Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принцип разделения властей.

Работа №2703

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

юриспруденция

Объем работы35стр.
Год сдачи2012
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1460
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Происхождение принципа разделения властей
2. Разделение властей в мировой конституционной практике

2.1 Разделение властей между главой государства, парламентом и правительством и основные формы правления
2.2 Смешанная форма правления

2.3 Советская и Суперпрезидентская формы правления
2.4 Основные тенденции развития разделения властей
2.5 Разделение властей и распределение компетенции в международных и негосударственных организациях
3. Разделение властей в дореволюционной России, в Советском государстве и в период конституционных реформ

3.1 Дореволюционная Россия
3.2 Период Советской власти
3.3 Конституционные реформы 1988-1993 годов
4. Разделение властей в современном Российском государстве и система государственных органов РФ: конституционное закрепление и общая характеристика

4.1 Конституционное закрепление принципов народовластия и разделения властей
4.2 Проблемы разделения властей в Российском государстве и государственные органы с особым статусом
4.3 Теоретическая модель и методы исследования разделения властей
5. Разделение властей в Российском государстве

5.1 Законодательная власть
5.2 Исполнительная власть
5.3 Судебная власть
Заключение





Введение

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды, при этом "ветви власти" самостоятельны, организационно и функционально независимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимный контроль. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".
Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён и в Конституции РФ 1993 года. Однако с тех пор, как принцип разделения властей был сформулирован и получил признание, прошло более 200 лет. Жизнь на месте не стоит, и за это время произошли существенное изменения как в теоретическом понимании принципа разделения властей, так и в конституционной практике его реализации в разных государствах.
Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.
Конституционное развитие современной России (в том числе и в организации государственной власти) сочетает традиции российского дореволюционного конституционализма, наследие Советской власти, конституционные заимствования у зарубежных государств, а также современные отечественные нововведения. Поэтому не обойтись без исторического и сравнительно-правового анализа конституционной практики разделения властей в зарубежных государствах, отечественного конституционного развития.
Чтобы понять, как работает принцип разделения властей в современном российском государстве, необходимо рассмотреть систему государственных органов с точки зрения разделения властей. Исследование разделения властей предполагает рассмотрение "основных ветвей власти" - законодательной, исполнительной, судебной, механизмов их взаимодействия и форм влияния друг на друга. Однако этим данное исследование не ограничивается.
Особое внимание хотелось бы обратить на проблемные моменты, связанные с функционированием государственных органов с особым статусом, не укладывающихся в традиционную триаду "ветвей власти", таких, как глава государства, органы прокуратуры, органы финансового контроля, избирательные комиссии. Именно эти органы, именно их место в системе разделения властей являются основным предметом данного исследования, причём недопустимо искусственно относить их к трём "основным ветвям власти" без соответствующего функционального обоснования. Государственные органы с особым статусом существуют во многих конституционных государствах, однако их количество, состав и влияние в различных государствах отличаются. В тех государствах, где их достаточно много и где они играют значительную роль (в том числе и в современной России), они могут образовывать системы органов (органы прокуратуры, избирательные комиссии), обособляться в "особые ответвления власти" и даже объединяться в "дополнительные ветви власти" (определение этих терминов будет приведено ниже), а сам принцип разделения властей (то есть принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную "ветви власти") нуждается в некотором переосмыслении.
В настоящей работе проводится функциональный анализ государственных органов и их систем, и на основе функционального анализа, с учётом функциональной общности, государственные органы и группы государственных органов объединяются в "ветви и ответвления власти". Приводятся также критерии обособления "ветвей власти", на их основе даётся обоснование "дополнительных ветвей власти" - "избирательной власти", "президентской власти", "контрольно-надзорной власти". "Избирательная власть" рассматривается как сложное публично-властное образование, включающее избирательный корпус и его власть, осуществляемую на выборах и референдумах, и систему избирательных органов.
В данной работе рассматривается разделение властей "по горизонтали", то есть распределение компетенции между "ветвями власти" и их "ответвлениями". Разделение власти "по вертикали", то есть распределение компетенции (разграничение предметов ведения и полномочий) между федеральными и региональными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов РФ), в данной работе практически не затрагивается.
Разделение властей в современном российском государстве будет разобрано в основном на системе федеральных государственных органов. В меньшей мере будут разобраны региональные органы государственной власти, а также местное самоуправление и институты непосредственной демократии как элементы публичной, политической власти.
При проведении исследования автор поставил перед собой задачу разработать и представить такую теоретическую модель разделения властей, которая в рамках "основных и дополнительных ветвей власти" и "особых ответвлений власти" охватывала бы всю систему государственных органов, включая государственные органы с особым статусом. При этом "ветвь власти" должно объединять функциональное сходство. Модель разделения властей должна быть по возможности универсальной и применимой к любой конституционной системе государственной власти. Эта теоретическая модель неизбежно затрагивает и родственные политические институты, наряду с государственными органами являющиеся субъектами публичной, политической власти - институты непосредственной демократии и органы местного самоуправления.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что теория разделения властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой науке, но и на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Но теория разделения властей осуществима прежде всего в плане общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, "разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое". Пока же мы можем констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. "Здесь открыта не просто дорога самовластию, но - злоупотреблениям самовластием". Закрепленные в Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.



Список использованной литературы

1. Конституция РФ. 1993.
2. Федеральный закон “О счетной палате Российской Федерации” от 11.01.1995 года, № 4-ФЗ, Собрание законодательства РФ , № 3, 1995 г.
3. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. Редактор В.А. Четвернин. М., 1997.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
5. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М., 1997.
6. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
7. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.
8. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М., 1988.
9. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
10. План государственного преобразования графа М.М. Сперанского. Хрестоматия по истории России. М., 1996.
11. Обзор результатов деятельности высшей квалификационной коллегии судей российской федерации и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г. Официальный сайт ВС РФ.
12. Кутафин О.Е. Основы государства и права, М: Юрист, 1998.
13. Успенский Э. «Каникулы в Простоквашино», М: детская литература, 1998
14. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ