Введение 3
1 Возможности развития языковой компетентности детей-инофонов в детском саду средствами игровых упражнений 6
1.1 Особенности освоения второго языка детьми-инофонами в детском
дошкольном учреждении 23
1.2. Языковая компетентность и ее развитие в дошкольном возрасте 6
1.3. Особенности развития языковой компетентности детей-инофонов. 17
1.4 Игровые упражнения в детском саду как средство развития языковой
компетентности детей 32
2 Экспериментальное изучение развития языковой компетентности детей-
инофонов в детском саду средствами игровых упражнений 41
2.1 Описание и обоснование методик изучения развития языковой
компетентности детей-инофонов 41
2.2 Описание и обсуждение результатов 49
Заключение 56
Список использованных источников 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей, для которых русский язык не является родным. Воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из актуальных проблем.
Как правило, если ребёнок вырастает в семье, где с ним не говорят на русском языке, где могут быть иные традиции воспитания, общения, питания, поведения, чем в большинстве семей россиян, то приходя в детский сад или школу, он испытывает определённые трудности. И связаны они, в первую очередь, с тем, что он не умеет говорить по-русски, и не понимает обращённой к нему речи, а также с иными культурными установками, полученными в семье, и с отсутствием опыта проживания в русской культурно-языковой среде [17, с. 70].
Облегчить задачу вхождения в жизнь большинства, овладение культурой и языком, в рамках которых будет проходить дальнейшая жизнь ребёнка, не забывая о поддержке и сохранении первого родного языка и представленной в семье культуры - сложная, многосторонняя задача, решение которой может занять многие годы. Казалось бы, когда на улице, по телевизору звучит русская речь, это уже должно создавать предпосылки для овладения языком и культурой. Если это и происходит, то в очень ограниченной мере. На самом деле, если у семьи нет русскоязычного общения, и родители не заботятся о последовательном приобщении к окружающей культуре, то овладения вторым - русским - языком не происходит. Приобщение к русскому языку должно происходить в объёме, достаточном для нормального вхождения в школьную жизнь, обеспечивающем по возможности полноценное пребывание в детском коллективе, где преподавание будет происходить на русском языке.
Семья может стать как тормозом изучения языка, так и усилить мотивацию ребёнка. Большое значение имеет то, как относятся в семье к своей и чужой культуре, т.е. преобладающая стратегия аккультурации в семье.
Стратегия интеграции, при которой происходит синтез двух культур, наиболее успешная. При выборе этой стратегии меньше вероятность развития различных психологических расстройств.
Большинство родителей детей-инофонов выбирают стратегию интеграции. Они хотят, чтобы дети ещё в детском саду начали говорить на русском языке в силу разных причин: возможность получения образования в России; вероятность занять более высокое положение в обществе; облегчение миграции; историческое наследие семьи; любовь к русской культуре и т.д.
Ребенок, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми. Общение - один из основных способов для полноценной жизни и условий его развития. Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения.
Изучением развития общения у детей дошкольного возраста занимались учёные Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, Е.В. Коротаева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, С.В. Проняева, М.И. Чистякова и др. Данные учёные выделяют специальные условия для более эффективного развития коммуникативных умений у детей: организация и проведение занятий направленных на развитие речи детей, разыгрывание коммуникативных ситуаций, применение на занятии дидактических игр, индивидуальная работа с каждым ребёнком, разнообразные игры-упражнения, беседы, сюжетно-ролевые игры, совместная работа воспитателя с детьми и родителями. Исследования учёных показали, что коммуникативные умения развиваются эффективнее при условии включения ребёнка в процесс общения именно в ходе совместной деятельности. Главной деятельностью дошкольника по развитию речевой компетентности является игра.
Объект исследования - процесс формирования языковой компетентности у детей-инофонов в детском саду.
Предмет исследования - игровые упражнения в детском саду как средство развития языковой компетентности детей.
Цель исследования - выявить особенности формирования языковой компетентности у детей-инофонов средствами игровых упражнений в детском саду.
Гипотеза: игровые упражнения, проводимые в полиэтнической группе детского сада, повышает уровень языковой компетенции детей-инофонов.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу для описания особенностей развития языковой компетенции у детей-инофонов;
- разработать модель развития языковой компетенции средствами игровых упражнений у детей-инофонов в детском саду;
- провести серию игровых упражнений с детьми 4-5 лет;
- проверить уровень развития языковой компетенции детей- инофонов после проведенного формирующего эксперимента;
- разработать методические рекомендации для педагогов по развитию языковой компетентности детей-ионофонов.
Формирование коммуникации у детей-инфонов необходимо в первую очередь для успешной социализации. Процесс познания в русскоязычной среде, выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими детьми и взрослыми, его мысли, чувства. Значит, можно сказать, что игра организует детей, учит делать выбор и адекватно оценивать его, приучает к определённым правилам, учит быть ответственным за отведённую роль в игре. Игра является средством взаимодействия детей, даёт первый опыт общения в детском коллективе.
Игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети-инофоны активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.
Несомненно, что развитие коммуникативных компетенций детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры, придуманные самими детьми, могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он режиссёр, он артист и учится публично говорить и действовать.
Возможность выяснить причину низкой языковой компетентности детей- инофонов была получена исходя из анкетирования родителей, которые в силу занятости мало уделяют внимания ребёнку. Так же мы выяснили, что большая часть родителей не знают, как можно развивать речь ребенка, помимо занятий по развитию речи. Результаты исследования показали, что на констатирующем этапе исследования уровень развития речи у детей был очень низок у 67% детей, у 25% - средний уровень и лишь у 8% - высокий. Разработанный комплекс занятий постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей дошкольного возраста дал ожидаемые положительные результаты. После формирующего этапа исследования детей с низким уровнем развития речи осталось 25%, со средним уровнем - 50% и высокий уровень показали 25%.
Проведенная работа по внедрению в процесс развития речи ребенка игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.
Таким образом, игры помогают детям не только познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность развить их языковую и коммуникативную компетентность. В играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил, запускаются процессы самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. Через игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе.
1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4. - С. 102.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 132 с.
3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М., 2013. - 345 с.
4. Беженарь, О.А. Некоторые проблемы становления детского
билингвизма [Электронный ресурс] О.А. Беженарь // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. №5. - URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/nekotorye-problemy-s.. (дата обращения: 16.05.2017).
5. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2015. - 256 с.
6. Богуш, А.М. Культура речевого общения детей дошкольного возраста: Метод. пособие / А.М. Богуш, Е.П. Аматьева, С.К. Хаджирадева. - Одесса: ЮНЦ АПН Украины, 2013. - 251 с.
7. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014. - 345 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015. - 118 с.
9. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис- Пресс, 2014. - 208 с.
10. Вишневская, Г.М. Билингвизм и его аспекты / Г.М. Вишневская. - М.: Дашков и К°, 2012. - 345 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - С. 200-508.
12. Гурин, Ю.В. Игры для детей от трех до семи / Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. - СПб, «Речь», 2013. - 157 с.
13. Дети-билингвы в детском саду : метод. пособие / [Л.Р. Давидович и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Сфера, 2011. - 128 с
14. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку: на материале русского языка как иностранного / И.А. Зимняя. - М.: Русский язык, 1989. - 219 с.
15. Калмыкова, Л.А. Детская речь как многомерный феномен / Л.А. Калмыкова // Проблемы онтолингвистики. - 2012. - С. 25-28.
16. Клюева, Н.В. Учим детей общению : пособие для работников ДОУ / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
17. Крутий, Е. Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и речевого общения детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Крутий - Режим доступа: http://www.kzdeti.com/(дата обращения: 16.05.2017).
18. Кожемякин, Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография / Е.А, Кожемякина. - Белгород: изд-во БелГУ, 2013. - 119 с.
19. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; ред. А.Г. Рузская; Рос. акад. образования (РАО), МПСИ. - 2-е изд. - М. : Изд-во МПСИ, 2001. - 384 с
20. Молчанов, С.Г. Ребенок-билингв - новый феномен дошкольного образования: Обучение и воспитание / С.Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 3(81). - С. 6-26.
21. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб., 2014. - 423 с.
22. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия. / Под ред. Л.Е. Курнешовой. - М.: Центр «Школьная книга», 2014. - 521 с.
23. Педагогика межнационального общения. / Под ред. Д.И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2014. - 168 с.
24. Петрова, А.А. Просодия речи при раннем билингвизме. Русский язык за рубежом / А.А. Петрова. - 2013. - № 6. - С. 88-94.
25. Протасова, Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте. Книга для
преподавателей и родителей / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 631 с.
26. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001. - 112 с.
27. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и др. «Учимся дружить и сотрудничать». Рабочая тетрадь для мл. школьников. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 345 с.
28. Синева, О.В. Человек, его характер, мир: изучаем играя. Пособие по развитию речи для детей, изучающих русский язык как иностранный и неродной / О.В. Синева, Т.А. Шорина. - М.: Русский язык, курсы, 2012. - 88 с.
29. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 480 с.
30. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
31. Социокультурная адаптация детей-инофонов: концептуальные и методические аспекты : [сб. ст. и науч.-метод. материалов]. / [под науч. ред. А.О. Кравцова]. - СПб. : НОУ «Экспресс», 2014. - 70 с.
32. Улзытуева, А.И. Психологические условия формирования двуязычия у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /А.И. Улзытуева, Ю.В. Андросова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. №1. - URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-usl.. (дата обращения: 16.05.2017).
33. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать / К. Фопель. - М.: Генезис, 2012. - 134 с.
34. Чуковский, К.И. От двух до пяти: книга для родителей / К.И. Чуковский. - М.: Педагогика, 2014. - 384 с.
35. Хелен, Б.И. Развитие ребенка / Б.И. Хелен. - СПб.: Питер, 2012. - 524 с.
36. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
37. Edwards, C. P. Three Approaches from Europe: Waldorf, Montessori, and Reggio Emilia // ECRP. Электронный pecypc./C. P. Edwards. - Электронные текстовые данные. 2002. .
38. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"