Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыка 50-80-х гг. XX в. как Форма контркультуры и ее роль в истории стран Запада

Работа №26966

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
877
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 1950-1960-е гг 11
1.1 Становление и эволюция рок-н-ролла в США 11
1.2 Британский бит 19
1.3 Переход американского рок-н-ролла в андеграунд (1960-1966 гг.) .... 22
2 1970-е гг 26
2.1 Панк-культура Запада 1970-х гг 26
2.2 «Новая волна» рок-н-ролла на рубеже 1970-1980-х гг 32
3 Рок и "heavy-metal" в 1980-е гг 37
3.1 Рок 1980-х гг 37
3.2 Heavy-metal 1980-х гг 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54


Актуальность исследования. Проблематика западной рок-культуры еще долго будет привлекать внимание исследователей в XXI в. Исследование сущности данного феномена и истории его развития как на Западе, так и в России, является актуальным, так как позволяет выяснить механизм взаимодействия субкультуры, контркультуры, процессов социализации молодежи и отдельных секторов массовой культуры, таких как музыка, мода и стиль поведения.
Исследование данной темы в странах Запада в 1950-1980-е гг. представляется актуальным ввиду ее яркости, а так же в силу того, что именно в те годы западная музыкальная культура достигала наибольшей своей массовости и распространенности. Сила, свобода и многообразие музыкальных идей, которые витали в воздухе и пленяли умы молодежи, были в то время удивительны. 1960-е и 1980-е гг. были пиком популярности и развития рок-сцены, а 1950-е гг. заложили основу для развития рок-н-ролла как феномена музыкальной и молодежной контркультуры. Актуальность феномена западной музыки периода 1950-1980-х гг. как проявления контркультуры обусловлена также тем, что критический взгляд на общество, бывший характерной особенностью молодежного движения, способствовал динамичному преобразованию общества от индустриального к постиндустриальному. 1960-е и 1980-е гг. известны тем, что протестная музыкальная культура становится серьезным фактором общественной жизни.
Степень изученности темы. При написании выпускной квалификационной работы для анализа исторической ситуации в странах Запада в разные моменты изучаемого временного промежутка был использован ряд научных монографий и публикаций по истории США и стран Запада: «Народная история США с 1492 года до наших дней» Говарда Зинна, «Аллилуя! История США» Иоахима Фернау, «История США» Э. А. Иваняна, «Новейшая история США» Л. И. Зубок и Н. Н. Яковлева,«Новейшая история США» Е. Ф. Язькова и Н. В. Сивачева и др. Одним из лучших исследований по истории США является исследование Даниела Макинерни «США. История страны», так как в этой работе содержится серьезный анализ социальных и демографических перемен в послевоенных США . Для глубокого понимания всей сущности некоторых институтов общества США были проанализированы работы А. М. Шлезингера «Циклы американской истории», М. Лернера «Развитие цивилизации в Америке», а так же Д. Бурстина «Демократический опыт» и «Национальный опыт» . В целях изучения британской культурной, в том числе музыкальной традиции, были изучены научные монографии и публикации по истории Великобритании: «Новейшая история Великобритании. ХХ-начало XXI века» Г. С. Остапенко, «Новейшая история Великобритании до и после Тэтчер» В. А. Соколова.
Поскольку западная протестная музыкальная культура является частью молодежной проблематики в целом, постольку были проанализированы исследования по истории молодежного движения в США и других западных странах. Среди работ, которые относятся к этой группе, можно выделить монографию «Молодежное движение в США: история и современные проблемы» Тимошенко А. Г. и Косенко Е. И. Эта работа является подробным, структурированным и информативным исследованием истории молодежного движения в США. Однако недостаток этой работы в том, что авторы сосредоточили свое исследование на политическом протесте молодежи, все рассматриваемые ими процессы имеют следствием лишь создание различных молодежных союзов и организаций. Авторы оставили без внимания психологический фактор и культурную составляющую молодежного движения. Так же следует отметить, что эта работа советских исследователей и молодежный протест описывается в ней как часть классовой борьбы и следствие упадка капиталистического общества. Авторы отрицают результаты деятельности молодежного движения как динамичного преобразователя общества. При всех выше перечисленных минусах стоит признать, что динамика развития протестных организаций дана в этой работе в исчерпывающем виде. Так же стоит отметить работу «Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов» Колбасиной О. В.В ней содержатся ценные выводы о сущности и динамике развития молодежного движения, освещаются многие его составляющие, а не только политический протест.
Среди трудов зарубежных исследователей, которые изучали протестные молодежные движения, выделим работу Теда Френда «Битники, которых мы заслужили» . В ней представлен интересный авторский взгляд на битников, анализируются высказывания и идеи представителей «разбитого поколения». Стоит отметить работу об Аллене Гинзберге «Пророк, зануда, битник, псих», которую написал М. Рот . Она дала интересные факты об истории битничества и о взгляде на контркультуру одного из ее участников. Для анализа движения хиппи была использована книга А. Стоуна «Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней». Укажем, что эта публикация отличается скорее не научным подходом, а популярным. Выделим также статью французской журналистки Сюзен Лабен «Хиппи в конце пути»11, в которой приводятся сведения о конечной стадии движения хиппи, о его причинах и его упадке.
При анализе литературы по истории становления и развития рок- музыки был сделан вывод о том, что научных работ по этой тематике практически нет. Дело в том, что историей развития музыкальной контркультуры как западной, так и российской занимались только те исследователи, которые были не просто заинтересованы данной темой, а сами участвовали в этом процессе. Среди работ, посвященных рок-культуре, выделю такие монографии и публикации: «Рок: истоки и развитие» А. С. Козлова, «Иллюстрированная история рок-музыки» Джереми Паскаля, «Рок- музыка и рок-среда как формы контркультуры» Г. С. Кнабе, «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке» В. Н. Сырова и др.
Цель исследования - провести комплексный анализ становления и эволюции протестной музыкальной культуры 1950-1980-х гг. как формы контркультуры и обозначить ее роль в истории стран Запада.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи.
1) Проанализировать музыкальную культуру западных стран указанного периода в динамике его развития - рассмотреть процесс становления и этапы эволюции, выделив и проанализировав основные компоненты музыкальной контркультуры в их развитии.
2) Определить статус рок-культуры в структуре молодежной контркультуры.
3) Рассмотреть проявления «рок-н-ролла» как стиля жизни.
Объектом исследования является музыкальная культура стран Запада 1950-1980-х гг. Предмет исследования - процесс становления и развития протестной музыкальной культуры стран Запада как формы контркультуры.
Хронологические рамки данной работы с 1950-х гг., а именно с 1952 г., когда американский радио -ведущий Алан Фрид начал организовывать первые рок-концерты, до конца 1980-х, когда «heavy-metal» набрал огромную популярность.
Территориальные рамки: протестная музыкальная культура рассматривается только в контексте США и Великобритании.
Методология темы. Данная выпускная работа выполнена в междисциплинарном ключе, что обуславливает использование различных методов и подходов. На методологическом уровне историческая наука развивается вместе с другими дисциплинами, тем самым заимствуя их техники и терминологический корпус. При написании выпускной квалификационной работы использовался метод психоанализа для выяснения психических процессов в качестве причин интересующих событий. Так же применялся антропологический подход для определения места человека в культурной среде. Из общенаучных применялся метод диалектики, что позволило рассматривать факты, события и процессы во взаимосвязи их развития и влияния друг на друга. Так же использовался метод историзма, который позволял рассматривать процессы в динамике их развития. Метод сравнительного анализа позволил сопоставить динамику культурного развития США и Великобритании, а также вписать изучаемый феномен в общекультурную традицию.
В ходе написания выпускной квалификационной работы был проработан комплекс разнообразных источников. В первую очередь подчеркнем значение документальных материалов по истории США и Великобритании. Некоторые из них были опубликованы в сборнике документов под редакцией Э. А. Иванян . Они дали представление об исторической ситуации в послевоенных США и Великобритании, об эволюции общественной системы, культурной традиции и др.
Для психоаналитического понимания проблематики выбранной темы был использован ряд работ зарубежных исследователей Э. Фромма , З. Фрейда , К. Г. Юнга , В. Райха . Работа с данными теоретическими источниками помогла сформировать представление о различных психоаналитических взглядах на психическую структуру личности и роль отдельных ее компонентов и влечений в жизни личности. Эти работы дают четкое понимание проблемы взрослеющей личности и прежде всего понимание специфики отношений между «детьми и отцами». В качестве систематизирующей работы в области психоанализа использовалась книга В. Лейбнина «Постклассический психоанализ: энциклопедия».
Для понимания сущности внутренней динамики молодежного движения в дипломной работе использовались работы Г. Маркузе - «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек» . Эти работы дают возможность лучше понять природу происхождения и развития критических взглядов на сущность взаимоотношений между молодым человеком и общественной системой.
Основными источниками для написания выпускной квалификационной работы стали аудио-материалы, а именно музыкальные композиции 1950-1980-х гг. таких музыкальных групп и исполнителей, как «The Doors», «The Jimmy Hendrix Experience», «Clearwater Revival», «Black Sabbath», «Slayer», «Twisted Sister», «Sex Pistols».
В качестве важных исторических источников были использованы публикации и материалы, которые принадлежат авторству участников исследуемых событий. Для изучения «разбитого поколения» анализировались художественные произведения Д. Керуака - «На дороге», «Ангелы одиночества», «Бродяги Дхармы», «Подземные» . Они позволили взглянуть на идеи «разбитого поколения» с позиции современника событий, так же особый интерес они представляют в качестве культурного побудителя контркультуры 1960-х гг.
Следующую группу источников составляют биографии о рок- музыкантах: «Black Sabbath. История группы» Джоэла Макайфера,«Metallica. История за каждой песней» Криса Ингэма и др. Важнейшую роль в изучении данной темы сыграли мемуары и письма таких великих музыкантов, как Э. Клэптон, Д. Леннон и др.
Еще одна группа источников включает документальные фильмы по тематике бакалаврской работы: «Путешествие металлиста» С. Дана,«Больше, чем жизнь: история хэви-метал», «Вудсток. 3 дня мира и музыки» М. Уэдли и др.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том что:
- показаны предпосылки возникновения, функционирования и развития рок-культуры;
- «рок-н-ролл» охарактеризован как культура протеста, молодежного бунта в Западном мире;
- очерчен облик, исторические этапы и типология рок-культуры;
- определен статус «рока» в молодежной субкультуре, раскрыт его социально-эстетический (музыкальный) дуализм;
- представлены проявления «рока» как образа и стиля жизни, феномена моды, модели поведения в кризисной ситуации.
Практическая значимость. Результаты исследования отдельных проблем темы были апробированы в выступлении на международной конференции «Проспект Свободный - 2016» (Красноярск, СФУ) и опубликованы в виде статьи и тезисов доклада на тему «Протестная музыкальная культура США в годы войны во Вьетнаме (1950-е - 1975 гг.)» в сборнике материалов данной конференции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования процессов становления и эволюции рок- культуры стран Запада 1950-1980-х гг. были сделаны следующие выводы.
Западная рок-культура представляет собой целостное явление второй половины ХХ в. Оно стало следствием сложного комплекса социально-политических, экономических и социокультурных противоречий, которые имели место в жизни послевоенных США и Великобритании. Главными из них были демографические перемены, интенсивное увеличение числа молодых людей в золотые для США и Великобритании годы послевоенного процветания, недовольство молодых социальным опытом поколения отцов, протест против общества потребления и поиски собственного места в мире.
Данные социальные процессы стали толчком к возникновению рок-н- ролла на Западе и, параллельно с ним, протестного движения молодежи, глубинная психологическая причина которого заключалась в сущности противоречия между поколением «отцов и детей», противоречии, которое, как представляется, лежит в психической структуре личности, в особенностях социального взаимодействия, где инновации всегда конкурируют с традициями.
Рассматривая динамику развития западной протестной музыкальной культуры и молодежного движения можно выделить два основных поколения 1950-1960-х гг. - битников и хиппи. Объединяющей характеристикой для обоих всплесков молодежного движения являлась оппозиционность традиционному американскому обществу. Как битники, так и хиппи, будучи молодыми людьми, не хотели жить по правилам, которые уже были установлены кем-то, и стремиться к целям, которых они не понимали. Критика и осуждение со стороны общественности поставили как битников, так и хиппи в резкое противостояние с ней. Обращение к культуре черного меньшинства, в том числе музыкальной, было общим как для поколения 1950-х, так и для поколения 1960-х гг. «Разбитое поколение» более всего проявило себя в литературном творчестве (Д. Керуак, А. Гинзберг и др.), а поколение хиппи реализовывало себя в музыке. На поколение молодых людей 1960-х гг. особенное влияние оказала музыкальная культура Великобритании; США тогда попали в процесс «вторжения британского рок-н-ролла», который начался прорывом «The Beatles» на американский музыкальный рынок, принесших в США новую моду и стиль.
В обобщенном виде рок-культура вылилась в три основные субкультуры, которые действовали против власти, общественности и против поколения родителей: движение «детей цветов», хиппи, которое формировалось в 1950-1960-х гг. под влиянием «разбитого поколения»; сформировавшаяся на рубеже 1960-1970-х гг. панк-культура; и стремительно набравший популярность в течении второй половины 1970-1980-х гг. хэви- метал, который сформировался под влиянием «новой волны» рок-н-ролла.
По своей форме рок-н-ролл был молодежной субкультурой, которая была связана с возрастающим протестным движением молодежи. Ее внутренним содержанием стала контркультура, которая продолжила и развила ее начинания, заложенные «разбитым поколением» 1940-1950-х гг. Если лидерами битников были поэты, драматурги, писатели, такие как Гинзберг и Керуак, то стержнем рок-культуры стала рок-музыка.
На рубеже 1960-1970-х гг. в Великобритании сформировалась панк-культура, которая отрицала все: власть, общественное мнение, у панков вызывало недовольство все, что относилось к поколению родителей. И только музыка служила средством выпуска агрессии, средством самовыражения, отделения от всего мира.
В конце 1970-второй половины 1980-х гг. стремительную популярность набрал хэви-метал, который развился благодаря панк-року и новой волны рок-н-ролла. Дети отращивали волосы, показывали «козу», играли на воображаемых гитарах. Но это нравилось не всем. Появилось общественное движение родителей, требовавших цензуры для хэви-метала, результатом которого стали наклейки с предупреждениями. Религиозные группы тоже выступали против хэви-метала. Металлисты считались отморозками, трудными подростками, проклятием общества.
Протестное содержание рок-культуры имело значение и для ее внутреннего развития. В частности, рок-музыка достигла своих главных вершин именно в русле молодежного протеста. Его спад обернулся коммерциализацией прежде всего ее музыкальной компоненты и привел в дальнейшем к перевоплощению рок-музыки в респектабельный компонент массовой культуры.
Будучи прежде всего образом жизни, рок-культура создала свою особую моду и свой особый молодежный стиль поведения. Длинные волосы у юношей, джинсовая одежда, раскованный танец стали неотъемлемыми характеристиками этого стиля. В целом, рок-культура способствовала демократизации общества и выводила его отношения на новый уровень.
Однако, одновременно с этим рок-культура ввела моду на употребление наркотиков. Ее представители проповедовали бегство от действительности, которое вылилось в бегство от самих себя, а поиск свободной любви обернулся свободными отношениями. В конечном счете, адепты рок- культуры, бежав от одних условностей, попали под власть других и в поисках индивидуальности потеряли ее.
В целом к концу XX в. рок-культура прекратила свое существование как образ жизни. Процессы коммерциализации музыкальной составляющей обернулись ее деградацией. Однако все элементы рок-культуры не могли исчезнуть бесследно. Войдя в состав современной большой музыкальной культуры, они изменили ее духовно -мировоззренческую составляющую. В итоге возникла новая культура, в рамках которой произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности.



1.1 Сборники документов
1.1.1 Иванян, Э.А. История США. Хрестоматия / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2005. - 399 с.
1.2 Художественные произведения
1.2.1 Керуак, Д. На дороге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://vladivostok. com/speaking_in_tongues/road.htm.
1.2.2 Керуак, Д. Ангелы одиночества. Подземные / Джек Керуак; пер. с англ. - М.: Просодия, 2002. - 608 с.
1.2.3 Керуак, Д. Бродяги Дхармы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.umka.ru/liter/dharma.html.
1.3 Видео-материалы
1.3.1 Больше, чем жизнь: история хэви-метал (Heavy Metal: Louder Than Life, прод. Джим Парсонс, 2006).
1.3.2 Вудсток. 3 дня мира и музыки (Woodstock. 3 Days of Peace & Music, реж. Майкл Уэдли).
1.3.3 Путешествие металлиста (Metal: A Headbanger’s Journey, реж. Сэм Данн, 2005).
1.4 Биографии и мемуары
1.4.1 Ингэм, К. Metallica: история за каждой песней / Крис Ингэм; пер. с англ. - М.: АСТ, 2016. - 192 с.
1.4.2 Клэптон, Э. Автобиография рок-музыканта / Эрик Клэптон; пер. с англ. - М.: Русская филармония Лтд, 2012. - 404 с.
1.4.3 Леннон, Д. Джон Леннон. Письма / Джон Леннон; пер. с англ. Д. Ускова, ред. Х. Девиса. - М.: Слово, 2012. - 400 с.
1.4.4 Макайфер, Д. Black Sabbath. История группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/black-sabbath-istoriya- gruppy-read-192300- 1.html.
Литература
1. Бурстин Д. Американцы: Демократический опыт / Дэниел Бурстин; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 832 с.
2. Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт / Дэниэл Бурстин; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 621 с.
3. Громаков А.И. Рок-культура как социокультурный феномен /
А.И. Громаков // Социально -гуманитарные знания. - 2011. - № 8. - С. 75-81.
4. Громаков А.И. Рок-музыка как кейс музыкальной социализации / А.И. Громаков // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 115-117.
5. Зинн Г. Народная история США с 1492 до наших дней / Говард Зинн; пер. с англ. - М.: изд-во Мой мир, 2006. - 880 с.
6. Зубок Л.И., Яковлев, Н.Н. Новейшая история США / Л.И. Зубок, Н.Н. Яковлев. - М.: Просвещение, 1972. - 370 с.
7. Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2004. -576 с.
8. Игнатова Л.П. Источник духовности / Л.П. Игнатова // Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 6. - С. 155-159.
9. Касьянова Е.В. Рок-культура и религиозно -мистический опыт / Е.В. Касянова // Studia Culturae. - 2003. - № 5. - С. 129-139.
10. Квятковский Г.Ю. Рок-культура: к возможности дальнейших исследований / Г.Ю. Квятковский // Искусствознание: теория, история, практика. - 2011. - № 1 (01). - С. 169-173.
11. Кнабе Г.С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m-2/Rock_music. html.
12. Козлов А. Рок: истоки и развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://guru.global-project.ru/rock_kozlov.
13. Колбасина О.В. Молодежное протестное движение в США (вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов).: дисс. ... канд. ист. наук / О.Л. Колбасина. - Краснодар, 2006. - 255 с.
14. Лабен С. Хиппи в конце пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5059/.
15. Лейбнин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия / В. Лейбнин. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. - 1022 с.
16. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня / Макс Лернер; пер. с англ. - М.: Радуга, 1992. - Т. 1-2.
17. Макинерни Д. США. История страны / Даниел Макинерни; пер. с англ. - М.: Эксмо, 2009. - 736 с.
18. Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Герберт Маркузе; пер. с франц. - М.: АСТ, 2003. - 320 с.
19. Маркузе Г. Одномерный человек / Герберт Маркузе; пер. с франц. - М.: АСТ, 2003. - 336 с.
20. Остапенко Г.С. Новейшая история Великобритании. ХХ-начало XXI века / Г.С. Остапенко. - М.: Вузовский учебник, 2012. - 128 с.
21. Паскаль Дж. Иллюстрированная история рок-музыки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altmusic.ru/genre/PascallR ockMusicHistory_0.html.
22. Райх В. Анализ Личности / Вильгельм Райх; пер. с англ. - М.: Ювента, 1999. - 333 с.
23. Райх В. Сексуальная Революция / Вильгельм Райх; пер. с англ. - М.: АСТ, 1997. - 352 с.
24. Райх В. Характероанализ / Вильгельм Райх; пер. с англ. - М.: Терра-Книжный клуб, 1999. - 464 с.
25. Рот М. Пророк, зануда, битник, псих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://booknik.ru/context/?id=23382&articleNum=1.
26. Синеокий О.В. Рок-культура в звуке и слове (о концепции музыкально-журналистской интерпретации) / О.В. Синеокий //МедиаАльманах. - 2015. - № 3. - С. 21-31.
27. Соколов В.А. Новейшая история Великобритании до и после Тэтчер / В.А. Соколов // Международная жизнь. - 2013. - № 5. - С. 185-190.
28. Стоун А. Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.hippy.ru/az/index.htm#_index.
29. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://japson.ru/gold/books -r/ syrov.htm.
30. Телепов А. Рок-культура как ориентация подростков / А. Телепов // Развитие личности. - 2006. - № 3. - С. 106-114.
31. Тимошенко А.Г., Косенко, Е.И. Молодежное движение в США: история и современные проблемы / А.Г. Тимошенко, Е.И. Косенко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - 179 с.
32. Фернау И. Аллилуя! История США / Иоахим Фернау; пер. с англ. - М.: Эвидентис, 2008. - 224 с.
33. Фрейд З. Введение в психоанализ / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 633 с.
34. Фрейд З. Я и Оно / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. // Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2008. - С. 584-604.
35. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. // Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2008. - С. 139-256.
36. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. // Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2008. - С. 520-582.
37. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни / Зигмунд Фрейд; пер. с нем. // Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2008. - С. 257-414.
38. Френд Т. Битники, которых мы заслужили [Электронный ресурс]. - Ресурс доступа: http://bookz.ru/authors/ted-frend/frendt01/1-frendt01 .html.
39. Фромм Э. Искусство любить / Эрих Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ, 2009, - 224 с.
40. Фромм Э. Бегство от свободы / Эриз Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ, 2009. - 288 с.
41. Фромм Э. Иметь или быть / Эрих Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ,2007.- 320 с.
42. Фромм Э. Человек для самого себя / Эрих Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ, 2009. - 244 с.
43. Фромм Э. Душа человека / Эрих Фромм; пер. с англ. - М.: АСТ,2009.- 244 с.
44. Шлезингер А.М. Циклы американской истории / Артур Мейер Шлезингер; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992. - 690 с.
45. Язьков Е.Ф., Сивачев, Н.В. Новейшая история США 1917-1972 / Е.Ф. Язьков, Н.В. Сивачев. - М.: Изд-во Московского университета, 1972. - 335 с.
46. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Карл Густав Юнг; пер. с англ. - М.: АСТ, 2009. - 252 с.
47. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jungland.ru/node/1563.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ