Ономастикой литературной сказки Д.Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» как воплощение концептуальной картины мира
|
Введение 5
1 Основные тенденции в определении ономастикона в лингвистике 8
1.1 Понятие имени собственного 8
1.2 Принципы номинации имен собственных 12
1.3 Функции литературных онимов 16
2 Концептуальная картина мира в литературной сказке Д. Роулинг
«Гарри Поттер и философский камень» 22
2.1 Концептуальная картина мира как основа понимания смысла
речевого произведения 22
2.2 Отражение концептуальной картины мира в произведении «Гарри
Поттер и философский камень» 31
3 Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении
английского языка (на материале сказки Д. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень) 35
3.1 Изучение ономастики в школе 35
3.2 Разработка урока для 10-го класса «Ономастикон литературной
сказки «Гарри Поттер и философский камень" 39
Заключение 47
Список использованных источников 49
1 Основные тенденции в определении ономастикона в лингвистике 8
1.1 Понятие имени собственного 8
1.2 Принципы номинации имен собственных 12
1.3 Функции литературных онимов 16
2 Концептуальная картина мира в литературной сказке Д. Роулинг
«Гарри Поттер и философский камень» 22
2.1 Концептуальная картина мира как основа понимания смысла
речевого произведения 22
2.2 Отражение концептуальной картины мира в произведении «Гарри
Поттер и философский камень» 31
3 Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении
английского языка (на материале сказки Д. Роулинг "Гарри Поттер и философский камень) 35
3.1 Изучение ономастики в школе 35
3.2 Разработка урока для 10-го класса «Ономастикон литературной
сказки «Гарри Поттер и философский камень" 39
Заключение 47
Список использованных источников 49
Имена собственные с незапамятных времен привлекали интерес ученых. Исследователей интересовала история их появления, роль и значение, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями людей, с окружающей природой. В настоящее время интерес к ономастике существенно вырос. Он выражается в появлении различного рода книг, посвященных тайнам имени собственного, в издании многочисленных словарей личных имен и фамилий, а также в большом количестве научных работ.
Ономастикон - это совокупность собственных имён в каком-либо языке, у отдельного народа, на какой-то определенной территории. Системы собственных имён изучаются ономастикой [21]. Ономастикон в своей изначальной языковой среде обладает сложной смысловой структурой, уникальными особенностями формы и этимологии, способностями к видоизменению и словообразованию, многочисленными связями с другими единицами и категориями языка. Имя собственное - объект ономастики, лингвистической науки, в определении которой, по мнению Никонова В.А. «слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого объекта среди других объектов и его индивидуализации и идентификации» [29].
Особый интерес к изучению имен собственных представляет творчество Джоан Роулинг (Joanne Rowling), британской писательницы, сценариста и кинопродюсера, наиболее известной как автора серии романов о Гарри Поттере. Произведения о Гарри Поттере, по общему признанию критиков, представляют собой оригинальное явление в мировой литературе ХХ столетия. Омонимы этого произведения вобрали в себя веяния разных эпох и культур. Они занимают одну из главных позиций в вербальном пространстве произведения, воплощая его художественную концепцию, способствуя решению автором индивидуально - эстетических задач. Вместе с тем, с одной стороны, онимы участвуют в раскрытии главной темы произведения, выступают в качестве ключевых слов в композиции текста, а с другой - служат основой создания искусственных языков Д. Роулинг, фигурирующих в произведении.
Сегодня отсутствует целостное описание ономастической системы произведения Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Среди трудов, посвященных полностью или частично ономастикону произведения «Гарри Поттер и философский камень», следует выделить работы Сиренко О.И., Чагдурова А.Б.
Таким образом, актуальность данной работы определяется, во-первых, общими задачами изучения онимов как единиц текста, способствующих постижению глубинного смысла произведения. Во-вторых, ономастическая лексика предоставляет возможности для исследования методов индивидуально-авторской организации вымышленного именника, системы контекстных связей, подтверждающих выбор назывных единиц. В-третьих, исследование ономастикона книги «Гарри Поттер и философский камень» позволит проникнуть в авторскую лабораторию и выявить внутренние закономерности организации ономастических систем вымышленных языков.
Объектом исследования является ономастикон английского языка.
Предметом - ономастикон произведения Д. Роуллинг «Гарри Поттер и философский камень» как средство воплощения в нем концептуальной картины мира.
Материалом данного исследования являются поэтонимы, отобранные из произведения Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», их функции и специфика использования в художественном тексте.
Цель данной работы заключается в анализе поэтонимов в произведении Джоан Роуллинг «Гарри Поттер и философский камень».
В соответствии с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
1) Установить состав поэтонимов произведения Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» и дать их предметную классификацию;
2) Выявить способы номинации и описать модели образования поэтонимов в произведении «Гарри Поттер и философский камень»;
3) Определить функции поэтонимов в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» и описать приемы их реализации в художественном тексте.
4) Охарактеризовать концептуальную картину мира , воплощенную в произведении посредством его ономастикона;
5) Разработать урок «Ономастикон литературной сказки Д. Роулинг Гарри Поттер и философский камень» (10 кл.).
Методы исследования: трансформационный и субституционный анализ художественной и научно-методической литературы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в разработку актуальных проблем общей и частной ономастики, семасиологии, идиостиля писателя.
Практическое значение. Результаты работы найдут применение при в филологических курсах, посвященных творчеству зарубежных писателей и развитию жанра литературной сказки в целом (и фэнтези- в частности) в английской литературе.
Результаты работы были доложены и обсуждены на заседании методического объединения учителей иностранного языка города Лесосибирска.
Ономастикон - это совокупность собственных имён в каком-либо языке, у отдельного народа, на какой-то определенной территории. Системы собственных имён изучаются ономастикой [21]. Ономастикон в своей изначальной языковой среде обладает сложной смысловой структурой, уникальными особенностями формы и этимологии, способностями к видоизменению и словообразованию, многочисленными связями с другими единицами и категориями языка. Имя собственное - объект ономастики, лингвистической науки, в определении которой, по мнению Никонова В.А. «слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого объекта среди других объектов и его индивидуализации и идентификации» [29].
Особый интерес к изучению имен собственных представляет творчество Джоан Роулинг (Joanne Rowling), британской писательницы, сценариста и кинопродюсера, наиболее известной как автора серии романов о Гарри Поттере. Произведения о Гарри Поттере, по общему признанию критиков, представляют собой оригинальное явление в мировой литературе ХХ столетия. Омонимы этого произведения вобрали в себя веяния разных эпох и культур. Они занимают одну из главных позиций в вербальном пространстве произведения, воплощая его художественную концепцию, способствуя решению автором индивидуально - эстетических задач. Вместе с тем, с одной стороны, онимы участвуют в раскрытии главной темы произведения, выступают в качестве ключевых слов в композиции текста, а с другой - служат основой создания искусственных языков Д. Роулинг, фигурирующих в произведении.
Сегодня отсутствует целостное описание ономастической системы произведения Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». Среди трудов, посвященных полностью или частично ономастикону произведения «Гарри Поттер и философский камень», следует выделить работы Сиренко О.И., Чагдурова А.Б.
Таким образом, актуальность данной работы определяется, во-первых, общими задачами изучения онимов как единиц текста, способствующих постижению глубинного смысла произведения. Во-вторых, ономастическая лексика предоставляет возможности для исследования методов индивидуально-авторской организации вымышленного именника, системы контекстных связей, подтверждающих выбор назывных единиц. В-третьих, исследование ономастикона книги «Гарри Поттер и философский камень» позволит проникнуть в авторскую лабораторию и выявить внутренние закономерности организации ономастических систем вымышленных языков.
Объектом исследования является ономастикон английского языка.
Предметом - ономастикон произведения Д. Роуллинг «Гарри Поттер и философский камень» как средство воплощения в нем концептуальной картины мира.
Материалом данного исследования являются поэтонимы, отобранные из произведения Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», их функции и специфика использования в художественном тексте.
Цель данной работы заключается в анализе поэтонимов в произведении Джоан Роуллинг «Гарри Поттер и философский камень».
В соответствии с поставленной целью в работе предлагается решить следующие задачи:
1) Установить состав поэтонимов произведения Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» и дать их предметную классификацию;
2) Выявить способы номинации и описать модели образования поэтонимов в произведении «Гарри Поттер и философский камень»;
3) Определить функции поэтонимов в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» и описать приемы их реализации в художественном тексте.
4) Охарактеризовать концептуальную картину мира , воплощенную в произведении посредством его ономастикона;
5) Разработать урок «Ономастикон литературной сказки Д. Роулинг Гарри Поттер и философский камень» (10 кл.).
Методы исследования: трансформационный и субституционный анализ художественной и научно-методической литературы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в разработку актуальных проблем общей и частной ономастики, семасиологии, идиостиля писателя.
Практическое значение. Результаты работы найдут применение при в филологических курсах, посвященных творчеству зарубежных писателей и развитию жанра литературной сказки в целом (и фэнтези- в частности) в английской литературе.
Результаты работы были доложены и обсуждены на заседании методического объединения учителей иностранного языка города Лесосибирска.
В ходе нашего исследования, опираясь на труды известных лингвистов, и философов, мы рассмотрели ключевые понятия лингвистики, дали определения концептуальной картине мира и выяснили особенности литературной сказки «Гарри Поттер и философский камень», что и было целью данной дипломной работы.
Рассмотрев признаки имён собственных в произведении, мы пришли к выводу о том, что литературное имя отражает в своей семантике не только замысел автора, но и выражает ценностные ориентации лингвокультурного сообщества, концептуальную картину мира.
Разбираясь в структурно-семантических особенностях имён собственных в литературной сказке, невозможно не заметить экспрессивность и образность ИС. Таким образом, изучение ИС как важного стилеобразующего элемента в ономастической системе текста включает исследование структурной организации ономастического пространства, принципов и способов номинации персонажей, стилистических функций онимов, их ассоциативных связей, соотнесенных с реализацией конкретного образа, замысла произведения, позицией автора.
Во второй главе мы с помощью анализа работ таких авторов как, Б.А. Серебрянникова, Л.А. Шариковой, Р.И. Павиленис и т.д., рассмотрели содержание термина «концептуальная картина мира», выявили ее составляющие в произведении Д. Роуллинг.
Мы определили, что номинация в произведении «Гарри Поттер и философский камень» содержит указание на особенности характера персонажей; на их профессию и должность, на социальный статус и положение; указание на особенности внешности, их происхождения, связь с именами персонажей из других литературных произведений, мифов и легенд и др.
Результаты нашего исследования мы применили на практике и провели урок по теме «Ономастикон литературной сказки Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», разработанный для учащихся 10-го класса. Учащиеся проявили интерес к теме нашего исследования и активно принимали участие в ходе урока, посвященного ономастикону «Гарри Поттера». Учащиеся с большим удовольствием прочитали отрывок произведения и нашли много примеров номинации, определили роль номинации в концептуальной картине мира.
Рассмотрев признаки имён собственных в произведении, мы пришли к выводу о том, что литературное имя отражает в своей семантике не только замысел автора, но и выражает ценностные ориентации лингвокультурного сообщества, концептуальную картину мира.
Разбираясь в структурно-семантических особенностях имён собственных в литературной сказке, невозможно не заметить экспрессивность и образность ИС. Таким образом, изучение ИС как важного стилеобразующего элемента в ономастической системе текста включает исследование структурной организации ономастического пространства, принципов и способов номинации персонажей, стилистических функций онимов, их ассоциативных связей, соотнесенных с реализацией конкретного образа, замысла произведения, позицией автора.
Во второй главе мы с помощью анализа работ таких авторов как, Б.А. Серебрянникова, Л.А. Шариковой, Р.И. Павиленис и т.д., рассмотрели содержание термина «концептуальная картина мира», выявили ее составляющие в произведении Д. Роуллинг.
Мы определили, что номинация в произведении «Гарри Поттер и философский камень» содержит указание на особенности характера персонажей; на их профессию и должность, на социальный статус и положение; указание на особенности внешности, их происхождения, связь с именами персонажей из других литературных произведений, мифов и легенд и др.
Результаты нашего исследования мы применили на практике и провели урок по теме «Ономастикон литературной сказки Д. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», разработанный для учащихся 10-го класса. Учащиеся проявили интерес к теме нашего исследования и активно принимали участие в ходе урока, посвященного ономастикону «Гарри Поттера». Учащиеся с большим удовольствием прочитали отрывок произведения и нашли много примеров номинации, определили роль номинации в концептуальной картине мира.



