Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологопедагогические аспекты работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья

Работа №26991

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
573
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей
младшего школьного возраста с ОВЗ……………………………………. 9
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ………………………. 9
1.2 Психолого–педагогические проблемы младших школьников с
ОВЗ………………………………………………………………………. 20
1.3 Методы и формы работы с младшими школьниками с ОВЗ…… 23
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
младших школьников с ОВЗ и психолого – педагогических аспектов
работы с ними……………………………………………………………… 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования……………………………………………………………. 28
2.2 Система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях
школы…………………………………………………………………….. 34
Заключение …………………………………...…………………………… 44
Список использованных источников …………………………...…………. 46

В связи с глубокими социально-экономическими изменениями, в
развитии общества происходят значительные перемены в системе
образования. В образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное
образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий
помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она
им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при
которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально
развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их
потребностям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой
помощью.
Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными
возможностями здоровья является приобретение образовательного и
социального опыта воедино с ровесником. Самое существенное условие
результативности инклюзивного образования – успешность социализации,
введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе
и детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время система образования ещё плохо и слабо
приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять
инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги
и, к сожалению, даже родители.
Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение
доступа детей - инвалидов к полноценным образовательным услугам и к
образовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их
семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением
отсутствия перспектив для дальнейшего развития.6
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и
социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и
надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением
положения детей-инвалидов, усовершенствования их качества жизни.
На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы
подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут
способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с
учётом развития каждого ребёнка.
На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития
детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи
им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность
многих психических функций относительно возрастной нормы существенно
препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится
освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер
психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной,
моторной и речевой.
В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной
дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей
овладения социальными и познавательными компетентностями, что в
конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и
интеграции в общество.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном
планах психолого-педагогических аспектов работы с младшими школьниками
с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты работы с
младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:7
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы
детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на
изучение психологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
4. Описать систему работы с младшими школьниками с ОВЗ в
условиях общеобразовательной организации.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена
научными работами Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера,
С. Я. Рубинштейна и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Лесенка» В.Г. Щур;
тест Р. Кетелла – детский вариант).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: представлена МБОУ СШ №3
г. Красноярска. В исследовании участвовало 11 человек (в возрасте 10-11
лет).
Практическая значимость дипломной работы: материалы данной
дипломной работы могут быть использованы студентами при подготовке к
семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по
схожей тематике. Полученные результаты экспериментального исследования
могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при
организации работы с младшими школьниками с ограниченными
возможностями здоровья. Кроме того, описанная система работы с младшими
школьниками с ОВЗ в условиях школы может служить ориентиром при
сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме
исследования, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ – это дети, которые
имеют высокие отклонения от нормального психического и физического
развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными
дефектами. В силу этого они нуждаются в специальных условиях обучения и
воспитания.
Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка;
самоотношение; проблема детско – родительских отношений; проблема
социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с
окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется
недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы, определения путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Нами проводилось эмпирическое исследование с целью изучения
индивидуально-психологических особенностей младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Лесенка»
(автор – В. Г. Щур), мы выявили, что у 5 школьников (45,5%) - заниженная
самооценка. Это свидетельствует о том, что эти учащиеся неуверенны в себе,
они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей. У 6
школьников (54,5%) – адекватная самооценка. Такие ребята реально
оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне
выполнимые цели.
Проанализировав результаты по тесту Р. Б. Кетелла (детский вариант),
мы пришли к выводу, что большинство детей в классе общительны,
доверчивы, настойчивы, энергичны, успешны, сдержанные. Помимо этого,45
дети примитивно подходят к решению своих проблем, остро реагируют на
неудачи, часто конфликтуют с учителями и родителями
Нами описана система работы с младшими школьниками с ОВЗ,
реализующая в МБОУ СШ №3 г. Красноярска. Система специальных
образовательных условий начинается с предельно общих, необходимых для
всех категорий детей с ОВЗ, заканчивая частно – специфическими и
индивидуально ориентированными. Это определяет эффективность
реализации образовательного процесса и социальной адаптированности
ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и
образовательными возможностями.


Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. –
Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные
технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под
общей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет,
Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного
процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1989.
– 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– Москва: Просвещение,
1985.  208 c.
5. Багаева, Г. Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
6. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва:
Педагогика, 2002. – 349 с.
7. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с
ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы:
методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. –
300 с.47
8. Буянов, М. И. Об узловых вопросах организации
психотерапевтической помощи детям и подросткам / М. И. Буянов. –
Москва: Педагогика, 1971. – 349 с.
9. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития / Под
ред. Т. А. Власовой и [др.] – Москва: Педагогика, 2004.
10. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться /
Б. С. Волков. – Москва: Академический Проект, 2008.
11. Выготский, Л. С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из
собрания сочинений в шести томах / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика,
1982.
12. Григорьева, Л. Г. Дети с проблемами в развитии /
Л. Г. Григорьева. – Москва: Академкнига, 2002. – 213 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –
Москва, 2009.
14. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2005. – 247 с.
15. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. –
С. 35-39.
16. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
17. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ
“МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
18. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями
в развитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная
педагогика, 2005. – 210 с.48
19. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
20. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин. – Москва:
Просвещение, 1991.
21. Лебединский, В. В. Нарушение психического разви
В. В. Лебединский. – Москва: Педагогика. – 2004. – 306 с.
22. Лебединская, К. С. Задержка психического развития /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2007. – 280 с.
23. Лернер, И. Я. Методы обучения. Российская педагогическая
энциклопедия: в 2-х Т. –Т 1. / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. – Москва: Научное
изд-во “Большая российская энциклопедия”, 2000. - 608 с.
24. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер. – Москва: Издательский
центр «Академии», 2010. – 208 с.
25. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями /
А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
26. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия
образования. – Москва, 2008.
27. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2004. – 220 с.
28. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья /
Е.В.Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
29. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во49
время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №
3. — С. 48-51.
30. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное
здоровье России, 2007. – 210 с.
31. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника:
Учеб. пособие для студентов / С. Я.Рубинштейн. – Москва: Просвещение,
1986. – 192 с.
32. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями:
проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании /
Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – Москва: 2005. – 180 с.
33. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ,
2007. – 80 с.
34. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.–
Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
35. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья / под ред. А. Поликовой. – Москва: КТМУ, 2009 – 207 с.
36. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие /
М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
37. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического
развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2001.  224 с.
38. Шипицына, Л. М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шпицина. – Москва:
ВЛАДОС, 2008. – 92 с.
39. Щепко, Е. Л. Психодиагностика нарушений развития / Е. Л.
Щепко. – Москва: Академия, 2000. – 410 с.
Электронные ресурсы:
40. Методика «Лесенка» автор В. Г. Щур. [Электронный ресурс] /50
Инфоурок/ Режим доступа:https://infourok.ru/metodika_lesenka_avtor_v.g.schur-
374167.htm
41. Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован
Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120. [Электронный ресурс] / Все тесты /
Режим доступа: http://vsetesti.ru/360/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ