Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения феномена синдрома эмоционального
выгорания 9
1.1 Понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального
выгорания 9
1.2 Проявления синдрома эмоционального выгорания в работе
педагогов 18
1.3 Профилактическая работа с проявлениями синдрома эмоционального
выгорания 22
2 Экспериментальное исследование синдрома эмоционального
выгорания у воспитателей ДОУ и методы его профилактики 25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ
результатов констатирующего эксперимента 25
2.2 Описание программы тренинга профилактики синдрома
эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ 39
2.3 Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального
выгорания 43
Заключение 51
Список использованных источников 55
Приложение
В последние годы проблема синдрома эмоционального выгорания становится одной из актуальных в науке и практике, поскольку в современных условиях многие профессии приобретают стрессогенный характер. Люди теряют уверенность в гарантированности рабочего места, в стабильности своего социального и материального положения, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связано со стрессом на рабочем месте и оказывает отрицательное воздействие на межличностные отношения. Эти факторы неизбежно приводят к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека, появлению тревоги, депрессии, зависимости от психоактивных веществ - т.е. симптомам эмоционального выгорания [29, с. 87].
Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психосоматических, психопатологических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Последствия выгорания могут проявляться и в сугубо психологических изменениях личности - когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных. А это имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [4].
Специфика педагогического общения включает в себя необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами. Такие особенности деятельности педагога, как высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, ролевая неопределенность, социальная оценка являются стресс-факторами, постоянно присутствующими в работе педагога.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности воспитателя ДОУ, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома эмоционального выгорания.
Таким образом, актуальность исследования проявлений, коррекции и профилактики эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии обусловливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью данного феномена.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение
синдрома эмоционального выгорания и методов его профилактики у воспитателей ДОУ.
Объектом исследования является феномен синдрома эмоционального выгорания.
Предмет исследования - проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ и методы его профилактики.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы, нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме; рассмотреть понятие, симптомы и этапы синдрома эмоционального выгорания; охарактеризовать проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности; описать направления профилактической работы с проявлениями синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ, провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Составить программу психологического тренинга и рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) методы сбора эмпирических данных: опрос, тестирование, констатирующий эксперимент;
3) количественный и качественный анализ результатов.
При обследовании педагогов нами использовались следующие методики: опросник на выгорание MBI (авт. К. Маслач, С. Джексон; адапт. Н.Е. Водопьяновой); методика диагностики эмоционального выгорания личности (авт. В.В. Бойко); методика определения психического выгорания (авт. А.А. Рукавишников).
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились научные представления о синдроме выгорания (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Лэнгле А., Маслач К., Орел В.Е., Подсадный С.А., Серегина А.Д. и др.); исследования отечественных авторов по проблеме синдрома профессионального выгорания у педагогов (Борисова М.В., Дубиницкая К.А., Кузнецова Е.В., Сахновская О.С. и др.).
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Абалаковский детский сад №1 «Солнышко» с. Абалаково Енисейского района Красноярского края. В констатирующем эксперименте приняли участие 12 педагогов различного возраста и с разным стажем профессиональной деятельности.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I этап (сентябрь - декабрь 2015 г.) - анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение цели, объекта и предмета исследования; постановка задач и выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
I I этап (январь - май 2016 г.) - подбор диагностического
инструментария и проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; составление программы психологического тренинга и рекомендаций для воспитателей ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что систематизирован теоретический материал по проблеме синдрома эмоционального выгорания. Получены экспериментальные данные о проявлениях синдрома эмоционального выгорания у воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад №1 «Солнышко». Разработана программа психологического тренинга, направленного на профилактику синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ; составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Данное исследование выполнено по заказу администрации МБДОУ «Абалаковский детский сад №1 «Солнышко». Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы ДОУ.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что одной из серьезных проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов. Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога.
Синдром эмоционального выгорания - это длительное, неблагоприятное для развития личности состояние, связанное с недостаточным, противоречивым и негативным воздействием на него внешних обстоятельств и завышенными требованиями к себе.
В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих в сфере «человек - человек». Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Первоначально термин «эмоциональное выгорание» определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, и в результате был выделен синдром эмоционального выгорания.
Разделяя позицию Е.В. Кузнецовой, под синдромом эмоционального выгорания мы понимаем «.процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы» [10, с. 15].
Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно.
Первый этап (фаза) - нервное (тревожное) напряжение, возникающее в результате хронической психоэмоциональной атмосферы, дестабилизирующей обстановки, повышенной ответственности. Для фазы напряжения свойственны: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств; симптом неудовлетворенности собой; симптом «загнанности в клетку» и симптом тревоги и депрессии.
Второй этап - резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Данная фаза характеризуется симптомами неадекватного избирательного эмоционального реагирования; эмоционально-нравственной дезориентации; расширения сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей.
Третий этап - истощение, которое проявляется в оскудении психических ресурсов, снижении эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В момент фазы истощения проявляются симптом эмоционального дефицита; симптом эмоциональной отстраненности; симптом личностной отстраненности, или деперсонализации; симптом психосоматических и психовегетативных нарушений.
Профессия педагога предполагает активное коммуникативное взаимодействие, следовательно, педагоги, в том числе и воспитатели дошкольных образовательных организаций, в наибольшей степени подвержены влиянию эмоционального выгорания. Поэтому, особенно актуальной и значимой является диагностика симптомов эмоционального выгорания и его своевременная профилактика.
Нами было проведено экспериментальное исследование проявлений симптомов эмоционального выгорания у воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад №1 «Солнышко».
В результате диагностики воспитателей по опроснику на выгорание было выявлено, что для 8,4% педагогов характерно эмоциональное истощение; для
41,7% респондентов характерна редукция личных достижений.
Относительно выраженности у воспитателей ДОУ симптомов эмоционального выгорания, можем отметить следующее. У 25% воспитателей выражен симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Для 16,7% испытуемых характерно проявление симптома «Неудовлетворенность собой». У 8,3% респондентов проявляется симптом «Тревога и депрессия». Для 33,3% воспитателей свойственно проявление симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». У 33,3% респондентов сложился симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация». У 25% педагогов проявляется симптом «Расширение сферы экономии эмоций». У 25% испытуемых выражен симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Для 33,3% респондентов свойственно проявление симптома «Эмоциональный дефицит». У 16,7% воспитателей сложился симптом «Эмоциональная отстраненность». Для 16,7% педагогов характерен симптом
«Психосоматические и психовегетативные нарушения».
Надо отметить, что в обследованной группе воспитателей ДОУ ни у кого не выявлены сформированные симптомы «Загнанность в клетку» и «Личностная отстраненность», хотя, у отдельных педагогов и проявляются некоторые признаки этих симптомов.
По методике определения психического выгорания А.А.Рукавишникова только у одного воспитателя ДОУ выявлен низкий уровень выгорания. Средний уровень профессионального выгорания диагностирован у 58,4% обследованных педагогов; 25% воспитателей характеризуются высоким и 8,3% очень высоким уровнями профессионального выгорания.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у каждого из обследованных воспитателей, сформировались отдельные признаки симптомов эмоционального выгорания. Одному воспитателю срочно необходима помощь квалифицированного психолога, т.к. у нее выявлены 6 выраженных и 5 складывающихся симптомов эмоционального выгорания. Остальным воспитателям необходимо участие в мероприятиях по профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Исходя из результатов диагностического обследования воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад №1 «Солнышко», нами была составлена программа психологического тренинга и рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания, которые предоставлены администрации детского сада для дальнейшей работы с воспитателями.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи реализованы в полном объеме.
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - Москва : «Филинъ», 2007. - 196 с.
2. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы / И. В. Вачков. - Москва : Эксмо, 2007. - 416 с.
3. Водопьянова, Н. Е. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома профессионального выгорания в России / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 11. - С. 126-130.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург : Питер Пресс, 2014. - 336 с.
5. Вологжанина, О. М. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными типами акцентуаций характера / О. М. Вологжанина, А. М. Павлова // Психология сегодня - 2013: мат-лы XI регион. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, Екатеринбург, 16-17 апреля 2013 г. / отв. за выпуск А. М. Павлова. - Екатеринбург : РиГиППУ, 2013. - С. 46-48.
6. Горбатова, Е. А. Теория и практика психологического тренинга / Е. А. Горбатова. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 320 с.
7. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 656 с.
8. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 410 с.
9. Иванова, Н. Психологическое самочувствие воспитателя / Н. Иванова, Е. Голубева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. - С. 11-13.
10. Кузнецова, Е. В. Психология стресса и эмоционального выгорания / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. - Куйбышев : КФ ГБОУВПО «НГПУ», 2015. - 96 с.
11. Львова, Ю. Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Ю. Л. Львова. - Москва : Сфера, 2012. - 220 с. (12)
12. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенционального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 3-16.
13. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2014. - 320 с.
14. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. - Москва : Сфера, 2009. - 423 с.
15. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач, М. Лейтер. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2009. - 150 с.
16. Мушастая, Н. В. Синдром профессионального выгорания: основные интерпретации и научные подходы / Н. В. Мушастая. - Ростов на Дону : Изд-во ЮФУ, 2014. - 119 с.
17. Овчарова, Р. В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р. В. Овчарова. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. - 187 с.
18. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н. Т. Оганесян. - Москва : Сфера, 2013. - 217 с.
19. Орел, В. Е Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 21-25.
20. Орел, В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль : изд-во ЯГУ, 2011. - С. 76-97.
21. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - Москва : Ин-т психологии РАН , 2013. - 329 с.
22. Осухова, Н. Г. Сгоревшие на работе / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. - 2012. - № 9. - С. 8-14.
23. Подсадный, С. А. Развитие научных представлений о синдроме выгорания /
С. А. Подсадный, Д. Н. Орлов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. - Курск : ИНФО, 2013. - С. 13-34.
24. Профессиональная деформация личности / сост. А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов. - Томск : Изд-во ТГПУ. - 2013. - 90 с.
25. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О. И. Бабич. - Волгоград : Учитель, 2014. - 218 с.
26. Рогинская, Т. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. Рогинская // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 57-60.
27. Самоукина, Н. В. Карьера без стресса / Н. В. Самоукина. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 178 с.
28. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - Москва : Сфера, 2009. - 123 с.
29. Серегина, А. Д. Проблема синдрома эмоционального выгорания в современном обществе / А. Д. Серегина // Психология в России и за рубежом : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.) / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Санкт-Петербург : Реноме, 2011. - С.87-89.
30. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под. ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла и др. - Курск : ИНФО, 2013. - 336 с.
31. Трущенко, М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы / М. Н. Трущенко // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Уфа: Лето, 2012. - С. 96-100.
32. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 36-48.
33. Юдчиц, Ю. К проблеме профессиональной деформации / Ю. Юдчиц // Журнал практического психолога. - 2013. - № 7. - С. 18-23.
34. Яценко, Т. С. Глубинная психокоррекция и предубеждение психического выгорания / Т. С. Яценко, Б. Ю. Иваненко, И. С. Евтушенко. - Киев: Главник, 2008. - 176 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
35. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов [Электронный ресурс] : автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Борисова Мария Владимировна. - Ярославль, 2013. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/
36. Вид, В. Д. Реакции на стресс [Электронный ресурс] / В. Д. Вид, Ю. В. Попов. - Режим доступа: http://psyinst.ru/library
37. Дубиницкая, К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Дубиницкая Кристина Александровна. - Москва, 2011. - Режим доступа: http://dissland.com/
38. Иевлева, С. Когда обожжены нервы [Электронный ресурс] / С. Иевлева, Т. Шаталова. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/
39. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Справочник по управлению персоналом [Электронный ресурс] / К. Маслач. - Режим доступа: www.mgeneral.com
40. Мерзлякова, Д Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников [Электронный ресурс] / Д. Р. Мерзлякова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2014. - № 2. - С. 1-9. - Режим доступа: www.psyedu.ru /
41. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Электронный ресурс] / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://psyjournal.ru
42. Сахновская, О. С. Профессионализм и синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс] / О. С. Сахновская. - Режим доступа: psychoanalitiki.ru.html
43. Тренинг личной эффективности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/4-1-1685.htm