РОЛЬ ДЕТСКИХ КЛУБОВ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ В 20-30 ГГ. XX В. В РСФСР
|
Введение 5
1 Теоретические основы социального воспитания подростков в РСФСР в
20-30-е гг.ХХв 8
1.1 Социально-экономические и культурно-исторические условия
организации социального воспитания подростков в период становления советского государства 8
1.2 Социальное воспитание подростков в 20-30-е гг.ХХ в. в психолого-
педагогическом контексте 13
2 Организация социального воспитания посредством клубной работы с
подростками в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в 25
2.1 Типология детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в 25
2.2 Использование опыта организации клубной работы с подростками в
20-30-е гг. ХХ в. в современных условиях 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Список мероприятий направленных на развитие народного образования и внешкольной работы в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР 50
1 Теоретические основы социального воспитания подростков в РСФСР в
20-30-е гг.ХХв 8
1.1 Социально-экономические и культурно-исторические условия
организации социального воспитания подростков в период становления советского государства 8
1.2 Социальное воспитание подростков в 20-30-е гг.ХХ в. в психолого-
педагогическом контексте 13
2 Организация социального воспитания посредством клубной работы с
подростками в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в 25
2.1 Типология детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в 25
2.2 Использование опыта организации клубной работы с подростками в
20-30-е гг. ХХ в. в современных условиях 35
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложение А Список мероприятий направленных на развитие народного образования и внешкольной работы в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР 50
В условиях перехода России к демократическому обществу многие проблемы вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими, социальными, культурными и политическими сложностями этого перехода. В этих условиях к воспитанию предъявляются принципиально новые требования. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца ХХ - начала XXI вв. оказали существенное влияние на организацию воспитания детей в России, когда необходимо адаптироваться к принципиально новым условиям жизни. Эти процессы нашли свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» (2012). Кроме того, факторами, свидетельствующими о повышении внимания государства к проблемам воспитания, является принятие таких документов, как «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» (2015), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (2009),Федеральный закон «О дополнительном образовании» (2002) и др.
Сегодня государство определило приоритеты, связанные с укреплением человеческого ресурса страны, что актуализировало проблему разработки теоретических и практических основ социального воспитания как целостного процесса развития личности, ее социальной деятельности. История социального воспитания в России - это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом. В исторической перспективе образование выполняет социальную функцию трансляции различного рода ценностей от поколения к поколению, но при этом, каждое новое поколение имеет свои собственные образовательные традиции, преемственность между которыми сохраняется не всегда. Период 20-30-е гг. ХХ в. представляет в этом отношении особый интерес. Именно тогда социальное воспитание соответствовало потребностям государства, которое хотело расширить свое влияние на людей, приобщить их к социальным и культурным ценностям нового общества. Кроме того, проблемы о сущности воспитания и образования подрастающего поколения всегда были предметом бурных идейных рассуждений, которые особенно усилились в 20-30-е гг. ХХ в.
В 20-30-е гг. социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей, таких как: П.П.Блонский, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н., Шульгини др. Интерес к той проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований, среди которых работы, О.А. Бобылева, Е.М.Карповой, М.М.Плоткина, Т.А. Ромм, А.П.Савченко, Н.В.Семеновой и др.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалифицированной работы «Роль детских клубов в социальном воспитании подростков в 20-30 гг. XX в. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-е гг. ХХв.: именно в этот период клубная работа приобрела системность, была организационно оформлено (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием и проблемы обеспечения кадрами) и стала одним из важнейших средств социального воспитания.
Цель выпускной квалифицированной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством клубной работы в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Объект исследования - психолого-педагогические аспекты социального воспитания подростков в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством клубов в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Задачи:
- выявить социально-экономические и культурно-исторические условия социального воспитания подростков в 20-30-е гг. ХХ в.;
- охарактеризовать социальное воспитание подростков в 20-30-е гг. XX в. в психолого-педагогическом контексте;
- рассмотреть типологию детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР;
- показать возможность использования опыта клубной работы 20-30-х гг. ХХ в. в современных условиях.
Методы исследования: анализ историко-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования: что собранный фактический материал и выводы могут быть использованы для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам «История педагогики и образования», «История социальной работы», «Социальная педагогика»; при подготовке рефератов, курсовых, выпускных квалифицированных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалифицированной работы нашли свое отражение в материалах VIII Международной научно-практической конференции «Практическая педагогика и психология: методы и технологии» (Казань, 2016).
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, 2-х глав (4 параграфов), заключения и списка использованных источников включающего 46 источников и приложения. В работе содержатся 2 таблицы. Результаты исследования представлены в заключении. Общий объем работы составляет 51 страниц печатного текста.
Сегодня государство определило приоритеты, связанные с укреплением человеческого ресурса страны, что актуализировало проблему разработки теоретических и практических основ социального воспитания как целостного процесса развития личности, ее социальной деятельности. История социального воспитания в России - это не просто историческое развитие одного из социальных институтов, это развитие целого, живого, не лишенного внутренних противоречий социального организма, ставшего неотъемлемой частью всего государства, общества в целом. В исторической перспективе образование выполняет социальную функцию трансляции различного рода ценностей от поколения к поколению, но при этом, каждое новое поколение имеет свои собственные образовательные традиции, преемственность между которыми сохраняется не всегда. Период 20-30-е гг. ХХ в. представляет в этом отношении особый интерес. Именно тогда социальное воспитание соответствовало потребностям государства, которое хотело расширить свое влияние на людей, приобщить их к социальным и культурным ценностям нового общества. Кроме того, проблемы о сущности воспитания и образования подрастающего поколения всегда были предметом бурных идейных рассуждений, которые особенно усилились в 20-30-е гг. ХХ в.
В 20-30-е гг. социальное воспитание подрастающего поколения было в центре внимания многих педагогов, психологов, государственных и общественных деятелей, таких как: П.П.Блонский, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н., Шульгини др. Интерес к той проблеме не ослаб и сегодня, что подтверждается большим количеством исследований, среди которых работы, О.А. Бобылева, Е.М.Карповой, М.М.Плоткина, Т.А. Ромм, А.П.Савченко, Н.В.Семеновой и др.
На основе вышесказанного выбор темы выпускной квалифицированной работы «Роль детских клубов в социальном воспитании подростков в 20-30 гг. XX в. в РСФСР» представляется нам обоснованным.
Хронологические рамки исследования охватывают период 20-30-е гг. ХХв.: именно в этот период клубная работа приобрела системность, была организационно оформлено (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием и проблемы обеспечения кадрами) и стала одним из важнейших средств социального воспитания.
Цель выпускной квалифицированной работы - охарактеризовать организацию социального воспитания подростков посредством клубной работы в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Объект исследования - психолого-педагогические аспекты социального воспитания подростков в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Предмет исследования - социальное воспитание подростков посредством клубов в РСФСР в 20-30-е гг.ХХ в.
Задачи:
- выявить социально-экономические и культурно-исторические условия социального воспитания подростков в 20-30-е гг. ХХ в.;
- охарактеризовать социальное воспитание подростков в 20-30-е гг. XX в. в психолого-педагогическом контексте;
- рассмотреть типологию детских клубов в 20-30-е гг. ХХ в. в РСФСР;
- показать возможность использования опыта клубной работы 20-30-х гг. ХХ в. в современных условиях.
Методы исследования: анализ историко-педагогической литературы, ретроспективный, хронологический, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования: что собранный фактический материал и выводы могут быть использованы для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам «История педагогики и образования», «История социальной работы», «Социальная педагогика»; при подготовке рефератов, курсовых, выпускных квалифицированных работ.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалифицированной работы нашли свое отражение в материалах VIII Международной научно-практической конференции «Практическая педагогика и психология: методы и технологии» (Казань, 2016).
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, 2-х глав (4 параграфов), заключения и списка использованных источников включающего 46 источников и приложения. В работе содержатся 2 таблицы. Результаты исследования представлены в заключении. Общий объем работы составляет 51 страниц печатного текста.
Элементы социального воспитания детей в той или иной форме всегда входили в задачи воспитания. Каждая эпоха, общество в целом на разных в стадиях своего развития, отдельные философские и педагогические течения выдвигали и выдвигают собственные формулы, определяющие задачи воспитания и обучения. Решающее значение в практическом применении педагогических задач имело не столько личное настроение или убеждение педагога, сколько сама жизнь с ее хозяйственно-экономическим и культурным укладом; она диктовала определенные условия деятельности человека, вместе с тем и условия, и обстановку его воспитания.
В ходе анализа историко-педагогической литературы можно сделать вывод, что социально-экономические и культурно-исторические условия после революционных событий 1917 г. дали толчок преобразованию всех сторон общественной жизни в нашей стране, в том числе и сферы образования. С первых же месяцев установления советской власти начинается активная деятельность, направленная на формирование социалистических ценностей и идеалов нового общества.
В период становления советского государства активно обсуждался вопрос о сущности социального воспитания.Социальное воспитание культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества. Изучив идеи выдающихся педагогов, психологов,общественных деятелей 20-30-х гг. ХХ в. (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, С.Н. Дурылин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.) о социальном воспитании можно сделать вывод о том, что в исследуемый период активно обсуждался процесс формирования «нового человека» при направляющей роли государства. Отметим, что в исследуемый период однозначного понимания этого понятия не было, но несмотря на это все авторы едины в том, что социальное воспитание - это, прежде всего, передача общественного опыта от одного поколения к другому.Мы вслед за Н.К. Крупской, под социальным воспитанием понимаем общественное воспитание, которое направлено на формирование нового человека в условиях «истинно демократической» школы, готовящих людей «умеющих строить общественную жизнь».
Большая роль в организации социального воспитания в период становления советского государства отводилась клубам. Период 20-30-е гг. ХХ в. нашей истории сегодня считают временем расцвета клубной работы. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы клубной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. Целью организации и работы детских клубов было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей.
Организация социального воспитания через клубы в период становления советского государства проходила в русле политического и культурного просвещения. Именно клубы своей массовостью помогали социальному становлению подрастающего поколения.
В своей работе мы показали, что уникальный опыт организации социального воспитания 20-30-е гг. XX в. в нашей стране посредством клубной работы активно используется в настоящее время.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Проведенный нами историко-педагогический анализ исследуемой проблемы свидетельствует о том, что феномен социального воспитания в разные исторические периоды настоятельно требует дальнейших исследований.
В ходе анализа историко-педагогической литературы можно сделать вывод, что социально-экономические и культурно-исторические условия после революционных событий 1917 г. дали толчок преобразованию всех сторон общественной жизни в нашей стране, в том числе и сферы образования. С первых же месяцев установления советской власти начинается активная деятельность, направленная на формирование социалистических ценностей и идеалов нового общества.
В период становления советского государства активно обсуждался вопрос о сущности социального воспитания.Социальное воспитание культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества. Изучив идеи выдающихся педагогов, психологов,общественных деятелей 20-30-х гг. ХХ в. (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, С.Н. Дурылин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и др.) о социальном воспитании можно сделать вывод о том, что в исследуемый период активно обсуждался процесс формирования «нового человека» при направляющей роли государства. Отметим, что в исследуемый период однозначного понимания этого понятия не было, но несмотря на это все авторы едины в том, что социальное воспитание - это, прежде всего, передача общественного опыта от одного поколения к другому.Мы вслед за Н.К. Крупской, под социальным воспитанием понимаем общественное воспитание, которое направлено на формирование нового человека в условиях «истинно демократической» школы, готовящих людей «умеющих строить общественную жизнь».
Большая роль в организации социального воспитания в период становления советского государства отводилась клубам. Период 20-30-е гг. ХХ в. нашей истории сегодня считают временем расцвета клубной работы. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы клубной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. Целью организации и работы детских клубов было закрепление и развитие дальнейших успехов, достигнутых школой в обучении и воспитании детей.
Организация социального воспитания через клубы в период становления советского государства проходила в русле политического и культурного просвещения. Именно клубы своей массовостью помогали социальному становлению подрастающего поколения.
В своей работе мы показали, что уникальный опыт организации социального воспитания 20-30-е гг. XX в. в нашей стране посредством клубной работы активно используется в настоящее время.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Проведенный нами историко-педагогический анализ исследуемой проблемы свидетельствует о том, что феномен социального воспитания в разные исторические периоды настоятельно требует дальнейших исследований.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦВОСА ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20е гг. XX ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦВОСА ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20е гг. XX ВЕКА,
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Борьба с детской беспризорностью в 1920-е гг. (на материалах Самарского региона)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Гражданское самоопределение подростков в
деятельности детской общественной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Стиль психологической защиты в структуре интегральной индивидуальности.(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006



