Психологопедагогические аспекты работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение…………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей
младшего школьного возраста с ОВЗ……………………………………. 9
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ………………………. 9
1.2 Психолого–педагогические проблемы младших школьников с
ОВЗ………………………………………………………………………. 20
1.3 Методы и формы работы с младшими школьниками с ОВЗ…… 23
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
младших школьников с ОВЗ и психолого – педагогических аспектов
работы с ними……………………………………………………………… 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования……………………………………………………………. 28
2.2 Система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях
школы…………………………………………………………………….. 34
Заключение …………………………………...…………………………… 44
Список использованных источников …………………………...…………. 46
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей детей
младшего школьного возраста с ОВЗ……………………………………. 9
1.1 Психологические особенности детей с ОВЗ………………………. 9
1.2 Психолого–педагогические проблемы младших школьников с
ОВЗ………………………………………………………………………. 20
1.3 Методы и формы работы с младшими школьниками с ОВЗ…… 23
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
младших школьников с ОВЗ и психолого – педагогических аспектов
работы с ними……………………………………………………………… 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
исследования……………………………………………………………. 28
2.2 Система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях
школы…………………………………………………………………….. 34
Заключение …………………………………...…………………………… 44
Список использованных источников …………………………...…………. 46
В связи с глубокими социально-экономическими изменениями, в
развитии общества происходят значительные перемены в системе
образования. В образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное
образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий
помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она
им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при
которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально
развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их
потребностям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой
помощью.
Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными
возможностями здоровья является приобретение образовательного и
социального опыта воедино с ровесником. Самое существенное условие
результативности инклюзивного образования – успешность социализации,
введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе
и детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время система образования ещё плохо и слабо
приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять
инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги
и, к сожалению, даже родители.
Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение
доступа детей - инвалидов к полноценным образовательным услугам и к
образовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их
семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением
отсутствия перспектив для дальнейшего развития.6
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и
социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и
надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением
положения детей-инвалидов, усовершенствования их качества жизни.
На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы
подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут
способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с
учётом развития каждого ребёнка.
На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития
детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи
им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность
многих психических функций относительно возрастной нормы существенно
препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится
освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер
психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной,
моторной и речевой.
В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной
дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей
овладения социальными и познавательными компетентностями, что в
конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и
интеграции в общество.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном
планах психолого-педагогических аспектов работы с младшими школьниками
с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты работы с
младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:7
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы
детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на
изучение психологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
4. Описать систему работы с младшими школьниками с ОВЗ в
условиях общеобразовательной организации.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена
научными работами Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера,
С. Я. Рубинштейна и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Лесенка» В.Г. Щур;
тест Р. Кетелла – детский вариант).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: представлена МБОУ СШ №3
г. Красноярска. В исследовании участвовало 11 человек (в возрасте 10-11
лет).
Практическая значимость дипломной работы: материалы данной
дипломной работы могут быть использованы студентами при подготовке к
семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по
схожей тематике. Полученные результаты экспериментального исследования
могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при
организации работы с младшими школьниками с ограниченными
возможностями здоровья. Кроме того, описанная система работы с младшими
школьниками с ОВЗ в условиях школы может служить ориентиром при
сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении
развитии общества происходят значительные перемены в системе
образования. В образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное
образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий
помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она
им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при
которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально
развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их
потребностям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой
помощью.
Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными
возможностями здоровья является приобретение образовательного и
социального опыта воедино с ровесником. Самое существенное условие
результативности инклюзивного образования – успешность социализации,
введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том числе
и детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время система образования ещё плохо и слабо
приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять
инвалидов как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги
и, к сожалению, даже родители.
Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение
доступа детей - инвалидов к полноценным образовательным услугам и к
образовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их
семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением
отсутствия перспектив для дальнейшего развития.6
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и
социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и
надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением
положения детей-инвалидов, усовершенствования их качества жизни.
На сегодняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы
подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут
способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с
учётом развития каждого ребёнка.
На протяжении долгого времени одной из проблем обучения и развития
детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психокоррекционной помощи
им на первоначальной стадии школьного образования. Несформированность
многих психических функций относительно возрастной нормы существенно
препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится
освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер
психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной,
моторной и речевой.
В этот период необходимо оказание младшим школьникам комплексной
дифференцированной помощи, направленной на преодоление трудностей
овладения социальными и познавательными компетентностями, что в
конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и
интеграции в общество.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном
планах психолого-педагогических аспектов работы с младшими школьниками
с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: психологические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты работы с
младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:7
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы
детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Раскрыть психологические особенности детей с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на
изучение психологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
4. Описать систему работы с младшими школьниками с ОВЗ в
условиях общеобразовательной организации.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена
научными работами Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера,
С. Я. Рубинштейна и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Лесенка» В.Г. Щур;
тест Р. Кетелла – детский вариант).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: представлена МБОУ СШ №3
г. Красноярска. В исследовании участвовало 11 человек (в возрасте 10-11
лет).
Практическая значимость дипломной работы: материалы данной
дипломной работы могут быть использованы студентами при подготовке к
семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по
схожей тематике. Полученные результаты экспериментального исследования
могут быть использованы педагогами-психологами, учителями при
организации работы с младшими школьниками с ограниченными
возможностями здоровья. Кроме того, описанная система работы с младшими
школьниками с ОВЗ в условиях школы может служить ориентиром при
сопровождении детей с ОВЗ в образовательном учреждении
Проанализировав психолого – педагогическую литературу по проблеме
исследования, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ – это дети, которые
имеют высокие отклонения от нормального психического и физического
развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными
дефектами. В силу этого они нуждаются в специальных условиях обучения и
воспитания.
Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка;
самоотношение; проблема детско – родительских отношений; проблема
социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с
окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется
недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы, определения путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Нами проводилось эмпирическое исследование с целью изучения
индивидуально-психологических особенностей младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Лесенка»
(автор – В. Г. Щур), мы выявили, что у 5 школьников (45,5%) - заниженная
самооценка. Это свидетельствует о том, что эти учащиеся неуверенны в себе,
они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей. У 6
школьников (54,5%) – адекватная самооценка. Такие ребята реально
оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне
выполнимые цели.
Проанализировав результаты по тесту Р. Б. Кетелла (детский вариант),
мы пришли к выводу, что большинство детей в классе общительны,
доверчивы, настойчивы, энергичны, успешны, сдержанные. Помимо этого,45
дети примитивно подходят к решению своих проблем, остро реагируют на
неудачи, часто конфликтуют с учителями и родителями
Нами описана система работы с младшими школьниками с ОВЗ,
реализующая в МБОУ СШ №3 г. Красноярска. Система специальных
образовательных условий начинается с предельно общих, необходимых для
всех категорий детей с ОВЗ, заканчивая частно – специфическими и
индивидуально ориентированными. Это определяет эффективность
реализации образовательного процесса и социальной адаптированности
ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и
образовательными возможностями.
исследования, можно сделать вывод, что дети с ОВЗ – это дети, которые
имеют высокие отклонения от нормального психического и физического
развития, что вызвано серьезными врожденными или приобретенными
дефектами. В силу этого они нуждаются в специальных условиях обучения и
воспитания.
Вследствие таких проблем, как: заниженная самооценка;
самоотношение; проблема детско – родительских отношений; проблема
социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; взаимоотношения с
окружающими и повышенная утомляемость, у детей проявляется
недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей
работы, определения путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Нами проводилось эмпирическое исследование с целью изучения
индивидуально-психологических особенностей младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Лесенка»
(автор – В. Г. Щур), мы выявили, что у 5 школьников (45,5%) - заниженная
самооценка. Это свидетельствует о том, что эти учащиеся неуверенны в себе,
они не пытаются выделиться, работают не в меру своих способностей. У 6
школьников (54,5%) – адекватная самооценка. Такие ребята реально
оценивают свои возможности и способности, ставят перед собой вполне
выполнимые цели.
Проанализировав результаты по тесту Р. Б. Кетелла (детский вариант),
мы пришли к выводу, что большинство детей в классе общительны,
доверчивы, настойчивы, энергичны, успешны, сдержанные. Помимо этого,45
дети примитивно подходят к решению своих проблем, остро реагируют на
неудачи, часто конфликтуют с учителями и родителями
Нами описана система работы с младшими школьниками с ОВЗ,
реализующая в МБОУ СШ №3 г. Красноярска. Система специальных
образовательных условий начинается с предельно общих, необходимых для
всех категорий детей с ОВЗ, заканчивая частно – специфическими и
индивидуально ориентированными. Это определяет эффективность
реализации образовательного процесса и социальной адаптированности
ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и
образовательными возможностями.
Подобные работы
- Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕ-КОММУНИКАТИВНОГО АСПЕКТА)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение развития произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



