Введение
1 Ирония в историко-лингвистическом аспекте 9
1.1 Содержание понятия «ирония» 9
1.2 Историческое становление категории иронии 13
1.3 Виды и функции иронии 18
2 Экспликация иронии в художественном тексте 25
2.1 Средства репрезентации иронии 25
2.2 Приемы выражения иронии в романе Джейн Остин «Гордость и
предубеждение» 28
3 Организация исследовательской деятельности обучающихся 38
3.1 Специфика учебно-исследовательской деятельности школьника 38
3.2 Модель организации учебно-исследовательской работы по теме
«Средства выражения иронии в произведении Дж. Остин «Гордость и предубеждение»» 42
Заключение 49
Список использованных источников
С давних времен люди пытались придать своим высказываниям комический эффект, чаще всего это делалось для привлечения особого внимания, иногда для достижения каких-либо других целей. Такой стилистический приём как ирония можно встретить и в обычном разговоре, и в художественном произведении, и в политическом тексте, и в рекламе. В. Г. Белинский писал, для того «чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой степени образованности» [3]. Поэтому время от времени ирония представляет трудность для понимания не только для иностранцев, изучающих язык, а также и для носителей языка.
Ирония - это стилистический прием, посредством которого в каком-либо слове появляется взаимодействие двух типов лексических значений: предметно-логического и контекстуального, основанного на отношении противоположности (противоречивости). Ирония носит форму гротеска и пародии. Ирония может быть различной, она может быть не только юмористической, но и сатирической. Данный приём характерен для всех веков и национальных систем литературы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что растёт объем научной литературы, посвященной стилистике текста, лингвистическим средствам создания экспрессии и эмоциональных образов. В связи с этим существует потребность в определении лексико-семантических и сверхфразовых средств выражения иронии и тенденций развития данного феномена в художественных текстах.
Рациональное осмысление способов создания иронического эффекта возможно только при умелом использовании автором языковых средств выражения иронии, позволяющих анализировать художественные или иные тексты.
Известно, что лексико-семантический уровень рассматривает функционирование разновидностей иронии. Однако вопрос функционирования иронии в полной мере в научно-теоретических исследованиях не освещен достаточно полно, в том числе и особенности адекватной интерпретации иронического контекста в художественных текстах романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение».
Таким образом, изучение лингвистического механизма и специфики функционирования иронии в художественном тексте требует тщательного исследования, что и определяет актуальность темы данного исследования.
Целью работы является раскрытие механизмов создания иронии и классификации языковых средств ее выражения в тексте романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение».
Объектом исследования являются иронические контексты авторских монологических высказываний и диалогические высказывания персонажей в структуре художественного текста - романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение».
Предметом исследования выступают языковые единицы, отражающие иронию и особенности ее экспликации в исследуемом тексте.
Задачи:
1. Проанализировать понятия «ирония», представленные в современной научной литературе.
2. Осветить содержание понятия «ирония» на различных этапах исторического развития этого феномена.
3. Определить виды иронии и способы её реализации в художественном пространстве текста.
4. Выявить приемы и средства выражения иронии в романе Дж. Остин «Гордость и предубеждение».
5. Спроектировать модель организации учебно-исследовательской работы школьника по теме исследования.
Методологической основой исследования являются работы лингвистов О. П. Ермаковой [12], Е. Ю. Третьяковой [46], В. О. Пикулевского [38] по вопросу сущности иронии как стилистического приёма.
Направление работы определило следующие методы исследования:
-метод анализа научной и художественной литературы;
-метод наблюдения,
- метод интерпретации результатов наблюдения,
- дистрибутивный,
- метод моделирования.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2015 - декабрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.
2 этап (январь 2015 - март 2016) - анализ авторских монологических высказываний и диалогических высказывания персонажей в романе Дж. Остин «Гордость и предубеждение» с целью выявления иронического контекста.
3 этап (март 2016 - май 2015) - моделирование учебно-исследовательской деятельности школьника по теме исследования, анализ результатов исследования, подведение итогов исследования.
Практическая значимость: основные положения исследования могут найти отражение в лингвистических курсах «Интерпретация художественного текста», «Стилистика», «Теория коммуникации», в семинарах по стилистике и художественной речи, а также при разработке спецкурсов и спецсеменаров по проблемам речевого общения.
Апробация работы. Материалы данного исследования были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Эволюция современной науки» в г. Киров 5 апреля 2016 года (заочная форма участия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего 57 наименований.
Общий объем работы - 52 печатных листа.
Ирония это один из самых любимых приемов в литературе. Ей достаточно активно пользуются литературные критики, писатели, поэты. Она может встретиться в любом типе художественного текста (комедия, трагедия, поэма, роман). Она помогает автору выразить свое отношение к происходящему, создать неповторимый и понятный портрет персонажа.
В ходе работы над темой «Ирония как стилистический приём в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение»» мы пришли к следующим выводам.
Ирония - это отношения, основанные на прямом и обратном значении слова; стилистический прием, основанный на отношении противоположности (противоречивости). Это определение И. Р. Гальперина обуславливает основную функцию иронии - передать отношение ироника к самому себе или к окружающим его людям, событиям, явлениям используя противоположное значение сказанного. Ирония как явление, охватывает все сферы общения и имеет очень глубокую историю.
Как было выявлено, существует огромное количество классификаций иронии исходя из того, в какой сфере общения она употребляется, с какой целью и относительно какого критерия она используется.
Существует большое количество средств и приёмов выражения иронии. В ходе проведения анализа было установлено, что в произведении Дж. Остин чаще всего используются такие средства выражения иронии как иронические эпитеты, метафоры, сравнения, клише, гиперболы, гротески, повторы, восклицания, риторические вопросы. Кроме средств ирония выражается следующими приёмами: подхват в диалогах, приём несоответствия формы выражения существу изображаемого, приём скрытой характеристики, приём контраста. Перечисленные средства автор использует на протяжении всего романа как в монологической речи, так и в диалогах, полилогах
1. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык : Издание 5-е, испр. и доп. / И.В. Арнольд. - Москва : Флинта, 2004. - 384 с.
2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренесанса : монография / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1990. - 543 с.
3. Белинский, В. Г. Русская литература в 1843 году [Электронный ресурс] / В. Г. Белинский. - Режим доступа:
http://knigolubu.ru/russian_classic/belinskiy_vg/russkaya_literatura_ v_1843_ godu.1571/?pa.
4. Берковский, Н. Я. Литературная теория немецкого романтизма / Н. Я. Берковский. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 332 c.
5. Борев, Ю. Б. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Борев. - Москва : Искусство, 1970. - 272 с.
6. Борев, Ю.Б. История комедийного анализа жизни : в 2-х т. / Ю.Б. Борев. - Смоленск : Эстетика, 1997. - 201 с.
7. Букреева, И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций / И. А. Букреева, Н.А. Евченко // Молодой учёный : ежемесячный журнал. - 2012. - №8(43). - С. 309-312.
8. Варзонин, Ю.Н. Коммуникативные акты с установкой на иронию : автореф. дис...канд. филол. наук : 10.02.19 / Варзонин Юрий Николаевич. - Тверь, 1994. - 20 с.
9. Гальперин, И. Р. О принципах семантического анализа стилистически маркированных отрезков текста / И. Р. Гальперин // Принципы и методы семантических исследований : сб. / Ин-т языкознания - Москва, 1976. - С. 267-289.
10. Гальперин, И.Р. Стилистика английского языка / И.Р. Гальперин. - Москва : Либроком, 2014. - 336 с.
11. Григорьева, Ж. В. Организация исследовательской деятельности учащихся по физике / Ж.В. Григорьева // Молодой учёный : ежемесячный журнал. - 2013. - №12(59). - С. 35-37.
12. Ермакова, О.П. Ирония и ее роль в жизни языка : учебное пособие / О.П. Ермакова. - Москва : Флинта, 2011. - 88 с.
13. Желтухина, М.Р. Комическое в политическом дискурсе конца XX века. Русские и немецкие политики : монография / М.Р. Желтухина. - Волгоград : ВФ МУПК, 2000. - 264с.
14. Зольгер, К.-В.-Ф.-Эрвин Четыре диалога о прекрасном и об искусстве : пер. с нем. Вступит, статья В. П. Шестакова. Коммент. Ал. В. Михайлова - Москва : Искусство, 1988. - 432 с.
15. Иваненко, Т. И. Лингвокогнитивный анализ иронии в авторском диалогическом дискурсе романа «Ярмарка тщеславия» У.М. Теккерея : канд. филол. наук : 10.02.04 / Татьяна Ивановна Иваненко. - Москва, 2011. - 174 с.
16. Иванова, О. В. Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» : канд. филол. наук : 10.01.01 / Иванова Ольга Вадимовна. - Москва, 2010. - 210 с.
17. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 476 с.
18. Кессиди, Ф. Х. Сократ [Электронный ресурс] / Ф. X. Кессиди. - Режим доступа: http://fanread.ru/book/5653253/?page=1.
19. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М. Н. Кожина. - Москва : Флинта: Наука: 2006. - 696 с.
20. Костюкович, Е. А. Ирония, точность, поп-эффект (к заметке М. Л. Гаспарова о переводе романа У. Эко «Баудолино») / Е. А. Костюкович // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 70. - С. 301-305.
21. Кройчик, Л. Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова / Л. Е. Кройчик. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1986. - 278 с.
22. Кузьмин, Р. Ю. Философия иронии Фридриха Шлегеля 1790-х гг. в контексте кантовской «революции в способе мышления» : дис. канд. филол. наук : 09.00.03 / Кузьмин Роман Юрьевич. - Москва, 2006. - 206 с.
23. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст : учеб. пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
24. Лазарева, М. Е. Языковые средства выражения иронии на материале норвежских публицистических текстов : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Лазарева Мария Евгеньевна. - Москва, 2005. - 198 с.
25. Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч: сб. - Москва, 2001. - №1. - С.102-105.
26. Лосев, А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков. - Москва : Искусство, 1985.
27. Малиновская, Е. А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся [Электронный ресурс] / Е.А. Малиновская.- Режим доступа :http://festival.1september.ru/articles/210579/.
28. Моэм, У.С. Джейн Остин и ее роман «Гордость и предубеждение» [Электронный ресурс] / перевод М. Лорие, 1989. - Режим доступа: http://www.apropospage.ru/osten/ost4.html.
29. Мусийчук, М. Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия / М. Мусийчук. - Москва : Флинта, 2013. - 46 с.
30. Организация исследовательской деятельности при обучении математике в основной и старшей школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaitseva-irina.ru/archiv/OID.pdf.
31. Остин, Дж. Гордость и предубеждение. [Электронный ресурс] / Дж. Остин. - Режим доступа: http://loveread.ec/read_book.php?id=2341 &p= 1.
32. Охримович, К. В. Ирония и принцип вежливости в английском диалоге : канд. филол. наук : 10.02.04 / Ксения Валерьевна Охримович. - Уфа, 2004. - 230 с.
33. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - Москва : Прогресс 1991.- 504 с.
34. Паси, И. Ирония как эстетическая категория / И. Паси // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство: сб. / Москва,1980. - С. 60-84.
35. Паси, И. Смешното./ И. Паси. - Москва : Педагогика, 1999. - 300 с.
36. Пивоев, В. М. Ирония как феномен культуры / В. М. Пивоев. - Петрозаводск : Петрозаводск, ун-та, 2000. - 104 с.
37. Пивоев, В. М. Культурология: введение в историю и философию культуры / В. М. Пивоев. - Петрозаводск : Исток, 1997. - 82 с.
38. Пигулевский, В. О. Символ и ирония / В. О. Пигулевский, Л. А. Мирская. - Кишинёв : Штиница, 1990. - 165 с.
39. Походня, С. И. Языковые средства и виды реализации иронии / С. И. Походня. - Киев : Наукова думка, 1989. - 128 с.
40. Прокофьев, Г.Л., Ирония как прагматический компонент высказывания (на материале английского языка) : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.02.04. / Геннадий Леонидович Прокофьев. - Киев, 1988. - 29 с.
41. Редозубов, А. Д. Цветные эмоции холодного разума. Логика эмоций. Книга первая. / А. Д. Редозубов. - Санкт-Петербург : Амфора, 2011. - 320 с.
42. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков - Москва : Ось-89, 2006. - 480 с.
43. Скребнев, Ю.М. Основы стилистики английского языка : учебник для ин-тов и фак. иностр. яз. / Ю.М. Скребнев. - Москва : Астрель, 2003. - 221с.
44. Славов, И. Ирония, нигилизм и модернизм / И. Славов // Борьба идей в эстетике - Москва : Искусство, 1974. - С. 277-303.
45. Спиридонова, Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века / Л. А. Спиридонова. - Москва : Наука, 1987. - 304 с.
46. Третьякова, Е.Ю., Ирония в структуре художественного текста [Электронный ресурс] : Интернет-сборник Кубанского государственного университета, 2003. - Режим доступа:www.kubstu.ru/ irony.shtml.
47. Трофимова, Е. И. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х гг. / Е. И. Трофимова // Общественные науки и современность. - 1999. - №4. - С. 169-176.
48. Убальдо, Н. Иллюстрированный философский словарь / Н. Убальдо - Москва : БММ АО , 2006. - 584 с.
49. Фуксон, Л.Ю. Комическое литературное произведение : учебное пособие / Л.Ю. Фуксон. - Кемерово, 1993. - 96с.
50. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев, - Москва : Высшая школа, 1999. - 240 с.
51. Шаронов, И. А. Приемы речевой агрессии: насмешка и ирония / И. А. Шаронов // Агрессия в языке и речи. - Москва : РГГУ, 2004. - С. 38 - 52.
52. Шлегель Немецкая романтическая повесть. Том I. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //detectivebooks .ru/book/29419587/?page=7 6.
53. Шлегель, К. В. Ф. Сочинения : Т. 1. Философия жизни. Философия истории / К. В. Ф. Шлегель. - Москва : Quadrivium, 2015. - 816 с.
54. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. - Москва : Правда,1983. - 56 c.
55. Эпштейн, М.Н. Противоирония. Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://topos.ru/art1cle/2752.
56. Яновкая, Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова / Л.М. Яновкая.-Москва, 1983. - 320 с.
57. Jane Austen: Pride and Prejudice [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.literaturepage.com/read/prideandprejudice. html.