Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством экологических проектов 10
1.1 Сущность понятия «развитие познавательного интереса» в современной
науке 10
1.2 Особенности развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3 Роль экологических проектов в развитии познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста 28
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Опыт организации экологического проектирования как средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.. 34
2.1 Диагностическое изучение уровня развития познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста 34
2.2 Организация экологического проектирования детей старшего дошкольного
возраста 42
2.3 Методические рекомендации по реализации экологических проектов в
работе с детьми старшего возраста 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные стратегические цели образования, ФГОС ДО акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский,
В.П. Вахтеров, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн и ДР-).
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, В.С. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г.М. Лямина).
В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической
4
деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (Е.Э. Кригер, М.И. Лисина, М.В. Марусинец, А.А. Фролов и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
В работах Л.С. Выготского М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Ориентация дошкольных учреждений на гармонизацию процесса образования и развития личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности.
Проблема познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в педагогике и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Особенности познавательного развития в дошкольном возрасте, изучены в работах Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной и др. Однако вопросы познавательного развития старших дошкольников посредствами экологических проектов в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательного интереса является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт.
На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к познавательному развитию старших дошкольников средствами экологических проектов.
Необходимость разрешения указанного противоречия определила проблему и тему нашего исследования: «Экологические проекты как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредствами экологических проектов.
Объект исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредствами экологических проектов.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально организованная проектная деятельность по ознакомлению детей с природой, предполагающая:
- формирование у детей умений решать логические речевые задачи с целью познания мира;
- замену традиционного обучения предъявлением дидактических конструкций, способствующих созданию ситуаций интеллектуального затруднения, побуждающих детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;
- включение детей в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
- формирование познавательной активности и познавательного интереса в процессе специально организованной проектной деятельности по ознакомлению детей с природой.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогические подходы к пониманию проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, роли экологических проектов в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности;
2) изучить особенности развития познавательного интереса старших дошкольников;
3) изучить уровень развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать и апробировать экологические проекты с детьми старшего дошкольного возраста;
5) разработать ряд методических рекомендаций по реализации экологических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются ключевые положения теория развития высших психических функций и концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин), научные и практико-ориентированные публикации (Т.А. Гусева, С.И.Кудинов и др.).
Теоретическую основу исследования составили исследования Т. Гризик, Д.Б. Годовиковой, А.М. Матюшкина, М. Марусинец, Н.Н. Поддьякова и др., раскрывающие понятие «познавательное развитие»; работы Л.И. Божович, Т.В. Дуткевич, В.К. Котырло, Н.А. Менчинской, М.Л.Семеновой,
7
А.А. Фролова, Г.И. Щукиной и др, изучающие особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста; труды Н.А.Виноградовой, Л.С. Киселёвой, Н.Рыжовой, Е.П. Панковой, О.В. Солодянкиной и др. о роли экологических проектов в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы:
- теоретические: изучение литературы по теме исследования, обобщение, систематизация;
- эмпирические: педагогический эксперимент, который включал в себя: отбор диагностического инструментария (методики), проведение диагностики, организация и проведение проектов.
- методы обработки экспериментальных данных - количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
В работе были использованы следующие методики: методика «Столкновения мотивов» (автор Н.И. Гуткина); методика «Оценка вопросительных проявлений у детей старшего дошкольного возраста» (автор Т.А. Серебрякова).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучено понятие «развитие познавательного интереса» в современной науке, изучены особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста; раскрыта роль экологических проектов в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования.
Изучен уровень развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, разработаны и апробированы экологические проекты с детьми старшего дошкольного возраста; разработан ряд методических рекомендаций по реализации экологических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть
использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также в образовательной практике и в процессе повышения квалификации педагогов ДОУ.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проводилось на базе ДОУ «Сказка» с. Агинское Красноярского края в период с сентября 2015 года по февраль 2016 года. В эксперименте участвовало 18 детей подготовительной к школе группы в возрасте 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Экологические проекты как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». В заключение работы были подведены итоги, обозначены перспективы дальнейшего исследования, сформулированы теоретические и практические выводы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Познавательное или умственное развитие это количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Развитие познавательных интересов представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Развитие познавательных интересов - многокомпонентное понятие, которое включает в себя формирование психических процессов, познавательную деятельность, формирование познавательных интересов и познавательной активности. Познавательная активность одна из важных составляющих познавательного развития. Познавательная активность определяется как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы. Именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного
56
развития детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность имеет большое значение для развития познавательного интереса ребенка.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательного интереса ребенка. Экологические проекты направлены на создание педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в экологически ориентированной деятельности, способствующей развитию эмоционально-чувственной сферы детей, интереса к окружающему миру. Экологический проект способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает оздоровительное влияние.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы было проведено экспериментальное исследование, проходившее на базе ДОУ «Сказка» с. Агинское Красноярского края в период с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. В исследовании приняли участие 18 детей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Эксперимент состоял из 2 этапов: констатирующего и формирующего.
Для изучения уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, мы использовали методику «Столкновения мотивов» автора Н.И. Гуткиной и методику «Оценка вопросительных проявлений у детей старшего дошкольного возраста» автора Т.А. Серебряковой.
По результатам исследования детей с помощью методики «Столкновения мотивов» мы сделали вывод о том, что у большинства детей (66,7%) исследуемой группы выявлен познавательный мотив в аффективно-потребностной сфере. Также выявлены дети (33,3%), у которых преобладает игровой мотив в аффективно-потребностной сфере, который может быть причиной недостаточного развития познавательного интереса детей исследуемой группы.
По результатам исследования детей с помощью методики «Оценка вопросительных проявлений у детей старшего возраста» мы сделали вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний (50%) и высокий (22,3%) уровень познавательной активности. Также выявлены дети (27,7%) с низким уровнем познавательной активности, который также может быть причиной недостаточного развития познавательного интереса детей исследуемой группы.
Анализируя результаты двух методик, мы пришли к выводу, что в основном у детей с преобладающим игровым мотивом в аффективно-потребностной сфере выявлен низкий уровень познавательной активности. У детей с преобладающим познавательным мотивом в аффективно-потребностной сфере выявлен высокий и средний уровень познавательной активности. Таким образом, на недостаточное развитие познавательного интереса детей исследуемой группы оказывают влияние преобладание игрового мотива в аффективно-потребностной сфере и низкий уровень познавательной активности детей.
Итак, мы выявили некоторых детей, с недостаточным уровнем развития познавательного интереса и познавательной активности. Полученные результаты позволили нам разработать и апробировать экологические проекты с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на повышение уровня развития познавательного интереса и познавательной активности. В апробации экологических проектов принимали участие все дети исследуемой группы.
Всего нами было разработано и реализовано 2 проекта. Первый проект «Помощь зимующим птицам» проводился с 23 ноября по 7 декабря 2015 г., второй проект «Волшебница вода» - с 8 февраля по 15 февраля 2016 г.
На протяжении проведения проектной деятельности, наблюдая за детьми, мы обнаружили существенные изменения в их познавательном развитии: формирование у детей умений решать логические речевые задачи с целью познания мира, самостоятельный поиск ответов на поставленные
58
вопросы, желание и заинтересованность ребят совместной деятельность со сверстниками и взрослыми. Наблюдалась творческая, познавательная активность, активизация познавательного интереса, работоспособность, а также дружеская обстановка, взаимопонимание.
Положительным моментом мы отметили то, что в процессе реализации проектов можно было наблюдать особую творческую и познавательную активность тех детей, у которых в результате диагностики был выявлен низкий уровень развития познавательного интереса и познавательной активности.
Следовательно, разработанные нами и реализованные экологические проекты, направленные на повышение уровня развития познавательного интереса и познавательной активности дали положительный результат и нашу работу с полным основанием можно считать эффективной.
Также мы разработали методические рекомендации по реализации экологических проектов в работе с детьми старшего возраста. Использование метода экологического проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, где вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Реализуя экологические проекты, педагоги и дети свободны в выборе способов и видов деятельности.
Следовательно, данное исследование подтвердило гипотезу о том, что развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально организованная проектная деятельность по ознакомлению детей с природой, предполагающая:
- формирование у детей умений решать логические речевые задачи с целью познания мира;
- замену традиционного обучения предъявлением дидактических конструкций, способствующих созданию ситуаций интеллектуального затруднения, побуждающих детей к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы;
- включение детей в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
формирование познавательной активности и познавательного интереса в процессе специально организованной проектной деятельности по ознакомлению детей с природой.
Таким образом, цель нашей работы, заключавшаяся в изучении особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экологических проектов, достигнута, основные задачи решены.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучено понятие «развитие познавательного интереса» в современной науке, изучены особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; раскрыта роль экологических проектов в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования: изучен уровень развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, разработаны и апробированы экологические проекты с детьми старшего дошкольного возраста; разработан ряд методических рекомендаций по реализации экологических проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей, а также в образовательной практике и в процессе повышения квалификации педагогов ДОУ.
Перспективным направлением может стать более углублённое исследование проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредствами экологических проектов, создание комплексных программ, направленных на повышение уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через специально организованную проектную деятельность по ознакомлению детей с природой, и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2011.
2. Алябьева Е. Природа. Сказки и игры для детей. - М.: Сфера, 2012.
3. Асландия В.Л. Организация работы по экологическому образованию// Воспитатель ДОУ. -2015.- №9.
4. Бережнова О., Тимофеева Л. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие.- М.: Цветной мир, 2014.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Серия «Мастера психологии»). - СПб.: Питер, 2008.
6. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А. Карелина. - М.: Эксмо, 2009.
7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: ЧП Лакоценин С.С., 2009.
8. Борменкова Т.М. Планирование работы по познавательной деятельности дошкольников// Воспитатель ДОУ.- 2015.- №7.
9. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. — М.: Генезис, 2001.
10. Веракса Н.Н., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
11. Виноградова Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии № 2 - М., 2003.
12. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет.// Психологическая наука и образование. № 1 - М.,
2004.
13. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. М.: Айрис - Пресс, 2008.
14. Воронкевич О. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методические рекомендации. - СПб.: Детство-пресс, 2014.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2006.
16. Гаврилова Л.М., Дубикова Е.И. Проектная деятельность в детском саду// Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2015,-№6.
17. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственной деятельности. - М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998.
18. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников, http://www.voppsy.ru/. 1984.-№1.
19. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности. http://www.voppsy.ru/. 1986. - № 1
20. Горбунова И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей// Дошкольное воспитание. - 2013.- №3.
21. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ//Дошкольное воспитание. - 2012. - №2.
22. Гризик Т. Познавательное развитие детей 2-7 лет. - М.: Просвещение,
2013.
23. Гусева Т.А. Программа оптимизации познавательной активности личности: методические рекомендации [Текст] / Т.А.Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006.
24. Гусева Т.А. Психологическая характеристика стиля познавательной активности субъекта [Текст] / Т.А. Гусева // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. №11 (62): Общественные и гуманитарные науки: Научный журнал. - СПб., 2008.
25. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:
МГППУ, 2002.
26. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2012.
27. Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. ФГОС ДО. -М. Национальный книжный центр, 2015.
28. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: ВЛАДОС, 2008.
29. Зверев А. Экология. Наблюдаем и изучаем. - М.: Оникс, 2015.
30. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: Сфера, 2007.
31. Киселёва Л., Данилина Т., Лагода Т., Зуйкова М. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М.: Аркти, 2006.
32. Кмито О. Я - исследователь. Из опыта работы//Дошкольное воспитание. - 2013. - №6.
33. Кмито О. Как вода приходит в дом. Совместная деятельность взрослых и детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. -2013,- №11.
34. Косякова О.О. Психолого-педагогический практикум по детской психологии. - М.: Феникс, 2009.
35. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2013.
36. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активно сти детей старшего дошкольного возраста / Е.Э. Кригер - Барнаул, 2000.
37. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1992.- № 4.
38. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у
дошкольников. Из опыта работы. - СПб.: Детство-Пресс, 2013.
39. Люблинская А. А. Детская психология/ Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - Киев, 2001.
40. Марусинец М. Изучение познавательной активности, http://nsportal.ru/ 22.11.2015.
41. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2014.
42. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1998.
43. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования /Под ред Н.В. Микляевой. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015.
44. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания. - М.: Academia, 2013.
45. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н. А. Теоретические основы дошкольного образования. Учебник. - М.: Юрайт, 2015.
46. Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание.- 2015. - №4.
47. Миронов А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников//Дошкольное воспитание.- 2016. - №2.
48. Михейкина И., Машкова Л. Занятия по экологии//Ребенок в детском саду. - 2013.- №2.
49. Немов Р.С. Психология. Учебник. - М.: Юрайт, 2014.
50. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
51. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издат. Центр «Академия», 2002
52. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
53. Новицкая В., Римашевская Л., Хромцова Т. Правила поведения в природе для дошкольников.- М.: Педагогическая литература, 2011.
54. Носкова Ж.В., Тарасова О.В., Панковец Е.В., Чернышова Е.А. Внедрение проектной деятельности В ДОО. Трудно и интересно// Воспитатель ДОУ. -2015. - №10.
55. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2016.
56. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003.
57. Поддьяков Н.Н.Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет. - СПб.: РЕЧЬ, 2010.
58. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика. - СПб.: Детство-Пресс, 2014.
59. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. - М.: Русское слово - учебник, 2015.
60. Развитие познавательного интереса у дошкольников: методические рекомендации [для педагогических работников ДОУ] [авт.-сост. М. Л. Семенова]; Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования «Челябинский ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования». - Челябинск: Образование, 2007.
61. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М: Просвещение, 1999.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Спб.: Питер, 2015.
63. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет.- Волгоград : Учитель, 2015.
64. Рыжова Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево». - М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2006.
65. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
66. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
67. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: КноРус, 2013.
68. Ступникова Л., Толкачева Ю.. Кордович С. Разноцветная планета. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2014. - №8.
69. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.
71. Флегонтова Н.П. Ребенок как субъект проектной деятельности//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. -2015. - №1.
72. Формирование экологической культуры дошкольников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В. Бережнова. - Волгоград: Учитель, 2008.
73. Хабарова Т.В., Шафагуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
74. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. - М.: Сфера, 2010.
75. Шлемко А.И. Учимся познавать и экспериментировать//Воспитатель ДОУ.-2016.-№1.
76. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Academia, 2007.