Образовательный блог как инструмент развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты проблемы развития регулятивных универсальных
учебных действий обучающихся основной школы 7
1.1. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающихся основной школы 7
1.2. Развитие регулятивных универсальных учебных действий у
обучающихся основной школы 25
1.3. Использование образовательного блога для развития универсальных
учебных действий 48
2. Разработка структуры и содержания образовательного блога
для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы 58
2.1. Аналитический обзор образовательных блогов 58
2.2. Блог «Развитие регулятивных УУД» 63
2.3. Экспертная оценка структуры и содержания
блога «Развитие регулятивных УУД» 74
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложение А
1. Теоретические аспекты проблемы развития регулятивных универсальных
учебных действий обучающихся основной школы 7
1.1. Возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающихся основной школы 7
1.2. Развитие регулятивных универсальных учебных действий у
обучающихся основной школы 25
1.3. Использование образовательного блога для развития универсальных
учебных действий 48
2. Разработка структуры и содержания образовательного блога
для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы 58
2.1. Аналитический обзор образовательных блогов 58
2.2. Блог «Развитие регулятивных УУД» 63
2.3. Экспертная оценка структуры и содержания
блога «Развитие регулятивных УУД» 74
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложение А
Актуальность. За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. В современном обществе обучение понимается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [22].
В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, — гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок [21].
Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий в основной школе основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) этот термин можно определить как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 27].
Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития у учащихся регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Нужно отметить, что кроме наличия научных и практических наработок и признания необходимости формирования и развития регулятивных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала информационно-коммуникационных технологий, в том числе образовательного блога при развитии компонентов регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.
В рамках реализации ФГОС нового поколения изменяется подход к организации информационного пространства образовательного учреждения. Среди большого количества современных направлений информатизации образования введение интернет-технологий в образовательный контекст — одно из приоритетных. Высочайший уровень плотности информационного пространства, в котором находимся сегодня педагоги и ученики, требует освоения специальных приемов работы с информацией.
Учебный процесс, строящийся с опорой на образовательные блоги, предоставляет обучающимся возможность формирования ряда компетенций, определяемых ФГОС ООО, таких как:
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;
- способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями;
- готовность к самостоятельной работе.
Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании использования образовательного блога для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Цель исследования: обосновать развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы средствами образовательного блога.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательный блог как инструмент развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
2. Раскрыть сущность и структуру регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выявить возможности образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы.
4. Провести аналитический обзор образовательных блогов.
5. Разработать структуру и содержание образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы в учебной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию образовательного блога для развития регулятивных УУД обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме развития регулятивных УУД;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям основной школы, так как:
Представленные в исследовании образовательный блог и методические рекомендации по подбору заданий направлены на развитие регулятивных универсальных учебных действий, используя которые учителя смогут создать для каждого ребёнка условия для формирования личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса [22].
В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, — гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок [21].
Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий в основной школе основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле (собственно психологическом) этот термин можно определить как «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 27].
Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития у учащихся регулятивных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Нужно отметить, что кроме наличия научных и практических наработок и признания необходимости формирования и развития регулятивных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в практике потенциала информационно-коммуникационных технологий, в том числе образовательного блога при развитии компонентов регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся основной школы.
В рамках реализации ФГОС нового поколения изменяется подход к организации информационного пространства образовательного учреждения. Среди большого количества современных направлений информатизации образования введение интернет-технологий в образовательный контекст — одно из приоритетных. Высочайший уровень плотности информационного пространства, в котором находимся сегодня педагоги и ученики, требует освоения специальных приемов работы с информацией.
Учебный процесс, строящийся с опорой на образовательные блоги, предоставляет обучающимся возможность формирования ряда компетенций, определяемых ФГОС ООО, таких как:
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
- способность работы с информацией из различных источников, включая сетевые ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;
- способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
- способность использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями;
- готовность к самостоятельной работе.
Таким образом, проблема исследования заключается в обосновании использования образовательного блога для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Цель исследования: обосновать развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы средствами образовательного блога.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательный блог как инструмент развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
2. Раскрыть сущность и структуру регулятивных универсальных учебных действий.
3. Выявить возможности образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы.
4. Провести аналитический обзор образовательных блогов.
5. Разработать структуру и содержание образовательного блога для развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы в учебной деятельности.
6. Разработать методические рекомендации по использованию образовательного блога для развития регулятивных УУД обучающихся основной школы в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов по проблеме развития регулятивных УУД;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны учителям основной школы, так как:
Представленные в исследовании образовательный блог и методические рекомендации по подбору заданий направлены на развитие регулятивных универсальных учебных действий, используя которые учителя смогут создать для каждого ребёнка условия для формирования личности, желающей и умеющей самостоятельно получать знания и применять их в будущем.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов:
1. Формирование и развитие универсальных учебных действий связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающегося: 5-7 класс (11-13 лет) и 8-9 класс (14-15 лет). Каждый из них имеет своё психологопедагогическое содержание, предполагает решение определённых педагогических задач и нацелен на получение определённого образовательного результата.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов универсальных учебных действий определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе может осуществляться только в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие универсальных учебных действий, поэтому учителям-предметникам для достижения наилучших результатов необходимо работать согласованно, в команде.
3. Инструменты ИКТ — одни из главных инструментов в развитии УУД. Один из самых интересных сервисов по сопровождению учебного процесса — образовательный блог. Блог — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
В контексте развития регулятивных универсальных учебных действий следует отметить возможность блога обеспечивать/сопровождать учебный процесс: обсуждение спорных вопросов и актуальных про6лем (асинхронный диалог); обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать свое мнение); совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп; мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).
4. Аналитический обзор образовательных блогов был проведен по следующим критериям:
Критерий 1. Подбор заданий на развитие регулятивных УУД: задачи исследовательского характера, учебные ситуации, развивающие задачи, продуктивные задания.
Критерий 2. Содержательность: периодичность обновления, тематика сообщений, актуальность содержания, авторская позиция, стиль и грамотность сообщений.
Критерий 3. Технологичность: дизайн и оформление, удобство навигации, мульмедийность.
Критерий 4. Социальность: готовность к обмену и совместной работе, организация интерактивности и обратной связи, сетевая культура, этикет, авторское право.
В проанализированных блогах присутствуют разделы, содержащие в себе задания, которые можно использовать для развития регулятивных УУД. В результате анализа была разработана структура собственного блога «Развитие регулятивных УУД».
5. Образовательный блог «Развитие регулятивных УУД» разработан с помощью веб-сервиса «Blogger.com» на платформе Google. Адрес блога: http://uudbortneva.blogspot.ru/. Данный блог разработан как для обучающихся средней школы, так и для учителей — есть страницы для обучающихся с заданиями и информативные страницы для учителя.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
6. Методические рекомендации для учителя по ведению блога для развития регулятивных УУД состоят из трех разделов: технология создания блога (как создать свой блог, типы блогов, проблемы при создании блогов, советы по созданию блогов); содержание блога для развития регулятивных УУД (технологии развития регулятивных УУД, основные методы и приёмы развития УУД, типы учебных задач); организация учебно-исследовательской и проектной деятельности (общие рекомендации).
Была проведена экспертная оценка блога «Развитие регулятивных УУД» и разработанных методических рекомендаций по ведению блога. Разработанные и представленные для экспертизы учебно-методические материалы рекомендуются к использованию в учебном процессе основной школы.
Гипотеза о том, что образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. Формирование и развитие универсальных учебных действий связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающегося: 5-7 класс (11-13 лет) и 8-9 класс (14-15 лет). Каждый из них имеет своё психологопедагогическое содержание, предполагает решение определённых педагогических задач и нацелен на получение определённого образовательного результата.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов универсальных учебных действий определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Регулятивные универсальные учебные действия (Что делать? Как? Зачем? Что изменится? Что уже усвоено и что ещё нужно усвоить?) обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе может осуществляться только в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый учебный предмет вносит свой вклад в развитие универсальных учебных действий, поэтому учителям-предметникам для достижения наилучших результатов необходимо работать согласованно, в команде.
3. Инструменты ИКТ — одни из главных инструментов в развитии УУД. Один из самых интересных сервисов по сопровождению учебного процесса — образовательный блог. Блог — это интернет-журнал событий, интернет-дневник, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
В контексте развития регулятивных универсальных учебных действий следует отметить возможность блога обеспечивать/сопровождать учебный процесс: обсуждение спорных вопросов и актуальных про6лем (асинхронный диалог); обсуждение прочитанного (чтобы побудить учащихся письменно выражать свое мнение); совместная работа над проектом учащихся разных классов или групп; мониторинг выполнения проектов (совместных или индивидуальных).
4. Аналитический обзор образовательных блогов был проведен по следующим критериям:
Критерий 1. Подбор заданий на развитие регулятивных УУД: задачи исследовательского характера, учебные ситуации, развивающие задачи, продуктивные задания.
Критерий 2. Содержательность: периодичность обновления, тематика сообщений, актуальность содержания, авторская позиция, стиль и грамотность сообщений.
Критерий 3. Технологичность: дизайн и оформление, удобство навигации, мульмедийность.
Критерий 4. Социальность: готовность к обмену и совместной работе, организация интерактивности и обратной связи, сетевая культура, этикет, авторское право.
В проанализированных блогах присутствуют разделы, содержащие в себе задания, которые можно использовать для развития регулятивных УУД. В результате анализа была разработана структура собственного блога «Развитие регулятивных УУД».
5. Образовательный блог «Развитие регулятивных УУД» разработан с помощью веб-сервиса «Blogger.com» на платформе Google. Адрес блога: http://uudbortneva.blogspot.ru/. Данный блог разработан как для обучающихся средней школы, так и для учителей — есть страницы для обучающихся с заданиями и информативные страницы для учителя.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
6. Методические рекомендации для учителя по ведению блога для развития регулятивных УУД состоят из трех разделов: технология создания блога (как создать свой блог, типы блогов, проблемы при создании блогов, советы по созданию блогов); содержание блога для развития регулятивных УУД (технологии развития регулятивных УУД, основные методы и приёмы развития УУД, типы учебных задач); организация учебно-исследовательской и проектной деятельности (общие рекомендации).
Была проведена экспертная оценка блога «Развитие регулятивных УУД» и разработанных методических рекомендаций по ведению блога. Разработанные и представленные для экспертизы учебно-методические материалы рекомендуются к использованию в учебном процессе основной школы.
Гипотеза о том, что образовательный блог будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебной деятельности, если с его помощью организована деятельность по решению специально подобранных проблемных задач, направленных на развитие умений целеполагания, планирования, проектирования и самоконтроля учебных действий, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
Подобные работы
- Коммуникативная рефлексия как способ формирования ценностных ориентаций на уроках иностранного языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Рефлексивный потенциал технологии «Языковой портфель» на уроках английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Рефлексивный потенциал технологии «Языковой портфель»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020



