Методика обучения ходьбе на лыжах детей старшей и подготовительной группы
|
Введение 5
1 Проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного
возраста в дошкольных учреждениях 8
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности
детей дошкольного возраста 9
1.2 Формирование движений детей дошкольного возраста 14
1.3 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника 19
1.3.1 Оздоровительное значение лыжных занятий 21
1.3.2 Воспитательное значение лыжных занятий 24
1.4 Подбор инвентаря для занятий по лыжной подготовке 41
2 Исследование и опробация в методике обучения ходьбе на лыжах
детей дошкольного возраста 45
2.1 Средства и методы исследования 45
2.2 Методические рекомендации по организации лыжной
подготовки в дошкольном учреждении 47
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение 1 Инструкция по охране труда при проведении занятий по лыжам 54
1 Проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного
возраста в дошкольных учреждениях 8
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности
детей дошкольного возраста 9
1.2 Формирование движений детей дошкольного возраста 14
1.3 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника 19
1.3.1 Оздоровительное значение лыжных занятий 21
1.3.2 Воспитательное значение лыжных занятий 24
1.4 Подбор инвентаря для занятий по лыжной подготовке 41
2 Исследование и опробация в методике обучения ходьбе на лыжах
детей дошкольного возраста 45
2.1 Средства и методы исследования 45
2.2 Методические рекомендации по организации лыжной
подготовки в дошкольном учреждении 47
Заключение 51
Список использованных источников 52
Приложение 1 Инструкция по охране труда при проведении занятий по лыжам 54
Актуальность. Физическое воспитание в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место, по мнению М.П. Голощекиной (1977), занимают и спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. В детстве имеются наилучшие возможности к усвоению новых двигательных навыков благодаря легкости образования условно-рефлекторных связей у детей, находящихся в прямой зависимости от высокой пластичности функций центральной нервной системы. Чем раньше начнется учение, тем лучше сформируется у ребенка движение, тем прочнее будут навыки в нем. Поэтому-то и нужно начинать обучение детей естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, плаванию, ходьбе на лыжах и т. п.) с дошкольного возраста.
Наиболее существенными особенностями спортивных видов физических упражнений являются: комплексный характер их воздействия на организм ребенка: одновременно развиваются и совершенствуются двигательные навыки; двигательные качества и функции организма, а также большая эмоциональная двигательная деятельность. Быстрое передвижение на свежем морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений. Коньки и лыжи, по мнению Т.И. Осокиной (1979) принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движением ходьбы и бега. Этим и объясняется лёгкость освоения данных упражнений, доступность их для лиц, как с разной физической подготовкой, так и для занятий с детьми дошкольного возраста их большое оздоровительное воздействие. Кроме оздоровительного, эти физические упражнения имеют большое воспитательное значение.
Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Она доступна и интересна детям. Однако, практически это спортивное упражнение не используется в дошкольных учреждениях, в связи с организационными и методическими трудностями. Так в начальной школе лыжная подготовка заменена на подвижные игры, в средних и старших классах лыжная подготовка заменена на кроссовую подготовку (основание: письмо Мин. образования РФ № 1355/11 «О занятиях физической культурой в зимнее время»).
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.
В связи с этим становиться актуальным - разработка рекомендаций для руководителей физического воспитания и воспитателей по организации занятий по лыжной подготовке в дошкольных учреждениях, что является актуальным в современных условиях.
Гипотеза исследования - предполагается, что анализ проблем организации лыжной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, позволит разработать методические рекомендации руководителям физического воспитания для облегчения организации таких занятий.
Объектом исследования - является лыжная подготовка детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации занятий по лыжной подготовке с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить условия организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Теоретические основы исследования базируются на научных принципах организации оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко) на основах теории и методики физического воспитания Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин), на гигиенических основах физической культуры (Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова).
Практическая значимость работы заключается в разработке для специалистов по физической культуре методических рекомендаций к занятиям по лыжной подготовке.
Наиболее существенными особенностями спортивных видов физических упражнений являются: комплексный характер их воздействия на организм ребенка: одновременно развиваются и совершенствуются двигательные навыки; двигательные качества и функции организма, а также большая эмоциональная двигательная деятельность. Быстрое передвижение на свежем морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений. Коньки и лыжи, по мнению Т.И. Осокиной (1979) принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движением ходьбы и бега. Этим и объясняется лёгкость освоения данных упражнений, доступность их для лиц, как с разной физической подготовкой, так и для занятий с детьми дошкольного возраста их большое оздоровительное воздействие. Кроме оздоровительного, эти физические упражнения имеют большое воспитательное значение.
Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Она доступна и интересна детям. Однако, практически это спортивное упражнение не используется в дошкольных учреждениях, в связи с организационными и методическими трудностями. Так в начальной школе лыжная подготовка заменена на подвижные игры, в средних и старших классах лыжная подготовка заменена на кроссовую подготовку (основание: письмо Мин. образования РФ № 1355/11 «О занятиях физической культурой в зимнее время»).
Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.
В связи с этим становиться актуальным - разработка рекомендаций для руководителей физического воспитания и воспитателей по организации занятий по лыжной подготовке в дошкольных учреждениях, что является актуальным в современных условиях.
Гипотеза исследования - предполагается, что анализ проблем организации лыжной подготовки в дошкольных образовательных учреждениях, позволит разработать методические рекомендации руководителям физического воспитания для облегчения организации таких занятий.
Объектом исследования - является лыжная подготовка детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации занятий по лыжной подготовке с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить условия организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
Теоретические основы исследования базируются на научных принципах организации оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко) на основах теории и методики физического воспитания Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин), на гигиенических основах физической культуры (Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова).
Практическая значимость работы заключается в разработке для специалистов по физической культуре методических рекомендаций к занятиям по лыжной подготовке.
1. В результате исследований по организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в ДОУ был выявлен ряд проблем:
• отсутствие места для занятий лыжной подготовкой;
• отсутствие инвентаря в дошкольных образовательных учреждениях;
• отсутствие мест для хранения инвентаря.
2. В результате анализа литературных источников были выявлены следующие особенности формирования движений детей дошкольного возраста: короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на друг ю происходит с трудом. При передвижении ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги.
3. Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа: изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий и т.д. С целью облегчения работы специалистам по физическому воспитанию, нами был разработан ряд методических рекомендаций по организации лыжной подготовки, включающий в себя три направления работы: с родителями, с воспитателями и собственная деятельность специалиста по физическому воспитанию.
Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях вполне возможно и необходимо.
• отсутствие места для занятий лыжной подготовкой;
• отсутствие инвентаря в дошкольных образовательных учреждениях;
• отсутствие мест для хранения инвентаря.
2. В результате анализа литературных источников были выявлены следующие особенности формирования движений детей дошкольного возраста: короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на друг ю происходит с трудом. При передвижении ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги.
3. Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа: изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий и т.д. С целью облегчения работы специалистам по физическому воспитанию, нами был разработан ряд методических рекомендаций по организации лыжной подготовки, включающий в себя три направления работы: с родителями, с воспитателями и собственная деятельность специалиста по физическому воспитанию.
Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях вполне возможно и необходимо.
Подобные работы
- Развитие двигательных способностей у юных лыжников на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross Kids»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Развитие выносливости обучающихся 16-17 лет на уроках по лыжной подготовке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Развитие физической выносливости учащихся старших классов на уроках физической культуры средствами борьбы дзюдо
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021



