СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические аспекты изучения девиантного поведения подростков 8
1.1 Понятие девиантного поведения в психологии 8
1.2 Причины и особенности проявления девиантного поведения в подростковом возрасте 9
1.3 Пути преодоления девиантного поведения у подростков 15
2 Экспериментальное изучение девиантного поведения подростков 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 24
2.3 Коррекционные занятия, направленные на преодоление девиантного
поведения у подростков 31
Заключение 53
Список использованных источников
Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
В подростковом возрасте подросток характеризуется как «трудный». Проблема «трудных» подростков, одна их важных психолого-педагогических проблем.
Сложная экономическая ситуация в стране, иные мировоззрения и т.д. приводят к трудностям и конфликтам.
В современном мире, молодёжь часто замечается в жестокости, агрессивности. Она проявляется как месть за не полученную ласку, заботу со стороны родителей. И в тех случаях, когда в семьях господствует физическое насилие. Причём злость выплёскивается на окружающих подростка. Резко подскочила преступность. Всё чаще подростки замечены в рэкете, проституции, в экстремистских движениях и даже в сотрудничестве с мафией. Широкое распространение среди противоправных действий получили токсикомания и наркомания. Свою ценность и значимость утратили учебная и трудовая деятельность. Подростки хотят получать больше благ, привилегий и при этом меньше работать, учиться.
Подростки больше всех страдают от сложившейся ситуации в стране.
Но большую роль, конечно же, играют родители. Чем больше родитель опекает и считает своего ребёнка маленьким, тем больше подросток желает вырваться из под его опеки и показать свою самостоятельность, независимость. Это чревато отрицательными, а иногда и катастрофическими последствиями.
Вместе с этим повышается конфликтность между взаимоотношениями родителей и подростков. Подросток не хочет считаться с мнением своих родных - на первом месте у него мнение сверстников, для него они авторитеты.
Не получившие в семье нужной ласки и внимания дети, начинают общаться с друзьями, порой и сбегая из дома. Они забрасывают учёбу, всё своё свободное время проводят на улице, при этом занимаясь не всегда полезной деятельностью. Девиантом можно назвать такого подростка, который не один раз отклонился от нормы поведения, а систематически прибегает к девиантному поведению, которое, соответственно носит социально-негативный оттенок.
Таким образом, можно считать, что приспособиться, адаптироваться к правилам и нормам в современной жизни, очень трудно именно подросткам. Девиантное поведение подростков является результатом взаимоотношений, изменений в семье, школе, обществе.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. В подростковом возрасте, девиантное поведение - довольно сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Цель нашего исследования: изучение причин возникновения и путей преодоления девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: причины возникновения и пути преодоления девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить причины возникновения и особенности отклоняющегося поведения у подростков
2. Изучить пути преодоления девиантного поведения подростков
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.2.
2. Эмпирические методы: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (авт. - А.Н. Орел) и «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» (ДАП-П).
Экспериментальное исследование для изучения девиантного поведения подростков, проводилось на базе Частного профессионального образовательного учреждения «Лесосибирский колледж «Знание», на базе МБОУ «СОШ № 6 г. Лесосибирска» и на базе МБОУ «СОШ № 2 г. Лесосибирска». Выборка исследования представлена учениками 7х - 8х классов и составляет 16 испытуемых.
Этапы исследования:
1. Сентябрь - декабрь 2015 г. - составление плана работы, определение списка научно-исследовательской литературы, анализ литературы, постановка актуальности исследования, выбор методологической и теоретической базы исследования, написание первой главы.
2. Февраль - март 2016 г. - составление программы экспериментального исследования, подбор диагностического материала; проведение диагностического обследования.
3. Апрель - июнь 2016 г. - Анализ и интерпретация полученных результатов; разработка коррекционных занятий, направленных на преодоление девиантного поведения у подростков; написание второй главы и заключения.
Трудности в приспособлении, адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают в основном подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Девиантное (отклоняющееся), поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Исходя из сказанного, можно трактовать девиантное поведение, как нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Проанализировав и обобщив полученные нами в ходе обследования подростков данные, мы можем констатировать следующее: все испытуемые склонны противопоставлять свои нормы и ценности групповым; большинство опрошенных подростков:
- имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния;
- можно охарактеризовать как рискованных, жаждущих острых ощущений, имеющих садо-мазохистские тенденции и низко ценящих свою жизнь;
- не имеют выраженных агрессивных тенденций, не приемлют насилие как средство решения проблем;
- имеют слабо развитый волевой контроль эмоциональной сферы;
- отличаются низкой склонностью к делинквентному поведению;
- имеют тенденцию к совершению самоубийства.
После проведения диагностики, опираясь на полученные результаты, нами были составлены коррекционные занятия, направленные на преодоление девиантного поведения у подростков по 6 параметрам, которые были наиболее выражены у испытуемых подростков.
1. Басс, А. Г Психология агрессии: учебник / А. Г. Басс - Москва, 1967.
2. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание: монография / Р.Бернс. - Москва, 1986.
3. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности: учебник / Г. Блюм. - Москва, 1996.
4. Бэрон, Р. Агрессия: учебник / Р. Бэрон., Д. Ричардсон. - Санкт- Петербург, 1998.
5. Габиани, А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы: учебное пособие / А. А Габиани. - Москва, 1990.
6. Гилинский, Я.И. Социодинамика самоубийств: учебное пособие / Я. И Гилинский., Л. Г Смолинский. - Санкт-Петербург, 1988.
7. Мухина, С. В. Дети с отклонениями: учебное пособие / С. В Мухина. - Москва, 1991.
8. Еникеева, Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: учебное пособие / Д.Д Еникеева. - Москва, 1998.
9. Заика, Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А.С. Психологические характеристики личности подростка с отклоняющимся поведением / Е.В Заика, Н. ПКрейдун, А. С Ячина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 3. Психология. - 1994. - № 4.
10.Змановская, Е.В. Девиантология: учеб.пособие для студентов / Е. В Змановская. - Москва, 2006.
11. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н Иванов // Социально-политический журнал - 1995. - № 2.
12. Каган, В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок / В. Е Каган. - Москва 1992.
13. Ковалев, А. Г. Темперамент и характер: научн. статья / А. Г Ковалев., В. Н Мясищев. - Москва, 1982.
14. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста: научн. статья / В. В Ковалев. - Москва, 1979.
15. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: научное пособие / В. Т Кондрашенко - Минск, 1988.
16. Коэн, А. Содержание делинквентной субкультуры: Социология преступности / А. Коэн - Москва, 1966
17. Краткий словарь современных понятий и терминов. - Москва, 2000.
18. Кэмбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка: учебное пособие / Р. Кэмбелл. - Санкт-Петербург, 1997.
19. Клейнберг, Ю. А.Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю. А Клейнберг. - Москва, 2001.
20. Клейберг, Ю.А. Практикум по девиантологии: учебное пособие / Ю. А Клейберг. - Москва, 2007.
21. Ланцова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л. А Ланцова., М. Ф Шурупова. - Санкт - Петербург, 1993. - № 4.
22. Леонгард, К. Акцентуированные личности: учебное пособие / К. Леонгард. - Киев, 1981.
23. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков: учебное пособие / А. Е Личко. - Москва, 1983.
24. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учебное пособие / А. В Мудрик. - Москва, 1997.
25. Невский И. А. Учителю о детях с отклонениями в поведении: учебное пособие / И. А Невский. - Москва, 1990.
26. Александрова, А. В Нравственность, агрессия, справедливость: научн. статья / А. В Александрова. - Москва,1992, №2.
27. Фомина, А. Б Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: учебное пособие / А. Б Фомина. - Москва, 2003.
28. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности: учебное пособие /А. А Реан. - Санкт-Петербург, 1999.
29. Селецкий, А. И., Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением: учебное пособие / А. И Селецкий., С. А Тарарухин. - Киев,1981.
30. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: учебное пособие / Г. С Тагирова. - Иркутск, 2003.
31. Фромм, Э. Детская агрессивность: учебное пособие / Э. Фромм. - Минск, 1996.
32. Причины и профилактика девиантного поведения в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. ин-т. - Электрон.журн.- Режимgостуnа:http://psyjoumals.ru/addictive_behavюr/issue/46099_full.shtml
33. Причины девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: лаб.практикум / Режим доступа:http://psylist.net/pedagogika/00205.htm
34. Факторы девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: лаб. практикум / Режим доступа:http://psyera.ru/faktory-deviantnogo-povedeniya-podrostkov_7343.htm
35. Исаев, Д.Е. Девиантное поведение [Электронный ресурс]:
лаб.практикум / Режим доступа:
http://www.koob.ru/shneider_l/deviantnoe_povedenie
36. Девиантное поведение подростков [Электронный ресурс]: русский народный сервер против наркотиков / Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html
37. Проявления девиантного поведения детей и подростков [Электронный
ресурс]: научная статья / Режим доступа:
http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-4/167-proyavleniya-deviantnogo-povedeniya-detej-i-podrostkov
38. Девиантное поведение [Электронный ресурс]: научная статья / Режим доступа:http://miaset.com/psychology/deti/deviantnoe-povedenie.html
39. Причины девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: научная статья / Режим доступа:http://klever27.ru/useful-articles/?ELEMENT_ID=49
40. Сущность девиантного поведения подростков [Электронный ресурс]: начуная статья / Режим доступа:http://geolike.ru/page/gl_7325.htm