Введение 3
1. Теоретические аспекты взаимодействия учителя и обучающихся при
обучении информатике 7
1.1. Учебное взаимодействие учителя и обучающихся при обучении
информатике 7
1.2. Возможности wiki-технологии в педагогической практике 21
1.3. Специфика взаимодействия учителя и обучающихся с использованием
wiki-технологии 27
2. Организации учебного взаимодействия учителя и обучающихся с
использованием wiki-технологии 33
2.1. Анализ примеров использования wiki-технологии 33
2.2. Методические рекомендации по организации учебного взаимодействия посредством технологии wiki
при обучении информатике 50
2.3. Результаты экспертизы методических рекомендаций
по организации учебного взаимодействия посредством технологии wiki при обучении информатике 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложение А 64
Приложение Б 68
Актуальность. В наши дни все чаще в образовательном процессе реализуется урок с применением информационно-коммуникационных технологий, что помогает повысить качество обучения посредством новых учебных средств. Учебное взаимодействие участников образовательного процесса является одним из главных аспектов повышения качества обучения.
В педагогике исследована проблема педагогического общения (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, В.А. Кан-Калик, AA. Леонтьев и др.), взаимодействия между участниками учебного процесса (Ш.А. Амонашвили, М.И. Махмутов, B^. Шаталов и др.), и установлено, что эффективно организованное взаимодействие учителя и ученика, взаимодействие учителя с группой учащихся, взаимодействие учащихся между собой положительно влияют на качество обучения. На уроке с применением информационнокоммуникационных средств диапазон взаимодействий расширяется, что служит дополнительным ресурсом для повышения качества обучения. Особенно это характерно для занятий по информатике с применением компьютера.
При обучении информатике компьютер выступает как средство обучения, а также и как объект изучения. Он объединяет аппаратный и программный компонент и является многопрофильным инструментом реализации информационных процессов. При этом формирование знаний теоретического материала возможно в ходе экспериментальной, практикопреобразовательской деятельности с информационными объектами, такими как разрабатываемая программа, исследуемая информационная среда или создаваемый в этой среде информационный продукт (текстовый документ, электронная таблица, электронная база данных и др.), в ходе которой ученик может управлять ими, создавать какие-либо условия, контролировать реакцию, записывать происходящие изменения, так как это также повышает эффективность обучения и качество его результатов.
В ходе такой работы компьютер играет роль своеобразного «субъекта» учебного процесса, с которым могут взаимодействовать и ученик, и учитель, и который участвует в их взаимодействии между собой.
На занятиях по информатике появляется возможность использования средств ИКТ для развития трехстороннего взаимодействия между учителем, учеником и компьютером, а также развития взаимодействия учащихся между собой и взаимодействия учителя с группами учеников.
В практике преподавания информатики возможность использования информационно-коммуникационных средств для развития взаимодействия учителя и ученика реализуются неполноценно. Учителя часто сталкиваются со следующими трудностями:
- в постановке взаимодействия с учащимися;
- в организации самостоятельной деятельности учеников таким образом, что в качестве главного источника информации о правильности своих действий они будут использовать компьютер и средства ИКТ;
- в организации взаимодействия между учителем, учеником и компьютером в ходе практической деятельности над информационными объектами и формирования знаний теоретического материала как результата этой деятельности.
Таким образом, повышение уровня взаимодействий при обучении информатике благоприятно влияет на интенсивность обратных связей в учебном процессе.
Wiki-технология можно рассматривать и как эффективное средство для организации педагогической деятельности, и как элемент дистанционного учебного курса. Wiki призвана решить простую и естественную задачу — дать возможность каждому посетителю сайта участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора.
В рамках wiki учителя могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить на страницах общие темы и на уровне ссылок показывать ученикам, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать. Взаимодействие между участниками учебного процесса устанавливается через взаимодействие статей.
Наиболее эффективным будет использование данного сервиса на уроках в качестве средства создания коллективных творческих проектов внутри группы, а также проектов с учениками из других групп. При создании совместных учебных проектов учащиеся не просто делятся информацией с партнёрами, а работают над каким-либо проектом и достигают определенной поставленной цели.
Появление новых инструментов изменяет саму образовательную деятельность. Интернет становится необходимой средой, в которой должен реализоваться полноценный педагогической процесс обучения, развития и воспитания. Эта среда не имеет (по крайней мере, по современным представлениям) принципиальных ограничений как в плане развития ИКТ, так и в плане личностного развития субъектов образования. Здесь открывается область педагогической инноватики потому, что еще не всё понятно, как организовать педагогическое взаимодействие в опосредованном виде, в новых условиях коммуникации.
Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии методического сопровождения по использованию возможностей wiki- технологии для организации учебного взаимодействия при обучении информатике.
Цель исследования: выявить особенности учебного взаимодействия педагога и ученика при обучении информатике посредством технологии wiki.
Объект исследования: процесс взаимодействия при обучении информатике.
Предмет исследования: применение wiki-технологии в процессе учебного взаимодействия.
Гипотеза исследования: учебное взаимодействие педагога и ученика при обучении информатике посредством технологии wiki может быть обеспечено за счет:
1) представления, расширения и аннотирования учебных материалов;
2) распространения информации, обмена информацией между обучающимися;
3) возможности создания коллективной работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть учебное взаимодействие учителя и обучающихся при обучении информатике.
2. Описать возможности wiki-технологии в педагогической практике.
3. Выявить специфику взаимодействия учителя и обучающихся с использованием wiki-технологии.
4. Проанализировать примеры использованием wiki-технологии в учебной деятельности.
5. Разработать методические рекомендации по организации учебного взаимодействия при обучении информатике с применением wiki- технологии.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть полезны учителям основной школы, т.к. разработанные методические рекомендации по организации учебного взаимодействия посредством технологии wiki при обучении информатике раскрывают возможности данной технологии. Каждая из возможностей wiki-технологии направлена на взаимодействие участников разработки wiki-страниц. Данное взаимодействие происходит через взаимодействие между статьями коллективной работы.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. Учебное взаимодействие — процесс, происходящий между учителем и учеником в ходе образовательной деятельности и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие педагога и учащихся, общающихся между собой, входит в сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который протекает внутри образовательной системы. Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебнопедагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Сотрудничество — наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект-субъектных отношений в совместной деятельности.
2. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Wiki-технология — инструмент для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста. Wiki поддерживает связи между разными страницами за счёт интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет. Wiki стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.
3. Для реализации дидактических свойств при обучении информатике посредством wiki-технологий появляются следующие возможности: использование wiki для развития взаимодействия «ученик - компьютер», в ходе которого ученик воздействует на исследуемый информационный объект, получает информацию о его поведении, которая становится основой для теоретических выводов; получение учеником информации от компьютера о правильности своих действий, достигнутом уровне знаний и умений и т.д.; использование wiki-технологий для организации длительной самостоятельной работы учебной группы, не требующей постоянного вмешательства учителя, что высвобождает его время для непосредственного общения с отдельными учениками, для индивидуального взаимодействия в режиме «учитель - ученик»; использование wiki-технологий для развития трехстороннего взаимодействия между учителем, учеником и компьютером, а также развития взаимодействия учащихся между собой и взаимодействия учителя с группами учеников.
4. При анализе примеров использования wiki-технологии становится четко видна линия сотрудничества в совместной разработке проектов, обмена мнениями по некоторым проблемам между участниками. Работа в среде wiki носит интенсивный коммуникационный характер обмена знаниями, дает большой стимул к саморазвитию и освоению нового, повышает чувство ответственности обучающихся, имеет высокую эмоциональную окраску и вызывает чувство поддержки со стороны. Это указывает на высокий потенциал использования wiki-технологий. Проектные работы, сотрудничество, создание единого продукта обеспечивают активное взаимодействие, обмен знаниями, оценку и постоянное совершенствование wiki-страниц.
5. При разработке методических рекомендаций по организации учебного взаимодействия посредством технологии wiki при обучении информатике были учтены возможности данной технологии. Были затронуты такие аспекты, как деление детей на группы, отслеживание работы каждого ученика, возможность обратной связи, возможность оценивания wiki- страницы и др.
6. Отмеченные в гипотезе возможности wiki-технологии, такие как представление, расширение и аннотирование учебных материалов, распространение информации, обмен информацией между обучающимися, создание коллективной работы, несомненно, направлены на организацию учебного трехстороннего взаимодействия между учителем, учеником и компьютером, а также организацию взаимодействия учащихся между собой и взаимодействия учителя с группами учеников. Подводя итоги, можно говорить о подтверждении данной гипотезы.