Введение 5
1 Теоретические основы социального воспитания подростков в РСФСР в
20-30-е гг.ХХв 8
1.1 Социально-экономические и культурно-исторические условия
организации социального воспитания подростков в период становления советского государства 8
1.2 Социальное воспитание подростков в 20-30-е гг.ХХ в. в психолого-
педагогическом контексте 13
2 Организация социального воспитания посредством клубной работы с
подростками в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в 25
2.1 Типология детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в 25
2.2 Использование опыта организации клубной работы с подростками в
20-30-е гг. ХХ в. в современных условиях 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Список мероприятий направленных на развитие народного образования и внешкольной работы в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР 50
В условиях перехода России к демократическому обществу многие проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими, социальными, культурными и политическими сложностями этого перехода. В этих условиях к воспитанию предъявляются принципиально новые требования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца ХХ - начала XXI вв. оказали существенное влияние на организацию воспитания детей в России, когда необходимо адаптироваться к принципиально новым условиям жизни. Эти процессы нашли свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (2012). Кроме того, факторами, свидетельствующими о повышении внимания государства к проблемам воспитания, является принятие таких документов, как «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (2015), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (2009),Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2002) и др.
Сегодня государство определило приоритеты, связанные с укреплением человеческого ресурса страны, что актуализировало проблему разработки теоретических и практических основ социального воспитания как целостного процесса развития личности, ее социальной деятельности. История социального воспитания в России - это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом. В исторической перспективе образование выполняет социальную функцию трансляции различного рода ценностей от поколения к поколению, но при этом, каждое новое поколение имеет свои собственные образовательные традиции, преемственность между которыми сохраняется не всегда. Период 20-30-е гг. ХХ в. представляет в этом отношении особый интерес. Именно тогда социальное воспитание соответствовало потребностям государства, которое хотело расширить свое влияние на людей, приобщить их к социальным и культурным ценностям нового общества. Кроме того, проблемы о сущности воспитания и образования подрастающего поколения всегда были предметом бурных идейных рассуждений, которые особенно усилились в 20-30-е гг. ХХ в.
В 20-30-е гг. социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей, таких как: П.П.Блонский, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н., Шульгини др. Интерес к той проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований, среди которых работы, О.А. Бобылева, Е.М.Карповой, М.М.Плоткина, Т.А. Ромм, А.П.Савченко, Н.В.Семеновой и др.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалифицированной работы «Роль детских клубов в социальном воспитании подростков в 20-30 гг. XX в. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-е гг. ХХв.: именно в этот период клубная работа приобрела системность, была организационно оформлено (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием и проблемы обеспечения кадрами) и стала одним из важнейших средств социального воспитания.
Цель выпускной квалифицированной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством клубной работы в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Объект исследования - психолого-педагогические аспекты социального воспитания подростков в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством клубов в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Задачи:
- выявить социально-экономические и культурно-исторические условия социального воспитания подростков в 20-30-е гг. ХХ в.;
- охарактеризовать социальное воспитание подростков в 20-30-е гг. XX в. в психолого-педагогическом контексте;
- рассмотреть типологию детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР;
- показать возможность использования опыта клубной работы 20-30-х гг. ХХ в. в современных условиях.
Методы исследования: анализ историко-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования: что собранный фактический материал и выводы могут быть использованы для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам «История педагогики и образования», «История социальной работы», «Социальная педагогика»; при подготовке рефератов, курсовых, выпускных квалифицированных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалифицированной работы нашли свое отражение в материалах VIII Международной научно-практической конференции «Практическая педагогика и психология: методы и технологии» (Казань, 2016).
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, 2-х глав (4 параграфов), заключения и списка использованных источников включающего 46 источников и приложения. В работе содержатся 2 таблицы. Результаты исследования представлены в заключении. Общий объем работы составляет 51 страниц печатного текста.
Элементы социального воспитания детей в той или иной форме всегда входили в задачи воспитания. Каждая эпоха, общество в целом на разных в стадиях своего развития, отдельные философские и педагогические течения выдвигали и выдвигают собственные формулы, определяющие задачи воспитания и обучения. Решающее значение в практическом применении педагогических задач имело не столько личное настроение или убеждение педагога, сколько сама жизнь с ее хозяйственно-экономическим и культурным укладом; она диктовала определенные условия деятельности человека, вместе с тем и условия, и обстановку его воспитания.
В ходе анализа историко-педагогической литературы можно сделать вывод, что социально-экономические и культурно-исторические условия после революционных событий 1917 г. дали толчок преобразованию всех сторон общественной жизни в нашей стране, в том числе и сферы образования. С первых же месяцев установления советской власти начинается активная деятельность, направленная на формирование социалистических ценностей и идеалов нового общества.
В период становления советского государства активно обсуждался вопрос о сущности социального воспитания.Социальное воспитание культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества. Изучив идеи выдающихся педагогов, психологов,общественных деятелей 20-30-х гг. ХХ в. (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, С.Н. Дурылин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.) о социальном воспитании можно сделать вывод о том, что в исследуемый период активно обсуждался процесс формирования «нового человека» при направляющей роли государства. Отметим, что в исследуемый период однозначного понимания этого понятия не было, но несмотря на это все авторы едины в том, что социальное воспитание - это, прежде всего, передача общественного опыта от одного поколения к другому.Мы вслед за Н.К. Крупской, под социальным воспитанием понимаем общественное воспитание, которое направлено на формирование нового человека в условиях «истинно демократической» школы, готовящих людей «умеющих строить общественную жизнь».
Большая роль в организации социального воспитания в период становления советского государства отводилась клубам. Период 20-30-е гг. ХХ в. нашей истории сегодня считают временем расцвета клубной работы. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы клубной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. Целью организации и работы детских клубов было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей.
Организация социального воспитания через клубы в период становления советского государства проходила в русле политического и культурного просвещения. Именно клубы своей массовостью помогали социальному становлению подрастающего поколения.
В своей работе мы показали, что уникальный опыт организации социального воспитания 20-30-е гг. XX в. в нашей стране посредством клубной работы активно используется в настоящее время.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Проведенный нами историко-педагогический анализ исследуемой проблемы свидетельствует о том, что феномен социального воспитания в разные исторические периоды настоятельно требует дальнейших исследований.
1. Библиотека свободного воспитания и образования и защиты детей /под. ред. И. Горбунова-Посадова. - Москва: Типо-литография ТовариществаИ. Н. Кушнерев, 1918 - 16 с.
2. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения : в 2 т. / П.П.Блонский.- Москва : Педагогика, 1979. -Т. 1. - 304 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. -Москва : АСТ Астрель, 2010. - 672 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека : /Л. С. Выготский. -Москва: Изд-во Смысл, 2005. - 1136 с.
5. Государственный архив Красноярского края. Фонд № Р-93. Опись 1. Дело № 49. Отчеты о работе политико-просветительных отделов Ачинского, Енисейского, Канского и Минусинского уездных отделов народного образовании.
6. Грибанов, А.Ю., Черепина, Е.Ю. Кружковая работа с детьми в 20¬30 гг. XX в. /А. Ю. Грибанов, Е. Ю. Черепина //Практическая педагогика и психология.Методы и технологии.. Сб.статей VIII Международной научно-практической конференции: в 4 ч. Ч.2. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016. - 65-66c.
7. История педагогики в России. Хрестоматия. -Москва, 1999. - 400 с.
8. История педагогики и образования: учебник / Д. И. Латышина. - Москва: Гардарики, 2008. - 526 с.
9. Кирсанов, Н.К. О достежениях и недостатках школы №3 /Н. К. Кирсанов //Красноярский рабочий. - 1930. - №26.
10. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев.- Москва, 1975. - 205 с.
11. Коджаспирова, Г.К. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты / Г. К. Коджаспирова. - Москва: ВЛАДОСТ-ПРЕСС, 2003. - 166 с.
12. Корнетов, Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы /Г. Б. Корнетов. -Москва, 1993. - 270 с.
13. Корнетов, Г. Б.Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики /Г. Б. Корнетов. - АСОУ, 2009. - 264 с.
14. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: в 6 т. / Н. К. Крупская ; под.ред. А.М. Арсеньева, Н.К. Гончарова. -Москва: Педагогика, 1979. -Т.3. - 472 c.
15. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения: в 6 т. / Н. К. Крупская ; под. ред. А.М. Арсеньева, Н. К. Гончарова, П.В. Руднева. -Москва: Педагогика, 1979. -Т.4. - 480 с.
16. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. /Н. К. Крупская ; под.ред. Н.К. Гончарова и др. - Москва: Академия пед. наук, 1959. -Т. 7. - 744 с.
17. Лобанова О.Б. Развитие просветительской деятельности в Сибири в 20-30 е гг. ХХ в. [Электронный ресурс]/ Лобанова О. Б., Плеханова Е. М., Шалабанова А. А.//Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6-Режим доступа:http://www.science2education.ru/120216756.(дата обращения: 30.03.2016)
18. Луначарский, А. В. О народном образовании. / А. В. Луначарский. - Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев.- Изд. 2-е. -Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.
20. Левин, Г. Методы и техника внешкольного образования:Внешкольное дело. Сб. статей / Г. Леввин. - Петроград : Начатки знаний, 1924.
21. Летние площадки // Просвещение Сибири. - 1928. - №4. - С.73-76
22. Массовая внешкольная работа с детьми. Инструктивно¬методическое письмо. -Москва,1928.-15 с.
23. Медынский, Е.Н. Внешкольное образование, его начение, организация и техника. / Е. Н. Медынский. - 3-е изд., доп. и перераб. -Москва: Наука, 1918.
24. МКУ «Архив города Енисейска». Фонд № Р-25. Опись 1. Дело №15. Енисейский уездный отдел народного образования. Положения о политико-просветительской работе в уезде и об оказании помощи голодающим. Лист. 10
25. МКУ «Архив города Енисейска». Фонд № Р.93. Опись 1. Дело № 44. Л. 30
26. Олейников В. В. Кружок ОДР неправильно объявлен распущенным /В. В. Олейников //Красноярский рабочий. - 1930. - №102.
27. Ориентировочный план клубно-кружковой работы Курайской школы I ступени (Рождеств. района) // Бюллетень КООНО. - 1927. - № 5. -19¬21 с.
28. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А. Г. Калашникова. - Москва : Работник просвещения, 1927. - Т. 1. - 1050 с.
29. Педагогическая энциклопедия: в 3 т. / под ред. А.Г.Калашникова. - Москва: Работник просвещения, 1928. -Т.2. - 635 с.
30. Педагогическая энциклопедия: В 3 т. / под ред.А.Г.Калашникова. - Москва: Работник просвещения, 1930. - Т.3. - 894 с.
31. Пинкевич, А. П. Марксистская педагогическая хрестоматия Х1Х - XX ВВ. / А. П. Пинкевич. -Москва: Ленинград, 1928. - 382 с.
32. Плотников, А.Е. Прежде и теперь: Внешкольное дело.Сб. статей / А. Е. Плотников;- Петроград: Начатки знаний, 1924. - С. 1 - 30.
33. Ромм, Т.А. Историко-методологический анализ становления и развития теоретических представлений о социальном воспитании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ромм Татьяна Александровна. - Москва, 2007. - 46 с.
34. Ромм, Т.А. История социальной педагогики: учеб.пособ. /Т. А. Ромм. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.-346 с.
35. Сайт истории педагогики [Электронный ресурс]. Главы 18,21,26,27.
- Режим доступа:http://www.gala-d.ru/index.html.
36. Смольников, Е.В. Становление иразвитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогики: автореф.дис. ... канд. пед. наук; / Е. В. Смольников. - Ульяновск, 2006. - 180 с.
37. Троцкий, В.Ю. Реформы образования - сегодня: автореф. дис. ... канд. пед. наук; / В. Ю. Троцкий.- Волгоград, 1996. - 17 с.
38. Тумим, Г.Азбука внешкольного образования / Г. Тумим. - Петроград : Начатки знаний, 1922. - С. 6-12
39. Ульянова, Н.К. Внешкольное образование в новом строе / Н. К. Ульянова// Народное просвещение. - 1918. - № 4-5. - С. 75-79.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (29 2012г. N 273-ФЗ) obrazovanie-dok.html. - Режим доступа:http: //www. rg. ru/2012/12/30/
41. Философский энциклопедический словарь. -Москва: ИНФРА - Москва, 2004. -576 с.
42. Фролов, А. А. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: в 3 т. отечественная история / А.А. Фролов; под.ред. А.М. Кушнира. - Москва: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.
- Т.2. - 400 с.
43. Шалабанова, А.А. Клубная работа с детьми в период становления государства [Электронный ресурс] / А.А. Шалабанова // Современные научные исследования. Выпуск 2. - Концепт. - 2014. - АРТ 54820. -Режим доступа: http://e-koncept.ru.
44. Шалабанова, А.А. Организация внешкольного воспитания в 20-е гг. ХХ в. в РСФСР на примере клубной работы / А.А. Шалабанова // Материалы 51 Международ. научн.студ.конф. История. - Новосибирск: НГУ, 2013. - С.143¬144.
45. Шалабанова, А.А. Развитие просветительской деятельности в Сибири в 1920-е гг. / А.А.Шалабанова // Материалы 53-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2015: История / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2015. - С.159-160.
46. Корнетов, Г. Б. Эволюция теории и практики образования в историко-педагогическом процессе: в 2 т./ Г.Б. Корнетов.-Москва : АСОУ, 2008. - Т. 2- 232 с.