Введение 8
1 Языковой портфель - новая технология обучения 11
1.1 «Языковой портфель» как одно из перспективных средств обучения 11
иностранному языку в школе»
1.2 Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика.. 17
1.3 Языковой портфель ученика как средство самооценки своей 20
познавательной деятельности
2 Языковой портфель как инструмент формирования коммуникативной 25
компетенции на начальном этапе
2.1 Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках 25
английского языка
2.2 Языковой портфель ученика как вариант индивидуализированной 43
оценки социальной и лингвистической компетенции учащихся
2.3 «Языковой портфель» как инструмент формирования ключевых 50
компетенций, оценки и рефлексии деятельности учащихся и учителя и профессиональной культуры педагога
Заключение 63
Список использованных источников
В нынешнее время формирование личности происходит в новых социально-экономических и политических условиях, в другой нравственно-этической атмосфере, что меняет подходы к организации обучения и воспитания. Современные тенденции значительно расширяются и углубляются связи человека с окружающим миром, с другими людьми на основе деятельности, самостоятельности и проявления различных форм его активности. «Через деятельность (трудовую, игровую, учебную) формируется отношение к действительности, к самому себе» (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн). Анализ различных исследований (А.Г. Ковалев, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, П.И. Пидкасистый, А.А. Реан и др.) показал, что языковой портфель является одной из составных частей всех видов трудовой и учебной деятельности.
Изучение иностранного языка в современных условиях требует от педагога не только знания, но и активного употребления различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно¬ориентированном подходе к обучению, включает в себя огромный спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет одну из главных ролей. Технологии, интегрированные понятием «Языковой портфель ученика», вписываются в направленную на обучающегося систему, являясь конечным этапом, придавая ей определенную целостность.
Актуальность данной работы заключается в том, что изменяется процесс обучения, требования современного общества вынуждают систему образования реформироваться. Возникают передовые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
Предметом исследования является языковой портфель как инструмент формирования лингвистической компетенции.
Цель исследования - проанализировать идеи использования портфолио в системе образования, акцентировать внимание на то, что портфолио является не просто альтернативным приемом оценки знаний учащихся, это очевидная вероятность кардинально усовершенствовать мировую систему образования, повысить качество обучения.
Указанная цель предполагает решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть понятие языкового портфеля;
- выявить особенности портфолио обучающегося;
- определить способы формирования лингвистической компетенции.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования - это теоретический анализ научных изданий, диссертационных исследований и научных статей, моделирование языкового портфеля обучающихся.
В минувшие годы вопросы, касающиеся портфолио (папки индивидуальных достижений учащегося), становятся все более востребованными. Многие школы уже начинали применять портфолио учеников, во многих странах его уже давно используют и считают одним из главных образовательных направлений.
Теперь портфолио является развитием образовательной технологии.
В портфолио по английскому языку учащиеся должны показать свои навыки, грамотность, знание, информированность, подготовленность в работе на английском языке (писать, слушать, читать, говорить). Обучающиеся делают аудио-видеозаписи своих интервью, докладов, виртуальных экскурсий на английском языке.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Общий объем работы 63 страницы. В первой главе описаны теоретические основы использования европейского языкового портфеля в школе, во второй рассматривается применение языкового портфеля при обучении иностранному языку в школе. Основные выводы обобщены в заключении.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена изменением процесса обучения, требованиями современного общества, вынуждающими систему образования реформироваться. Возникают передовые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся.
Проанализировав научную и методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к следующему выводу: подтвердили существенные идеи употребления языкового портфеля при обучении английскому языку, провели детальный анализ идеи использования портфолио в системе образования, акцентировали внимание на то, что языковой портфель является не просто альтернативным приемом оценки знаний учащихся, это очевидная вероятность кардинально усовершенствовать мировую систему образования, повысить качество обучения.
1. Языковой портфель является неотъемлемой частью изучения иностранного языка в современной школе, который позволяет повысить уровень овладения языком, мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, оценить уровень подготовленности учащегося.
2. Языковой портфель развивает не только умственные способности учащегося, но и раскрывает его личностные качества.
3. Языковой портфель помогает повысить мотивацию обучающегося, проанализировать процесс обучения иностранному языку.
4. Языковой портфель направлен на самостоятельное овладения иностранным языком.
1. Абрамова, Г.С., Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - Москва : «Академия», 1999. - 218 с.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками// Иностранная литература в школе. -№2, 1986. -С. 52-56.
3. Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения)// Иностранные языки в школе. -№1, 1993. -С. 54-60.
4. Беседы об уроке иностранного языка. /Сост. Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. - Ленинград, «Просвещение», 1993. 135 c.
5. Бим И. Л. Б61 Немецкий язык. Книга для учителя. 8 класс: пособие для общеобразовательных организаций / И. Л. Бим, Л. В. Садомова
6. Бухбиндер В.А. и др. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев, 1980. 170 c.
7. Быстрова Е.А. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык 5 класс» для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения
8. Вайсбурд М.Л., Климентенко А.Д., Требования к речевым умениям. - Иностранные языки в школе, 1993. 86 c.
9. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учебное пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей - Обнинск: Титул, 2001. 183 c.
10. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. -М.: Просвещение, 1998. -43 с.
11. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе// Иностранные языки в школе. -№6, 1990. -С.35-42.
12. Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании и умственных действий.// Исследовании мышления в советской психологии. - М.: «Наука», 1996. 217 c.
13. Гальперин П.Я., Запорожец А.В, Эльконин Д.Б., Приемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. - «Вопросы психологии»; 1993. 184 c.
14. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д Гальскова , Н.И. Гез Н.И - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 165 с.
15. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя - М.: АРКТИ, 2000. 216 c.
16. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1982. 198 c.
17. Гришанова И. А. Методика измериения уровня коммуникативной успешности младших школьников/ Педагогическая диагностика. - 2006
18. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А., Мельник С.В. Е.А. Глухарева Основы общей методики обучения иностранным языкам. - Киев, 1984. 167 c.
19. Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П. и др. Привет, американский английский!: Книга для учителя. -М.: Академия, 1994. -256 с.
20. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -Москва: Логос, 2004
21. Кабардов М. К. Коммуникативно- речевые и когнитивно-лингвистические способности
22. Караулов Ю. Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. Москва, 1989.
23. Колкер Я.М. и др. Практическая методика обучения иностранным языкам: - М.: Издательский центр «Академия»,2001. 306 стр.
24. Коломиец Б. К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. Москва
25. Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку. -М.: Просвещение, 2000. -250 с.
26. Левитан К. М. Основы педагогической деонтологии: Учебное пособие
27. Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. -М., 1999. - 398 c.
28. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра.//Иностранные языки в школе. - 1987. Стр. 6-10
29. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Английский язык: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1992. -189 с.
30. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку, 2004
31. Панфилов А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение, 2009
32. Пассов Е.И. и др. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность - М.: Просвещение, 1993. 263 c.
33. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка, 2000
34. Соловова Е.Н. Пособие для студентов пед. Вузов и учителей, 1999
35. Шатилов С.П. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Л.: Просвещение, 1987. 98 c.
36. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов филологического факультета. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: И/ц «Академия», 2002. 392 c.
37. Хуторской, 2005: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
38. Hymes, D. H. On communicative Competence In: J.B. Pride and J. Holmes (eds) Sociologuistics.
39. English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools” p. 79
40. Erin Bouma. The challenge of project work in Russia//“English” № 17.