РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
|
Введение
1 Теоретические основы проблемы развития выносливости 6
1.1 Общая характеристика методов и средств развития выносливости ... 6
1.2 Особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности совершенствования
выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет 13
1.4 Средства подготовки лыжников-гонщиков 16
1.5 Основные методы тренировки общей и специальной выносливости в
лыжном спорте 22
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
3 Результаты исследования 32
3.1 Результаты проведения контрольного тестирования на начальном
этапе педагогического эксперимента 32
3.2 Методика развития общей и специальной выносливости
лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период 33
3.3 Результаты внедрения в тренировочный процесс методики
развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период 36
3.4 Анализ соревновательной деятельности экспериментальной и
контрольной групп в течении эксперимента 41
Заключение 44
Список использованных источников 46
1 Теоретические основы проблемы развития выносливости 6
1.1 Общая характеристика методов и средств развития выносливости ... 6
1.2 Особенности развития выносливости у лыжников-гонщиков 9
1.3 Анатомо-физиологические особенности совершенствования
выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет 13
1.4 Средства подготовки лыжников-гонщиков 16
1.5 Основные методы тренировки общей и специальной выносливости в
лыжном спорте 22
2 Организация и методы исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 28
3 Результаты исследования 32
3.1 Результаты проведения контрольного тестирования на начальном
этапе педагогического эксперимента 32
3.2 Методика развития общей и специальной выносливости
лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период 33
3.3 Результаты внедрения в тренировочный процесс методики
развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период 36
3.4 Анализ соревновательной деятельности экспериментальной и
контрольной групп в течении эксперимента 41
Заключение 44
Список использованных источников 46
Стремительный рост спортивных достижений лыжников-гонщиков мирового уровня, обострение и ожесточение конкуренции на международной спортивной арене, а так же упрочившаяся тенденция омоложения сборных команд выдвигают новые требования к поиску наиболее эффективных средств и методов спортивной тренировки юных лыжников-гонщиков [13].
Специфика лыжного спорта определяет необходимость высокого уровня подготовленности организма спортсмена любого возраста [29; 46]. Для успешного преодоления дистанции лыжник должен обладать достаточной мышечной выносливостью [38]. Несомненно, что воспитанию как общей, так и специальной выносливости необходимо уделять внимание с начального этапа подготовки спортсменов в лыжных гонках [23]. Поскольку от уровня развития выносливости зависит развитие и проявление целого ряда способностей будущих лыжников-гонщиков [1].
Развитие специальной выносливости, а именно его скоростного и силового компонента, в научно-методической литературе освящены недостаточно [49]. Информация, что имеется по данной проблематике, касается в основном только высококвалифицированных спортсменов и разработана значительное время назад. Еще 10-15 лет назад, возможность достижения выдающихся результатов в лыжном спорте, связывалась в с увеличением общего объема циклической работы, что недостаточной не отображает существующую необходимость в совершенствовании учебно-тренировочного процессае лыжников гонщиков в настоящее время [34].
Подготовительный период занимает особое положение в годичном тренировочном процессе лыжников-гонщиков различной квалификации. Именно подготовительный период, по мнению ряда авторов [33], является базой для успешного выступления лыжников-гонщиков в соревновательном периоде [2].
Применение в учебно-тренировочном процессе «правильной» методики развития общей и специальной выносливости и увеличение интенсивности нагрузок должно играть значительную роль в успешном выступлении в лыжном спорте [29; 31; 39].
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в лыжных гонках в значительной степени зависят от уровня развития у спортсменов общей и специальной выносливости [49]. Однако работ, посвященных изучению данного вопроса немного, но и в них нет единого подхода развитию общей и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес [40]. Данные противоречия определили проблему нашего исследования: разработка методики, которая будет способствовать повышению результативности тренировочного процесса лыжников-гонщиков.
Объект исследования - тренировочный процесс лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Цель исследования - повышение уровня развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Гипотеза исследования заключается в том, что методика развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде, будет способствовать повышению результативности их соревновательной деятельности.
Цель и направленность работы определили постановку и решение следующих задач:
1. Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
3. Экспериментально проверить эффективность влияния разработанной методики развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Методологической базой исследования стали: работы по теории и методике лыжного спорта (Платонов В.Н., Ермаков, В.В., Осинцев, В.В., Раменская, Т. И., Фарбей В.В.).
Практическая значимость работы заключается в разработке методики, направленной на развитие общей и специальной выносливости у лыжников- гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде;
Разработанная методика может использоваться для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков начальной подготовки. Разработанный методический материал предназначен для тренеров практиков ДЮСШ, а также может быть использован преподавателями физической культуры в общеобразовательных школах.
Специфика лыжного спорта определяет необходимость высокого уровня подготовленности организма спортсмена любого возраста [29; 46]. Для успешного преодоления дистанции лыжник должен обладать достаточной мышечной выносливостью [38]. Несомненно, что воспитанию как общей, так и специальной выносливости необходимо уделять внимание с начального этапа подготовки спортсменов в лыжных гонках [23]. Поскольку от уровня развития выносливости зависит развитие и проявление целого ряда способностей будущих лыжников-гонщиков [1].
Развитие специальной выносливости, а именно его скоростного и силового компонента, в научно-методической литературе освящены недостаточно [49]. Информация, что имеется по данной проблематике, касается в основном только высококвалифицированных спортсменов и разработана значительное время назад. Еще 10-15 лет назад, возможность достижения выдающихся результатов в лыжном спорте, связывалась в с увеличением общего объема циклической работы, что недостаточной не отображает существующую необходимость в совершенствовании учебно-тренировочного процессае лыжников гонщиков в настоящее время [34].
Подготовительный период занимает особое положение в годичном тренировочном процессе лыжников-гонщиков различной квалификации. Именно подготовительный период, по мнению ряда авторов [33], является базой для успешного выступления лыжников-гонщиков в соревновательном периоде [2].
Применение в учебно-тренировочном процессе «правильной» методики развития общей и специальной выносливости и увеличение интенсивности нагрузок должно играть значительную роль в успешном выступлении в лыжном спорте [29; 31; 39].
Актуальность. Достижение высоких спортивных результатов в лыжных гонках в значительной степени зависят от уровня развития у спортсменов общей и специальной выносливости [49]. Однако работ, посвященных изучению данного вопроса немного, но и в них нет единого подхода развитию общей и специальной выносливости у юных лыжников-гонщиков, хотя отдельные методики представляют несомненный интерес [40]. Данные противоречия определили проблему нашего исследования: разработка методики, которая будет способствовать повышению результативности тренировочного процесса лыжников-гонщиков.
Объект исследования - тренировочный процесс лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы совершенствования общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Цель исследования - повышение уровня развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Гипотеза исследования заключается в том, что методика развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде, будет способствовать повышению результативности их соревновательной деятельности.
Цель и направленность работы определили постановку и решение следующих задач:
1. Провести анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
3. Экспериментально проверить эффективность влияния разработанной методики развития общей и специальной выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде.
Методологической базой исследования стали: работы по теории и методике лыжного спорта (Платонов В.Н., Ермаков, В.В., Осинцев, В.В., Раменская, Т. И., Фарбей В.В.).
Практическая значимость работы заключается в разработке методики, направленной на развитие общей и специальной выносливости у лыжников- гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде;
Разработанная методика может использоваться для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков начальной подготовки. Разработанный методический материал предназначен для тренеров практиков ДЮСШ, а также может быть использован преподавателями физической культуры в общеобразовательных школах.
1. Исходя из анализа специальной и научно-методической литературы, можно сделать вывод, что успешное решение вопросов совершенствования уровня выносливости, связанных с преимущественным развитием её скоростного или силового компонентов на различных этапах подготовительного периода подготовки лыжников-гонщиков может быть осуществлено на основе дифференцированного применения в тренировочном процессе специально-подготовительных и основных упражнений различной энергетической емкости. При этом скоростную выносливость предполагается развивать в облегчённых условиях посредством экономичных способов передвижения, а силовую - в усложненных, с помощью упражнений повышенной энергетической ёмкости (упражнения с отягощениями).Также для совершенствования скоростной выносливости в подготовительный период лыжников-гонщиков 13-14 лет следует уделить больше внимания кроссовым тренировкам, общей имитации и скоростной имитации
2. В основе разработанной нами методики развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период, лежит предположение, что в подготовительный период, в тренировочный процесс лыжников - гонщиков наравне с лыжной подготовкой необходимо включать иммитационные упражнения и упражнения с отягощениями различной направленности.
Нами разработан недельный микроцикл развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков в осенне-зимний подготовительный период. Тренировочный процесс организован таким образом, что первая тренировка - лыжная средней интенсивности, вторая тренировка имитационная работа или работа с отягощениями. Таким образом, наравне с развитием общей выносливости, достигается развитие специальной выносливости, а именно его скоростного и силового компонента.
3. B экспериментальной группе, которая занималась по предложенной методике, по всем тестам «Тест Купера (12 минутный бег) в метрах», «4000 м с имитацией классического хода», «2000 м коньковый ход», «2000м классический ход», произошли положительные изменения результатов. Показатели темпов прироста в экспериментальной группе варьируются в диапазоне от 5,2 % до 15,9%, а в контрольной группе от 1,7% до 3,9%. В экспериментальной группе наибольший прирост 15,9 % наблюдается в тесте «4000 м с имитацией классического хода», наименьший в тесте 5,2% «Тест Купера (12 минутный бег)».
Таким образом, использование методики развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде является эффективной для достижения высокого соревновательного результата на дистанциях 15 км (свободный стиль) и 10 км (свободный стиль).
2. В основе разработанной нами методики развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительный период, лежит предположение, что в подготовительный период, в тренировочный процесс лыжников - гонщиков наравне с лыжной подготовкой необходимо включать иммитационные упражнения и упражнения с отягощениями различной направленности.
Нами разработан недельный микроцикл развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков в осенне-зимний подготовительный период. Тренировочный процесс организован таким образом, что первая тренировка - лыжная средней интенсивности, вторая тренировка имитационная работа или работа с отягощениями. Таким образом, наравне с развитием общей выносливости, достигается развитие специальной выносливости, а именно его скоростного и силового компонента.
3. B экспериментальной группе, которая занималась по предложенной методике, по всем тестам «Тест Купера (12 минутный бег) в метрах», «4000 м с имитацией классического хода», «2000 м коньковый ход», «2000м классический ход», произошли положительные изменения результатов. Показатели темпов прироста в экспериментальной группе варьируются в диапазоне от 5,2 % до 15,9%, а в контрольной группе от 1,7% до 3,9%. В экспериментальной группе наибольший прирост 15,9 % наблюдается в тесте «4000 м с имитацией классического хода», наименьший в тесте 5,2% «Тест Купера (12 минутный бег)».
Таким образом, использование методики развития общей и специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в подготовительном периоде является эффективной для достижения высокого соревновательного результата на дистанциях 15 км (свободный стиль) и 10 км (свободный стиль).
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-14 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика развития специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в предсезонный период подготовки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития специальной выносливости лыжников-гонщиков 13-14 лет в предсезонный период подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Развитие специальной выносливости у лыжников - гонщиков
13 - 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - СКОРОСТНО- СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13- 14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие силовой выносливости у лыжников-гонщиков 16-18 лет с использованием изометрических упражнений
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК МАКСИМАЛЬНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



