Введение 3
1 Состояние вопроса организации и содержания физической подготовки в
теории и методике танцевального спорта 6
1.1 Специфика и содержание спортивной подготовки в танцевальном
спорте 6
1.2 Основные физические качества танцоров и методы их развития 12
1.3 Аналитический обзор методов и средств физической подготовки
широкой спортивной практики и оценка возможности их применения в танцевальном спорте 18
1.4 Теоретические предпосылки к разработке интегральной методики
физической подготовки танцоров 10-12 лет 24
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 31
3 Экспериментальное обоснование эффективности интегральной методики
физической подготовки танцоров 10-12 лет 36
3.1 Выявление экспертного мнения о состояния вопроса физической
подготовки в сложнокоординационных видах спорта на основе анкетного опроса 36
3.2 Интегральная методика физической подготовки танцоров 10-12 лет на
этапе начальной спортивной специализации 40
3.3 Влияние экспериментальной методики физической подготовки на
динамику физического развития детей 10-12 лет 49
3.4 Оценка влияние экспериментальной методики на показатели
физической подготовленности танцоров 10-12 лет 57
3.5 Оценка влияния экспериментальной методики на техническую
подготовленность танцоров 10-12 лет 65
Заключение 68
Практические рекомендации 69
Список использованных источников 70
Приложения
Танцевальный спорт, один из самых молодых представителей сложнокоординационных видов спорта с хореографической основой. При этом динамика его развития и интеграции в мировые и национальные спортивные организации намного опережает уровень его научно -методического обеспечения. Из ряда научных источников [7; 8; 9] известно, что в советский период истории отечественной науки танцевальный спорт не был представлен ни одной научной работой, а в новой России таких работ уровня диссертаций на соискание степени кандидата наук по состоянию на 2015 год насчитывается не более 29 работ [10].
Анализ тематики научных работ доступных в печатной и электронной среде показал, что авторская инициатива смещена в области технической и специальной подготовки спортсменов-танцоров. Работы в области физической подготовки в танцевальном спорте преимущественно основываются на классических средствах и методах тренировки, имеют узкую направленность решаемых задач и слабо отражают суть многолетней подготовки спортивного резерва в танцевальном спорте. В таких условиях разумно использовать в качестве научно -методической основы опытные данные более широкого исследовательского поля.
Важно отметить, что формирование системы приоритетов в планировании тренировочного процесса в разных видах спорта, соревновательных дисциплинах и разными тренерскими коллективами, происходит не одинаково, в результате чего в каждом частном случае происходит смещение баланса в пользу некоторых отдельных навыков и/или физических качеств спортсменов, а так же средств, методов и режимов тренировки. При этом накапливается уникальный опыт развития и совершенствования ведущих физических качеств спортсменов определяющих успешность в соревновательной деятельности, который, в конечном счете, может оказаться наиболее практичным и эффективным.
Вместе с тем разумно полагать, что некоторые такие тренировочные техники, как в виде отдельных специальных и соревновательных упражнений, так и целых тренировочных комплексов, могут быть применимы и в других видах спорта. Такой подход открывает перспективы к синтезу новых высокоэффективных методик подготовки спортсменов с учётом опытных и научных данных широкого числа видов спорта.
Актуальность. Принимая во внимание вышеизложенные тезисы, разработка методики физической подготовки танцоров на этапе начальной спортивной специализации сама по себе представляется актуальной задачей и имеет большое практическое значение. Вместе с тем актуальность исследования можно заметно повысить, применив в разработке методики физической подготовки, интегрированные и адаптированные тренировочные средства ранее не имевших практики применения в спортивной подготовке танцоров или применявшихся с ограниченными целевыми установками. При этом выбор таких средств мог бы опираться на родственные признаки в основных физиологических принципах двигательных действий, условиях их применения и характере физических нагрузок. Такой подход наиболее важен на этапе начальной спортивной специализации, когда доля общей физической подготовки начинает снижаться, при этом возникает необходимость рассматривать вопрос и о комплексном воздействии методик физической подготовки.
Цель исследования - разработать и обосновать эффективность интегральной методики физической подготовки танцоров 10-12 лет на основе интеграции и адаптации тренировочных средств циклических видов спорта с повышением координационной сложности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс детей 10-12 лет, занимающихся танцевальным спортом на этапе начальной спортивной специализации.
Предмет исследования - интегральная методика физической подготовки танцоров 10-12 лет на основе интеграции и адаптации тренировочных средств циклических видов спорта с повышением координационной сложности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно -методической литературы и нормативно - правовой базы по вопросам организации физической подготовки в сложнокоординационных видах спорта;
2. Выявить возрастные особенности и потребности, а также физические качества, определяющие результативность танцоров в возрасте 10-12 лет;
3. Разработать и экспериментально обосновать интегральную методику физической подготовки танцоров в возрасте 10-12 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что на этапе начальной спортивной специализации соревновательная деятельность юных танцоров будет результативней, если разработать методику физической подготовки с интегрированием тренировочных средств циклических видов спорта с повышением координационной сложности.
Научная новизна исследования заключается в интеграции и адаптации специальных и соревновательных упражнений циклических видов с повышенной координационной составляющей к применению в педагогической практике танцевального спорта в качестве средств физической подготовки.
Практическая значимость состоит в том, что интеграция и адаптация средств физической подготовки опирается на анализ и описание физиологических механизмов движения имеющих сходства с аналогичными свойствами танцевальной деятельности, а также степень воздействия на развитие физических способностей детей занимающихся танцевальным спортом и функциональную направленность применяемых средств.
Экспериментальное применение интегральной методики физической подготовки показало эффективность использования интегрированных средств физической подготовки танцоров в возрасте от 10 до 12 лет, заимствованных и адаптированных к учебно-тренировочному процессу в танцевальном спорте.
В результате практического применения предложенной методики и объективным данным, полученным по итогам эксперимента, имеются основания для выделения практически значимых выводов исследования:
1. Анализ доступных научных сведений и программно-нормативных документов позволил сформулировать актуальность исследования, его практическую и теоретическую значимость, а также рабочую гипотезу предполагающую эффективность использования интегрированных средств физической подготовки из числа тренировочных средств циклических видов спорта с повышенной координационной составляющей;
2. Теоретическое изучение вопроса организации и методического сопровождения физической подготовки в широкой спортивной практике позволило провести научно обоснованную селекцию средств физической подготовки и оценить возможность применения таких средств в педагогической практике танцевального спорта, на основании чего составлена экспериментальная методика;
3. Практическая реализация экспериментальной методики показала высокую степень её влияния на уровень физического развития детей в возрасте 10-12 лет. Главным образом это касается свойств органов внешнего дыхания и общей физической работоспособности;
4. Объективные данные, полученные по итогам педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о высокой эффективности предложенной методики в части комплексного развития ведущих физических качеств танцоров 10-12 лет определяющих успешность их соревновательной деятельности.
1. Александрова, В. А. Развитие творческих способностей танцоров категории Юниоры-2 средствами импровизационной хореографии / В. А. Александрова, И. И. Овчинникова // Наука и мир. - Волгоград. 2016, - №4(32),
- С. 32-33.
2. Александрова, В. А. Аэробные возможности танцоров и способы их оценки / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун -т физ. культ. спорта молод. и тур -ма. - Москва, 2013. - С. 10-13.
3. Александрова, В. А. Особенности воспитания гибкости танцоров в спортивных бальных танцах / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун -т физ. культ. спорта молод. и тур -ма. - Москва, 2014. - С. 5- 8.
4. Александрова, В. А. Особенности использования круговой тренировки в системе силовой подготовки танцоров / В. А. Александрова, В. В. Шиян // Слабожанский науково-спортивный вютшк. - 2013. - №3(36). - С. 31-37.
5. Александрова, В. А. Оценка интенсивности выполнения латиноамериканской соревновательной программы спортивных бальных танцев / В. А Александрова, В. В. Шиян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. -№5(87). - С. 7-10.
6. Артемьева Г. П. Построение индивидуальных тренировок со спортсменами 9-11 лет в спортивных танцах на льду / Г. П. Артемьева, А. Я. Муллагильдина, Е. В. Авраменко // Слабожанский науково -спортивний BicTHiK.
- 2013. - №5 (38). - С. 19-24.
7. Баранов, В. Н. Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин. - Москва: Мир атлетов, 2008. - 540 c.
8. Баранов, В. Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2011. - №3. - С. 9-14.
9. Баранов, В. Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 7-16.
10. Баранов В. Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-9.
11. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курись, И. Б. Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2009, —314 с.
12. Белоус, А. А. Сравнительный анализ координационных способностей спортсменов координационных видов спорта / А. А. Белоус, В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы всеросс. науч. практ. конф. - Москва, 2014. - С. 12-18.
13. Болдырева, Е. А. Влияние средств хореографии на техническую подготовленность танцоров-спортсменов/ Е. А. Болдырева // Вестник ЗКГУ. - Уральск, 2014. - С. 28-32.
14. Борисова, Ю. Ю. Координационные способности как компонент системы подготовки танцоров 7-8 лет / Ю. Ю. Борисова // Прикладная спортивная наука. - 2016. - №2(4). - С. 8-12.
15. Бредихин, А. Ю. Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12(58). - С. 221-224.
16. Быков, Н. И. Методика воспитания общей выносливости танцоров в возрасте 16-18 лет / Н. И. Быков // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ. спорта молод. и тур -ма. - Москва, 2014. - С. 28-32.
17. Галкин, В. А. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта спортивные танцы/ В. А. Галкин, Е. А. Овчинникова. - Отрадное, 2015. - 44 с.
18. Герасевич, А. Н. Спортивная медицина: практикум / А. Н. Герасевич.- Брест: БрГУ, 2013. - 169 с.
19. Гирин, С. В. Индекс массы тела - важный показатель состояния здоровья / С. В. Гирин // Биологическая терапия. - 2010. - №2. - С. 6-8.
20. Головко, А. В. Развитие спортивных способностей на занятиях бальными танцами / А. В. Головко // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №4. - С. 24-25.
21. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса ГТО. - Введ. приказом Минспорта РФ от 08.07.2017 №575. - Москва: Минспорта РФ. - 13 с.
22. Готовчиков, П. Д. Методы исследования и фармакологической коррекции физической работоспособности человека: учеб. метод. пособие / П. Д. Готовчиков. - Барнаул : АлтГУ, 2013. - 14 с.
23. Граничина, О. А. Математико-статистические методы психолого- педагогических исследований: учеб. метод. пособие / О. А. Граничина. - Санкт- Петербург : ВВМ, 2012. - 115 с.
24. Грачев, Д. И. Упражнения в специальной физической подготовке спортсменов-танцоров / Д. И. Грачев // Тезисы докладов Российской научно - методической конференции по проблемам развития спортивных танцев. - Москва, 2000. - С. 42-46.
25. Губа, В. П. Резервные возможности спортсменов: монография / В. П. Губа, Н. Н. Чесноков. - Москва : Физическая культура, 2008. - 146 с.
26. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В. П. Губа. - Москва: Советский спорт, 2008. - 304 с.
27. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гусева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012, -№2. -С. 21-22.
28. Давыдова, Н. С. Физиология двигательной деятельности: учеб. пособие / Н. С. Давыдова. - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 112 с.
29. Джала, Т. Р. Метод опорных точек в обучении спортивным танцам / Т. Р. Джала // Спортивные танцы. - 2002. - № 2(25). - С. 23-26.
30. Жаворонкова, И. А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Жаворонкова Ирина Анатольевна. - Белгород, 2006. - 151 с.
31. Заячук, Т. В. Совершенствование методики развития координационных способностей детей, занимающихся спортивными танцами / Т. В. Заячук, И. В. Зарипова // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам [Том II]: материалы межд. науч. -практ. конф., 29-30 ноября 2012. - Казань, 2012. - С. 85-88.
32. Зиновьева, Т. С. Виды подготовки спортсмена-танцора высшей квалификации команды формейшн в спортивных танцах: характеристика сущности/ Т. С. Зиновьева // Вестник ТГУ. 2015, - №12(152). - С. 79-85.
33. Карева, И. В. Особенности формирования рабочей осанки как двигательного навыка в спортивных танцах / И. В. Карева, Е. А. Репникова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - №2. - С. 44-49.
34. Карпенко, Л. А. Базовая подготовка в спортивных танцах на паркете / Л. А. Карпенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.- 2009. - 5(51). - С. 36-40.
35. Коваленко, А. А. Использование упражнений для улучшения качества исполнения технических действий спортсменами-танцорами / А. А. Коваленко // Спортивные танцы. - 2005. - №1(39). - С. 34-38.
36. Коваленко, А. А. Современные подходы к построению классификаций технических действий и элементов в спортивных танцах / А. А. Коваленко, А. В. Машков // Спортивные танцы. - 2001. - №1(17). - С. 14-15.
37. Колесникова, Г. А. Совершенствование тренировочного процесса в черлидинге на основе использования средств хореографии: методическая разработка / Г. А. Колесникова. - Новокуйбышевск, 2015. - 32 с.
38. Кондрашина, Е. Б. Гармония танцевального спорта и искусства: дополнительная программа по танцевальному спорту/ Е. Б. Кондрашина, Л. А. Анохина, А. И. Постельник. - Тюмень, 2016. - 63с.
39. Корнеева, М. Л. Дополнительная общеразвивающая программа по танцевальному спорту / М. Л. Корнеева, Е. Н. Гарбуз, О. Е. Асадчая, М. В. Гарбуз, В. Ю. Скоробогатова. — Краснодар, 2015. - 34 с.
40. Котенко, Н. В. Особенности хореографической подготовки в спортивных танцах / Н. В. Котенко // Вестник спортивной науки. - 2012. - №2(2). - С. 63-66.
41. Кочерин, П. М. Состояние и перспективы развития современных спортивных танцев / П. М. Кочерин // Вестник УлГПУ. - Ульяновск, 2011. - №5. - С. 185-188.
42. Кочерин, П. М. Формирование спортивного мастерства танцевальных пар 14-15 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Кочерин Павел Маратович. - Набережные Челны, 2011. - 24 с.
43. Крыжановский, Г. А. Повышение специальной выносливости бегунов на 800 метров средствами и методами скоростно -силовой направленности / Г. А. Крыжановский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -
2007. - №5. - С. 57-65.
44. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.
45. Курашвили, В. А. Исследование физиологических механизмов у бегунов на различные дистанции / В. А. Курашвили // Вестник спортивных инноваций. - 2010. - №18. - С. 21-22.
46. Курашвили, В. А. Мониторинг сердечной деятельности пловцов / В. А. Курашвили // Вестник спортивных инноваций. - 2011, - №28, - С. 2-3.
47. Кызим, П. Н. Модельные характеристики общей физической подготовленности спортсменов акробатического рок-н-ролла категории «юноши» 10-14 лет разного уровня квалификации / П. Н. Кызим, Н. П. Батеева // Слобожанський науково -спортивний BicHHK. - 2009. - №3. - С. 59-63.
48. Лебедева, Е. В. Комплекс специально -подготовительных упражнений для повышения технического мастерства исполнения танца пасодобль / Е. В. Лебедева // Спортивные танцы. - 2001. - №4(20). - С. 44-55.
49. Ленская, Е. В. Структура и содержание начальной технической подготовки в спортивных танцах на основе одиночного танцевания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ленская Елена Валентиновна. - Москва, 2016. - 180 с.
50. Ленская, Е. В. Структурные компоненты технической подготовки юных танцоров на этапе предварительной подготовки в спортивных танцах / Е. В. Ленская, М. В. Жийяр // Проблемы и достижения современной науки: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20-21 мая 2014 г. - Уфа, 2014. - С. 162-165.
51. Ложкина, Н. И. Показатели вестибулярной устойчивости у спортсменов различных специализаций / Н. И. Ложкина, Т. П. Замчий // Успехи современного естествознания. - 2013. -№2. - С. 120-121.
52. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - Москва: Дивизион, 2006. - 290 с.
53. Макарова, Г. А. Спортивная медицина: учебник / Г. А. Макарова. - Москва: Советский спорт, - 2008. - 480 с
54. Маковчук, А. С. Партерная гимнастика как наиболее важный компонент занятий хореографией у детей школьного возраста / А. С. Маковчук // Хореографическое искусство: традиции и инновации: материалы межрегион. науч. практ. конф. 20 марта 2014 года. - Курган, 2014. - С. 27-33.
55. Малиева, Е. И. Особенности функционального состояния танцоров высокой квалификации /Е. И. Малиева, Н. Н. Захарьева // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун -т физ. культ. спорта молод. и тур -ма. - Москва, 2017. - С. 36-39.
56. Машков, А. В. Классификация по сложности технических действий танца Танго / А. В. Машков, В. А. Шнырев // Спортивные танцы. - 2001. - №4 (20). - С. 5-20.
57. Машков, А. В. Методика определения результата соревнований в спортивных (бальных) танцах по системе Скейтинг и оптимизация судейства на её основе / А. В. Машков, А. М. Машкова // Российский гос. ун-т физ. культ. спорта молод. и тур-ма. - Москва, 2015. - 48 с.
58. Машков, А. В. Совершенствование системы проведения классификационных соревнований по спортивным танцам. Положение об обязательной и произвольной программах исполняемых фигур, элементов и технических действий / А. В. Машков, Н. В. Клюшин // Проблемы развития танцевальных видов спорта : материалы всеросс. науч. практ. конф. - Москва, 2003. - С. 7-20.
59. Мильнер, Е. Г. Ходьба вместо лекарств / Е. Г. Мильнер. — Москва: Полиграфиздат, 2010. — 256 с.