Введение 3
1 Теоретические аспекты применения веб-квеста как средства повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики 6
1.1 Особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса 6
1.2 Веб - квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена 13
1.3 Особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе 22
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса обучающихся 5 класса на уроках информатики посредством использования веб-квестов 31
2.1 Разработка веб-квеста по теме «Компьютерная графика» для урока
информатики в 5 классе 31
2.2 Применение веб-квеста «Компьютерная графика» на уроке
информатики в 5 классе 40
2.3 Оценка результатов исследования 45
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 75
Приложение Д 77
Приложение Е 79
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) третьего поколения существенно изменились требования, предъявляемые к результатам образовательной деятельности школьников. На смену знаниевой парадигме пришла парадигма компетентностная, а это означает, что школьное образование стало практико-ориентированным. Способность школьника применять на практике получаемые знания, в свою очередь, напрямую зависит от его позиции в образовательном процессе. Компетентностный подход в педагогике базируется на ключевом постулате об прямой взаимосвязи между активностью школьника, как субъекта учебной деятельности, и результативностью его обучения. Реализация этого базового концептуального положения требует пересмотра методических подходов к преподаванию всех школьных дисциплин.
Проблематика исследования заключается в следующих противоречиях:
- Противоречие между высоким дидактическим потенциалом применения электронных образовательных ресурсов, информационных технологий и недостаточной проработанностью вопросов применения гипермедиа, интерактивных ресурсов в учебной деятельности школьников 5 класса;
- Противоречие между востребованностью у учащихся 5 класса применения игровых технологий обучения и реального применения игровых методов обучения, как правило, только в начальных классах, без учета, что учащиеся 5 класса - это младшие подростки, еще только переходящие из одной возрастной стадии в другую, и для них игра по - прежнему актуальна.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Предмет исследования - применение веб-квеста в процессе развития познавательного интереса к компьютерной графике у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Цель: разработать веб-квест как средство повышения уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики.
Гипотеза: предполагается, что использование веб - квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб - квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб - квесте присутствует элемент соперничества.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения
ряда последовательных задач:
1) Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
2) Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
3) Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
4) Разработать образовательный веб - квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
5) Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
6) Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
- Наблюдение;
- Педагогический эксперимент по использованию веб - квеста на уроках информатики;
- Экспертная оценка.
Л.Н. Толстой подчеркивал, что ученик хорошо учится тогда, когда он учится охотно.
В ходе исследования был проведен анализ научно - педагогической литературы, который показал, что на сегодняшний день, одна из важнейший проблем в педагогике -это проблема развития познавательного интереса. Так как, чтобы обучение и воспитание способствовало развитию личности, в ребенке необходимо «разбудить» ключевое звено его разумной деятельности - познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности. Но еще Г алина Ивановна Щукина доказала, что познавательная активность и познавательная самостоятельность - это сущность познавательных интересов.
Анализ научно - педагогической литературы позволил определить познавательный интерес, как:
- «...мотив, описывая его как важную личностную характеристику школьника и как познавательно -эмоциональное отношение школьника к учению», - Н.Г.Морозова.
- «.познавательный интерес отражает уровень активности личности, связан со всеми психическими процессами человека, занимает центральное место в структуре направленности личности», - Г.И. Щукина.
Был проведен анализ двух школьных учебников, которые позволили выявить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
В ходе изучения интернет - ресурсов было рассмотрено понятие «веб - квест» и способы организации учебной работы со школьниками среднего звена с использованием веб -квеста.
Был разработан образовательный веб -квест по информатике на тему «Компьютерная графика», который состоит из ясного вступления, центрального задания, списка информационных ресурсов, описания процедуры работы и описания критериев и оценки веб - квеста.
Апробация веб - квеста проводилась с 18.01.2016 по 28.02.2016 в муниципальном автономном образовательном учреждении "Лицей № 1" с учащимися 5 класса на уроках информатики.
Разработанный веб - квест готов к использованию и расположен на обучающей платформе Moodle.
Для проверки гипотезы был проведен педагогический эксперимент и экспертная оценка.
Теоретически обоснованные положения, приведенные в исследовании, результаты педагогического эксперимента и экспертной оценки позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: предполагается, что использование веб -квеста на уроках информатики с учащимися 5 класса, способствует повышению уровня развития познавательного интереса, если:
- в веб -квесте присутствует игровой сюжет;
- веб -квест разработан с учетом особенностей возраста;
- в веб -квесте присутствует элемент соперничества.
Нами был решен ряд последовательных задач:
- Изучить особенности развития познавательного интереса у учащихся 5 класса.
- Рассмотреть веб-квест в организации учебной работы со школьниками среднего звена.
- Изучить особенности изучения компьютерной графики на уроках информатики в 5 классе.
- Разработать образовательный веб -квест по информатике для 5 класса на тему «Компьютерная графика».
- Экспериментально проверить эффективность данного средства для повышения уровня развития познавательного интереса на уроках информатики 5 класса.
- Оценка эффективности применения образовательного веб -квеста для повышения уровня развития познавательного интереса.
На основании решенных задач можно сделать вывод о том, что все задачи исследования решены, цель выпускной квалификационной работы была достигнута, разработан веб-квест, способствующий повышению уровня познавательного интереса у учащихся 5 класса на уроках информатики. Гипотеза исследования подтверждена теоретически и экспериментально.
1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учебные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев - СПб., 2012. - 277 с.
4. Бараз, Э.А. Формирование познавательных интересов школьников в процессе личностно
ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф . дис. канд. пед. наук. / Бараз Э.А. - Челябинск, 2012. - 19 с.
5. Беляева, Н.А. Пути повышения интереса к учению / Н.А. Беляева// Труды науч. конф., Новосибирск, 2012. - 354 с.
6. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие/М.А. Бовтенко - М.: Флинта: Наука, 2013. - 275 с.
7. Богданов, С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в
компьютерной среде [Электронный ресурс]/С.А. Богданов// Материалы международной конференции - выставки
«Информационные технологии в образовании. - 2012 Режим доступа: http://www.ito.su
8. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема/Л.И. Божович // Проблемы
формирования личности: Избранные психологические труды - М., 2011. - 289 с.
9. Вербовая, Н.И. Формирование познавательных интересов
школьников как одно и условий осуществления всеобщего среднего образования: Метод. пособие для пед. коллективов общеобраз. школ / Н.И. Вербовая - М., 2014. - 354 с.
10. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся/ Под ред. М.П. Пальянова. - Томск, 2011. - 408 с.
11. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т./Л.С. Выготский - М., 2013 - Т. 3. - 525 с.
12. ДоджБерни, WebQuestTaskonomy: A Taxonomy of Tasks.
1999. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
13. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходов к их исследованию/ Б.И. Додонов// Советская педагогика - 2011 - № 9 - с.82
14. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Босова Л.Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 197 с.
15. Информатика: учебник для 5 класса / Босова Л.Л. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 188 с.
16. Как создать веб-квест? [Электронный ресурс]/Я.С. Быховский //
Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» - 2012 - Режим
доступа: http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/ 5-1-0-6
17. Конструктор сайтов Wix - [Электронный ресурс] - Режим доступа:кйр://т^х.сот
18. Краснова, Е.В. Развитие познавательной активности обучающихся
на уроках информатики в условиях внедрения системнодеятельностного подхода в образовательный процесс: дис.
.. .канд.пед.наук/ Е.В. Краснова - Москва, 2013. - 303 с.
19. Кузнецов, А. А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» / Информатика//Кузнецов, А. А Семенов А.Л., Уваров А.Ю - М.: 2011. - № 17. - С. 21.
20. Максимова, В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса/В.Н. Максимова // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ В.Н. Максимова - СПб., 2011. - 298 с.
21. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и
средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/Н.В.Николаева// Вопросы Интернет образования - 2011. №7 Режим доступа: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Artic.htm
22. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]/Я.С. Быховский
// Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» - 2012 - Режим доступа: http: //ito .edu.ru/1999/III/ 1/30015.html4
23. О Moodle: основные возможности Moodle - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://moodleam.m/mod/page/view.php?id=174
24. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - СПб., 2012. - 333 с.
25. Пилипченко С.В. Метод проектов на уроках информатики в основной школе// Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сб. ст. по итогам науч.-практ. Интернет-конф./ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. - Белгород, 2011. С. 79-84.
26. Познавательный интерес школьников 5-6 классов/Н.Г. Морозова //Педагогика и психология - М.: Знание, 2013. - 246 с.
27. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
28. Ривкинд, И.Я. Информатика: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений : пер. с укр./ И.Я Ривкинд, Т.И. Лысенко, Л.А. Черникова,В.В. Шатько - К. : Генеза, 2013
29. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. / А.В. Рубенштейн СПб.: Издательство «Питер» - 2012. - 448 с.
30. Семенов С. В. Проектный подход // ИНФО, 2014. - № 5. - С. 37.
31. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 2014. - 95с.
32. Степанова, И. Ю Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет»/ И.Ю. Степанова - СПб., 2015. - С. 155-162.
33. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие/ И.Ф.Харламов - М.: Юрист, 2014. - 512 с.
34. Чечель, И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 2014. - № 4. - С. 3
35. Что такое образовательный веб-квест? [ Электронный ресурс] /Я.С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» - 2012 - Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
36. Шевцова О. Г. Веб-квест - один из наиболее эффективных способов
применения Интернета для внедрения ролевых игр в обучение / ИТО-2012 / Секция III / Подсекция 2 Владивостокский
государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), г. Владивосток. - Режим доступа:
http: //ito .edu.ru/2008/Moscow/In/2/III-2- 7656.html
37. Шмаков С.А. Ее величество игра/С.А.Шмаков - М.: Просвещение, 2012.- 67с.
38. Учителю о познавательном интересе/Н.Г. Морозова// Педагогика и психология - М., 2012. - 321 с.
39. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших ш кольников во внеурочной деятельности // Историческая и социа льно-образовательная мысль, 2012. - № 4. - С. 122-124
40. Ястребцева Е. Н., Быховский Я. С. Моя провинция - центр
Вселенной: Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Федерация Интернет - образования, 2012. - 216 с.