ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ………………………………….. 2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 5
1. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ВАГОННОГО ПАРКА И ПОКАЗАТЕЛИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ……………………………... 6
1.1 Определение вагонопотоков по прибытию и отправлению………. 6
1.2 Обеспечение пунктов погрузки порожними вагонами……………. 8
1.3 Средняя по станции статическая нагрузка…………………………. 9
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАГОНОПОТОКОВ НА СТАНЦИИ……………. 11
2.1 Определение количества вагонов в составе маршрутов…………... 11
2.2 Расчет числа маршрутов за сутки…………………………………… 12
2.3 Расчет числа передаточных поездов и среднего количества вагонов в них по грузовым пунктам……………………………………. 14
2.4 Процент маршрутизации 15
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА СТАНЦИИ И ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЯХ…………………………………………………………………….. 16
3.1 Количество погрузочно-разгрузочных машин и продолжительность грузовых операций………………………………... 16
3.2 Технологический процесс работы контейнерного пункта………… 21
3.3 Выбор типа и марки автомашин для централизованного завоза на станцию и вывоза со станции заданного груза…………………………. 28
3.4 Описание содержания единого технологического процесса работы станции и подъездного пути……………………………………. 30
3.5. Установление порядка приема с подъездных путей и сдачи вагонов на подъездные пути…………………………………………….. 35
3.6 Установление порядка информации о грузовой работе, а также организации суточного и сменного планирования грузовой работы станции……………………………………………………………………. 37
3.7 График единого технологического процесса………………………. 41
3.8 Составление суточного плана-графика работы станции и подъездных путей………………………………………………………… 42
3.9 Описание договора на эксплуатацию подъездного пути………….. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………... 50
ВВЕДЕНИЕ
Железные дороги были и продолжают оставаться основным видом транспорта в общей транспортной системе страны. Единое экономическое пространство, целостность российской государственности, оборона и безопасность страны в значительной степени зависят от устойчивой и надежной работы железных дорог.
Рациональное размещение и развитие железнодорожных станций, продуманная технология их работы — залог успешного выполнения грузовых перевозок, снижения их себестоимости, ускорения оборота вагона, повышения производительности труда.
Правильная организация работы станций, оснащенность их передовой техникой и рациональное ее использование определяет успех осуществления перевозочного процесса. Около 70 % всего времени оборота вагоны находятся под различными операциями на станциях. Чем эффективнее работают станции, тем ниже себестоимость перевозок и тем выше прибыль, получаемая железными дорогами и отраслью в целом. От качественной и эффективной работы станций зависит ритмичная работа участков и направлений, выполнение показателей графика движения и плана формирования поездов, наиболее полное использование технических средств транспорта и. в первую очередь, вагонов и локомотивов.
Грузовые станции общего пользования располагаются, как правило, на окраине города в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и автомобильными дорогами - с промышленными районами города.
Грузовая станция состоит из двух частей:
— парка путей, предназначенных для приема, отправления и сортировки вагонов по точкам подачи,
— грузового двора, где: сосредоточены погрузочно-выгрузочные пути, склады, площадки и механизмы.
Статья 55 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регламентирует отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования регулируются договором, который разрабатывается с учетом технологии работы подъездного пути и технологией работы станции примыкания, основанной на прогрессивных технических нормах.
В зависимости от того, кому принадлежат железнодорожные пути необщего пользования и локомотив, обслуживающий эти железнодорожные пути, заключаются два вида договоров: а) договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования; б) договор, связанный с подачей и уборкой вагонов, когда они осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца таких путей вагоны подаются локомотивом перевозчика только на выставочные пути данных путей. Дальнейшее их продвижение и расстановка по фронтам погрузки и выгрузки осуществляются локомотивом владельца пути. Возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца пути на выставочные пути.
Если железнодорожный путь обслуживается локомотивом перевозчика, вагоны подаются перевозчиком под погрузку или выгрузку непосредственно на железнодорожный путь и расставляются по фронтам погрузки и выгрузки. Отсюда они и забираются после окончания грузовых операций локомотивом перевозчика.
Технология работы железнодорожного пути необщего пользования (подача и уборка вагонов и т.д.) определяется не его принадлежностью владельцу путей необщего пользования или перевозчику, а принадлежностью локомотива, с помощью которого производятся подача и уборка вагонов и иная маневровая работа на железнодорожном пути.
Заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования либо связанных с подачей и уборкой вагонов, обязательно как для перевозчика, так и для владельца пути, грузоотправителя, грузополучателя. Поэтому при неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Арбитражному суду подведомственны также и заявления о рассмотрении разногласий по таким договорам без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда, если перевозчик и владелец пути необщего пользования не пришли к соглашению по имеющимся между ними разногласиям.
Следует иметь в виду, что отношения по эксплуатации путей необщего пользования между владельцами путей необщего пользования и перевозчиками, помимо Устава и договоров, регулируются и другими нормативными актами. К их числу относятся Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и Инструктивные указания Госарбитража СССР от 31 мая 1976 г. N 4-1-14 "О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов". Эти Указания применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.
При наличии у грузоотправителей, грузополучателей складов и погрузочно-разгрузочных площадок на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, подача, уборка вагонов и маневровая работа осуществляются локомотивом перевозчика. Отношения, возникающие при этом между грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиком, регулируются договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов. При этом следует отметить, что порядок подачи и уборки вагонов такой же, как и при договоре, связанном с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, поскольку основным критерием является принадлежность локомотива, а не железнодорожного пути.
Подача вагонов на железнодорожные пути необщего пользования производится по уведомлениям через установленные интервалы времени и по расписанию. Порядок подачи вагонов указывается в договоре, связанном с подачей и уборкой вагонов.
Уведомление о времени подачи вагонов должно передаваться перевозчиком не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Уведомления о времени подачи вагонов передаются круглосуточно. Порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов должны предусматриваться в договоре, связанном с подачей и уборкой вагонов. Расписание подачи и уборки вагонов составляется перевозчиком совместно с владельцем железнодорожного пути необщего пользования с учетом графика движения поездов, технологии работы пути и станции примыкания и утверждается перевозчиком. Расписание подачи и уборки вагонов в случае необходимости пересматривается при изменении графика движения поездов.
За подачу вагонов локомотивом перевозчика к пунктам погрузки и выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих перевозчику, перевозчик взимает сбор в размерах, установленных тарифами. Расстояние, за которое взыскивается сбор за подачу и уборку вагонов, указывается в договоре, связанном с подачей и уборкой вагонов.
Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договорам соответственно между грузоотправителями, грузополучателями и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования.
Стороны договора вправе установить в договоре порядок подачи и уборки вагонов, плату за их пользование, а также ответственность за нарушение условий такого договора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. М.: Транспорт, 1991.
2. Типовой технологический процесс работы сортировочной станции. М.: Транспорт, 1993.
3. Дерибас А.Т., Повороженко В.В., Смехов А.А. Организация грузов и коммерческой работы на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1980.
4. Апатцев В.И., Сухопяткин А.Н., Голубкин Б.П., Олейник О.А., Терешина О.В., Орлов А.М. Грузовые станции общего пользования: Уч. Пос.-М.: РГОТУПС, 2003.
5. Никульникова О.В., Внукова И.Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". – М.: ООО "Новая правовая культура", 2006 г.
6. Методические указания для студентов 4 курса, Москва 2004.