Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦВОСА ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В 20е гг. XX ВЕКА

Работа №27019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические предпосылки исследования идеи
социального воспитания в России в 20 - е гг. XX века 10
1.1. Возникновение идеи социального воспитания
в истории отечественной педагогики начала XX века 10
1.2. Реализация идеи социального воспитания детей
в учреждениях соцвоса РСФСР в 20 е г XX века 14
2. Практика реализация идеи социального воспитания
в учреждениях соцвоса в Приенисейской Сибири
в 20 - е годы ХХ века 26
2.1 Становление системы учреждений соцвоса
Приенисейской Сибири в 20 - е годы ХХ века 26
2.2 Анализ реализации идеи социального воспитания в
учреждениях соцвоса в Приенисейской Сибири в 20- е гг. XX в .... 38
Заключение 43
Список испльзванных источников 46
Приложение А 49
Приложение В 50


Актуальность исследования обусловлена тем, что современный этап развития отечественной школы и педагогики по глубине происходящих преобразований во многом созвучен с периодом 20-30-х годов ХХ в. На границе двух эпох вследствие изменившихся социально-исторических условий происходил процесс становления новой образовательной парадигмы, шел поиск новых эффективных моделей воспитания, активного экспериментирования.
Современные документы в сфере образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС НОО (ООО), Стратегия развития воспитания до 2015г, воспитательная компонента) подчеркивают важность решения задач социального воспитания современных школьников.
Актуальные вопросы социализации подростка в ту историческую эпоху (1920-е гг) еще не оформились в самостоятельную педагогическую проблему, но активно обсуждались в теории и практике образования. В исследуемый период социальное воспитание подрастающего поколения было в центре многих философов, общественных деятелей, педагогов и психологов, среди которых П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н. К. Крупская, А.В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, Т. Шацкий и др. На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе проблемы развития теоретических взглядов на социальное воспитание рассматриваются в основном с позиций истории социальной педагогики (И.Н. Андреева, Н.Ф Басов, В М Басова, Т А. и Ю.В. Василькова, М А Галагузова, Е.Ю. Клепикова, С.А. Расчетина, Т.А.Ромм, Т.В Самсонова и др.).
Выбор исследуемого периода в развитии отечественной педагогики — 20-е годы XX века — обусловлен тем, что в этот период в сложной атмосфере политических и общественных перемен происходил поиск реализации идеи социального воспитания в учреждениях соцвоса.
Выбор региона - Приенисейской Сибири - связан с тем, что данный регион являлся одним из наиболее крупных и одновременно удаленных от центра России, имеющих важное экономическое значение для развития страны. Изучение региональных аспектов социального воспитания в 20-е годы XX века в Приенисейской Сибири дает конкретное представление о становлении идеи социального воспитания в учреждениях соцвоса, позволяет учитывать и использовать достижения в данной сфере в целях совершенствования организации социального воспитания детей.
В 20-е годы XX века теоретические аспекты социального воспитания подрастающего поколения разрабатывались в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, А.Л. Пинкевича, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и других педагогов. Проблемы социального воспитания в Сибири в исследуемый период рассматривались А. Ансоном, В. Аристовым, А. Аристовой, Т. Бочаровым, Б. Редкиным, А.Розовым, И.Смирновым, Н.Степановым, А.Сухаревым,М.Тимофеевым, Л.Ушатским, Н. Шевчуговым, Н.Херсонской и другими педагогами.
Исследуемый период становления отечественного социального воспитания, недостаточно освещен в историко-педагогической литературе.
Некоторые аспекты социального воспитания представлены в исследовании В.А. Гаврилова, Г.Н. Козловой, М.Н. Колмаковой, Н.К. Кузиной и Е.Н. Михайловой, которые характеризуют период 20-х годов как период зарождения новой теории социального воспитания. Аспекты воспитания в 20-х годах XX века, смысловым образом связанные с социальным воспитанием школьников (формирование сознательной дисциплины, коллективизма, развитие ученического самоуправления, пионерских и комсомольских организаций, общественно-полезный труд и другие), освещены в исследованиях Л.А. Абрамовой, М.В. Богуславского, Т.И. Волчок, И.С. Долинской, Г.Б. Корнетова, Ф.Ф. Королева, Т.Д. Корнейчика, , И.И. Меняевой, Э.И. Моносзона, З.И. Равкина, Н.В. Семеновой, Л.А. Степашко,Ф.А. Фрадкина, М.Ф. Шабаевой, О.Б. Широких.
Исследования А.П. Беликовой, Н.А. Ганзбург, О.Б.Лобановой, В.Л.Соскина, П.Л.Трофимова, С.Н. Ценюги, Ф.Ф.Шамахова, А.И. Шилова, Н.А. Шумаковой и других посвящены историко-педагогическим проблемам школьного образования и воспитания в Сибири. Однако в вышеперечисленных исследованиях становление социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века не являлось предметом специального исследования.
Объект исследования — развитие теории и практики социального воспитания детей в учреждениях соцвоса в 20-е годы XX века.
Предмет исследования — практика реализации идеи социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века.
Целью исследования: является характеристика теоретических и практических аспектов социального воспитания в учреждениях соцвоса Приенисейской Сибири в 20 годы XX века.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические предпосылки развития идеи социального воспитания в в 20-е годы XX века.
2. Охарактеризовать направления реализации идеи социального воспитания в учреждениях соцвоса РСФСР в 20-е гг ХХ века.
3. Проанализировать и обобщить процесс становления системы учреждений соцвоса в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века.
4. Выявить особенности социального в учреждениях соцвоса в Приенисейской Сибири в 20-е годы XX века.
Методы исследования: историко-ретроспективный, метод сравнительно-сопоставительного анализа, методы обобщения и систематизации историко-педагогических источников, нормативных документов и архивных материалов, историко-педагогической и методической литературы.
Методологической основой исследования служат методы диалектического познания исторических явлений, принципы историзма, объективности и системности социально-политических проблем.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано студентами факультета педагогики и психологии при изучении истории социальной педагогики, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и курсовых работ, и может быть полезно исследователям в области истории социальной педагогики, исследователям истории образования в сибирском регионе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованных источников (42 наименований), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 52 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение историко-педагогических источников, в том числе архивных 20-х годов ХХ века позволило нам сделать следующие выводы. Становление системы социального воспитания в 20-е г. ХХ века, с одной стороны опиралось на дореволюционный опыт работы разных педагогов, с другой стороны, развивалось под новой марксизско-ленинской идеологии.
Сущность воспитания в 20-е г ХХ в. понималась как развитие социальных свойств ребенка,подготовку его к социальной жизни в условиях школы. В качестве рабочего определения в нашем исследовании под социальным воспитанием мы понимали целенаправленый процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации. Опираясь на основные направления развития идеи социального воспитания в начале ХХ в., содержательно в этой категории будем ориентироваться на такие социально-значимые качества как гражданственность и патриотизм, социальная активность, устойчивость к негативным воздействиям социума.
Идеи социального воспитания предлагалось реализовать через разнообразные модели, предложенные и частично апробированные в 20-е гг. ХХ века. Основу предложенных моделей составили производительный труд, связь школы с производством, политехническая школа, «педагогизация среды» и стремительное ее преобразование, единство труда и образования, общественно-политическое воспитание, самостоятельность и самодеятельность в приобретении знаний, которые получают учащиеся. Педагогическая полемика по вопросам социального воспитания, создание теоретических основ «новой трудовой школы», активное экспериментирование в РСФСР 20-е гг ХХ века привело к становлению системы образовательных учреждений, в которых по замыслу и реализовались идеи социального воспитания.
Предпосылками создания учреждений социального воспитания в РСФСР в 20е г. ХХ в. были: исторические предпосылки (первая мировая война, революция 1917г. гражданская война 1917-1920г), Политика военного коммунизма), социально-экономические предпосылки (идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества, разруха после войны, уничтожение заводов, фабрик и крестьянских хозяйств); педагогические предпосылки (развитие таких наук как педология, педагогика и социальная педагогика, активное экспериментирование в области образования).
Особенностью в становлении образовательных учреждений в 20-е гг. стал тот факт, что и вся система учреждений называлась «система учреждений соцвоса РСФСР» и внутри нее выделялись отдельно «учреждения социального воспитании» (приемники, изоляторы, распределители, детские дома и колонии, школы и детдома для детей с дефектами, школы-коммуны). Тем самым на наш взгляд, важная роль социального воспитания подрастающего поколения в исследуемый период.
Система социального воспитания включала три уровня: дошкольный, начальный, повышенный.
Дошкольное воспитание было следующими учреждениями сады (3-8л), детские площадки, комнаты при клубе (3-8л) дошкольные дома (в системе учреждений для нормальных детей). были детские дома для слепых, и умственно-отсталых (3-8л), (в системе учреждений для - воспитуемых, физически-дефективных и умственно-отсталых детей).
Начальное образование в учреждений для нормальных детей было представлено следующими учреждениями: подростков (11-15л), I ступени (8-12л), дом (в том трудовая коммуна)13-16л, дом для детей возраста (8-12л).
Начальное образование в учреждений для детей было представлено институтами воспитания с 8 до15-16л, трудовой коммуной 13-16л, школой для детей и подростков, живущих и приходящих, (слепых, глухонемых (8-16л), умственно-отсталых с 8-10 до 14-16л), школа интернат для слепых, и умственно-отсталых детей.
Повышенное образование было представлено: ШКМ, (ЕТШ 2 ступени) (12-15л), 2 концентр ЕТШ II ступени (15-17л), фабрично-заводская семилетка (12-15 л), детский дом для возраста (12-15 л) и только для детей.
К проблемам социального воспитания в в 20-е гг. ХХ в. отнести следующие: недостаточная разработанность нормативно-правовых и теоретических основ социального воспитания; неоднозначность трактовки «социальное воспитание» и «учреждения соцвоса», становление системы учреждений соцвоса, материального для и сопровождения учреждений воспитания; большое социально-незащищенных детей; профессиональных педагогов для учреждений соцвоса.
Система учреждений социального воспитания Приенисейской в 20-е гг. ХХ века представляла собой структуру, единую на всей территории РСФСР и в себя дошкольное воспитание; начальное образование; - образование.
Анализ основных социального воспитания в соцвоса Сибири в 20-е гг. ХХ века, на всех уровнях позволил следующие особенности:
В учреждениях воспитания через игр, ручного труда, самообслуживания, общественно-политическое воспитание;
В учреждениях начального через реализацию программ ГУСа, труд, политехнизм, самоуправление;
В учреждениях образования через труд, образования и производства, социальной активности, самоуправление.



1. Бершадская, Д. С. Взгляды и деятельность С.Т. Шацкого/. - Д.С. Бершадская. - Москва, 1960. -123с.
2. Бендриков, А. Н.. К советской в СССР (Из архива Октябрьской революции) / А.Н.Бендриков. - Народное просвещение. - 1928.- №7. - С. 108-110.
3. Бибикова, В. В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири / В. В. Бибикова. - Красноярск, 2008. - 352 с.;
4. Блонский, П.П. Мои воспоминания. / П.П. Блонский. - Москва, 1974.-158 c.
5. Большая советская энциклопедия в 4 томах Т. 3 /под ред. О.Ю. Шмидт. - Москва, 2007. - 438 с.
6. Борьба с детской беспризорностью / под ред. Я.А. Перель, А.А. Любимова. - Москва, 2009. - 142 с.
7. Васильева, З.И. История педагогики и образования / З.И. Васильева. - Москва, 2011. - 230с.
8. Василькова, Ю.В. социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. - Москва, 1991. - 452 с.
9. Выготский, Л.С. Собр. Соч.: В 6 т/Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982. - 370с.
10. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика/ А.Н. Джуринский. - Москва, 2005.-432 с.
11. Детская беспризорность и детский дом: Сборник статей /под ред. С.С. Тизанова, В. Л. Швейцер, В.М. Васильевой.- Москва,1926. - 240 с.
12. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения Т.1. - Москва, 1977. - 250с.
13. Куликова, С.В.Педагогика и психология социального воспитания / С.В.Куликова // Педагогика. - 2007. - № 21. - С.39-41.
14. Латышина, Д. И. История педагогики и образования./Д. И. Латышина. - Москва, 2004. -417 с.
15. Мардахаев, Л. В. Отечественная педагогика: хрестоматия/Л. В. Мардахаев. - Москва, 2007.- 292 с.
16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика/А.В. Мудрик. - Москва, 2005.¬200с.
17. Нечаева ,K.M. Образовательная политика в первые годы советской
власти./.-К.М.Нечаева //Известия Российского педагогического им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - 2010. - № 27. - С.444-447.
18. Педагогическая энциклопедия/ А.Т. Калашникова, Т2. - Москва,1929. - 635с. 635с.
19. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Зикировой. - Москва, 2008. - 526 с.
21. Ромм, Т.А. История социальной педагогики./Т.А. Ромм. - Ростов на Дону Феликс, 2010. -346с.
22. Рябинина, Н.В. Детская беспризорность и преступность в 1920-годы/ Н.В.
. - Москва, 2006. - 124 с.
23. Философский энциклопедический словарь /под ред.Е.Ф. Губский - Москва: Инфро, 2004. - 576 с.
26. Хрестоматия по педагогики: В 3 т. Т.3. время / Под ред. А.И.Пискунова. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 560 с.
27. Лобанова, О.Б. Проблемы организации социального воспитания в
Приенисейской Сибири в 20 - е гг. ХХ века/О.Б. Лобанова,З.У. Колокольникова // Современные проблемы науки и образования. - 2014.- № 1.- режим доступа: URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=11968
28. Колокольникова, З. У. Трудовое воспитание в учреждениях социального воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. XX в. / З. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 165-169.
29. Колокольникова, З.У. Учреждения дошкольного воспитания в Сибири начала ХХ века // З.У. Колокольникова.- Режим доступа: http://elibrary.ru/download/81436898.pdf
30. Колокольникова, З.У. Учреждения общественного призрения сирот в Енисейской губернии конца XIX-начала XX вв/З.У. Колокольникова.- режим доступа:http://elibrary.ru/download/88610970.pdf
31. Колокольникова , З.У. Дошкольное воспитание в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ века /З.У. Колокольникова.- режим доступа: http://elibrary.ru/download/84182107.pdf
34. Колокольникова, З.У. Подготовка педагогов дошкольного воспитания в Приенисейской Сибири в 20-е гг. ХХ века/ З.У. Колокольникова.- режим доступа:http://elibrary.ru/download/58409554.pdf
35. Колокольникова , З.У. Учреждения социального воспитания для морально- дефективных детей в Приенисейской Сибири в 20-30-е годы ХХ века /З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова.- режим доступа: http://elibrary.ru/download/60723550.pdf
39. МУ «Енисейский архив». Ф. 26, Оп. 1, Д. 37, Л.1
36. ГАКК, ф. р -93, оп.1, д. 208, л. 9
37. ГАКК, ф. р - 93, оп.1, д. 168, л.16
38. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 208, л. 198
40. ГАКК, ф.93, оп. 1, д. 89, л.8 (об)
41. ГАКК, ф. 93, оп. 1, д. 124, л. 2
42. ГАКК, Ф-р 93. Oпись 1. Дело 130. Л.83
ГАКК, Ф-р 93. 1. Дело 129. Л.150об


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ