Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы развития регулятивных универсальных
учебных действий обучающихся основной школы 7
1.1. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающихся основной школы 7
1.2. Развитие регулятивных универсальных учебных действий у
обучающихся основной школы 25
1.3. Использование образовательного блога для развития универсальных
учебных действий 48
2. Разработка структуры и содержания образовательного блога
для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы 58
2.1. Аналитический обзор образовательных блогов 58
2.2. Блог «Развитие регулятивных УУД» 63
2.3. Экспертная оценка структуры и содержания
блога «Развитие регулятивных УУД» 74
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложение А
Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. В современном обществе обучение понимается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [22].
В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, — гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок [21].
Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий в основной школе основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) этот термин можно определить как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 27].
Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития у учащихся регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Нужно отметить, что кроме наличия научных и практических наработок и признания необходимости формирования и развития регулятивных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала информационно-коммуникационных технологий, в том числе образовательного блога при развитии компонентов регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.
В рамках реализации ФГОС нового поколения изменяется подход к организации информационного пространства образовательного учреждения. Среди большого количества современных направлений информатизации образования введение интернет-технологий в образовательный контекст — одно из приоритетных. Высочайший уровень плотности информационного пространства, в котором находимся сегодня педагоги и ученики, требует освоения специальных приемов работы с информацией.
Учебный процесс, строящийся с опорой на образовательные блоги, предоставляет обучающимся возможность формирования ряда компетенций, определяемых ФГОС ООО, таких как:
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;
- способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями;
- готовность к самостоятельной работе.
Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании использования образовательного блога для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Цель исследования: обосновать развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы средствами образовательного блога.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательный блог как инструмент развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
2. Раскрыть сущность и структуру регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выявить возможности образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы.
4. Провести аналитический обзор образовательных блогов.
5. Разработать структуру и содержание образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы в учебной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию образовательного блога для развития регулятивных УУД обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме развития регулятивных УУД;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям основной школы, так как:
Представленные в исследовании образовательный блог и методические рекомендации по подбору заданий направлены на развитие регулятивных универсальных учебных действий, используя которые учителя смогут создать для каждого ребёнка условия для формирования личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. Формирование и развитие универсальных учебных действий связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающегося: 5-7 класс (11-13 лет) и 8-9 класс (14-15 лет). Каждый из них имеет своё психологопедагогическое содержание, предполагает решение определённых педагогических задач и нацелен на получение определённого образовательного результата.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов универсальных учебных действий определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе может осуществляться только в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие универсальных учебных действий, поэтому учителям-предметникам для достижения наилучших результатов необходимо работать согласованно, в команде.
3. Инструменты ИКТ — одни из главных инструментов в развитии УУД. Один из самых интересных сервисов по сопровождению учебного процесса — образовательный блог. Блог — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
В контексте развития регулятивных универсальных учебных действий следует отметить возможность блога обеспечивать/сопровождать учебный процесс: обсуждение спорных вопросов и актуальных про6лем (асинхронный диалог); обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать свое мнение); совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп; мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).
4. Аналитический обзор образовательных блогов был проведен по следующим критериям:
Критерий 1. Подбор заданий на развитие регулятивных УУД: задачи исследовательского характера, учебные ситуации, развивающие задачи, продуктивные задания.
Критерий 2. Содержательность: периодичность обновления, тематика сообщений, актуальность содержания, авторская позиция, стиль и грамотность сообщений.
Критерий 3. Технологичность: дизайн и оформление, удобство навигации, мульмедийность.
Критерий 4. Социальность: готовность к обмену и совместной работе, организация интерактивности и обратной связи, сетевая культура, этикет, авторское право.
В проанализированных блогах присутствуют разделы, содержащие в себе задания, которые можно использовать для развития регулятивных УУД. В результате анализа была разработана структура собственного блога «Развитие регулятивных УУД».
5. Образовательный блог «Развитие регулятивных УУД» разработан с помощью веб-сервиса «Blogger.com» на платформе Google. Адрес блога: http://uudbortneva.blogspot.ru/. Данный блог разработан как для обучающихся средней школы, так и для учителей — есть страницы для обучающихся с заданиями и информативные страницы для учителя.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
6. Методические рекомендации для учителя по ведению блога для развития регулятивных УУД состоят из трех разделов: технология создания блога (как создать свой блог, типы блогов, проблемы при создании блогов, советы по созданию блогов); содержание блога для развития регулятивных УУД (технологии развития регулятивных УУД, основные методы и приёмы развития УУД, типы учебных задач); организация учебно-исследовательской и проектной деятельности (общие рекомендации).
Была проведена экспертная оценка блога «Развитие регулятивных УУД» и разработанных методических рекомендаций по ведению блога. Разработанные и представленные для экспертизы учебно-методические материалы рекомендуются к использованию в учебном процессе основной школы.
Гипотеза о том, что образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - М.: Пер Сэ, 2001. - 238 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие. для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Барсукова, А.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы средствами внеурочной деятельности по технологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 3 (18). [Электронный ресурс] А.Н. Барсукова. - URL: http: //sibac.info/archive/guman/3 (18).pdf
4. Блог как образовательный инструмент [Электронный ресурс]. - URL: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry= 921.
5. Блог О. Пивненко. Что и кому дает блог? [Электронный ресурс]. - URL: http://inf548.blogspot.ru/2011/04/blog-post 27.html.
6. Блог-урок — это реально! (Как организовать и провести 45-минутный урок на блоге) [Электронный ресурс]. - URL: https://edugalaxv.intel.ru/?automodule=blog&blogid=8&showentrv=114.
7. Бурменская, В.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / B. Г. Бурменская. - М.: Просвещение, 2013. - 87 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 2009. - 536 с.
9. Джиоева, А.Р. О видах универсальных учебных действий и их реализации в условиях общеобразовательной школы // Синергия. - 2016. - № 1. -
C. 7-13 [Электронный ресурс] / А.Р. Джиоева. - URL: http://cvberleninka.ru/article/n/o-vidah-universalnvh-uchebnvh-devstviv-i-ih- realizatsii-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 15.06.2016).
10. Иванова, И.А. Образовательный блог как инструмент создания учебной среды [Электронный ресурс] / И.А. Иванова. - URL: http: //dinastya2010.blo gspot.ru/2012/12/blog-post 13 .html.
11. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент /О.А. Карабанова. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
12. Картавых, М.А. Развитие универсальных учебных действий познавательного характера у обучающихся основной школы / М.А. Картавых, Щепетильников, А.А. // Международный научный журнал «Символ науки». - № 2/2016. - С. 115-118 [Электронный ресурс].- URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-universalnvh-uchebnyh-
devstviv-poznavatelnogo-haraktera-u-obuchavuschihsva-osnovnov-shkolv.
13. Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова,А.М. Кондакова. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
14. Кудрявцева, И.А. Образовательный блог в деятельности учителя- предметника // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 408-410 [Электронный ресурс] И.А. Кудрявцева.
- URL: http: //www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1646/.
15. Мастерская М. Курвитс. Виды образовательных блогов [Электронный ресурс]. - URL: http://blognauroke.blogspot.ru/2009/09/blog-post 4811 .html.
16. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1998 [Электронный ресурс] / Л.Ф. Обухова. - URL: http://psvchlib.ru/mgppu/ODe/ODe-001 .htm.
17. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учебно- метод. пособие / Е.Д. Патаракин. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с.
18. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2004. - 368 с.
19. Программа развития универсальных учебных действий (ФГОС ООО) в ГБОУ СОШ № 2045 // Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ г. Москвы СОШ № 2045 [Электронный ресурс]. - URL: http://sch2045zg.mskobr.ru/info edu/education/.
20. Стародубцев, В.А. Создание персональной образовательной среды преподавателя вуза: учебное пособие / В.А. Стародубцев; Томский политехнический ун-т. - Томск: Изд-во Томского политехнического унта, 2013. - 118 с.
21. Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования [Электронный ресурс]. - URL:
http://минобрнаvки■рф/documents/543■
22. Фролова, Е.В. Программа развития универсальных учебных действий на
ступени основного общего образования [Электронный ресурс] / Е.В. Фролова. - URL:
https://infourok.ru/programma razvitiya universalnyh uchebnyh deystviy
na stupeni osnovnogo obschego obrazovaniya-574775.htm.