Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Работа №27025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1242
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 8
1.1 Понятие виктимного поведения и его проявления в подростковом
возрасте 8
1.2 Проблема диагностики и профилактики виктимного поведения у
подростков 19
2 Экспериментальное изучение диагностики и профилактики
виктимного поведения подростков 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов 28
2.2 Система занятий, направленная на профилактику виктимного
поведения у подростков 44
Заключение 50
Список использованных источников 53
Приложение А Результаты диагностики склонности к виктимному поведению и личностных особенностей подростков 56


На современном этапе развития общества проблема диагностики и профилактики виктимности подростков является одной из актуальных. Согласно статистике, данные которые постоянно меняются и обновляются, среди ежегодно регистрируемых преступлений над несовершеннолетними, около половины сопряжены с применением насилия, при этом их число с 2010 года снижается. Однако, неблагоприятная тенденция наблюдается в сфере преступлений против нравственности несовершеннолетних, среди которых 11,8% являются родительское насилие в отношении сына или дочери, а также против половой неприкосновенности и свободы личности, число которых в течение последних трех лет возросло почти в 10 раз.
Ритм и стиль жизни, нормы и правила, которые диктует современное общество, все большая необходимость в самореализации подростков приводит к различным проявлениям виктимности в их поведении, предрасположенности человека стать жертвой тех или иных неблагоприятных обстоятельств. Общеизвестно, что подростковый период является переходным в биологическом и социальном смысле, происходит половое созревание, становление сознания и самосознания личности, а качество протекания данных процессов может влиять на качество эффективности социальной адаптации, безопасности жизнедеятельности. Психофизические особенности подросткового возраста - любопытство, стремление к приключениям, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, физическая слабость, обуславливают повышенную их виктимность.
Следует отметить, что организация деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе не достаточно эффективна. Поэтому, значимым направлением социально¬педагогической и психологической работы в настоящее время является поиск и разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
Объект исследования: виктимное поведение как вид девиантного поведения.
Предмет исследования: диагностика и профилактика виктимного поведения подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что виктимное поведение у подростков реализуется, прежде всего, через склонность к самоповреждению, саморазрушению, к зависимости и беспомощности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме диагностики и профилактики виктимного поведения подростков.
2. Провести экспериментальное исследование с целью определения склонности к виктимному поведению у подростков.
3. Разработать систему занятий, направленную на профилактику виктимного поведения у подростков.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование («Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова); «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
3) методы качественной и количественной обработки результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему работы по диагностике, профилактике виктимного поведения в подростковом возрасте (Волковой Т.Г., Ерошенко А.Н., Загвязинского В.И., Кузнецовой Л.Э., Мудрик А.В., Ривман В.Д., Шакуровой М.В. и др.)
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска. Выборка представлена подростками в возрасте 13 - 14 лет в количестве 25 человек.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь - декабрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы виктимного поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (январь - март 2016 г.) - проведение диагностики склонности к виктимному поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования.
3 этап (апрель - июнь 2016 г.) - разработка системы занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме виктимного поведения в подростковом возрасте, отмечены особенности виктимного поведения, свойственные подросткам. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. В работе содержится 2 таблицы и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Виктимное поведение рассматривается в работах большинства авторов как один из видов отклоняющегося поведения. Основные характеристики виктимной личности: агрессия, аутоагрессия, гиперсоциальность, зависимость, некритичность, реализованная виктимность. под виктимностью понимается совокупность относиттльно устойчивых особенностей личности и поведения человтка, которая определяет его возможность превратиться в жертву преступления. Среди значимых особенностей подросткового возраста, влияющих на виктимное поведение, могут выступать следующие: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, чувство взрослости. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные виды их виктимного поведения.
Проанализировав теоретические аспекты организации профилактической работы, мы выяснили, что профилактика виктимного поведения может быть первичной и вторичной. Особое внимание следует уделять первичной профилактике, которая с одной стороны способствует формированию культуры безопасного поведения у подростка посредством комплексного обогащения поведенческими навыками и умениями решения разнообразных ситуаций на основе принципов безопасности, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения. С другой стороны, просветительная деятельность, направленная на обогащение знаниями взрослых о природе виктимности у детей, позволяет воспитывать у детей привычки безопасного поведения в социуме и здорового досуга
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение склонности к виктимному поведению подростков, на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска, среди учащихся восьмых классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Методика исследования склонности к виктимному поведению» (авт. - О.О. Андронникова) и «14-ти факторный опросник (для подростков)» (14 PF) (авт. - Р.Б. Кеттелл).
Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования по изучению склонности подростков к виктимному поведению, мы условно распределили учащихся группы на 3 группы: 1 группа (16%) - подростки «группы риска» с признаками виктимного поведения (высокий уровень по трем шкалам), 2 группа (24%) - подростки с тенденциями в развитии склонности к виктимному поведению (по двум шкалам высокий уровень), 3 группа 60% - группа подростков с низким уровнем виктимизации. Подростки, находящиеся в первой и второй группе, имеют следующие личностные качества - депрессивность, склонность к мрачным предчувствиям и тревожности в трудных ситуациях; авантюризм, непосредственность в эмоциональных реакциях, тяга к новым эмоциям; безалаберность, импульсивность, разговорчивость, хорошие организаторские способности; высокая эмоциональная чувствительность, тенденция к избеганию ответственности, артистические способности, непрактичны и легко поддаются влиянию других, требовательны к вниманию других; беспокойство и нетерпеливость, недовольство порядком и руководством, эмоционально импульсивны; низкий волевой контроль, избегание социальных требований, импульсивны в своем поведении и, следовательно, подвержены ошибкам.
Нами разработана система занятий, направленная на профилактику виктимного поведения подростков. В основе системы занятий (8 встреч) лежит принцип поэтапности развития группы подростков и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча имеет свое назначение логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей. Режим работы - один раз в неделю. Продолжительность занятия - 90 минут.
Основными методами и приемами в системе занятий, направленных на профилактику виктимного поведения подростков стали элементы психогимнастики (этюды на выражение различных эмоций); игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации); моделирование и анализ проблемных ситуаций; беседа.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что понимание и осознание психологических особенностей подростков со склонностью к виктимному поведению, и целенаправленно организованная первичная профилактика виктимного поведения подростков помогут избежать и своевременно предотвратить насилие по отношению к ним.



1) Васильев, В.Л. Юридическая психология / В. Л. Васильев. - Санкт- Петербург : Питер.- 2010. - 604 с.
2) Варчук, Т. В. Виктимология / Т. В. Варчук. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 192 с.
3) Волкова, Т. Г. Виктимологическая профилактика / Т. Г. Волкова. - Москва : Российская юстиция. - 2009. - 178 с.
4) Гафнер, В. В. Опасности социального характера и защита от них / В. В. Гафнер, С. В. Петров, Л. И. Забара. - Екатеринбург: УГПУ. - 2010. - 264 с.
5) Дубовицкая, М. Г. Общечеловеческие ценности в структуре личностного потенциала подростков, склонных к виктимному поведению / М.Г. Дубовицкая, // Актуальные проблемы психологии глазами студента: мат-лы VIII Всерос. студенческой науч. конф. 5 дек. 2012 г. / отв. ред. М. В. Хватова. - Тамбов, 2012. - С. 27-32.
6) Жалинский, А. Э. Криминология / А.Э. Жалинский. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 619 с.
7) Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 352 с.
8) Инструментальная характеристика состава преступления // Уголовное право и современность: сб. ст. Вып. 4. Т. 1 / отв. ред. А. Э. Жалинский. - Москва : НИУ ВШЭ - Юрист, 2012. - С. 53-61.
9) Карпышева, Ю. О. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении лиц пожилого возраста: монография / Ю. О. Карпышева. - Москва : Юрлитинформ, 2012. - 184 с.
10) Клещина Е. Н. Совершенствование правовых подходов к защите жертв преступлений: Моногр. - Москва : Изд-во СГУ, 2011.
11) Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 73¬75.
12) Левина, Н. А. Личностный потенциал подростков, склонных к виктимному поведению / Н. А. Левина // Потенциал личности: комплексная проблема: мат-лы XI Междунар. конф. (заоч.). 29 апреля 2012 г. - Тамбов, 2012. С. 216¬223.
13) Майоров А. В. Концептуальные основы виктимологического противодействия преступности / А.В. Майоров. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. 182 с.
14) Макартычева, Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 192 с.
15) Малкина - Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина - Пых. - Москва : Эксмо, 2010. - 864 с.
16) Морозов, С. Л. Виктимологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в отношении иностранцев / С. Л. Морозов. - Москва : Юрлитинформ, 2013. - 213 с.
17) Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - Москва : Владос, 2013. - 382 с.
18) Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А.Н. Павловой. - Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «УрГПУ» 2014. - 190 с.
19) Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 288 с.
20) Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва : Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
21) Тайлакова, М.М. Виктимологическая профилактика преступлений в Росии и за рубежом / М.М. Тайлакова, Г.Ш. Сарсембаева // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2012. - 88 с.
22) Фатейчева, М.Г. Взаимосвязь компонентов жизнестойкости и типов виктимного поведения у подростков / М.Г. Фатейчева // Вестник Тамбовского университета. Исследовательские проекты студентов. Приложение к журналу. - Тамбов, 2012. С. 103-106.
23) Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2004. - 416 с.
24) Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы / В.Р. Шмидт. - Москва : ТЦ Сфера, 2010. - 256 с.
25) Шнайдер, Г.И. Криминология / Г.И. Шнайдер. - Москва : Академия, 1994. - 302 с.
26) Юнацкевич, П. И. Основы организации общественной безопасности / П.И. Юнацкевич. - Москва : Юрист, 2007. - 185 с.
Электронные ресурсы
27) Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Электронный ресурс] / К.А. Абульханова- Славская. - Режим доступа: cyberleninka.ru
28) Андроникова, О. О. Методика исследования склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс] / О. О. Андронникова. - Режим доступа: http://spsi. narod.ru/5. htm.
29) Беличева, С. А Основы превентивной психологии [Электронный ресурс] / С. А. Беличева. - Режим доступа: pedlib.ru/Books/2/0186/2_0186-246.shtml
30) Варчук, Т.В. Теория виктимологического моделирования и ее развитие в российской криминологической науке и практике предупреждения преступности [Электронный ресурс] / Т. В. Варчук. - Режим доступа: www.dissercat.com/content/strategii-i-determinanty-lichnostnogo-vybora
31) Волкова, E. H. Защита детей от жестокого обращения [Электронный ресурс] / E. H. Волкова. - Режим доступа:http: //www. dissercat. com/ content/ usloviyakh-srednei-obshche#ixzz4BnMUlCur
32) Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков [Электронный ресурс] / Д. Коннор. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-osobennosti-studentov- s-autoagressivnostyu-i-sklonnostyu-k-alkog
33) Лисовенко, Б.С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения [Электронный ресурс] / Б.С. Лисовенко // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. - Режим доступа: www.vspu.ru
34) Минская, В.С. Виктимологические факторы и механизмы преступного поведения [Электронный ресурс] / В. С. Минская. - Режим доступа: www.sfrpa.ru/assets/page-files/816/viktimologich.profilaktika-prest
35) Мудрик, А.В. Виктимология [Электронный ресурс] / А.В. Мудрик. - Режим доступа: www.koob.ru/mudrik/
36) Подросток: нормы, риски, девиации [Электронный ресурс] / В.С. Собкин и др. - Режим доступа: www.library.omsu.ru/cgiirbis_64.exe?
37) Полтарыгин, Р.В. Виктимологические аспекты преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Р.В. Полтарыгин. - Режим доступа:www.liborui .ru/ cgiirbis_64.exe?
38) Развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон; общ. ред. А.М. Фонарева. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/31744
39) Ривман, Д.В. Виктимология [Электронный ресурс] / Д.В. Ривман. - Режим доступа: https://www.google.com/fusiontables/DataSource?
40) Словарь. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести
томах [Электронный ресурс] / Авт. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. Под общ. ред. А.В. Петровского. - Режим доступа: http://www.
1vdlcAh69pdfoWvKVEuwp0uHRy_cUEkkBkKRyF0gX


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ