ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Информатизация образования и развитие средств электронно¬вычислительной техники 8
1.2 Основные понятия и определения информационных технологий обучения 15
1.3 Теоретические аспекты применения информационно-компьютерных
технологий в обучении физики 20
1.4 Использование возможностей информационно - компьютерных
технологий на различных этапах урока физики 25
1.5 Мультимедийная презентация. Методические приемы использования
мультимедийных средств обучения на уроках физики 31
2 ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО¬
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1 Опыт применения учителями информационно-компьютерных технологий 38
2.2 Практическая работа по использованию информационно-компьютерных
технологий в обучении физике 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интерактивные модели по курсу физики
1 ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Информатизация образования и развитие средств электронно¬вычислительной техники 8
1.2 Основные понятия и определения информационных технологий обучения 15
1.3 Теоретические аспекты применения информационно-компьютерных
технологий в обучении физики 20
1.4 Использование возможностей информационно - компьютерных
технологий на различных этапах урока физики 25
1.5 Мультимедийная презентация. Методические приемы использования
мультимедийных средств обучения на уроках физики 31
2 ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО¬
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 38
2.1 Опыт применения учителями информационно-компьютерных технологий 38
2.2 Практическая работа по использованию информационно-компьютерных
технологий в обучении физике 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Интерактивные модели по курсу физики
Важной задачей школы, в том числе, и преподавателей физики, является формирование личности, умеющей ориентироваться в потоке информации в условиях современного мира. Понимание общечеловеческих ценностей может быть лишь при соответственном познавательном, высоконравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим можно сказать, что главная цель обучения это воспитание у школьников хорошего отношения к физике и к науке в целом; развитие интереса к физическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика основа естествознания и научно - технического прогресса, это помогает нам определить следующие конкретные цели обучения: понимание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание общественной культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой [44].
Ученый-педагог И.В. Роберт отмечает, что компьютерные технологии могут быть использованы в качестве:
-средства обучения, совершенствующие процесс обучения;
-инструмента познания окружающего мира и самопознания;
-средства развития личности обучаемого;
-средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;
-средства коммуникаций в целях улучшения передовых педагогических технологий;
-средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
-средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
-средства организации интеллектуального досуга и развивающих игр.
В школьных кабинетах физики в последние годы существенно расширился набор средств информационных технологий (СИТ), применяемых учителем в учебно-воспитательном процессе. СИТ в обучении непрерывно совершенствуется в соответствии с развитием науки и техники. Обширное использование СИТ - одна из закономерностей, описывающих учебно-воспитательный процесс по физике на современном этапе информатизации общества.
Как учесть особенности быстро нарастающего информационного процесса в организации физического образования? Как меняются требования к физическому образованию с учетом тенденций развития информационного общества? Эти вопросы волнуют ученых-теоретиков, занимающихся фундаментальными исследованиями по дидактике физики, и педагогов-физиков, стремящихся средствами информационных технологий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса[38].
Эффективность применения информационных технологий в обучении физике во многом зависит от того, насколько методически правильно и педагогически оправданно их включение в структуру учебно-воспитательного процесса. В каждом конкретном случае учителю физики приходится самостоятельно определять, с какой целью и как использовать средства новых информационных технологий (СНИТ) на занятиях, для решения каких образовательных или воспитательных задач он обращается к тому или иному виду СНИТ, какой педагогический результат надеется получить. Поэтому учителю нужны знания и умения по устройству, правилам эксплуатации и методическому применению СНИТ [38].
Актуальность: Поскольку школьная физика является одним из сложных для понимания предметов, требующих наглядной интерпретации (визуализации), то внедрение современных технологий в школьную практику играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, но можно проиллюстрировать с помощью анимации,компьютерных моделей и видеофрагментов. Такой материал хранится на магнитных и оптических дисках, на сайтах в сети Интернет или создается самим учителем. Весь этот материал можно органично вписать в структуру урока. Современные информационные технологии на базе компьютерной техники это дальнейший шаг в развитии дидактического процесса.
Цель исследования: Подготовить наглядность по различным темам школьного курса физики, которую учитель может использовать непосредственно на уроке, с помощью компьютерной и проекционной техники, подключенной к локальной сети школы или Интернету. Показать, что компьютерные технологии в обучении физике способствуют повышению эффективности обучения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования: является компьютерная поддержка уроков физики в старших классах.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Проанализировать специальную и учебно-методическую и литературу по использованию компьютерных технологий в преподавании физики;
2. Изучить возможности использования информационно-компьютерных технологий на различных этапах урока физики;
3. Провести с учителем физики совместную работу по использованию компьютерных технологий на уроках;
4. Подготовить электронный ресурс на цифровом носителе для использования учителем на уроках физики;
Ученый-педагог И.В. Роберт отмечает, что компьютерные технологии могут быть использованы в качестве:
-средства обучения, совершенствующие процесс обучения;
-инструмента познания окружающего мира и самопознания;
-средства развития личности обучаемого;
-средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом;
-средства коммуникаций в целях улучшения передовых педагогических технологий;
-средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
-средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
-средства организации интеллектуального досуга и развивающих игр.
В школьных кабинетах физики в последние годы существенно расширился набор средств информационных технологий (СИТ), применяемых учителем в учебно-воспитательном процессе. СИТ в обучении непрерывно совершенствуется в соответствии с развитием науки и техники. Обширное использование СИТ - одна из закономерностей, описывающих учебно-воспитательный процесс по физике на современном этапе информатизации общества.
Как учесть особенности быстро нарастающего информационного процесса в организации физического образования? Как меняются требования к физическому образованию с учетом тенденций развития информационного общества? Эти вопросы волнуют ученых-теоретиков, занимающихся фундаментальными исследованиями по дидактике физики, и педагогов-физиков, стремящихся средствами информационных технологий повысить эффективность учебно-воспитательного процесса[38].
Эффективность применения информационных технологий в обучении физике во многом зависит от того, насколько методически правильно и педагогически оправданно их включение в структуру учебно-воспитательного процесса. В каждом конкретном случае учителю физики приходится самостоятельно определять, с какой целью и как использовать средства новых информационных технологий (СНИТ) на занятиях, для решения каких образовательных или воспитательных задач он обращается к тому или иному виду СНИТ, какой педагогический результат надеется получить. Поэтому учителю нужны знания и умения по устройству, правилам эксплуатации и методическому применению СНИТ [38].
Актуальность: Поскольку школьная физика является одним из сложных для понимания предметов, требующих наглядной интерпретации (визуализации), то внедрение современных технологий в школьную практику играет очень важную роль в понимании многих физических процессов и явлений, которые нельзя показать на опыте, но можно проиллюстрировать с помощью анимации,компьютерных моделей и видеофрагментов. Такой материал хранится на магнитных и оптических дисках, на сайтах в сети Интернет или создается самим учителем. Весь этот материал можно органично вписать в структуру урока. Современные информационные технологии на базе компьютерной техники это дальнейший шаг в развитии дидактического процесса.
Цель исследования: Подготовить наглядность по различным темам школьного курса физики, которую учитель может использовать непосредственно на уроке, с помощью компьютерной и проекционной техники, подключенной к локальной сети школы или Интернету. Показать, что компьютерные технологии в обучении физике способствуют повышению эффективности обучения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предметом исследования: является компьютерная поддержка уроков физики в старших классах.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Проанализировать специальную и учебно-методическую и литературу по использованию компьютерных технологий в преподавании физики;
2. Изучить возможности использования информационно-компьютерных технологий на различных этапах урока физики;
3. Провести с учителем физики совместную работу по использованию компьютерных технологий на уроках;
4. Подготовить электронный ресурс на цифровом носителе для использования учителем на уроках физики;
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только обучающемуся, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению физики.
Применение компьютерной поддержки на уроках физики многообразно. Использование компьютера позволяет увеличить возможности преподавания физики, организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала, сделать гораздо индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие физики вообще, а также использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общения и оценки со стороны окружающих.
Таким образом, использование информационно - компьютерных технологий в процессе обучения физики повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у обучающихся различных общеучебных умений, повышает качество обучения, снимает напряженность при работе на уроке.
На наш взгляд, еще рано делать окончательные выводы о степени влияния компьютерных технологий на образовательную систему в целом, хотя бы потому, что временной интервал существования этих технологий не сопоставимо мал в сравнении со временем развития общей педагогической науки. Однако компьютерные технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании.
Применение компьютерной поддержки уроков физики способствуют развитию личности учащихся, так как расширяет возможности личностно-ориентированного развивающего обучения, позволяет развивать познавательные творческие способности обучающийся, повышает интерес к предмету за счет межпредметной интеграции физики и информатики.
Использование компьютерных технологий на уроках физики позволяет учителю быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по физике, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой. С использованием информационно-компьютерных технологий источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
Применение компьютерной поддержки на уроках физики многообразно. Использование компьютера позволяет увеличить возможности преподавания физики, организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала, сделать гораздо индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие физики вообще, а также использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, общения и оценки со стороны окружающих.
Таким образом, использование информационно - компьютерных технологий в процессе обучения физики повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у обучающихся различных общеучебных умений, повышает качество обучения, снимает напряженность при работе на уроке.
На наш взгляд, еще рано делать окончательные выводы о степени влияния компьютерных технологий на образовательную систему в целом, хотя бы потому, что временной интервал существования этих технологий не сопоставимо мал в сравнении со временем развития общей педагогической науки. Однако компьютерные технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании.
Применение компьютерной поддержки уроков физики способствуют развитию личности учащихся, так как расширяет возможности личностно-ориентированного развивающего обучения, позволяет развивать познавательные творческие способности обучающийся, повышает интерес к предмету за счет межпредметной интеграции физики и информатики.
Использование компьютерных технологий на уроках физики позволяет учителю быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по физике, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой. С использованием информационно-компьютерных технологий источником информации является не только учитель, но и сам ученик.
Подобные работы
- Разработка лабораторных работ с использованием рабочей станции NI
ELVIS II, по изучению простейших электрических цепей на внеурочных
занятиях по физике в старших классах
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СИМУЛЯТОРОВ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Разработка моделей несимметричных режимов трехпроводной трехфазной системы средствами Mathcad для внеурочных занятий по физике учеников старших классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка моделей для изучения реактивного движения средствами Mathcad на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ГРАФОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕМЫ «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 7-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2015 - Разработка моделей для изучения движения космических аппаратов средствами Mathcad на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2001 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



