Введение 5
1 Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов 8
1.1 История зарождения, становления, развития и структура
комплекса ГТО на современном этапе 8
1.2 Сравнительная характеристика нормативных требований
комплекса ГТО в исторической перспективе 17
1.3 Формирование физической культуры у студентов и комплекс
ГТО в системе физического воспитания студентов 21
2 Экспериментальная апробация особенностей подготовки
студентов к выполнению нормативов комплекса ВФСК ГТО 27
2.1 Организация и методы исследования. Результаты уровня
подготовки студентов для сдачи норм ВФСК ГТО (первый замер).... 27
2.2 Экспериментальное внедрение методики силовой подготовки в
учебно-практические занятия колледжа, анализ результатов 33
Заключение 40
Список использованных источников 44
Приложение 49
В настоящее время отечественные специалисты в области физического воспитания и спорта обращают внимание на тот факт, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания студентов.
Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Но физическое состояние, уровень физической подготовленности, ухудшение здоровья студенческой молодежи предопределяют невозможность противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества. А ведь именно студенты вузов являются будущим нашей страны, авангардным отрядом молодежи России. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождении России.
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (далее - ГТО). В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (далее - ВФСК) «Готов к труду и обороне» [33].
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» направлен на реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, формирование необходимых знаний, умений, навыков, приобщение к систематическим занятиям спортивно-оздоровительной деятельностью обучающихся, трудящихся, лиц старшего и пожилого возраста, проведение мониторинга и улучшение физической подготовленности граждан Российской Федерации.
Цель ВФСК ГТО - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, улучшении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности, формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности [29].
В настоящее время тема возрождения комплекса ГТО является актуальной, так как возрождаемый комплекс ГТО содержит нормативную основу физического воспитания студенческой молодежи и является критерием определения уровня физической подготовленности.Однако, увеличение информационных и психоэмоциональных нагрузок в процессе обучения в вузе, нерационально организованный образ жизни, и другие негативные факторы современных реалий приводят к ухудшению состояния здоровья, к низкому уровню физической подготовленности студентов и особенно девушек. Также, растет число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которое достигает в настоящее время 40 % от общего числа студентов, обучающихся в вузах страны. В связи со сложившейся ситуацией, особое значение приобретает дифференцированный подход к физическому воспитанию студентов, в том числе и подготовке к выполнению комплекса ГТО.
Более двадцати последних лет учебные программы вузов строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику высших учебных заведений требует совершенствования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.
Целью данной работы является изучение особенностей подготовки студентов вуза для сдачи норм ВФСК ГТО.
Объект исследования: система ВФСК ГТО.
Предмет исследования: особенности системы подготовки студентов к сдаче норм ВФСК ГТО.
В основу рабочей гипотезы положено предположение о том, что особенностью подготовки студентов для сдачи норм ВФСК ГТО выступит целенаправленная организация силовой подготовки студентов в рамках проведения практических занятий по физической культуре.
Задачи исследования:
6. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам развития и становления комплекса ГТО в стране.
7. Описать возможности формирования готовности к сдаче норм ВФСК ГТО студентами.
8. Определить уровень физической готовности студентов к сдаче норм ВФСК ГТО.
9. Разработать и внедрить в практику методику для повышения физического уровня силовой подготовки студентов к сдаче норм ВФСК ГТО.
10. Провести повторные замеры уровня физической готовности студентов к сдаче норм ВФСК ГТО и определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; тестирование; педагогический эксперимент; математико¬статистическая обработка данных.
Практическая значимость: разработана и апробирована на практике методика повышения физического уровня подготовки студентов к сдаче норм ВФСК ГТО. Показано, что именно силовая подготовка выступает особенностью при подготовке студентов для сдачи норм ВФСК ГТО.
Материалы работы могут быть использованы преподавателями физической культуры и студентами при подготовке к сдаче нормативов ГТО.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (42 наименования), приложения.
Результаты исследования представлены в 4 таблицах, 4 рисунках.
«Готов к труду и обороне» - программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодежи, существовала 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. С 1931 по 1941 год нормы ГТО сдало порядка 6 000 000 человек [36].
Благодаря ГТО множество советских людей научились бегать на лыжах, плавать, стрелять, что помогло им в дальнейшем успешно овладеть военным делом. Талантливая спортивная молодежь воевала во время войны в качестве разведчиков, снайперов, летчиков и др.
А в после военные годы уже 58 миллионов граждан занималось спортом. После введения в СССР норм ГТО результаты программы были впечатляющими. Процент занимающихся физической подготовкой, людей,которые вели здоровый образ жизни - значительно увеличился. Лозунг «От значка ГТО - к олимпийской медали!» влиял на людей.
В СССР благодаря ГТО выросло не одно поколения здоровых и активных людей. После распадаСССР физическая составляющая нации ослабла и потеряла свою значимость [38].
На современном этапе развития нашей страны задача государства состоит в том, чтобы нация была здоровой, сильной и выносливой, показывала потрясающие результаты. Для этого нужно создавать условия для развития детского, студенческого и массового спорта, чтобы у людей былавозможность активнее заниматься спортивной жизнью.
Физическая культура в вузах имеет неоспоримое значение, так как вуз - это заключительное учебное заведение, где студентов помимо подготовки к сдаче нормативов ГТО обучают различным средствам для поддержания и повышения их физической подготовленности в дальнейшем. При этом происходит приобщение к систематическим занятиям, формирование необходимых знаний, умений и навыков.
Сдача нормативов комплекса ГТО требует постоянного поддержания хорошей физической подготовленности.
Так, нами было проведено экспериментальное исследование физического состояния студенток, которое показало низкую готовность испытуемых к выполнению норм комплекса ГТО, в частности в аспекте силовой подготовки.
Поэтому мы разработали специальную методику, направленную на повышение уровня силовых способностей плечевого пояса студенток, использование которой может помочь студенткам сдать силовые нормативы для мышц рук комплекса ГТО на более высокую оценку.
В данной работе мы рассмотрели состояния силовой подготовленности мышц рук студенток. При использовании методики, направленной на улучшение силовых способностей мышц плечевого пояса, повысилось физическое состояние студенток экспериментальной группы на 24 %, а контрольной группы на 8%.
Экспериментальные данные подтвердили эффективность предложенной нами методики. Благодаря ей улучшились силовые показатели мышц рук студенток экспериментальной группы, в следствие чего повысились результаты в сдаче таких нормативов, как «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «подтягивание из виса лежа на низкой перекладине».
Следует обратить внимание на то, что мотивационные особенности включения студентов к подготовке и сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО требуют от специалиста в области физической культуры разработки адекватных методов и приемов воспитания. Преподаватель должен умело и своевременно применять инновационные методики, способствующие: психологической подготовке в таких аспектах, как оптимальное психическое состояние, адекватная оценка своих возможностей и реакция на воздействие факторов внешней и внутренней среды, нивелирование состояния неуверенности, страха, фрустрации.
Мотивация является основой активного, настойчивого, положительного отношения к физкультурной и спортивной деятельности. Создание должной мотивации на здоровый стиль жизни позволяет эффективно управлять деятельностью студентов, повышает их ответственность и дисциплинированность, активность и самостоятельность в процессе овладения умениями и навыками ведения здорового образа жизни вообще, и выполнения нормативов комплекса ГТО в частности, и дает положительные предпосылки изменения образовательно-воспитательного процесса в вузах.
Также считаем, что подготовка студентов к сдаче нормативов ГТО должна носить комплексный и систематический характер. В то же время при применении физических нагрузок, комплексов упражнений, построении занятий по физической культуре или тренировке в практике физического воспитания необходимо использовать следующие принципы: сознательность и активность; наглядность; систематичность; последовательность; постепенность; циклического построения занятий; учета особенностей пола, возраста, отнесения к медицинской группе здоровья; индивидуализация.
В ряде исследований [34, 36, 41] установлено, что у студентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определённый стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаётся самоконтроль.
Эти данные подчёркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
ГТО - это не только комплекс упражнений для выполнения, но издоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, именно стиль, потому, что именно данный комплекс помогает выработать у студентов навыки необходимые для поддержания своего здоровья, поднять физическую выносливость, не допустить возникновение и развитие болезней. ГТО позволяет внести массовость в занятия спортом, сделать привычку к занятиям физической культурой новой чертой студенческой молодежи.
По нашему мнению, комплекс ГТО станет основой всей системы физического воспитания студенческой молодежи в будущем, а его нормативы на протяжении многих лет послужат ориентирами разносторонней физической подготовки. Он сыграет важную роль в развитии массового физкультурного движения в нашей стране.
В результате проведенной работы, мы можем констатировать, что особенностью подготовки студентов для сдачи норм ВФСК ГТО выступает целенаправленная организация силовой подготовки студентов в рамках проведения практических занятий по физической культуре.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Азбука физкультурника: сб. ст. - Тарту/Тартус. гос. ун-т, 2006.
2. Аксельрод, С. Л. Лыжи в комплексе ГТО / С. Л. Аксельрод. - Москва : Физкультура и спорт, 2000. - 64 с.
3. Безносиков, Е. Я. Всесоюзному физкультурному комплексу "Готов к труду и обороне СССР" - 50 лет : Учебно-метод. пособие для студ. /Под ред. Е. Я. Безносиков. - Минск, 2011. - 36 с.
4. Бондаревский, Е. Я. Научно-методические основы Всесоюзного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (ГТО) / Метод. разраб. для студ. ин-тов физ.культ. - Москва, 1980. - 44 с.
5. Михайлов, Н. А. //Будь смелым и умелым! Пособие по подготовке к сдаче норм ГТО 1, 2 и 3 ступеней /Под ред. В. У. Агеевца. - Москва : Физкультура и спорт, 2009.
6. Виленский, М. Я. Комплекс ГТО в физическом воспитании студентов Учебно- метод. пособие / Под ред. М. Я. Виленский, В. В. Михайлов, Н. А. Левенко. - Москва, 1979. - 110 с.
7. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО)/документы и метод.материалы/под общ. ред. В. Л. Мутко// М- во спорта Рос. Федерации. - Москва : Сов.спорт, 2014.- 60 с.
8. Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР". -3-е изд., доп. - Москва : Физкультура и спорт, 1957. - 36 с.
9. ГТО в коллективе физической культуры / ред. И. Т. Осипов. - Москва : Физкультура и спорт, 1961. - 228 с.
10. ГТО высокие ступени / Сост. Г. Хачкованян. -Москва : Мол.гвардия, 2015. -104 с.
11. ГТО - это здоровье/рекомендации по подготовке к сдаче норм комплекса ГТО V ступени / под ред. В. У. Агеевца. - Москва : Физкультура и спорт, 1980. -72 с.
12. Горбунов, В. В. Все на старты ГТО/ В. В. Горбунов. - Москва :
Физкультура и спорт, 1978. - 64 с.
13. Готов к труду и обороне СССР: Метод.рек. / Авт.-сост.
A. П. Колтановский. - Москва, 1973. -132 с.
14. Комплекс ГТО, IV ступень: прогр. для коллективов физ. культуры и спорт.клубов/ сост. В. А. Уваров.- Москва : Физкультура и спорт, 2010. - 32 с.
15. Кудрявцев, В.Г. Физическое совершенство /IV ступень Всесоюз. физкульт. комплекса "Готов к труду и обороне СССР".-2-е издание. - Москва : Физкультура и спорт,1974. - 79 с.
16. Национальные программы формирования здорового образа жизни/междунар. науч.- практ. конгресс, (Москва, 27-29 мая 2014 г.): на рус. и англ. яз.: в 4 т./Министерство спорта Рос. Федерации; Российский гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - Электрон.дан. - Москва : Изд-во РГУФКСМиТ. Т.1:Материалы конгресса.- 2014.
17. Осипов, И. Т. Комплекс ГТО - путь к силе и здоровью. - Москва : Физкультура и спорт,1963. - 64 с.
18. Плещеев, Д. А. Комплекс ГТО и физическая работоспособность/ Д. А. Плещеев, А. В. Лотоненко, Н. К. Чуриков. - Воронеж : Изд-во Воронеж.ун-та,1978. - 30 с.
19. Профессионально-педагогические рекомендации по проведению общеразвивающих упражнений утренней гигиенической гимнастики в комплексе ГТО для различных ступеней: (метод. пособие)/ сост.:
B. М. Смирнов, М. Б. Брусиловский. - Алма-Ата, 1982.-59 с.
20. Романовский, Л.С. Комплексе ГТО/ Л. С. Романовский - Москва, 2014.-80 с.
21. Савельев, А. Д. Эффективность различных объемов двигательной деятельности в подготовке учащихся на основе нормативов нового физкультурного комплекса ГТО (I и II ступеней)/автореф. дис. канд. пед. наук/А. Д. Савельев. - Москва, 2015. - 24 с.
22. Селиверстова, Д. Н. Экспериментальное обоснование методики физического воспитания студентов на основе требований всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР" (Ступень "Физическое совершенство") дис. канд. пед. наук/ Д. Н. Селиверстова. - Москва, 1978. - 24 с.
23. Стариков, В.А. //Комплекс ГТО. Современные перспективы.- Москва : 2015.-36 с.
24. Уткин, В. Л. ГТО: техника движений (с основами контроля и оптимизации)/ В. Л. Уткин; под ред. В. М. Зациорского. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 110 с.
25. Асташина, М.П. //Тенденции развития массового физкультурно-спортивного движения в субъектах Российской Федерации/ М. П. Асташина // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта: материалы V науч. практ. конф. в рамках Всесоюз. форума "Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта", 29 мая 2014 г., г. Омск / СибГУФК. - Омск, 2014. - 177-185с.
26. Возродимо ли на деле ГТО? Президентская инициатива //Спорт для всех.-2013.- № 6 (март. )
27. Возрождение или новый старт?/ О комплексе ГТО // Спорт для всех. - 2014. - № 12 (июнь).
28. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта /Москва, 13 марта 2013 г. //Сборник официальных документов и материалов Минспорта России. - 2013. - № 4. - С. 27-29.
29. ГТО: перезагрузка //Аккредитация в образовании. - 2014. № 71
(апр.). - С. 7-8.
30. Готов к труду и обороне: спец. выпуск: /возрождение спортивных традиций на Омском производственном объединении "Радиозавод имени А.С. Попова". //Военные знания.- 2011.- № 5-6.
31. Гурский, А. В. //Возвращение ГТО/А. В. Гурский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 4.
32. Жохов, В. С. Предшественники комплекса ГТО / В. С. Жохов //
Физическая культура в школе. - 2014. - № 7.
33. Заседание совета по развитию физической культуры и спорта/В. Путин //Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - С. 3-20.
34. Комплекс ГТО в XXI веке /Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса "Готов к труду и защите отечества" в 2008-2010гг. /В. А. Кабачков// Вестник спортивной науки. - 2010 - № 2.
35. Крикорьянц, Д. О. Введение норм ГТО на территории Омской области/Д. О. Крикорьянц //Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта: материалы V науч. практ. конф. в рамках Все союз. форума "Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта"/29 мая 2014 г. г. Омск / СибГУФК. - Омск, 2014. - С. 225-227.
36. Курамшин, Ю. Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов: история создания и развитие/ Ю. Ф. Курамшин, Р. М. Гадельшин. //Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 9-12.
37. Мозговой, В. А. ГТО: сорок лет спустя/ В. А. Мозговой, О. Леонтьева // Спорт в школе. - 2014. - № 7-9.
38. Перова, Е. И. Комплекс ГТО в XXI веке /Е. И. Перова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 6.
39. Раевский, Р. Т. Секционная работа как механизм реализации комплекса ГТО/Р. Т. Раевский // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - № 1. - С. 50-57.
40. Табаков, А.И. К вопросу о необходимости совершенствования функционирования системы физического воспитания школьников в современных условиях/А. И. Табаков, Л. С. Дормидонтова // Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта/ материалы V науч. практ. конф. в рамках Всесоюз. форума "Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта"/ 29 мая 2014 г. - Омск, 2014. - С. 256¬257.
41. Титушина, Н.В. Факторы, определяющие необходимость внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России/Н. В. Титушина. //Национальный ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Ученые записки университета / СПбНГУФК. - Санкт-Петербург. - 2014. - № 7 (113). - С.168-171.
42. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года/ Е. И. Перова //Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.