Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №27037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы экологического воспитания дошкольников 8
1.1. Сущность экологического воспитания 8
1.2. Анализ программ ДОУ в контексте экологического воспитания 11
1.3. Формы, методы и средства экологического воспитания дошкольников
2 Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ
2.1. Сказка как средство экологического воспитания дошкольников в ДОУ
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по экологическому
воспитанию дошкольников в ДОУ с использованием сказок
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение 1 50
Приложение 2 55

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
Многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей (Я. А. Коменский, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.).
И сегодня большое количество исследователей обращаются к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения (А. Н Захлебный, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Г. В. Кирикэ, Н. М. Мамедов, С. Н. Николаева, Н. Ф. Реймерс, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравегина, Е. Ф. Терентьева, В. К. Фокина, Г. А. Ягодин, В. А. Ясвин и др.).
Авторы научных работ по проблемам экологического воспитания аргументировано показывают, что экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. В их исследованиях содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей; педагогических условиях формирования экологических знаний, убеждений, ответственного отношения к природе; значимости практической природоохранной деятельности детей, реализации интегративного подхода к содержанию экологического воспитания.
На основе вышеизложенной проблемы, мы сформулировали цель исследования: выявить эффективность использования сказок как метода экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс экологического воспитания в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: сказка как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
На основе поставленной цели и сформулированного предмета были определены задачи исследования:
1) выявить сущность экологического воспитания дошкольников;
2) проанализировать программы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников;
3) охарактеризовать формы, методы и средства, используемые в экологическом воспитании детей дошкольного возраста;
4) показать значение сказки как средства экологического воспитания дошкольников;
5) проанализировать работу ДОУ №43 «Журавушка» г. Лесосибирска по организации экологического воспитания с использованием сказок.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение; эксперимент; беседа, обобщение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе педагогов дошкольных организаций, а также при написании курсовых работ, рефератов, по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные выводы выпускной квалификационной работы изложены в материалах Международной научно - практической конференции «Молодежь и наука: Проспект Свободный - 2016», в электронном проекте «Инфоурок», а также на сайте Сибирского Федерального Университета.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 59 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.
Одна из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день - формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе.
Проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что экологическое воспитание - трудоемкий многогранный процесс познания природы, который представляет собой формирование основных приоритетов экологической культуры путем тесного переплетения знаний, практической деятельности и духовного начала каждого ребенка.
Основная цель экологического воспитания - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.
Анализ ряда программ ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. У каждой из них существуют различные формы организации воспитательного процесса. Общим является форма организации - занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
Экологическое воспитание осуществляется с использованием различных форм (занятия, элементарная поисковая деятельность, экологические праздники), методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, беседа, чтение художественной литературы, игра, труд в природе) и средств экологического воспитания дошкольников, можно с уверенностью сказать, что их существует большое количество.
Результаты опытно-экспериментальной работы на базе МБДОУ №43 «Журавушка» убедительно доказывают, что использование сказок на занятиях позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать окружающий мир, осознанней размышлять о последствиях взаимодействия с ним, замечать какие-либо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка.
Таким образом, сказка является достаточно эффективным средством в повышении уровня экологической воспитанности и бережного отношения к природе у дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни.



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников : учебник / З. Ф. Аксенова. - Москва : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
2. Ашиков, В. И. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова, С.Г. Семицветик. - Москва : Просвещение, 2012. - 238 с.
3. Бианки, В. В. Большая книга сказок / В. В. Бианки. - Москва, Махаон 2015. - 144 с.
4. Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №7. - С.10 - 15.
5. Бабаева, Т. И. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. - Санкт - Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
6. Васильева, А. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / А. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С. 59 - 85.
7. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : учебник / С.А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 2011. - 180 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : учебник / Н.Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2012. - 230 с.
9. Гороховатская Н. В. Экологическое образование : учебник / Н. В. Гороховатская. - Санкт- Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 321 с.
10. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Интор, 2011. - 208 с.
11. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников : учебник / Л.И. Егоренко. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
12. Жданова, С. А. Экологическая тропа / С. А. Жданова, Н. А. Зайцева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.31 - 34.
13. Захлебный, А.Н. Научно - технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. - 2011. - № 12. - С.10 - 12.
14. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 45 - 49.
15. Золотова, Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е. И. Золотова. - Москва : Просвещение, 2011. - 324 с.
16. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова //Дошкольное воспитание. - 2013. - № 3. - С.10 - 12.
17. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников : учебник / А. И. Иванова. - Москва : ТЦ Сфера, 2013. - 158 с.
18. Кадырова Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р. М. Кадырова // Дошкольное воспитание. - 2014. - С. 160 - 162.
19. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. - Санкт - Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 382 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : «Академия», 2011. - 416 с.
21. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : учебник / Н. В. Коломина. - Москва : Творческий Центр «СФЕРА», 2012. - 253 с.
22. Кокуева, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду : методическое пособие / Л. В. Кокуева. - Москва : «АРКТИ», 2015. - 112 с.
23. Кондратьева, Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей : учебник / Н. Н. Кондратьева. - Санкт - Петербург : Детство-пресс, 2014. - 240 с.
24. Константинова, Т. В. Экологическое воспитание в детском саду / Т. В. Константинова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С.39 - 42.
25. Корзун, А. В. Программа экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.В.Корзун // Детство. - 2014. - № 2. - С.38 - 43.
26. Масленников О. М. Экологические проекты в детском саду : учебник / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград : Учитель, 2011. - 274 с.
27. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - Москва : АРКТИ, 2011. - 187 с.
28. Меневщиков, Г. А. «Сказки Севера» : учебник / Г. А. Менещиков. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
29. Молодцова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : учебник / Л. П. Молодцова. - Минск : «АСАР», 2011. - 354 с.
30. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду : учебник / С. Н. Николаева. - Москва : Просвещение, 2012. - 267 с.
31. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
32. Парамонова, Л. А. «Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова. - 5-е изд. - Москва : «Творческий Центр Сфера», 2014. - 161 с.
33. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду : учебник / Н. А. Рыжова. - Москва : Просвещение, 2011. - 432 с.
34. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика : учебник / Н. А.Рыжова. - Москва : Карапуз, 2012. - 227 с.
35. Соколов - Микитов, И. С. Лето в лесу : учебник / И. С. Соколов - Микитов. - Москва : Речь, 2015. - 24 с.
36. Скребицкий, Г. А. Друзья моего детства : рассказы / Г. А. Скребицкий.- Москва : Махаон, 2013. - 176 с.
37. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников : метод. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / П. Г. Федосеева. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2012. - 96 с.
38. Фокина, В. Г. Экологическое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 5 - 7.
39. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. - Москва : Просвещение, 2014. - 29 с.
40. Шишкина, В. А., «Прогулки в природу» / В. А. Шишкова, М. Н Дедулевич. - Москва : Просвещение, 2010. - 380 с.
41. Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей : учебник / Т. А. Шорыгина. - Москва : ТЦ Сфера, 2012. - 267 с.
42. Шорыгина, Т. А. Сказки и экологическое образование / Т. А. Шорыгина // Вестник АсЭкО. - 2011. - №4. - С. 3 - 10.
43. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2010. - 560 с.
44. Янакиева, Е. К. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / Е. К. Янакиева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 11. - С.116 - 118.
45. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе :учебник / В. А. Ясвин.
- Москва : Смысл, 2012. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ