Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Работа №26944

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
584
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты профессиональной социализации
8
1.1Социализация человека как социально-педагогическое явление 8
1.2 Сущность и формы профессиональной социализации 15
1.3 Особенности профессиональной социализации в вузе 25
2Исследование профессиональной социализации студентов в вузе 33
2.1 Организация и методики
исследования 33
2.2 Анализ исследования процессов профессиональной социализации
студентов в вузе 34
2.3 Методические рекомендации по организации профессиональной
социализации студентов в
вузе 48
Заключение 57
Список использованных источников
Приложение

Актуальность темы исследования. Насовременном
этапефункционирования социально-экономических условий российского общества процесс профессиональной социализации и жизненного самоопределения студентов приобретает качественно новые характеристики. Отечественная система профессионального образования находится в активном поиске инновационных условий для профессиональной самореализации личности.Увеличивающаяся конкуренции на рынке труда обостряет общественную потребность в разрешении проблемы профессиональной социализации студентов, что вызывает необходимость в мотивационной структуризации процесса жизненного самоопределения. Перед студентами стоит достаточно сложная задача адекватно и оперативно реагировать на динамично развивающийся рынок труда, экспериментировать, получить свободу деятельности.
Отечественную систему профессионального образования следует рассматривать как стратегически важную сферу человеческой деятельности и как социальный институт, обладающий возможностями активно влиять на процесс профессиональной социализации студенчества. Значимость этого процесса возрастает по мерс продвижения общества по пути информационного, технологического и социально-экономического прогресса.
Мотивационная структура данного процесса представляет для нашего иссл дования наибольший интер с, ибо мы исходим из того, что профессиональная социализация, будучи, с одной стороны, процессом внутриличностным и, являясь, с другой стороны, частью более обширного социального процесса, происходящего в обществе, имеет целенаправленный
5 характер, а значит, обусловлен определенной системой потребностей личности и обладает определенной мотивационной структурой, которая определяет направление и интенсивность профессиональной социализации студентов.
Профессиональная социализация в любой исследовательской парадигме рассматривается лишь как часть более глобального и глубокого по своим характеристикам и способам воздействия на личность социального процесса: жизненного самоопределения. Ибо решение проблемы профессиональной социализации всегда связано с особенностями становл ния личности, формированием ее мировосприятия, мировидения, становлением системы жизненных смыслов, формированием жизненных планов и определением жизненных стратегий.
Таким образом, проблема профессиональной социализации студентов нуждается в специальном изучении, а ее решение имеет исключительно важное значение' для современного общества, что и определяет актуальность темы работы.
Степень научной разработанности проблемы. Среди российских ученых существенный вклад в разработку проблем социализации внесли такте исследователи как Г.М. Андреева, JI.C. Выготский (изучение роли самостоятельной деятельности индивида в его развитии), В.В. Касьянов, И.С. Кон (изучение человеческого «Я», формирования самосознания), A.B. Мудрик, A.B. Петровский, М.Ю. Попов. Закономерности развития взрослых людей исследовались также Б.Г. Ананьевым (гетерохронность развития психических функций), А.И. Леонтьевым, Е.Ф. Рыбалко.
Свой вклад в развитиетеории профессиональной социализации внесли отечественные ученые, изучающие особенности планирования жизненной перспективы и формирование представлений о профессиональном будущем (К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Чередниченко, В.К. Шаповалов, М.Х. Титма, М.Р. Радовель и др.).
В.Ф. Сафин, Е.И. Головаха, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. рассматривали профессиональную социализацию как
6
неотъемлемую часть жизненного самоопределения. В.А. Нечаев занимался вопросами институциализации и сущности профессионального образования и его роли в процессе социализации молодежи. В работах С.М. Богословского, Е.М. Дементьева, Ф.Ф. Эрисмана и др. широко освещены вопросы профессионального развития личности и трудовой деятельности человека. В настоящее время проблема профессиональной социализации, становления и развития личности профессионала активно исследуются Е.А. Климовым, Н.А. Перинской, А.К. Марковой, О.В. Ромашовым, С.В. Новиковым, В.Д. Шадриковым.
Среди зарубежных авторов, изучавших критерии социализированности, следуем' отметить А. Инкельса, Э. Келли, Дж. Равена, М. Райли, Е. Томаса.
Таким образом, различные аспекты социализации и профессионального развития студентов рассматриваются в трудах многих отеч ств нных и зарубежных авторов.
Однако, трансформационные процессы в российском высшем образовании обуславливают необходимость продолжения изучения современного состояния процесса профессиональной социализации и определения новых задач, стоящих перед вузом в данном направлении.
Цель исследования - анализ особенностей процесса профессиональной социализации студентов в высшем учебном заведении.
Для достижения данной цели в данном исследовании решались следующиезадачи:
1. охарактеризовать социализацию человека как социально-педагогическое явление;
2. проанализировать сущность и формы профессиональной социализации;
3. рассмотреть особенности профессиональной социализации в вузе;
4. провести социологическое исследованиепроцессов профессиональной социализации студентов в вузе;
5. предложить методические рекомендации по организации профессиональной социализации студентов в вузе.
Объектом исследования являются особенности профессиональной социализации студентов 4-5-х курсов Красноярского педагогического университета им. Астафьева.
Предметом исследования являются процессуальные характеристики профессиональной социализации, ее условия и результаты.
Гипотеза исследования: мы предположили, что особенности профессиональной социализации студентов вузаформируются в результате деятельности вуза (обучения и предоставление условий для внеучебной занятости) исамого студента (участия в жизни вуза и факультета).
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве методологической основы работы использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания социальной реальности, а также научные концепции, теории отечественных и зарубежных исследователей.В работе использовались принципы системного и структурно- функционального подходов.
Для сбора и анализа эмпирического материала использованы конкретно¬социологические методы: анкетирование, вторичный анализ данных социологических исследований.
Эмпирическая база исследования. В качестве источников социологической информации были использованы:
1. Материалы монографий, научно-практических конференций, научные статьи, содержащие данные по проблемам профессиональной социализации, оценке качества образования, функциям вуза и т.д.
2. Материалы специального социологического исследования «Учебно-познавательная и профессиональная направленность студентов вузов» и тест Макпартленда-Куннапроведенные автором в 2016 году (опрос студентовКГПУ; выборка 35 человек).
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы данного исследования могут быть использованы для организации управленческой деятельности в сфере высшего образования, в частности для
8
формулирования стратегии вуза в сфере профессиональной социализации студентов, определении перспективных направлений работы по совершенствованию системы оценки качества образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Большинство исследователей рассматривают социализацию как результат взаимодействия личности и социальной среды. Признаками успешной социализации, осуществляемой многими социальными институтами, являются: приобретение социальной компетентности и идентичности, обеспечивающих осуществление статусных переходов, появление социальной активности, желания и возможностей для интеграции в социум. На основе опыта социального взаимодействия формируются основные регуляторы поведения: целевые и ценностные ориентации, нормы, представления, установки, самосознание, самооценки и т.д.
Профессиональная социализация, являясь базовой формой общего процесса социализации, в значительной степени наследует ее формы. Формы собственно профессиональной социализации, как и общей социализации, определяются особенностями социально-экономической, политической ситуации рассматриваемого периода, его места в развитии цивилизационного процесса, зависят от условий, целей, возможностей, объективных характеристик социума, агентов профессиональной социализации и многих других факторов. Определенный тип общества неизбежно формирует своеобразные и адекватные ему формы профессиональной социализации, необходимые для воспроизводства самого общественного организма и его экономической структуры.
В период обучения в вузе студенты адаптируются к новым условиям учебы и жизни и проходят вторичную социализацию, частью которой является
59
профессиональная социализация. Она предполагает приобретение профессионального опыта, принятие окончательного решения о правильности выбора профессии, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. На эти процессы могут воздействовать как внутривузовские факторы (учебный и преподавательский коллектив, материально-техническая база вуза, методическое обеспечение учебного процесса и т.д.), так и внешние условия (политическая и социально- экономическая обстановка в стране и регионе, престижность высшего образования и определенных групп профессий и др.)
В рамках данной работы было проведено исследование, в котором приняли участие 35студентов 4-5 курсов КГПУ им Астафьева.
Исследование проводилось в два этапа:
- на первом этапе студентам было предложено заполнить анкету«Учебно- познавательная и профессиональная направленность студентов вузов»;
- на втором этапе был предложен тест Макпартленда-Кунна.
Анкетирование предполагало решить следующие задачи:
- изучить причины принятия решения о поступлении в вуз и особенности процесса принятия этого решения;
- исследовать удовлетворенность студентов отдельными сторонами обучения в вузе;
- определить профессиональную направленность студентов;
- изучить восприятие возможностей и трудностей трудоустройства студентами вузов;
- рассмотреть восприятие студентами результатов обучения в вузе.
Тест Макпартленда-Кунна заключался в следующем. Студенты должны были 10 раз продолжить фразу, начинавшуюся словом «Я». Нас интересовало, прозвучат ли в свободном описании себя слова и выражения, связанные с обучением в вузе и будущей профессией опрашиваемых. То есть мы пытались определить, являются ли идентификация с учебным коллективом и профессиональная идентичность достаточно важными для исследуемой группы студентов.
В результате опроса мы определили, что студенты считают обучение вуза на высоком основательном теоретическом уровне, так же вуз предоставляет широкую внеучебную занятость. Сами студенты принимают активное участие в жизни вуза и факультета, практически все идентифицируют себя со студенчеством. Для 90% студентов обучение в вузе значимо. Большая часть студентов планируют учиться дальше иразвиваться в рамках своей специальности. Соответственно, наше предположение о том, чтоособенности профессиональной социализации студентов вузаформируются в результате деятельности вуза (обучения и предоставление условий для внеучебной занятости) и самого студента (участия в жизни вуза и факультета) подтвердилась.
В качестве рекомендаций по организации профессиональной социализации студентов в педагогическом вузе предлагаем использование такого универсального способа профессиональной социализации студентов как сопровождение научно-проектной деятельности, которая способствует ценностному переосмыслению студентами-педагогами ситуации собственного личностно-профессионального развития, обнаружению ресурсов и обретению нового опыта, актуализации профессиональной социализации.


1. Абдуллина, О. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2013. - №3. С. 35-39.
2. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи: сб. статей / Л.Я. Аверьянов. - М.: Русский гуманитарный Интернет- университет, 2014. - Ч. 1. - С. 103-154.
3. Айнштейн, В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 2014. - №3 С. 75-82.
4. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Научн. ред. Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко. - М.: Реглант, 2013. 232 с.
5. Андреева Г.М Социальная психология. - М.: Вильямс, 2015. - 314 с.
6. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 173 с.
7. Баллантайн, Дж. Социология образования: системный анализ // Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань: Казанский государственный университет, 2004. С. 8-16.
8. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 2005. - 323 с.
9. Бим-Бад, Б.М., Петровский, A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 2012. - №1. С. 3-7.
10. Выготский, JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2005.
11. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. - СПб.: Синтез- Полиграф, 2003. - 420 с.
12. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего /Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова //Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.
13. Макаров, А.В. Компетентностный подход в проектировании моделей социально-гуманитарной подготовки выпускника вуза // Социально-гуманитарные зннаия. 2014. - №5.
14. Мигачева М.В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов // Вестник СамГУ. - 2015. - №1. - С. 95-101.
15. Могилевкин Е.А. Акмеология карьеры / Е.А. Моги- левкин, А.С. Бажин. - Владивосток, 2007. - 125 с.
16. Морозова А.В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования: диссертация канд. социол. наук / А.В. Морозова. - Тула, 2004. - 176 с.
17. Мудрик, A.B. Введение в социальную педагогику. - М.: Педагогика, 1997.
18. Мудрик, A.B. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
19. Ольшанский Д. Основы политической психологии: учеб. пособие
для вузов [Электронный ресурс] / Д. Ольшанский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - Режим доступа:
URL:http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Olsch/index.php
20. Пак Л.Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте. // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 4. - С. 163-169.
21. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н. Пахомов // Культура, образование, развитие индивида. - М.: АСТ, 2009. - С. 113-120.
22. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: коллективная монография / В.В. Садырин, Н.О. Яковлева, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева [и др.]; под общей ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Из-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. - 294 с.
23. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология / Ю.М. Резник. - М.: Наука, 2003. - 525 с.
24. Ритцер, Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.
25. Рубчевский К.В. Формы прохождения социализации личности / К.В. Рубчевский // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2.
26. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация /К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2013. - № 3. - С. 147- 51.
27. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование / Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой). - СПб.: Питер, 2013. - 354 с.
28. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2002. - 409 с.
29. Стародубцева Е. В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования. - Педагогика: традиции и инновации: Материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск, 2011. - С. 121-123.
30. Студеникина Е.С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации, функции: дисс. ... кандидата соц. Наук / Е.С. Студеникина. - Краснодар, 2007. - 135 с.
31. Тард, Г. Социальная логика: Пер. с фр. - СПб.: Соц.- псих. Центр, 2006. - 322 с.
32. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России / Е.С. Топилина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2014. - № 3 - С. 140.
33. Фромм, Э. Душа человека: Пер. с нем. и англ. - М.: Республика, 1992.
34. Харчева В.Г. Основы социологии / В.Г. Харчева. - М.: Логос, 2012. - 302 с.
35. Цыпкина О. Педагогическое сопровождение научно-проектной деятельности студентов ВУЗе: принципы и формы профессиональной социализации // Совет ректоров. - 2013. - №1.
36. Шевчук Л.Е. Проблемы адаптации молодого специалиста: современные взгляды и решения / Л.Е. Шевчук // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской научно-практ. конф. 15-16 октября. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - С. 206-213.
37. Шибутани, Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 544 с.
38. Штомпка, П. Социология социальных изменений.- М.: Владос, 1996.
39. Ярская, В. Интеграция образования и занятости // Человеческие ресурсы. - 2011. - №3.
40. Юдина М.А. Социализация студентов в вузе / М.А. Юдина // Культура, образование, развитие индивида. - 2014. - №3. С. 54-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ