Введение 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 7
1.1 Анализ нормативных документов регламентирующих образовательный
процесс в начальной школе 7
1.2 Понятие «морфемный анализ» 11
1.3 Методические приемы, используемые для обучения морфемному анализу
слов 192 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ 23
2.1 Диагностика умений младших школьников осуществлять морфемный
анализ слов 23
2.2 Анализ методических приемов при обучении морфемному анализу слов
2.3 Методические рекомендации по работе над морфемным анализом 30
Заключение
Список использованных источников
Современные образовательные стандарты регулируют современные процессы образования. Изучая предметные и метапредметные результаты Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО) мы видим, что русский язык является одним из ведущих предметов в начальной школе, как дальнейшей ступени обучения.
Образовательным стандартом начальной школы регулируется метапредметные и предметные результаты русского (родного) языка, задачами которого являются не просто формирование грамотности на письме, но и формирование грамотной устной речи, формирование коммуникативных навыков, умения правильно сформулировать и выстроить свой ответ.
К сожалению, методика русского языка на современном этапе опирается еще на сложившийся опыт и традиции. Придя в школу, учитель получает в большинстве случаев представления об уровне развития методики в той или иной области лишь из школьных учебников, пособий с которыми он работает.
В основе обучения грамоте младших школьников лежит: орфография, графика, фонетика и такая же немаловажная тема - морфемика.
В образовательном стандарте младших школьников нет четкой функции морфемики, морфемного анализа. Его можно увидеть лишь работая с методическими пособиями (М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаева, П.С. Жедек и др.) и анализируя опыт педагогов начальных классов.
В целом методика обучения морфемному анализу слов - это важный компонент в развитии лингвистических способностей младших школьников, ведь, прежде всего ученик знакомиться со словом при чтении, а после воспроизводим его на письме с помощью значимых частей этого слова.
Цель работы - изучить методические основы в обучении морфемному анализу слов младших школьников.
Объект исследования - морфемный анализ слов
Предмет исследования - методические приемы обучения младших школьников морфемному анализу слов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «морфемный анализ слова»
3. Охарактеризовать методические приемы, используемые при обучении морфемному анализу слов
4. Выявить более целесообразные методические приемы при обучении морфемному анализу младших школьников.
5. Разработать методические рекомендации по обучения морфемному анализу младших школьников.
Методологической основой являются работы М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Е.И. Литневской, А.А. Реформатского по методике преподавания морфемного анализа слова у младших школьников.
Направление работы определило следующие методы исследования:
- метод анализа лингвистической, методической и учебной литературы, Сравнение и обучение
- метод проведения исследования.
Исследование проводилось во время производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 г. Лесосибирска, количество участников - 27 человек.
В работе проанализированы, обобщены, систематизирован теоретический материал, сформулированы методические рекомендации, которые в дальнейшем могут быть использованы педагогами, студентами педагогических институтов в работе над морфемным анализом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения и списков использованных источников.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены методы работы над морфемным анализом слова в начальных классах.
Проанализировав методические разработки М.С. Соловейчик, Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова мы пришли к выводу, что морфемика и морфемный разбор слова - одна из важных составляющих в программе обучения младших школьников и тесно сочетается со словообразовательным анализом, орфографией, лингвистикой. Что таким образом отражает не только значимость в грамматике, но и в речи самих учащихся. Разные понятия «морфема», мы пришли к выводу, что наиболее подходящим является определение, данное М.С. Соловейчик, оно наиболее точно отражает сущность понятия, функции.
Таким образом, проанализировав понятия предложенные методистами и учитывая, что морфемика является одним из самых молодых разделов лингвистики, она была выделена в самостоятельный раздел 40 лет назад, это и объясняет разрозненность в терминах ученых.
Проанализировав методы обучения в начальной школе, проведя исследование в рамках производственной практики на базе МБОУ СОШ №2 мы выявили, что самые целесообразные методы при обучении морфемного анализу слова являются - это сочетание всех методов - как традиционных, так и нетрадиционных. Лишь используя эти методы в комплексе, можно достичь более высоких результатов в интеллектуальном, личностном развитии младшего школьника.
Исходя из результатов исследования, мы можем выделить некоторые методические рекомендации, которые можно учитывать для более успешного усвоения темы при изучении темы морфемного анализа слова. Слова по своему морфемного составу бывают разной степени сложности и при изучении темы учащиеся начальной школы не сразу знакомятся со всеми частями речи, а лишь постепенно вводятся с принципом постепенного усложнения структуры слова.
К сожалению, современные образовательные стандарты не дают четко сформулированных знаний, умений и навыков при изучении какой-либо темы, но определяет уровень владения языком, который в свою очередь определяется не только какими - то теоретическими знаниями о родном языке, но коммуникативными, практическими навыками.
Начальная школа - это основа дальнейшего обучения ребенка, и именно формирование грамотной речи, которая отображается не только на письме является одной из задач методики русского языка и в том числе морфемного анализа слова.
1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников. - Москва : Издательский центр «Академия», 2012.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург : «Деловая книга», 2012. - 368 с.
3. Архипова, Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - Москва : Вербум, 2014.
4. Атощенкова, Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над словом на уроках русского языка. - Москва : Начальная школа, 2014. - №12. - С. 35-39.
5. Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды. - Москва : Гуманитарные научные исследования, 2013, № 7. - С.25-34.
6. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - Москва : Просвещение, 2013. - 151 с.
7. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - Москва: Совершенство, 2013. - 352 с.
8. Вороничев, О.Е. Как связано значение со словорассечением. Москва, 2014. - 41-50 с.
9. Вороничев, О.Е. О логическом соотношении понятия «корень» - «непроизводная основа» и «членимость» - «производность» - «мотивированность». - Москва, 2015. - №8. - 37-40 с.
10. Дунаева, В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка. - Москва : Начальная школа, 2011. - № 7. - С. 28.
11. Козлова, М.М. Элементарный словообразовательный анализ на уроках русского языка как основа обучения морфемике учащихся начальной и средней школы. - Москва : Инновации в науке. - 2014. - №14-2. - 17-19 с.
12. Лемов А.В. Школьный словарь лингвистических терминов / А.В.Лемов. - Москва: Русский язык, 2015. -255 с.
13. Литневская, Е.И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка. - Москва : Русская словесность. - 2011- №1. - С.68-74.
14. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, В.А. Горецкий. - Москва : Просвещение, 2013. - 514 с.
15. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. / Рамзаева Т.Г., СветловскаяН.Н. - Москва : Просвещение, 2014. - 239 с.
16. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - Москва, 2013.
17. Методика преподавания русского / Под ред. Баранова. - Москва, 2012.
18. Милютина, М.А. Связная речь / М.А. Милютина // Начальная школа. - 2013. -№11. - С. 34-39.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 456 с.
20.
20. Николина, Н. А. Словообразование современного русского языка : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина, Е. А. Фролова, М. М. Литвинова. - М. : 2005. - С. 56-62.
21. Нечаева, Н. Органазация и содержание периода адаптации к школе первоклассников / Н. Нечаева // Начальная школа. - 2013. - №33. - С. 13¬14.
23.Организация работы по развитию речи. [Электронный ресурс] : Социальная сеть взаимопомощи учителей. - Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-raboti-po-razvitiyu-rechi-423046.html
24.Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе / Под ред. И.Д. Зверева, А.М. Пышкало - М.: Педагогика, 2012. - 216 с.
25. Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.
26. Полякова, А. В. Русский язык: учеб. для 2 кл. нач. шк. / А.В. Полякова. - 3-е изд. - Москва : Просвещение, 2003. - 222 с.
27. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Москва : Просвещение. - 2011. - 248 с.
28. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. - Москва: Просвещение, 2013. - 170 с.
29. Рамзаева, Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней общеобразовательной школы в 2 ч. 4.1.- Москва : Дрофа. - 2012. - 158 с.
30. Рахимова, М. А. Изучение морфемного состава слова в начальных классах // Молодой ученый// - 2014. - №20. - 736-738 с.
31. Реформатский, А.А.. О членимости слова. - Москва: Развитие современного русского словообразования, 2012.
32. Тумина, Л.Е. Монолог / Л.Е. Тумилина// Педагогическое речеведение. Словарь справочник. Москва, 2011.
33. Тумина, Л.Е. Полилог / Л.Е. Тумилина // Педагогическое речеведение. Словарь справочник. Москва, 2012.
34. ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре о сновной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. - Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2014. - 28 с.
35. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С.Н. Цейтлин. - Москва : Просвещение. - 2012. - 143 с.
36. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О. В. Хухлаева. - Москва : 2013. - 214 с.
37. Чудаева, Н.Л. Формирование языковой и речевой компетенции студентов
педагогического колледжа при изучении морфемике (из опыта работы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-yazykovoy-i-rechevoy-kompetentsiy-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-pri-izuchenii-morfemiki-iz-opyta-raboty
38. Ширяев, Е.Н. Культура русской речи: Энциклопедический словарь - справочник. Москва, 2013. - 484с.
39. Шумарин, С. И. Трудности морфемного анализа / С. И. Шумарин // Актуальные вопросы русского языка и методики его преподавания : сб. науч.-метод. ст. - Балашов : 2011. - 90-95 с.
40. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель(теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. - Москва : Новая школа, 2014. - 352 с.