МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ
|
Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 7
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих образовательный
процесс в начальной школе 7
1.2 Понятие «морфемный анализ» 11
1.3 Методические приемы, используемые для обучения морфемному анализу
слов 192 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 23
2.1 Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный
анализ слов 23
2.2 Анализ методических приемов при обучении морфемному анализу слов
2.3 Методические рекомендации по работе над морфемным анализом 30
Заключение
Список использованных источников
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 7
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих образовательный
процесс в начальной школе 7
1.2 Понятие «морфемный анализ» 11
1.3 Методические приемы, используемые для обучения морфемному анализу
слов 192 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 23
2.1 Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный
анализ слов 23
2.2 Анализ методических приемов при обучении морфемному анализу слов
2.3 Методические рекомендации по работе над морфемным анализом 30
Заключение
Список использованных источников
Современные образовательные стандарты регулируют современные процессы образования. Изучая предметные и метапредметные результаты Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО) мы видим, что русский язык является одним из ведущих предметов в начальной школе, как дальнейшей ступени обучения.
Образовательным стандартом начальной школы регулируется метапредметные и предметные результаты русского (родного) языка, задачами которого являются не просто формирование грамотности на письме, но и формирование грамотной устной речи, формирование коммуникативных навыков, умения правильно сформулировать и выстроить свой ответ.
К сожалению, методика русского языка на современном этапе опирается еще на сложившийся опыт и традиции. Придя в школу, учитель получает в большинстве случаев представления об уровне развития методики в той или иной области лишь из школьных учебников, пособий с которыми он работает.
В основе обучения грамоте младших школьников лежит: орфография, графика, фонетика и такая же немаловажная тема - морфемика.
В образовательном стандарте младших школьников нет четкой функции морфемики, морфемного анализа. Его можно увидеть лишь работая с методическими пособиями (М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек и др.) и анализируя опыт педагогов начальных классов.
В целом методика обучения морфемному анализу слов - это важный компонент в развитии лингвистических способностей младших школьников, ведь, прежде всего ученик знакомиться со словом при чтении, а после воспроизводим его на письме с помощью значимых частей этого слова.
Цель работы - изучить методические основы в обучении морфемному анализу слов младших школьников.
Объект исследования - морфемный анализ слов
Предмет исследования - методические приемы обучения младших школьников морфемному анализу слов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «морфемный анализ слова»
3. Охарактеризовать методические приемы, используемые при обучении морфемному анализу слов
4. Выявить более целесообразные методические приемы при обучении морфемному анализу младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по обучения морфемному анализу младших школьников.
Методологической основой являются работы М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Е.И. Литневской, А.А. Реформатского по методике преподавания морфемного анализа слова у младших школьников.
Направление работы определило следующие методы исследования:
- метод анализа лингвистической, методической и учебной литературы, Сравнение и обучение
- метод проведения исследования.
Исследование проводилось во время производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска, количество участников - 27 человек.
В работе проанализированы, обобщены, систематизирован теоретический материал, сформулированы методические рекомендации, которые в дальнейшем могут быть использованы педагогами, студентами педагогических институтов в работе над морфемным анализом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованных источников.
Образовательным стандартом начальной школы регулируется метапредметные и предметные результаты русского (родного) языка, задачами которого являются не просто формирование грамотности на письме, но и формирование грамотной устной речи, формирование коммуникативных навыков, умения правильно сформулировать и выстроить свой ответ.
К сожалению, методика русского языка на современном этапе опирается еще на сложившийся опыт и традиции. Придя в школу, учитель получает в большинстве случаев представления об уровне развития методики в той или иной области лишь из школьных учебников, пособий с которыми он работает.
В основе обучения грамоте младших школьников лежит: орфография, графика, фонетика и такая же немаловажная тема - морфемика.
В образовательном стандарте младших школьников нет четкой функции морфемики, морфемного анализа. Его можно увидеть лишь работая с методическими пособиями (М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек и др.) и анализируя опыт педагогов начальных классов.
В целом методика обучения морфемному анализу слов - это важный компонент в развитии лингвистических способностей младших школьников, ведь, прежде всего ученик знакомиться со словом при чтении, а после воспроизводим его на письме с помощью значимых частей этого слова.
Цель работы - изучить методические основы в обучении морфемному анализу слов младших школьников.
Объект исследования - морфемный анализ слов
Предмет исследования - методические приемы обучения младших школьников морфемному анализу слов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «морфемный анализ слова»
3. Охарактеризовать методические приемы, используемые при обучении морфемному анализу слов
4. Выявить более целесообразные методические приемы при обучении морфемному анализу младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по обучения морфемному анализу младших школьников.
Методологической основой являются работы М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Е.И. Литневской, А.А. Реформатского по методике преподавания морфемного анализа слова у младших школьников.
Направление работы определило следующие методы исследования:
- метод анализа лингвистической, методической и учебной литературы, Сравнение и обучение
- метод проведения исследования.
Исследование проводилось во время производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска, количество участников - 27 человек.
В работе проанализированы, обобщены, систематизирован теоретический материал, сформулированы методические рекомендации, которые в дальнейшем могут быть использованы педагогами, студентами педагогических институтов в работе над морфемным анализом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованных источников.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены методы работы над морфемным анализом слова в начальных классах.
Проанализировав методические разработки М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова мы пришли к выводу, что морфемика и морфемный разбор слова - одна из важных составляющих в программе обучения младших школьников и тесно сочетается со словообразовательным анализом, орфографией, лингвистикой. Что таким образом отражает не только значимость в грамматике, но и в речи самих учащихся. Разные понятия «морфема», мы пришли к выводу, что наиболее подходящим является определение, данное М.С. Соловейчик, оно наиболее точно отражает сущность понятия, функции.
Таким образом, проанализировав понятия предложенные методистами и учитывая, что морфемика является одним из самых молодых разделов лингвистики, она была выделена в самостоятельный раздел 40 лет назад, это и объясняет разрозненность в терминах ученых.
Проанализировав методы обучения в начальной школе, проведя исследование в рамках производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 мы выявили, что самые целесообразные методы при обучении морфемного анализу слова являются - это сочетание всех методов - как традиционных, так и нетрадиционных. Лишь используя эти методы в комплексе, можно достичь более высоких результатов в интеллектуальном, личностном развитии младшего школьника.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые методические рекомендации, которые можно учитывать для более успешного усвоения темы при изучении темы морфемного анализа слова. Слова по своему морфемного составу бывают разной степени сложности и при изучении темы учащиеся начальной школы не сразу знакомятся со всеми частями речи, а лишь постепенно вводятся с принципом постепенного усложнения структуры слова.
К сожалению, современные образовательные стандарты не дают четко сформулированных знаний, умений и навыков при изучении какой-либо темы, но определяет уровень владения языком, который в свою очередь определяется не только какими - то теоретическими знаниями о родном языке, но коммуникативными, практическими навыками.
Начальная школа - это основа дальнейшего обучения ребенка, и именно формирование грамотной речи, которая отображается не только на письме является одной из задач методики русского языка и в том числе морфемного анализа слова.
Проанализировав методические разработки М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова мы пришли к выводу, что морфемика и морфемный разбор слова - одна из важных составляющих в программе обучения младших школьников и тесно сочетается со словообразовательным анализом, орфографией, лингвистикой. Что таким образом отражает не только значимость в грамматике, но и в речи самих учащихся. Разные понятия «морфема», мы пришли к выводу, что наиболее подходящим является определение, данное М.С. Соловейчик, оно наиболее точно отражает сущность понятия, функции.
Таким образом, проанализировав понятия предложенные методистами и учитывая, что морфемика является одним из самых молодых разделов лингвистики, она была выделена в самостоятельный раздел 40 лет назад, это и объясняет разрозненность в терминах ученых.
Проанализировав методы обучения в начальной школе, проведя исследование в рамках производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 мы выявили, что самые целесообразные методы при обучении морфемного анализу слова являются - это сочетание всех методов - как традиционных, так и нетрадиционных. Лишь используя эти методы в комплексе, можно достичь более высоких результатов в интеллектуальном, личностном развитии младшего школьника.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые методические рекомендации, которые можно учитывать для более успешного усвоения темы при изучении темы морфемного анализа слова. Слова по своему морфемного составу бывают разной степени сложности и при изучении темы учащиеся начальной школы не сразу знакомятся со всеми частями речи, а лишь постепенно вводятся с принципом постепенного усложнения структуры слова.
К сожалению, современные образовательные стандарты не дают четко сформулированных знаний, умений и навыков при изучении какой-либо темы, но определяет уровень владения языком, который в свою очередь определяется не только какими - то теоретическими знаниями о родном языке, но коммуникативными, практическими навыками.
Начальная школа - это основа дальнейшего обучения ребенка, и именно формирование грамотной речи, которая отображается не только на письме является одной из задач методики русского языка и в том числе морфемного анализа слова.
Подобные работы
- Обучение младших школьников звуковому анализу слова
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Система упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Методы обучения младших школьников с дислексией
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКС УПРАЖЕНИЙ СО СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ МОДЕЛЯМИ СЛОВА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ
МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ
ПАРНОЙ СОГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО
НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНО- СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



