Веб - квест как средство развития познавательного интереса у обучающихся 5 классов на уроках информатики
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты применения веб-квеста как средства повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса 6
1.2 Веб - квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена 13
1.3 Особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе 22
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса обучающихся 5 класса на уроках информатики посредством использования веб-квестов 31
2.1 Разработка веб-квеста по теме «Компьютерная графика» для урока
информатики в 5 классе 31
2.2 Применение веб-квеста «Компьютерная графика» на уроке
информатики в 5 классе 40
2.3 Оценка результатов исследования 45
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 75
Приложение Д 77
Приложение Е 79
1 Теоретические аспекты применения веб-квеста как средства повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса 6
1.2 Веб - квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена 13
1.3 Особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе 22
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса обучающихся 5 класса на уроках информатики посредством использования веб-квестов 31
2.1 Разработка веб-квеста по теме «Компьютерная графика» для урока
информатики в 5 классе 31
2.2 Применение веб-квеста «Компьютерная графика» на уроке
информатики в 5 классе 40
2.3 Оценка результатов исследования 45
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 75
Приложение Д 77
Приложение Е 79
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения существенно изменились требования, предъявляемые к результатам образовательной деятельности школьников. На смену знаниевой парадигме пришла парадигма компетентностная, а это означает, что школьное образование стало практико-ориентированным. Способность школьника применять на практике получаемые знания, в свою очередь, напрямую зависит от его позиции в образовательном процессе. Компетентностный подход в педагогике базируется на ключевом постулате об прямой взаимосвязи между активностью школьника, как субъекта учебной деятельности, и результативностью его обучения. Реализация этого базового концептуального положения требует пересмотра методических подходов к преподаванию всех школьных дисциплин.
Проблематика исследования заключается в следующих противоречиях:
- Противоречие между высоким дидактическим потенциалом применения электронных образовательных ресурсов, информационных технологий и недостаточной проработанностью вопросов применения гипермедиа, интерактивных ресурсов в учебной деятельности школьников 5 класса;
- Противоречие между востребованностью у учащихся 5 класса применения игровых технологий обучения и реального применения игровых методов обучения, как правило, только в начальных классах, без учета, что учащиеся 5 класса - это младшие подростки, еще только переходящие из одной возрастной стадии в другую, и для них игра по - прежнему актуальна.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Предмет исследования - применение веб-квеста в процессе развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Цель: разработать веб-квест как средство повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Гипотеза: предполагается, что использование веб - квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб - квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб - квесте присутствует элемент соперничества.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения
ряда последовательных задач:
1) Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
2) Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
3) Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
4) Разработать образовательный веб - квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
5) Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
6) Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
- Наблюдение;
- Педагогический эксперимент по использованию веб - квеста на уроках информатики;
- Экспертная оценка.
Проблематика исследования заключается в следующих противоречиях:
- Противоречие между высоким дидактическим потенциалом применения электронных образовательных ресурсов, информационных технологий и недостаточной проработанностью вопросов применения гипермедиа, интерактивных ресурсов в учебной деятельности школьников 5 класса;
- Противоречие между востребованностью у учащихся 5 класса применения игровых технологий обучения и реального применения игровых методов обучения, как правило, только в начальных классах, без учета, что учащиеся 5 класса - это младшие подростки, еще только переходящие из одной возрастной стадии в другую, и для них игра по - прежнему актуальна.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Предмет исследования - применение веб-квеста в процессе развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Цель: разработать веб-квест как средство повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Гипотеза: предполагается, что использование веб - квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб - квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб - квесте присутствует элемент соперничества.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения
ряда последовательных задач:
1) Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
2) Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
3) Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
4) Разработать образовательный веб - квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
5) Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
6) Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
- Наблюдение;
- Педагогический эксперимент по использованию веб - квеста на уроках информатики;
- Экспертная оценка.
Л.Н. Толстой подчеркивал, что ученик хорошо учится тогда, когда он учится охотно.
В ходе исследования был проведен анализ научно - педагогической литературы, который показал, что на сегодняшний день, одна из важнейший проблем в педагогике -это проблема развития познавательного интереса. Так как, чтобы обучение и воспитание способствовало развитию личности, в ребенке необходимо «разбудить» ключевое звено его разумной деятельности - познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности. Но еще Г алина Ивановна Щукина доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность - это сущность познавательных интересов.
Анализ научно - педагогической литературы позволил определить познавательный интерес, как:
- «...мотив, описывая его как важную личностную характеристику школьника и как познавательно -эмоциональное отношение школьника к учению», - Н.Г.Морозова.
- «.познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности», - Г.И. Щукина.
Был проведен анализ двух школьных учебников, которые позволили выявить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
В ходе изучения интернет - ресурсов было рассмотрено понятие «веб - квест» и способы организации учебной работы со школьниками среднего звена с использованием веб -квеста.
Был разработан образовательный веб -квест по информатике на тему «Компьютерная графика», который состоит из ясного вступления, центрального задания, списка информационных ресурсов, описания процедуры работы и описания критериев и оценки веб - квеста.
Апробация веб - квеста проводилась с 18.01.2016 по 28.02.2016 в муниципальном автономном образовательном учреждении "Лицей № 1" с учащимися 5 класса на уроках информатики.
Разработанный веб - квест готов к использованию и расположен на обучающей платформе Moodle.
Для проверки гипотезы был проведен педагогический эксперимент и экспертная оценка.
Теоретически обоснованные положения, приведенные в исследовании, результаты педагогического эксперимента и экспертной оценки позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: предполагается, что использование веб -квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб -квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб -квесте присутствует элемент соперничества.
Нами был решен ряд последовательных задач:
- Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
- Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
- Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
- Разработать образовательный веб -квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
- Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
- Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
На основании решенных задач можно сделать вывод о том, что все задачи исследования решены, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, разработан веб-квест, способствующий повышению уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики. Гипотеза исследования подтверждена теоретически и экспериментально.
В ходе исследования был проведен анализ научно - педагогической литературы, который показал, что на сегодняшний день, одна из важнейший проблем в педагогике -это проблема развития познавательного интереса. Так как, чтобы обучение и воспитание способствовало развитию личности, в ребенке необходимо «разбудить» ключевое звено его разумной деятельности - познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности. Но еще Г алина Ивановна Щукина доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность - это сущность познавательных интересов.
Анализ научно - педагогической литературы позволил определить познавательный интерес, как:
- «...мотив, описывая его как важную личностную характеристику школьника и как познавательно -эмоциональное отношение школьника к учению», - Н.Г.Морозова.
- «.познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности», - Г.И. Щукина.
Был проведен анализ двух школьных учебников, которые позволили выявить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
В ходе изучения интернет - ресурсов было рассмотрено понятие «веб - квест» и способы организации учебной работы со школьниками среднего звена с использованием веб -квеста.
Был разработан образовательный веб -квест по информатике на тему «Компьютерная графика», который состоит из ясного вступления, центрального задания, списка информационных ресурсов, описания процедуры работы и описания критериев и оценки веб - квеста.
Апробация веб - квеста проводилась с 18.01.2016 по 28.02.2016 в муниципальном автономном образовательном учреждении "Лицей № 1" с учащимися 5 класса на уроках информатики.
Разработанный веб - квест готов к использованию и расположен на обучающей платформе Moodle.
Для проверки гипотезы был проведен педагогический эксперимент и экспертная оценка.
Теоретически обоснованные положения, приведенные в исследовании, результаты педагогического эксперимента и экспертной оценки позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: предполагается, что использование веб -квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб -квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб -квесте присутствует элемент соперничества.
Нами был решен ряд последовательных задач:
- Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
- Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
- Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
- Разработать образовательный веб -квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
- Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
- Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
На основании решенных задач можно сделать вывод о том, что все задачи исследования решены, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, разработан веб-квест, способствующий повышению уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики. Гипотеза исследования подтверждена теоретически и экспериментально.
Подобные работы
- Интерактивное видео как средство развития познавательного интереса в онлайн курсе «Облачные технологии» у старшеклассников
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - WEB-KBECT КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Технологии web-квеста в повышении результативности учебной
деятельности обучающихся на уроках информатики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Применение технологии «веб-квест» на уроках истории, как способ формирования информационной компетентности у учащихся 6-7 классов
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 8-9 классов в процессе обучения математике
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



