Совершенствование педагогического взаимодействия в начальной школе на основе принципов всепроникающего электронного обучения
|
Введение 4
1 Теоретические основы формирования организационно-педагогических
условий реализации принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе 11
1.1 Современные представления о реализации принципов
всепроникающего электронного обучения в общеобразовательной школе 11
1.2 Существующий опыт и основные подходы к совершенствованию
педагогического взаимодействия 26
1.3 Понятие и виды организационно-педагогических условий в
контексте модернизации информационно-образовательной среды начальной школы 36
Выводы по первой главе 45
2 Реализация комплекса организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.1 Организационно-педагогические условия совершенствования
педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.2 Информационно-методические материалы и рекомендации по
реализации организационно-педагогических условий 57
2.3 Результаты экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список сокращений 78
Список использованных источников 79
Приложение А Анкета для обучающихся начальной школы 86
Приложение Б Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся 87
Приложение В Вопросы к беседе с заместителем директора по вопросам информатизации образовательного процесса 88
Приложение Г Методические рекомендации по работе с ИОС 89
Приложение Д Буклет для обучающихся с рекомендациями по
использованию ИОС 91
1 Теоретические основы формирования организационно-педагогических
условий реализации принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе 11
1.1 Современные представления о реализации принципов
всепроникающего электронного обучения в общеобразовательной школе 11
1.2 Существующий опыт и основные подходы к совершенствованию
педагогического взаимодействия 26
1.3 Понятие и виды организационно-педагогических условий в
контексте модернизации информационно-образовательной среды начальной школы 36
Выводы по первой главе 45
2 Реализация комплекса организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.1 Организационно-педагогические условия совершенствования
педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения 46
2.2 Информационно-методические материалы и рекомендации по
реализации организационно-педагогических условий 57
2.3 Результаты экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список сокращений 78
Список использованных источников 79
Приложение А Анкета для обучающихся начальной школы 86
Приложение Б Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся 87
Приложение В Вопросы к беседе с заместителем директора по вопросам информатизации образовательного процесса 88
Приложение Г Методические рекомендации по работе с ИОС 89
Приложение Д Буклет для обучающихся с рекомендациями по
использованию ИОС 91
Одним из важнейших качеств современного учителя начальной школы является способность организовать профессиональную деятельность в условиях информационно-образовательной среды. Современный уровень проникновения и развития информационно-коммуникационных технологий, активное и массовое использование широкого спектра «умных» устройств, имеющих постоянный доступ к Интернет определяют новые возможности и подходы к организации информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса. Постоянная доступность сетевых информационных ресурсов и средств виртуальной коммуникации привели к появлению нового этапа развития технологий электронного обучения - всепроникающему, повсеместному, всеобъемлющему электронному обучению, обозначаемому в зарубежных источниках термином «ubiqiutos learning», или, сокращенно «и- learning» по аналогии с «m-learning» (мобильное обучение) и e-learning (электронное обучение).
Реализация принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе позволит усовершенствовать педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в силу изначально заложенных в них идей. Однако вопросы того, какие конкретно процедуры, мероприятия и средства следует реализовывать в условиях каждой, отдельно взятой школы остаются раскрытыми в современной педагогической науке не до конца, следовательно, представляется актуальной темой диссертационного исследования.
Учитывая актуальные профессиональные задачи современного учителя начальных классов в цифровом обществе и вышеизложенное понимание всепроникающего электронного обучения, можно констатировать следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне:
Между изменившимися средствами для решения типовых задач деятельности в условиях цифрового общества - массовым и активным использованием смартфонов, планшетов, смартбуков и прочих «умных» устройств, социальных, коммуникационных и прикладных интернет-сервисов в реальной жизни и их недостаточной включенностью в процессы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса современной начальной школы.
На научно-педагогическом уровне:
Между необходимостью подготовки обучающихся к использованию современных (кросс-платформенных, мобильных, ориентированных на облачные технологии) программных и аппаратных (смартТВ, смартфонов, планшетов, смартбуков, электронных книг, документ-камер, интерактивных досок и столов и пр.) средств ИКТ в комплексе всепроникающего электронного обучения для решения задач учебно-познавательной деятельности и недостаточной разработанностью и обоснованностью научно-педагогических положений и принципов применения данных средств для педагогического взаимодействия.
На научно-методическом уровне:
Между высоким потенциалом применения средств информационно-образовательной среды, реализующих принципы всепроникающего электронного обучения за счет имеющихся у них новых качественных характеристик для достижения требуемых стандартами образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) и фактическим дефицитом методических и дидактических материалов для практического применения их в образовательном процессе начальной школы.
Проблема исследования состоит в определении организационно- педагогических условий, необходимых для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
Цель исследования: выявление и обоснование комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих применить основные принципы всепроникающего электронного обучения для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
реализации принципов всепроникающего электронного обучения.
Гипотеза исследования: совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения будет возможно, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:
1. Организовать целенаправленную деятельность по внедрению и использованию дополнительных элементов информационно-образовательной среды, управляемыми школой: социальной сети, облачного хранилища и системы электронного обучения с повсеместным доступом;
2. На их основе обеспечить и координировать постоянный доступ к информационно-образовательным ресурсам и каналам коммуникации при помощи стационарных и мобильных устройств (смартфонов и планшетов);
3. Системно и планомерно проводить работу с родителями, обучающимися и сотрудниками администрации школы по использованию, систематизации, администрированию и обновлению указанных ресурсов на основе специально разработанных информационно-методических материалов и организуемых мероприятий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы и выявить теоретические основы формирования организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения в современной школе.
2. Описать организационно-педагогические условия, необходимые для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
3. Разработать информационно-методические материалы и рекомендации по реализации организационно-педагогических условий.
4. Экспериментально проверить реализуемость организационно- педагогических условий, выявить и проанализировать полученные эффекты от их внедрения.
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ»), регламентирующие информатизацию образования, результаты теоретических исследований отечественных (Т.Н. Беркалиев, Е.И. Горошко, С.А. Дочкин, М.Е. Кадемия, Р.С. Наговицын, С.С. Хромов и др.) и зарубежных авторов (Badrul H. Khan, B. Cope, D. Cormier и др.), анализ публикаций в области всепроникающего электронного обучения, педагогического взаимодействия (В.И. Клинг, И.В. Дубровина, Н. Ипполитова, С.В. Кондратьев и др.) а также организационно-педагогическое сопровождение (Н.В. Кузьмина, Л.П. Буева, Д.Е. Москвин и др.) разработка и реализация информационной образовательной среды общеобразовательной школы (И.Г. Захарова, В.П. Тихомиров и др.)
Методы исследования:
-междисциплинарный анализ и синтез педагогической, психологической, философской, методологической, социально-экономической литературы по проблеме исследования;
-систематизация научно-педагогических подходов к понятиям «организационно-педагогическое сопровождение», «информационно¬образовательная среда», «всепроникающее электронное обучение»;
-синтез авторского подхода на основе концепций и стратегий образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике в области организационно-педагогического сопровождения процесса обновления информационно-образовательной среды начальной школы;
-опросные методы (интервью, беседа, анкетирование экспертов в области начального образования, родителей, специалистов в области информационных технологий) для выявления потребностей и возможностей совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что теоретически и практически обоснована и разработана модель организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, включающая сформулированные и уточненные организационно- педагогические условия, информационно-методические материалы и рекомендации, необходимые для их практической реализации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
1. В работе конкретизированы значения понятий: «всепроникающее обучение», «элемент информационно-образовательной среды всепроникающего обучения», описаны принципы всепроникающего электронного обучения по отношению к процессу организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы; обобщены значения понятий «принцип всепроникающего электронного обучения», «информационно-образовательная среда с повсеместным доступом», «цифровые технологии всепроникающего обучения».
2. Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
-организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
-взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
-повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные и обоснованные в рамках работы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования, а именно:
1. Перечень необходимых организационных и технических условий использования средств ИКТ в начальной школе; средства позволяющие их выявить (анкеты, планы интервьюирования и бесед с родителями);
2. Программа пропедевтической и внедренческой работы с родителями первоклассников; план подготовки программно-технических средств для всепроникающего доступа к элементам информационно-образовательной среды конкретного класса начальной школы;
3. Комплект информационно-методических материалов (инструкций, плакатов) и практических рекомендаций по использованию средств ИКТ для реализации педагогического взаимодействия субъектов учебно¬воспитательного процесса начальной школы.
Теоретическая апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях: «Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса», «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием элементов всепроникающего электронного обучения (u- learning) в рамках ФГОС», «Использование принципов всепроникающего электронного обучения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», « Модернизация информационно-образовательной среды начальной школы на основе принципов повсеместного электронного обучения».
Основной эмпирической базой исследования являлась МАОУ СШ № 23 г. Красноярска. В процесс экспериментальной проверки реализуемости организационно-педагогических условий выявления эффектов от их внедрения было включено 2 класса: один третий и один четвертый в течение 2016-2017 учебного года. Общее количество обучаемых: 45, педагогов: 2, родителей: 70, заместителей директора школы: 1.
Реализация принципов всепроникающего электронного обучения в начальной школе позволит усовершенствовать педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса в силу изначально заложенных в них идей. Однако вопросы того, какие конкретно процедуры, мероприятия и средства следует реализовывать в условиях каждой, отдельно взятой школы остаются раскрытыми в современной педагогической науке не до конца, следовательно, представляется актуальной темой диссертационного исследования.
Учитывая актуальные профессиональные задачи современного учителя начальных классов в цифровом обществе и вышеизложенное понимание всепроникающего электронного обучения, можно констатировать следующие противоречия:
На социально-педагогическом уровне:
Между изменившимися средствами для решения типовых задач деятельности в условиях цифрового общества - массовым и активным использованием смартфонов, планшетов, смартбуков и прочих «умных» устройств, социальных, коммуникационных и прикладных интернет-сервисов в реальной жизни и их недостаточной включенностью в процессы педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса современной начальной школы.
На научно-педагогическом уровне:
Между необходимостью подготовки обучающихся к использованию современных (кросс-платформенных, мобильных, ориентированных на облачные технологии) программных и аппаратных (смартТВ, смартфонов, планшетов, смартбуков, электронных книг, документ-камер, интерактивных досок и столов и пр.) средств ИКТ в комплексе всепроникающего электронного обучения для решения задач учебно-познавательной деятельности и недостаточной разработанностью и обоснованностью научно-педагогических положений и принципов применения данных средств для педагогического взаимодействия.
На научно-методическом уровне:
Между высоким потенциалом применения средств информационно-образовательной среды, реализующих принципы всепроникающего электронного обучения за счет имеющихся у них новых качественных характеристик для достижения требуемых стандартами образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) и фактическим дефицитом методических и дидактических материалов для практического применения их в образовательном процессе начальной школы.
Проблема исследования состоит в определении организационно- педагогических условий, необходимых для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
Цель исследования: выявление и обоснование комплекса организационно-педагогических условий, позволяющих применить основные принципы всепроникающего электронного обучения для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Объект исследования: педагогическое взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
реализации принципов всепроникающего электронного обучения.
Гипотеза исследования: совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения будет возможно, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:
1. Организовать целенаправленную деятельность по внедрению и использованию дополнительных элементов информационно-образовательной среды, управляемыми школой: социальной сети, облачного хранилища и системы электронного обучения с повсеместным доступом;
2. На их основе обеспечить и координировать постоянный доступ к информационно-образовательным ресурсам и каналам коммуникации при помощи стационарных и мобильных устройств (смартфонов и планшетов);
3. Системно и планомерно проводить работу с родителями, обучающимися и сотрудниками администрации школы по использованию, систематизации, администрированию и обновлению указанных ресурсов на основе специально разработанных информационно-методических материалов и организуемых мероприятий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-педагогической литературы и выявить теоретические основы формирования организационно-педагогических условий
совершенствования педагогического взаимодействия на основе принципов всепроникающего электронного обучения в современной школе.
2. Описать организационно-педагогические условия, необходимые для совершенствования педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса на основе принципов всепроникающего электронного обучения.
3. Разработать информационно-методические материалы и рекомендации по реализации организационно-педагогических условий.
4. Экспериментально проверить реализуемость организационно- педагогических условий, выявить и проанализировать полученные эффекты от их внедрения.
Теоретической и методологической базой исследования являются нормативно-правовые документы РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2012г. «Об образовании в РФ»), регламентирующие информатизацию образования, результаты теоретических исследований отечественных (Т.Н. Беркалиев, Е.И. Горошко, С.А. Дочкин, М.Е. Кадемия, Р.С. Наговицын, С.С. Хромов и др.) и зарубежных авторов (Badrul H. Khan, B. Cope, D. Cormier и др.), анализ публикаций в области всепроникающего электронного обучения, педагогического взаимодействия (В.И. Клинг, И.В. Дубровина, Н. Ипполитова, С.В. Кондратьев и др.) а также организационно-педагогическое сопровождение (Н.В. Кузьмина, Л.П. Буева, Д.Е. Москвин и др.) разработка и реализация информационной образовательной среды общеобразовательной школы (И.Г. Захарова, В.П. Тихомиров и др.)
Методы исследования:
-междисциплинарный анализ и синтез педагогической, психологической, философской, методологической, социально-экономической литературы по проблеме исследования;
-систематизация научно-педагогических подходов к понятиям «организационно-педагогическое сопровождение», «информационно¬образовательная среда», «всепроникающее электронное обучение»;
-синтез авторского подхода на основе концепций и стратегий образовательного менеджмента в отечественной и зарубежной педагогике в области организационно-педагогического сопровождения процесса обновления информационно-образовательной среды начальной школы;
-опросные методы (интервью, беседа, анкетирование экспертов в области начального образования, родителей, специалистов в области информационных технологий) для выявления потребностей и возможностей совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что теоретически и практически обоснована и разработана модель организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, включающая сформулированные и уточненные организационно- педагогические условия, информационно-методические материалы и рекомендации, необходимые для их практической реализации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:
1. В работе конкретизированы значения понятий: «всепроникающее обучение», «элемент информационно-образовательной среды всепроникающего обучения», описаны принципы всепроникающего электронного обучения по отношению к процессу организации педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы; обобщены значения понятий «принцип всепроникающего электронного обучения», «информационно-образовательная среда с повсеместным доступом», «цифровые технологии всепроникающего обучения».
2. Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
-организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
-взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
-повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные и обоснованные в рамках работы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования, а именно:
1. Перечень необходимых организационных и технических условий использования средств ИКТ в начальной школе; средства позволяющие их выявить (анкеты, планы интервьюирования и бесед с родителями);
2. Программа пропедевтической и внедренческой работы с родителями первоклассников; план подготовки программно-технических средств для всепроникающего доступа к элементам информационно-образовательной среды конкретного класса начальной школы;
3. Комплект информационно-методических материалов (инструкций, плакатов) и практических рекомендаций по использованию средств ИКТ для реализации педагогического взаимодействия субъектов учебно¬воспитательного процесса начальной школы.
Теоретическая апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях: «Информационно-образовательная среда начальной школы как фактор совершенствования взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса», «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием элементов всепроникающего электронного обучения (u- learning) в рамках ФГОС», «Использование принципов всепроникающего электронного обучения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе», « Модернизация информационно-образовательной среды начальной школы на основе принципов повсеместного электронного обучения».
Основной эмпирической базой исследования являлась МАОУ СШ № 23 г. Красноярска. В процесс экспериментальной проверки реализуемости организационно-педагогических условий выявления эффектов от их внедрения было включено 2 класса: один третий и один четвертый в течение 2016-2017 учебного года. Общее количество обучаемых: 45, педагогов: 2, родителей: 70, заместителей директора школы: 1.
В ходе исследования были проанализированы основные подходы к понятиям: «всепроникающее обучение», «элемент информационно-образовательной среды всепроникающего обучения», описаны принципы всепроникающего электронного обучения по отношению к процессу организации педагогического взаимодействия субъектов учебно¬воспитательного процесса начальной школы; обобщены значения понятий «принцип всепроникающего электронного обучения», «информационно¬образовательная среда с повсеместным доступом», «цифровые технологии всепроникающего обучения».
Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
1. Организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
2. Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
3. Повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Разработаны и обоснованы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, которые могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования.
Усовершенствована имеющаяся ИОС ОУ и реализована работа в данной среде, посредством которой возможно совершенствование педагогического взаимодействия в начальной школе на основе принципов всепроникающего электронного обучения между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Предложены и обоснованы характеристики элементов информационно-образовательной среды учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, позволяющие обеспечить:
1. Организацию решения учебно-познавательных задач с использованием обучаемыми спроектированного комплекса отобранных специализированных технических и программных средств в образовательных целях с учетом требований актуальных федеральных государственных образовательных стандартов;
2. Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучаемых в условиях цифрового общества и с применением современных средств ИКТ: виртуальных коммуникационных площадок, совместного электронного органайзера, сервисов быстрых сообщений, управляемыми школой облачного хранилища и социальных сервисов;
3. Повышение включенности родителей в учебно-воспитательный процесс за счет расширения способов виртуальной коллаборации с другими субъектами за счет использования кросс- и мультиплатформенных приложений на смартфонах, планшетах, образовательных интернет-сервисов и облачных технологий.
Разработаны и обоснованы информационно-методические материалы и рекомендации, направленные на совершенствование педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса начальной школы на основе принципов всепроникающего электронного обучения, которые могут быть использованы в практике профессиональной деятельности педагога начального образования.
Усовершенствована имеющаяся ИОС ОУ и реализована работа в данной среде, посредством которой возможно совершенствование педагогического взаимодействия в начальной школе на основе принципов всепроникающего электронного обучения между субъектами учебно-воспитательного процесса.



