ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы
Слушателю: Шаповаловой Яне Викторовне, экономический факультет, № группы 554
Научный руководитель: Губанов Роман Сергеевич, к.э.н., к.вн.сл., начальник кафедры «Экономика и менеджмент»
1. Тема: «Стратегическое управление организацией в конкурентных условиях (на примере ООО «Урожай»)» утверждена приказом начальника Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от «___» __________ 20__г. № _________.
2. Срок сдачи слушателем (студентом) законченной работы «___» __________20____г.
3. Перечень основной литературы, материалов практики (исходные данные): законодательные и нормативные документы по теме исследования, финансовая отчетность ООО «Урожай», прочая учебная и научная литература по теме исследования.
4. Содержание дипломной работы: 1. Теоретические аспекты формирования и классификации денежных средств; 2. Оценка современного состояния денежных средств ООО «ЭлитМаркет»; 3. Совершенствование системы планирования денежных потоков ООО «ЭлитМаркет» на основе анализа эффективности их использования.
5. Примерный перечень графического материала : выпускная квалификационная работа содержит: 16 рисунков, 16 таблиц, 5 приложений.
РЕЦЕНЗИЯ
Конкурентные условия деятельности организации являются, элементом развития рыночной экономики, данное обстоятельство послужило отправной точкой в разработке и применению научных разработок в данной области. Руководители функционирующих предприятий, применяя и внедряя методики по управлению конкурентоспособностью, обеспечивают стабильное существование и повышение экономических и финансовых результатов. В связи с этим подтверждается актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников, приложений, что отвечает предъявляемым требованиям к выполнению выпускной квалификационной работы.
В первой главе достаточно подробно раскрыты теоретические аспекты конкурентоспособности, основанные на изучении большого объема литературных источников. Во второй главе выпускной квалификационной работы представлена организационно-экономическая характеристика объекта исследования ООО «Урожай », поведено маркетинговое исследование и оценка факторов внешней и внутренней среды. В третьей главе рассмотрены проблемы повышения конкурентоспособностью и обоснование эффективного развития организации.
Введение
Переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил реформирование хозяйственных связей, появление конкуренции на рынке.
Становление и развитие рыночных отношений во всех областях экономики потребовало от отечественной науки обоснования и практических разработок для проведения специалистами предприятий нового направления экономической работы по анализу, оценке и повышению конкурентоспособности своих организаций.
Одним из объективных условий деятельности организаций различных регионов России в современных условиях хозяйствования является получение заказов через тендерные торги. В связи с вышеизложенным тема выпускной квалификационной работы является актуальной и своевременной.
В данной выпускной квалификационной работе конкурентоспособность торговой организации определяется как совокупность преимуществ в ее деятельности по сравнению с другими аналогичными предприятиями, позволяющих данной организации заключать контракты на поставку товаров.
Под преимуществом понимается наличие достаточных и качественных ресурсов и их оптимальное использование в деятельности организации, что служит основанием для разработки эффективной или рациональной тендерной документации (оферты). В подобной оферте содержатся наиболее выгодные (оптимальные) условия инвестору (заказчику) для заключения контракта.
Рыночные отношения между участниками рыночного процесса обусловливают необходимость работы регулирующих органов по совершенствованию договорных взаимоотношений и развитию подрядных торгов в торговле, экономических предпосылок для создания конкурентной среды и повышения эффективности функционирования торговых организаций. Существует нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения между участниками рыночного процесса.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ внешних и внутренних составляющих конкурентоспособности в целях ее дальнейшего повышения.
Предметом исследования является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов по обоснованию, анализу, созданию предпосылок для развития конкурентных преимуществ в деятельности ООО «Урожай».
Реализация указанной цели предопределяет необходимость решения следующих задач:
• обосновать и раскрыть сущность понятий "конкурентоспособность", "потенциальная конкурентоспособность строительного предприятия ";
• обосновать и выявить факторы в деятельности строительной организации, характеризующей ее конкурентные преимущества;
• проанализировать и оценить конкурентоспособность строительной организации;
• разработать рекомендации по повышению потенциальной конкурентоспособности строительной организации.
Поставленные задачи определяют структуру работы. В первой главе будут рассмотрены понятия конкуренции и теоретически основы повышения конкурентоспособности.
Во второй главе будет проведена общая оценка факторов, влияющих на конкурентоспособность выбранной организации.
В третьей главе будет определены мероприятия и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности данной организации.
Источником информации являются данные бухгалтерской отчетности (баланс, объяснительная записка к балансу, отчет о прибылях и убытках), годовые отчеты о выполнении плана, перспективные планы, нормативы, экономическая литература по теме исследования, методические указания.
Экономическая стратегия как система обеспечения конкурентного преимущества организации
Экономическая стратегия подразделяется на составляющие все они ориентированы на внешнюю и внутреннюю сферы деятельности фирмы.[48] Это означает, что результаты реализации руководством фирмы стратегических решении в той или иной мере обусловлены, с одной стороны, влиянием этих сфер на характер вырабатываемых решений, с другой стороны — влиянием самих стратегических решений на процессы, протекающие во внутренней и внешней сферах. Общим для всех составляющих экономической стратегии является формирование побудительных мотивов принятия тех или иных стратегических решений.
Товарная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон хозяйствования (СЗХ), методы образования и управления наборами СЗХ, обеспечивающими внешнюю гибкость фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка перспективных задач (миссии) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию экономической прибыли «долговременной перспективе.
Товарная стратегия фирмы является базой для планирования перспективных НИОКР, кадровой, инвестиционной политики. На основе товарной стратегии вырабатываются решения, принимаемые в рамках других составляющих экономической стратегии, с которыми товарная стратегия находится в диалектической взаимосвязи.[47]
Стратегии ценообразования. Основой стратегии ценообразования является выработка: правил выбора ценовой политики; определения правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка; выработка приемов ценовой конкуренции; приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса; принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.[49]
Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос, как должна вести себя фирма в тех или иных сегментах рынка, чтобы с помощью эффективной ценовой политики привлечь покупателей к товарам фирмы, сформировать устойчивые потребительские предпочтения и приверженность потенциальных покупателей марке фирмы.
Стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов. Представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов. Эта составляющая экономическом стратегии должна базироваться на исследовании факторов, определяющих спрос на ресурсы со стороны фирмы. Она тесно связана со стратегией снижения производственных издержек.
Стратегия поведения фирмы на рынках денег, и ценных бумаг. Заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач. В рамках этой стратегии вырабатываются правила и приемы мониторинга этих рынков, постоянного слежения за динамикой конъюнктуры и выбора предпочтительных форм и условий получения кредитов, моментов приобретения или продажи ценных бумаг, выбора разновидностей ценных бумаг, в наибольшей мере отвечающих стратегическим целям фирмы, выбора наиболее надежных эмитентов ценных бумаг. Эта составляющая экономической стратегии воплощается в портфеле ценных бумаг организации.[48]
Стратегия снижения трансакционных издержек. Заключается и том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправдан дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации. Она должна предотвращать юридические казусы, способствующие «ничтожности» заключаемых соглашений и сделок. Эта стратегия должна вырабатывать приемы выбора предпочтительных заказчиков (клиентов) фирмы, приемы изучения потенциальных конкурентов, приемы формирования у потенциальных партнеров устойчивой привязанности к фирме, постоянного стремления к сотрудничеству с ней. Важнейшей задачей является формирование баз данных о потенциальных партнерах по трансакциям.[11]
Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. Это направление экономической стратегии должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Основу импортной стратегии (стратегии импорта) составляет исследование цен и качества поставляемых товаров, сроки и качество обслуживания, определение технологического уровня импортируемых товаров и др.
Стратегия снижения производственных издержек. Ее основной направленностью является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы. Она должна вырабатывать принципы регулирования процесса формирования затрат как за счет факторов производства, так и за счет стратегического анализа издержек по всей «цепочке» нарастания затрат от начала производства до продвижения товаров на рынок к потенциальному потребителю.
Стратегия инвестиционной деятельности фирмы. В общепринятом понимании инвестиционная стратегия — это стратегия формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу. Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами. Такой подход к определению понятия инвестиционной стратегии применим к инвесторам, то есть липам, вкладывающим свои капиталы в другие предприятия с целью получения дохода. В нашем случае речь идет об инвестиционной деятельности организации в собственную материально- техническую базу или товаро-материальные запасы. Поэтому под инвестиционной стратегией или стратегией инвестиционной деятельности организации мы понимаем выбор методов (направлений) поддержания материально-технической базы и товаро-материальных запасов организации на уровне, обеспечивающем постоянное приращение конкурентного статуса организации. Это означает, что при выработке инвестиционной стратегии необходимо определить наиболее предпочтительную форму воспроизводства: техническое перевооружение, модернизацию, реконструкцию, предпочтительные периодичности воспроизводственных циклов и других характеристик этих процессов. Инвестиционная деятельность тесно связана с инновациями в различных сферах НИОКР, технологии, организации производства.[17]
Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы.
Основу этих систем должны составлять стимулы, побуждающие работников при выработке стратегических решений руководствоваться не сиюминутными, а долговременными интересами организации. Система стратегического стимулирования должна создавать «мотивационное поле», под воздействием которого возбуждается заинтересованность персонала организации в эффективном, высококачественном и своевременном удовлетворении требований рынка. Эта система должна быть ориентирована на нужды, потребности и запросы потенциальных клиентов организации, стимулы должны быть увязаны с конечными результатами деятельности организации по выполнению ее миссии в стратегической перспективе.
Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) организации. Является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденции, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние организации в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшем времени, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому важнейшей функцией стратегии предотвращения банкротства организации являете; прогнозирование таких последствий на самых начальных этапах существования организации— с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решении, принимаемых в рамках товарной ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.[52]
Таким образом, экономическая стратегия - это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества организации. Иначе говоря, экономическая стратегия - это система обеспечения конкурентного преимущества организации. Как и всякая система, экономическая стратегия подвержена влиянию закономерностей целостности, интегративности, коммуникативности, эквифинальности и др. Это означает, что наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и противоречить друг другу. При заданном уровне стратегических ресурсов стратегия обладает определенными предельными возможностями достижения глобальной и локальных целей. Экономическая стратегия фирмы не может игнорировать макро- и микроэкономическую ситуацию в стране и за ее пределами и вырабатывать правила и приемы функционирования организации вне связи с внешней средой Важнейшими системообразующими элементами системы экономической стратегии должны быть признаны: товарная стратегия, стратегия взаимодействия с рынками факторов производства, стратегия снижения транзакционных издержек, стратегия инвестиционной деятельности фирмы, стратегия предотвращения несостоятельности организации. [47]