Введение 5
1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников 8
1.1. Сущность экологического воспитания 8
1.2. Анализ программ ДОУ в контексте экологического воспитания 11
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания дошкольников
2 Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ
2.1. Сказка как средство экологического воспитания дошкольников в ДОУ
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию дошкольников в ДОУ с использованием сказок
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 1 50
Приложение 2 55
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей (Я. А. Коменский, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).
И сегодня большое количество исследователей обращаются к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения (А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. В. Кирикэ, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравегина, Е. Ф. Терентьева, В. К. Фокина, Г. А. Ягодин, В. А. Ясвин и др.).
Авторы научных работ по проблемам экологического воспитания аргументировано показывают, что экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В их исследованиях содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического воспитания.
На основе вышеизложенной проблемы, мы сформулировали цель исследования: выявить эффективность использования сказок как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического воспитания в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: сказка как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
На основе поставленной цели и сформулированного предмета были определены задачи исследования:
1) выявить сущность экологического воспитания дошкольников;
2) проанализировать программы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников;
3) охарактеризовать формы, методы и средства, используемые в экологическом воспитании детей дошкольного возраста;
4) показать значение сказки как средства экологического воспитания дошкольников;
5) проанализировать работу ДОУ №43 «Журавушка» г. Лесосибирска по организации экологического воспитания с использованием сказок.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение; эксперимент; беседа, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе педагогов дошкольных организаций, а также при написании курсовых работ, рефератов, по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные выводы выпускной квалификационной работы изложены в материалах Международной научно - практической конференции «Молодежь и наука: Проспект Свободный - 2016», в электронном проекте «Инфоурок», а также на сайте Сибирского Федерального Университета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 59 страниц
В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что экологическое воспитание - трудоемкий многогранный процесс познания природы, который представляет собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Анализ ряда программ ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. У каждой из них существуют различные формы организации воспитательного процесса. Общим является форма организации - занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
Экологическое воспитание осуществляется с использованием различных форм (занятия, элементарная поисковая деятельность, экологические праздники), методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, беседа, чтение художественной литературы, игра, труд в природе) и средств экологического воспитания дошкольников, можно с уверенностью сказать, что их существует большое количество.
Результаты опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ №43 «Журавушка» убедительно доказывают, что использование сказок на занятиях позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир, осознанней размышлять о последствиях взаимодействия с ним, замечать какие-либо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка.
Таким образом, сказка является достаточно эффективным средством в повышении уровня экологической воспитанности и бережного отношения к природе у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников : учебник / З. Ф. Аксенова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Ашиков, В. И. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, С.Г. Семицветик. - Москва : Просвещение, 2012. - 238 с.
3. Бианки, В. В. Большая книга сказок / В. В. Бианки. - Москва, Махаон 2015. - 144 с.
4. Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С.10 - 15.
5. Бабаева, Т. И. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. - Санкт - Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
6. Васильева, А. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / А. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 59 - 85.
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : учебник / С.А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 2011. - 180 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : учебник / Н.Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2012. - 230 с.
9. Гороховатская Н. В. Экологическое образование : учебник / Н. В. Гороховатская. - Санкт- Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 321 с.
10. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Интор, 2011. - 208 с.
11. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : учебник / Л.И. Егоренко. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
12. Жданова, С. А. Экологическая тропа / С. А. Жданова, Н. А. Зайцева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.31 - 34.
13. Захлебный, А.Н. Научно - технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. - 2011. - № 12. - С.10 - 12.
14. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 45 - 49.
15. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е. И. Золотова. - Москва : Просвещение, 2011. - 324 с.
16. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С.10 - 12.
17. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников : учебник / А. И. Иванова. - Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 158 с.
18. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова // Дошкольное воспитание. - 2014. - С. 160 - 162.
19. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. - Санкт - Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 382 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : «Академия», 2011. - 416 с.
21. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : учебник / Н. В. Коломина. - Москва : Творческий Центр «СФЕРА», 2012. - 253 с.
22. Кокуева, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду : методическое пособие / Л. В. Кокуева. - Москва : «АРКТИ», 2015. - 112 с.
23. Кондратьева, Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей : учебник / Н. Н. Кондратьева. - Санкт - Петербург : Детство-пресс, 2014. - 240 с.
24. Константинова, Т. В. Экологическое воспитание в детском саду / Т. В. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С.39 - 42.
25. Корзун, А. В. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.В.Корзун // Детство. - 2014. - № 2. - С.38 - 43.
26. Масленников О. М. Экологические проекты в детском саду : учебник / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград : Учитель, 2011. - 274 с.
27. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - Москва : АРКТИ, 2011. - 187 с.
28. Меневщиков, Г. А. «Сказки Севера» : учебник / Г. А. Менещиков. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
29. Молодцова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : учебник / Л. П. Молодцова. - Минск : «АСАР», 2011. - 354 с.
30. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду : учебник / С. Н. Николаева. - Москва : Просвещение, 2012. - 267 с.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
32. Парамонова, Л. А. «Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова. - 5-е изд. - Москва : «Творческий Центр Сфера», 2014. - 161 с.
33. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду : учебник / Н. А. Рыжова. - Москва : Просвещение, 2011. - 432 с.
34. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика : учебник / Н. А.Рыжова. - Москва : Карапуз, 2012. - 227 с.
35. Соколов - Микитов, И. С. Лето в лесу : учебник / И. С. Соколов - Микитов. - Москва : Речь, 2015. - 24 с.
36. Скребицкий, Г. А. Друзья моего детства : рассказы / Г. А. Скребицкий.- Москва : Махаон, 2013. - 176 с.
37. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников : метод. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / П. Г. Федосеева. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2012. - 96 с.
38. Фокина, В. Г. Экологическое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 5 - 7.
39. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - Москва : Просвещение, 2014. - 29 с.
40. Шишкина, В. А., «Прогулки в природу» / В. А. Шишкова, М. Н Дедулевич. - Москва : Просвещение, 2010. - 380 с.
41. Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей : учебник / Т. А. Шорыгина. - Москва : ТЦ Сфера, 2012. - 267 с.
42. Шорыгина, Т. А. Сказки и экологическое образование / Т. А. Шорыгина // Вестник АсЭкО. - 2011. - №4. - С. 3 - 10.
43. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2010. - 560 с.
44. Янакиева, Е. К. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Е. К. Янакиева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 11. - С.116 - 118.
45. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе :учебник / В. А. Ясвин.
- Москва : Смысл, 2012. - 186 с.