ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения и его проявления в подростковом
возрасте 8
1.2 Проблема диагностики и профилактики виктимного поведения у
подростков 19
2 Экспериментальное изучение диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов 28
2.2 Система занятий, направленная на профилактику виктимного
поведения у подростков 44
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 56
1 Теоретические аспекты изучения диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения и его проявления в подростковом
возрасте 8
1.2 Проблема диагностики и профилактики виктимного поведения у
подростков 19
2 Экспериментальное изучение диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов 28
2.2 Система занятий, направленная на профилактику виктимного
поведения у подростков 44
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 56
На современном этапе развития общества проблема диагностики и профилактики виктимности подростков является одной из актуальных. Согласно статистике, данные которые постоянно меняются и обновляются, среди ежегодно регистрируемых преступлений над несовершеннолетними, около половины сопряжены с применением насилия, при этом их число с 2010 года снижается. Однако, неблагоприятная тенденция наблюдается в сфере преступлений против нравственности несовершеннолетних, среди которых 11,8% являются родительское насилие в отношении сына или дочери, а также против половой неприкосновенности и свободы личности, число которых в течение последних трех лет возросло почти в 10 раз.
Ритм и стиль жизни, нормы и правила, которые диктует современное общество, все большая необходимость в самореализации подростков приводит к различным проявлениям виктимности в их поведении, предрасположенности человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Общеизвестно, что подростковый период является переходным в биологическом и социальном смысле, происходит половое созревание, становление сознания и самосознания личности, а качество протекания данных процессов может влиять на качество эффективности социальной адаптации, безопасности жизнедеятельности. Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, стремление к приключениям, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, физическая слабость, обуславливают повышенную их виктимность.
Следует отметить, что организация деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе не достаточно эффективна. Поэтому, значимым направлением социально¬педагогической и психологической работы в настоящее время является поиск и разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: диагностика и профилактика виктимного поведения подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что виктимное поведение у подростков реализуется, прежде всего, через склонность к самоповреждению, саморазрушению, к зависимости и беспомощности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения склонности к виктимному поведению у подростков.
3. Разработать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова); «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему работы по диагностике, профилактике виктимного поведения в подростковом возрасте (Волковой Т.Г., Ерошенко А.Н., Загвязинского В.И., Кузнецовой Л.Э., Мудрик А.В., Ривман В.Д., Шакуровой М.В. и др.)
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 13 - 14 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2016 г.) - проведение диагностики склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования.
3 этап (апрель - июнь 2016 г.) - разработка системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, отмечены особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. В работе содержится 2 таблицы и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 56 страниц.
Ритм и стиль жизни, нормы и правила, которые диктует современное общество, все большая необходимость в самореализации подростков приводит к различным проявлениям виктимности в их поведении, предрасположенности человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Общеизвестно, что подростковый период является переходным в биологическом и социальном смысле, происходит половое созревание, становление сознания и самосознания личности, а качество протекания данных процессов может влиять на качество эффективности социальной адаптации, безопасности жизнедеятельности. Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, стремление к приключениям, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, физическая слабость, обуславливают повышенную их виктимность.
Следует отметить, что организация деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе не достаточно эффективна. Поэтому, значимым направлением социально¬педагогической и психологической работы в настоящее время является поиск и разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: диагностика и профилактика виктимного поведения подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что виктимное поведение у подростков реализуется, прежде всего, через склонность к самоповреждению, саморазрушению, к зависимости и беспомощности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения склонности к виктимному поведению у подростков.
3. Разработать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова); «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему работы по диагностике, профилактике виктимного поведения в подростковом возрасте (Волковой Т.Г., Ерошенко А.Н., Загвязинского В.И., Кузнецовой Л.Э., Мудрик А.В., Ривман В.Д., Шакуровой М.В. и др.)
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 13 - 14 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2016 г.) - проведение диагностики склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования.
3 этап (апрель - июнь 2016 г.) - разработка системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, отмечены особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. В работе содержится 2 таблицы и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 56 страниц.
Виктимное поведение рассматривается в работах большинства авторов как один из видов отклоняющегося поведения. Основные характеристики виктимной личности: агрессия, аутоагрессия, гиперсоциальность, зависимость, некритичность, реализованная виктимность. под виктимностью понимается совокупность относиттльно устойчивых особенностей личности и поведения человтка, которая определяет его возможность превратиться в жертву преступления. Среди значимых особенностей подросткового возраста, влияющих на виктимное поведение, могут выступать следующие: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, чувство взрослости. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные виды их виктимного поведения.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения. С другой стороны, просветительная деятельность, направленная на обогащение знаниями взрослых о природе виктимности у детей, позволяет воспитывать у детей привычки безопасного поведения в социуме и здорового досуга
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска, среди учащихся восьмых классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова) и «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся группы на 3 группы: 1 группа (16%) - подростки «группы риска» с признаками виктимного поведения (высокий уровень по трем шкалам), 2 группа (24%) - подростки с тенденциями в развитии склонности к виктимному поведению (по двум шкалам высокий уровень), 3 группа 60% - группа подростков с низким уровнем виктимизации. Подростки, находящиеся в первой и второй группе, имеют следующие личностные качества - депрессивность, склонность к мрачным предчувствиям и тревожности в трудных ситуациях; авантюризм, непосредственность в эмоциональных реакциях, тяга к новым эмоциям; безалаберность, импульсивность, разговорчивость, хорошие организаторские способности; высокая эмоциональная чувствительность, тенденция к избеганию ответственности, артистические способности, непрактичны и легко поддаются влиянию других, требовательны к вниманию других; беспокойство и нетерпеливость, недовольство порядком и руководством, эмоционально импульсивны; низкий волевой контроль, избегание социальных требований, импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков. В основе системы занятий (8 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - один раз в неделю. Продолжительность занятия - 90 минут.
Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали элементы психогимнастики (этюды на выражение различных эмоций); игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации); моделирование и анализ проблемных ситуаций; беседа.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и целенаправленно организованная первичная профилактика виктимного поведения подростков помогут избежать и своевременно предотвратить насилие по отношению к ним.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения. С другой стороны, просветительная деятельность, направленная на обогащение знаниями взрослых о природе виктимности у детей, позволяет воспитывать у детей привычки безопасного поведения в социуме и здорового досуга
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска, среди учащихся восьмых классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова) и «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся группы на 3 группы: 1 группа (16%) - подростки «группы риска» с признаками виктимного поведения (высокий уровень по трем шкалам), 2 группа (24%) - подростки с тенденциями в развитии склонности к виктимному поведению (по двум шкалам высокий уровень), 3 группа 60% - группа подростков с низким уровнем виктимизации. Подростки, находящиеся в первой и второй группе, имеют следующие личностные качества - депрессивность, склонность к мрачным предчувствиям и тревожности в трудных ситуациях; авантюризм, непосредственность в эмоциональных реакциях, тяга к новым эмоциям; безалаберность, импульсивность, разговорчивость, хорошие организаторские способности; высокая эмоциональная чувствительность, тенденция к избеганию ответственности, артистические способности, непрактичны и легко поддаются влиянию других, требовательны к вниманию других; беспокойство и нетерпеливость, недовольство порядком и руководством, эмоционально импульсивны; низкий волевой контроль, избегание социальных требований, импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков. В основе системы занятий (8 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - один раз в неделю. Продолжительность занятия - 90 минут.
Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали элементы психогимнастики (этюды на выражение различных эмоций); игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации); моделирование и анализ проблемных ситуаций; беседа.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и целенаправленно организованная первичная профилактика виктимного поведения подростков помогут избежать и своевременно предотвратить насилие по отношению к ним.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика виктимного поведения у подростков-воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



