Введение 4
1 Теоретические основы формирования организационно-педагогических
условий реализации принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе 11
1.1 Современные представления о реализации принципов
всепроникающего электронного обучения в общеобразовательной школе 11
1.2 Существующий опыт и основные подходы к совершенствованию
педагогического взаимодействия 26
1.3 Понятие и виды организационно-педагогических условий в
контексте модернизации информационно-образовательной среды начальной школы 36
Выводы по первой главе 45
2 Реализация комплекса организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.1 Организационно-педагогические условия совершенствования
педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.2 Информационно-методические материалы и рекомендации по
реализации организационно-педагогических условий 57
2.3 Результаты экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список сокращений 78
Список использованных источников 79
Приложение А Анкета для обучающихся начальной школы 86
Приложение Б Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся 87
Приложение В Вопросы к беседе с заместителем директора по вопросам информатизации образовательного процесса 88
Приложение Г Методические рекомендации по работе с ИОС 89
Приложение Д Буклет для обучающихся с рекомендациями по
использованию ИОС 91
Одним из важнейших качеств современного учителя начальной школы является способность организовать профессиональную деятельность в условиях информационно-образовательной среды. Современный уровень проникновения и развития информационно-коммуникационных технологий, активное и массовое использование широкого спектра «умных» устройств, имеющих постоянный доступ к Интернет определяют новые возможности и подходы к организации информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса. Постоянная доступность сетевых информационных ресурсов и средств виртуальной коммуникации привели к появлению нового этапа развития технологий электронного обучения - всепроникающему, повсеместному, всеобъемлющему электронному обучению, обозначаемому в зарубежных источниках термином «ubiqiutos learning», или, сокращенно «и- learning» по аналогии с «m-learning» (мобильное обучение) и e-learning (электронное обучение).
Реализация принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе позволит усовершенствовать педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в силу изначально заложенных в них идей. Однако вопросы того, какие конкретно процедуры, мероприятия и средства следует реализовывать в условиях каждой, отдельно взятой школы остаются раскрытыми в современной педагогической науке не до конца, следовательно, представляется актуальной темой диссертационного исследования.
Учитывая актуальные профессиональные задачи современного учителя начальных классов в цифровом обществе и вышеизложенное понимание всепроникающего электронного обучения, можно констатировать следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне:
Между изменившимися средствами для решения типовых задач деятельности в условиях цифрового общества - массовым и активным использованием смартфонов, планшетов, смартбуков и прочих «умных» устройств, социальных, коммуникационных и прикладных интернет-сервисов в реальной жизни и их недостаточной включенностью в процессы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса современной начальной школы.
На научно-педагогическом уровне:
Между необходимостью подготовки обучающихся к использованию современных (кросс-платформенных, мобильных, ориентированных на облачные технологии) программных и аппаратных (смартТВ, смартфонов, планшетов, смартбуков, электронных книг, документ-камер, интерактивных досок и столов и пр.) средств ИКТ в комплексе всепроникающего электронного обучения для решения задач учебно-познавательной деятельности и недостаточной разработанностью и обоснованностью научно-педагогических положений и принципов применения данных средств для педагогического взаимодействия.
На научно-методическом уровне:
Между высоким потенциалом применения средств информационно-образовательной среды, реализующих принципы всепроникающего электронного обучения за счет имеющихся у них новых качественных характеристик для достижения требуемых стандартами образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) и фактическим дефицитом методических и дидактических материалов для практического применения их в образовательном процессе начальной школы.
Проблема исследования состоит в определении организационно- педагогических условий, необходимых для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
Цель исследования: выявление и обоснование комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих применить основные принципы всепроникающего электронного обучения для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
реализации принципов всепроникающего электронного обучения.
Гипотеза исследования: совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения будет возможно, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:
1. Организовать целенаправленную деятельность по внедрению и использованию дополнительных элементов информационно-образовательной среды, управляемыми школой: социальной сети, облачного хранилища и системы электронного обучения с повсеместным доступом;
2. На их основе обеспечить и координировать постоянный доступ к информационно-образовательным ресурсам и каналам коммуникации при помощи стационарных и мобильных устройств (смартфонов и планшетов);
3. Системно и планомерно проводить работу с родителями, обучающимися и сотрудниками администрации школы по использованию, систематизации, администрированию и обновлению указанных ресурсов на основе специально разработанных информационно-методических материалов и организуемых мероприятий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы и выявить теоретические основы формирования организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения в современной школе.
2. Описать организационно-педагогические условия, необходимые для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
3. Разработать информационно-методические материалы и рекомендации по реализации организационно-педагогических условий.
4. Экспериментально проверить реализуемость организационно- педагогических условий, выявить и проанализировать полученные эффекты от их внедрения.
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ»), регламентирующие информатизацию образования, результаты теоретических исследований отечественных (Т.Н. Беркалиев, Е.И. Горошко, С.А. Дочкин, М.Е. Кадемия, Р.С. Наговицын, С.С. Хромов и др.) и зарубежных авторов (Badrul H. Khan, B. Cope, D. Cormier и др.), анализ публикаций в области всепроникающего электронного обучения, педагогического взаимодействия (В.И. Клинг, И.В. Дубровина, Н. Ипполитова, С.В. Кондратьев и др.) а также организационно-педагогическое сопровождение (Н.В. Кузьмина, Л.П. Буева, Д.Е. Москвин и др.) разработка и реализация информационной образовательной среды общеобразовательной школы (И.Г. Захарова, В.П. Тихомиров и др.)
Методы исследования:
-междисциплинарный анализ и синтез педагогической, психологической, философской, методологической, социально-экономической литературы по проблеме исследования;
-систематизация научно-педагогических подходов к понятиям «организационно-педагогическое сопровождение», «информационно¬образовательная среда», «всепроникающее электронное обучение»;
-синтез авторского подхода на основе концепций и стратегий образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике в области организационно-педагогического сопровождения процесса обновления информационно-образовательной среды начальной школы;
-опросные методы (интервью, беседа, анкетирование экспертов в области начального образования, родителей, специалистов в области информационных технологий) для выявления потребностей и возможностей совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что теоретически и практически обоснована и разработана модель организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, включающая сформулированные и уточненные организационно- педагогические условия, информационно-методические материалы и рекомендации, необходимые для их практической реализации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
1. В работе конкретизированы значения понятий: «всепроникающее обучение», «элемент информационно-образовательной среды всепроникающего обучения», описаны принципы всепроникающего электронного обучения по отношению к процессу организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы; обобщены значения понятий «принцип всепроникающего электронного обучения», «информационно-образовательная среда с повсеместным доступом», «цифровые технологии всепроникающего обучения».
2. Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
-организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
-взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
-повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные и обоснованные в рамках работы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования, а именно:
1. Перечень необходимых организационных и технических условий использования средств ИКТ в начальной школе; средства позволяющие их выявить (анкеты, планы интервьюирования и бесед с родителями);
2. Программа пропедевтической и внедренческой работы с родителями первоклассников; план подготовки программно-технических средств для всепроникающего доступа к элементам информационно-образовательной среды конкретного класса начальной школы;
3. Комплект информационно-методических материалов (инструкций, плакатов) и практических рекомендаций по использованию средств ИКТ для реализации педагогического взаимодействия субъектов учебно¬воспитательного процесса начальной школы.
Теоретическая апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях: «Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса», «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием элементов всепроникающего электронного обучения (u- learning) в рамках ФГОС», «Использование принципов всепроникающего электронного обучения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», « Модернизация информационно-образовательной среды начальной школы на основе принципов повсеместного электронного обучения».
Основной эмпирической базой исследования являлась МАОУ СШ № 23 г. Красноярска. В процесс экспериментальной проверки реализуемости организационно-педагогических условий выявления эффектов от их внедрения было включено 2 класса: один третий и один четвертый в течение 2016-2017 учебного года. Общее количество обучаемых: 45, педагогов: 2, родителей: 70, заместителей директора школы: 1.
В ходе исследования были проанализированы основные подходы к понятиям: «всепроникающее обучение», «элемент информационно-образовательной среды всепроникающего обучения», описаны принципы всепроникающего электронного обучения по отношению к процессу организации педагогического взаимодействия субъектов учебно¬воспитательного процесса начальной школы; обобщены значения понятий «принцип всепроникающего электронного обучения», «информационно¬образовательная среда с повсеместным доступом», «цифровые технологии всепроникающего обучения».
Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
1. Организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
2. Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
3. Повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Разработаны и обоснованы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, которые могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования.
Усовершенствована имеющаяся ИОС ОУ и реализована работа в данной среде, посредством которой возможно совершенствование педагогического взаимодействия в начальной школе на основе принципов всепроникающего электронного обучения между субъектами учебно-воспитательного процесса.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие / Г.М. Андреева,A. И. Донцов. - М.: Академия, 1987. - 263 с.
3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография /B. А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
4. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Беркалиев, Т.Н. Инновации и качество школьного образования: научно-методическое пособие для педагогов и инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А.Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 1992. -200 с.
7. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1998. - 63 с.
8. Голоушкина, А.В. Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса / А.В. Голоушкина, П.С. Ломаско // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции в 3 ч. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - 4.2. - С. 54 - 57.
9. Голоушкина, А.В. Использование принципов всепроникающего электронного обучения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе / А.В. Голоушкина // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы III Международной научно-практической конференции в 2 ч. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2016. - 4.1. - С. 57 - 62.
10. Голоушкина, А.В. Модернизация информационно-образовательной среды
начальной школы на основе принципов повсеместного электронного обучения / А.В. Голоушкина // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании: материалы II
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XVIII международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 23 мая 2017 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. П.С. Ломаско; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017.
11. Голоушкина, А.В. Организация проектной деятельности младших школьников с использованием элементов всепроникающего электронного обучения (u-learning) в рамках ФГОС / А.В. Голоушкина, П.С. Ломаско // // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Международной научно-практической конференции в 3 ч. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2017. - 4.2. - С. 58 - 61.
12. Горошко, Е.И. Образование 2. 0 — это будущее отечественного образования? (попытка теоретической рефлексии. 4асть 1) / Е.И. Горошко // Образовательные технологии и общество. - 2009. - № 2. - С. 455 - 469.
13. Гугуева, Д.А. Новые социальные характеристики интернет-пользователей и интернет-сообществ [Электронный ресурс] / Д.А. Гугуева // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 1. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/novye-sotsialnye-harakteristiki-intemet-polzovateley-i-intemet-soobschestv.
14. Гуреева, Л. В. Коннективистская теория обучения / Л.В. Гуреева, Н.А. Козьмина // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 695 - 697.
15. Дочкин, С.А. Концепция модернизации дополнительного профессионального образования: сущность, особенности, реализация: монография / С.А. Дочкин. - СПб.: Арден, 2009. - 294 с.
16. Дубровина, П.В. Психологическая служба в современном образовании / П.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
17. Дьяченко, М.И. Психологический словарь - справочник / М.И. Дьяченко / под ред. М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича. — Минск.: Харвест, 2007. - 573 с.
18. Захарова, И.Г. Формирование образовательной среды университетского комплекса на базе Web-сервера / И.Г. Захарова // Образовательные технологии: сб. науч. трудов. - Воронеж: изд-во ВГПУ, 2002. - № 6. - С. 12 - 15.
19. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8 - 14.
20. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1997. - 204 с.
21. Кадемия, М.Е. От электронного к всепроникающему обучению / М.Е.
Кадемия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/89682/1/257-264.pdf.
22. Клинг, В.И. Специфика педагогического взаимодействия преподавателя и студента в лингвистической среде / В.И.Клинг // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2002. - № 8. - С. 19 - 22.
23. Кондратьев, С.В. Типические особенности педагогического
взаимодействия / С.В. Кондратьев // Вопросы психологии. - 2004. - № 4. -С. 130 - 137.
24. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 318 с.
25. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования / Н.В. Кузьмина // Акмеология 2007: Методологические и методические проблемы. - СПб.: Изд-во ЦСИ, 2007. - С. 18 - 19.
26. Лапчик, М.П. Россия на пути к SMART-образованию / М.П. Лапчик // Информатика и образование. - 2013. - № 2. - C. 3 - 9.
27. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.
28. Ломаско, П.С. Подготовка педагогических кадров по дисциплинам информационно-технологической направленности в условиях СМАРТ- образования / П.С. Ломаско // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Омск: Полиграфический центр КАЛ, 2015. - С. 162-166.
29. Ломаско, П.С. К вопросу о проектировании электронных курсов в условиях перехода к модели смарт-образования / П.С. Ломаско // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: СПбГУП, 2016. - С. 136 - 139.
30. Ломаско, П.С. Основополагающие принципы формирования
профессиональной ИКТ-компетентности педагогических кадров в условиях смарт-образования / П.С. Ломаско, А.Л.Симонова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 7. - (160). - С. 78 - 84.
31. Ломаско, П.С. Технологические аспекты информационной предметно¬
деятельностной среды педагогической интернатуры / П.С. Ломаско, А.Л. Симонова // Практико-ориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития: материалы науч.-практ. конференции / под общ. ред. Ю. В. Ерыгина; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2014. -Т. 3. - C. 301 - 306.
32. Ломов, Б.Ф. Психические процессы и общение / Б.Ф.Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1995. - С. 106 - 123.
33. Лосский, Н. О. Ценность и бытие [Электронный ресурс] / Н.О. Лосский. - Режим доступа:http: //www. odinblago. ru/cennots_ i _bitie/.
34. Москвин, Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д.Е. Москвин // Без темы. - 2009. - № 2 (12). - С. 18-22.
35. Наговицын, Р.С. Формирование физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза (на основе мобильного обучения): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Наговицын Роман Сергеевич. - Москва, 2014. - 444 с.
36. Николенко, Е.Ю. Основные направления развития электронной
лингводидактики [Электронный ресурс] / Е.Ю. Николенко // Обучение в информационном и культурном пространстве Европы и мира: сборник докладов VI Международной научной конференции. - Лёвен, 2014. - Режим доступа:
http: //www. arts. kuleuven. be/crs/konferentsiya/documents/siektsiia- 14.pdf.
37. Панина, T.C. Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования: монография / Т.С. Панина, С.А. Дочкин, Л.Н. Вавилова, Л.П. Вашлаева; под общ. ред. Т. С. Паниной. - Кемерово: изд-во ГОУ «КРИРПО», 2008. - 336 с.
38. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30 - 44.
39. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучения / Е.Д. Патаракин. - М.: PerSe, 2010. - 112 с.
40. Рублёва, Е.В. Возможности мобильных приложений в обучении РКИ и перспективы их развития / Е.В. Рублева // Сборник материалов III Конгресса РОПРЯЛ. — СПб, 2012. — С. 613 - 620.
41. Сайт 12-й Международной конференции и выставки «ЦОД-2017»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iks-
media.ru/cloud_2013/conference.html.
42. Сайт 13 th International Conference «Mobile learning 2017» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.mlearning-conf.org/.
43. Сайт Mobile World Congress 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.mobileworldcongress.com/.
44. Сайт организатора международных выставок и конференций ITE [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.elearnexpo.ru/.
45. Тихомиров, В.П. Мир на пути к SMART-обществу. Где место России в этом мире? [Электронный ресурс] / В.П.Тихомиров. - Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/72399.
46. Тряпельников, А.В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКП (методологический аспект) [Электронный ресурс] / А.В. Тряпельников. — М., 2014. - 80 с. - Режим доступа: https://author-edu.ru/sites/default/files/tryapelnikov_0.pdf.
47. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //zakon-ob-obrazovanii .ru/.
48. Федотова, Е.Л. Педагогические основы взаимодействия учителя и учащихся / Е.Л. Федотова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. - 80 с.
49. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
50. Хромов, С.С. U-learning как качественно новая образовательная парадигма в преподавании: преподаватель — контент — студент / С.С. Хромов Е.Н. Зверева // Материалы III Конгресса РОПРЯЛ.- СПб, 2012. — С. 544-548.
51. Cope, B. Ubiquitous Learning [Электронный ресурс] / B. Cope, M. Kalantzis. - Режим доступа: http ://www. elizabet-
hdelacruz.com/uploads/5/4/3/6/5436943/ubiquitouslearning28nov07.pdf.
52. Cormier, D. What is MOOC? [Электронный ресурс] / D. Cormier. - Режим доступа:https://www.youtube.com/ watch?v=eW3gMGqcZQc.
53. Heick, T. Trends In Education Technology For 2015 [Электронный ресурс] / T. Heick. - Режим доступа:http: //www.teachthought.com/trends/30-trends-education-technology-2015.
54. Lunden, I. The One-Horse Race: 85% Of The 300M Smartphones Shipped In Q2 Were Android [Электронный ресурс] / I. Lunden. - Режим доступа: www.techcrunch.com/2014/07/30/the-one-horse-raceandroid-represented-85-of-the-300m-smartphones-shipped-in-q2/.
55.Sandeen, C. Assessment's Place in the New MOOC World / C. Sandeen //
Research & Practice in Assessment. - 2013. - Vol. 8. - P. 5 - 12.
56. Web+based instruction / Badrul H. Khan (ed.). - New Jersey, Educational Technology Pub+lications, 2014.
57. Web+based training / Badrul H. Khan (ed.). - New Jersey, Educational Technology Publications, 2015.
58. Xinyou, Zhao Adaptive Content Delivery in Ubiquitous Learning Environment / Xinyou Zhao, Xin Wan, Toshio Okamoto // The 6th IEEE International Conference on Wireless, Mobile, and Ubiquitous Technologies in Education. - Kaohsiung, 2016. - P. 19 - 26.