брака, свадебные обряды // История и культура бурятского народа. - Улан-Удэ, 1999. - с.91-134.
4. Вотякова Е.Е. «Теория и методика преподавания изобразительного искусства» ОПД.Ф.4 Психология художественного творчества: учебно-методическое пособие к аудиторной и самостоятельной работе. - Красноярск «СФУ» 2012 г.
5. Воробьев О.Я., Плещук Е.А., Андреенко Т.В. «Тематическое планирование», изобразительное искусство. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского 1-8 классы. - Москва «Просвещение» 2012 г.
6. Гагарин Б.Г. Бумагопластика. - Магнитогорск 2014 г.
7. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. - Ташкент. 1988 г.
8. Николаева, Николаева Д.А. Сакральные функции женских украшений восточных бурят. - Нуудэлдийн унДэсний хувцас, уламжлал, зан уйл. Улаанбаатар хот, 2005 г.
9. Самбуева, 2004 Самбуева С.Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. - Улан-Удэ, 2004 г.
10. Соловьева Н.Г. Знакомство детей школьного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. - Айрис-Пресс 2004 г.
11. Соктоева, 1988 Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. - Новосибирск, 1988 г.
12. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - УПМ, 2008 г.