Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Избирательные споры в Российской Федерации

Работа №26900

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Общая характеристика избирательного спора 7
1.1. Понятие и юридическая природа избирательного спора 7
1.2. Структура избирательного спора 24
2. Порядок разрешения избирательных споров 39
2.1. Административный порядок рассмотрения избирательных споров...39
2.2. Судебный порядок рассмотрения избирательных споров 50
Заключение 66
Список использованных источников


Актуальность темы исследования. Установленные Конституцией Российской Федерации положения о народе как носителе суверенитета, единственном источнике власти в Российской Федерации, о праве граждан на участие в государственном управлении и местном самоуправлении, не могут быть реализованы без выборов и референдума. Одной из гарантий реализации указанных положений является защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
При рассмотрении жалоб о нарушении избирательных прав напрямую затрагиваются политические права граждан. При разрешении избирательных споров происходит защита гражданами своего активного или пассивного избирательного права, другими участниками избирательного процесса предоставленных им прав, при этом выявляются пробелы в законодательном регулировании и правоприменительной деятельности, которые способствуют нарушениям, злоупотреблениям правами.
Данные обстоятельства определяют необходимость проведения исследования теоретических и практических аспектов разрешения избирательных споров, систематизировать подходы разрешения избирательных споров, имеющиеся в юридической науке, а также то, что до настоящего времени практически отсутствуют комплексные работы, которые могут дать трактовку института избирательных споров.
Степень научной разработанности темы исследования. Акцентирование внимание на изучении вопросов избирательных споров началось с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в 2002 году. В настоящее время ученые и субъекты правоприменительной деятельности уделяют большое внимание исследованию проблем избирательных споров. Большой вклад в вопросе исследования избирательных споров внесли Е.П. Ищенко, А.О. Казанцев, С.Д. Князев, М.С. Матейкович, Р.А. Охотников, Л.В. Туманова.
Отдельные вопросы избирательных споров исследовали А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев, И.В. Галушко, Л.А. Киселева, Е.И. Колюшин, В.И. Лысенко, А.В. Подшивайлова, М.К. Треушников. Однако большинство публикаций изучают отдельные стороны избирательных споров, в комплексе рассматриваются редко. Среди комплексных исследований избирательных споров можно выделить диссертационные исследования А.О. Казанцева и Р.А. Охотникова, где рассматриваются причины возникновения избирательных споров, дается понятие, определяются признаки исследуемого понятия, также раскрывается процедура рассмотрения избирательных споров.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов, реализацией избирательных прав граждан, а также с защитой нарушенных избирательных прав граждан.
Предметом исследования выступают теоретические положения,раскрывающие содержание понятия избирательных споров как способа защиты избирательных прав, причины их возникновения, а также порядок деятельности избирательных комиссий и судебных органов при разрешении избирательных споров.
Цель исследования заключается в выявление правовой природы избирательных споров, изучении причин их возникновения, видов, порядка разрешения, попытке выработки рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности в данной сфере.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- формулирование понятия избирательных споров и исследование их правовой природы;
- анализ причин возникновения избирательных споров;
- проведение классификации избирательных споров по различным критериям;
- характеристика структурных элементов избирательных споров;
- изучение порядка рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями;
- исследование порядка разрешения избирательных споров судебными органами;
формулирование выводов и предложений, направленных на совершенствование избирательного и процессуального законодательства.
Методологическая основа. При проведении настоящего исследования использовались как общенаучные, так и специальные методы научного анализа.
Среди общенаучных использовались диалектический метод, метод системного анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод аналогии и другие методы.
В процессе исследования использовались специальные методы: специальные методы сбора, анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала, нормативно-логический, системно-структурный методы при изучении и анализе действующего законодательства, практики проведения выборов, сравнительно-правовой метод в ходе исследования вопросов о разрешении избирательных споров избирательными комиссиями и судебными органами, проведение анализа статистических данных и материалов деятельности избирательных комиссии и судебных органов.
Теоретическая основа исследования строится на работах ученых в сфере общей теории права, конституционного и административного права, административного процесса. Среди авторов, изучающих избирательные правоотношения в целом можно выделить О.Н., Акчурина, С.Д Веденееву, Б.С Доронину, Л.А. Киселеву, В.И. Князева, М. Лысенко, И.А. Стародубцеву, Л.В. Туманову, М.А. Туманова, В.Е. Чурова, А.Р. Эбзеева.
Среди авторов, непосредственно изучающих вопросы избирательных споров, можно выделить А. А. Вешнякова, Р.И. Гадельшина, Н.И. Голубкову,О.Н. Доронину, Е.П. Ищенко, А.Е. Ищенко, Р.А. Охотникова, А.В. Пошивайлова, Д.М. Худолея и других авторов.
Нормативно-правовую и эмпирическую основы исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации,судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, вынесенных в связи с рассмотрением избирательных споров, решения Европейского Суда по правам человека, правовые акты избирательных комиссий различного уровня.
• Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Право избирать и быть избранным - одно из важнейших прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, которые не могут быть реализованы без выборов и референдума. Одной из гарантий реализации указанных положений является защита избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
При разрешении избирательных споров происходит защита гражданами своего активного или пассивного избирательного права, другими участниками избирательного процесса предоставленных им прав, при этом выявляются пробелы в законодательном регулировании и правоприменительной деятельности, которые способствуют нарушениям, злоупотреблениям правами.
Среди способов защиты избирательных прав можно выделить применение административной, уголовной, конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства, рассмотрение обращений избирательными комиссиями без инициирования избирательного спора в порядке, установленном п.4 ст.20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и разрешение избирательных споров избирательными комиссиями или судебными органами и конституционный контроль по жалобам граждан. При этом в теории остается открытым вопрос о том, является ли рассмотрение жалоб граждан в рамках конституционного судопроизводства разрешением избирательного спора. Предполагается, что при конституционном рассмотрении жалоб нет второй стороны спора в классическом понимании, в связи с чем можно говорить о механизме преодоления коллизий и пробелов в правовом регулировании избирательного законодательства.
Избирательный процесс в настоящее время в России приобрел постоянный характер в связи с проведением выборов высших органов государственной власти, выборов органов законодательной власти субъектов, органов местного самоуправления. Как и в любом ином, в избирательном процессе возникают конфликты, которые в теории именуются избирательными спорами. Необходимо отметить, что существование избирательных споров опасно для стабильного функционирования государства, так как зачастую именно электоральные конфликты становятся причиной информационно-пропагандистского, финансового, политического и военного вмешательства во внутренние дела государства.
Действующее законодательство не содержит понятия «избирательный спор», в связи с чем среди ученых существуют различные мнения относительно данного вопроса: разногласия по поводу нарушения избирательных прав при проведении выборов, разногласия по поводу применения законодательства о выборах, предполагаемое или реальное нарушение избирательного законодательства. Выработка единого подхода к определению избирательного спора в настоящее время очевидна, так как в этом отражается возросшая » потребность граждан и общества в реализации принципов правового государства и использовании юридических процедур. Предлагается под избирательными спорами понимать различные разногласия, возникающие в связи с предполагаемым или действительным нарушением избирательных прав и права граждан на участие в референдуме при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов, разрешаемых в административном или судебном порядке.
Причины возникновения избирательных споров условно можно разделить на две группы: формально-правовую - причины, которые приводят к подаче жалобы о нарушении избирательных прав и рассмотрении соответствующими органами, и неформализированную - причины, которые не приводят к подаче жалобы из-за отсутствия правовых оснований, но формально являются нарушениями избирательных прав. В большинстве работ авторы акцентируют свое внимание именно на формально-правовых причинах, тогда как неформализованные причины также имеют огромное значение. Среди неформализованных причин можно выделить использование властного ресурса, использование политических технологий, негативными последствиями использования которых является затруднение деятельности избирательных комиссий, создание образа нелегитимных выборов, воздействие на волю граждан в рамках проводимой избирательной кампании. Необходимо обратить внимание на то, что в мировой практике, как и в нашей стране, отсутствует ответственность за применение политических технологий, хотя их применение существенным образом оказывает воздействие на волеизъявление граждан. Предлагается установить ответственность за применение политических технологий.
Вопрос о классификации избирательных споров остается открытым, ученые проводят классификацию по разным основаниям: по предмету обжалования, по значимости, по характеру нарушенных прав, по субъектам, в зависимости от стадийности избирательного процесса и другие. В зависимости от выбранного основания классификации избирательных споров зависит избираемый порядок разрешения избирательного спора, в связи с чем предлагается выработать единые основания классификации избирательных споров.
В структуру избирательного спора включаются субъект, объект, содержание и юридические факты, с которыми связываются возникновение определенных правоотношений. Предлагается субъектов избирательного спора определить как участников процесса по защите предполагаемого или действительно нарушенного избирательного права и права граждан на участие в референдуме при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.
. Действующее законодательство ограничивает круг субъектов, обладающих правом инициирования избирательных споров, относя к ним исключительно избирателей, участников референдума, кандидатов, их доверенных лиц, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдателей, а также комиссии.
Достаточно спорным в науке является вопрос об отнесении к субъектам избирательного спора органов прокуратуры. В настоящее время органы прокуратуры могут обращаться в суд с требованием о назначении выборов, отмены регистрации кандидата, в связи с чем необходимо определить статус органов прокуратуры путем внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Процедура разрешения избирательных споров содержит две составляющие. Первая - рассмотрение возникающих избирательных споров между субъектами, участвующими в избирательном процессе, избирательными комиссиями, вторая - рассмотрение избирательных споров в судебном порядке в случае невозможности рассмотрения возникшего избирательного спора в соответствующей избирательной комиссии или в случае несогласия с принятым избирательной комиссией соответствующего уровня решением.
Закон не содержит разграничения полномочий между судами и избирательными комиссиями по рассмотрению избирательных споров, в связи с чем значительное количество споров рассматривается именно в судебном порядке. Закон также не запрещает заявителю обратиться одновременно с одинаковыми по содержанию жалобами в избирательную комиссию и суд, в таком случае предпочтение по рассмотрению жалобы согласно закону отдается суду. Многие ученые сходятся во мнении, что досудебный порядок рассмотрения избирательных споров является наиболее предпочтительным, в связи с чем возможно закрепление на законодательном уровне обязательного досудебного порядка рассмотрения избирательного спора перед обращением в судебные органы.
Защита избирательных прав во внесудебном порядке предполагает рассмотрение избирательными комиссиями обращений о нарушениях избирательного закона путем принятия мер по восстановлению нарушенного права.
Основные правила административного порядка обжалования изложены в ст.75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: предварительное обращение в избирательную комиссию соответствующего уровня не является обязательным условием для обращения в суд, в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую избирательную комиссию эта комиссия должна приостановить рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу, по запросам избирательных комиссий суд обязан сообщать о принятых им к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.
Результатом рассмотрения жалобы является вынесенное вышестоящей комиссией решение об оставлении жалобы без удовлетворения, отмене обжалуемого решения полностью или в части и принять решение по существу, отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие). По общему правилу решение соответствующей избирательной комиссии вступают в законную силу и обязательны для исполнения с момента их принятия, однако, по инициативе любой из сторон конфликта решение избирательной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Стадии административного производства по делам об оспаривании итогов голосования, результатов выборов законом не определены, до настоящего времени не утверждены единые правила рассмотрения жалоб избирательными комиссиями при нарушении избирательных прав граждан.
Предлагается разработать регламент, положение о порядке работы избирательной комиссии с обращениями граждан и других участников избирательного процесса. Документ должен регулировать вопросы определения подведомственности жалоб избирательным комиссиям, закрепление процедуры рассмотрения обращения и порядок принятия решения комиссией.
Также предлагается включить в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьи, которые будут содержать основные правила рассмотрения избирательных споров избирательными комиссиями: порядок подачи жалобы, процессуальный порядок рассмотрения жалобы, порядок вступления решения в , законную силу, возможность обжалования принятого избирательными комиссиями решения.
Судебное производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентируется главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Одной из существенных особенностей рассмотрения избирательных споров является установление сокращенных сроков для обращения и рассмотрения таких споров, что связано с кратковременным периодом избирательной кампании, а также стремлением государства обеспечить стабильность в работе органов власти, которая может быть нарушена в результате отмены итогов голосования.
Общий срок для защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации согласно п.1 ст.240 Кодекса , административного судопроизводства РФ составляет три месяца со дня, когда стало известно или должно было стать известно о нарушении избирательных « прав граждан.
Процесс рассмотрения избирательных споров судебными органами обладает рядом особенностей, которые выражаются в порядке возбуждения избирательного спора в суде, неравное распределение бремени доказывания, преобладание среди доказательной базы письменных доказательств (подписных листов, списков избирателей), неприменение ряда обеспечительных мер, контроль суда за исполнением вынесенного решения.
В ходе анализа ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающейся отмены решения об итогах голосования, результатах выборов, референдума, можно сделать вывод, что отмена результатов голосования как санкция предусмотрена только за существенные нарушения закона: нарушение правил составления списков избирателей, порядка голосования, формирования избирательной комиссии, некоторые финансовые нарушения, то есть те нарушения, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Однако отмена результатов голосования за нарушение правил подсчета голосов законом не предусмотрена, что является пробелом избирательного законодательства, ведь за совершение процедурных нарушений при подсчете голосов должностные лица могут привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности. Предлагается на законодательном уровне установить санкции для должностных лиц за процедурные нарушения на выборах.
По общему правилу решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование. В силу специфики избирательных споров при рассмотрении указанной дел не применяются возможность утверждения мирового соглашения, увеличение или уменьшение заявленных требований, возможность предъявления встречной жалобы, не применяются правила упрощенного (письменного) производства.
П.6 ст.243 Кодекса административного судопроизводства РФ содержит нормы о немедленном исполнении решения суда. Так, немедленному исполнению подлежат решения о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленном исполнению по правилам, установленным ст.188 настоящего кодекса. При этом к немедленному исполнению не может быть обращено решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата, списка кандидата, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Для суда при разрешении конкретного избирательного спора с учетом всех обстоятельств дела не имеется законодательных препятствий при наличии соответствующей просьбы заявителя обратить решение к немедленному исполнению, в связи с чем предлагается уменьшить количество решений, подлежащих немедленному исполнению.
О возможности компенсации морального вреда при нарушении избирательных прав высказался Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 года № 1-П. В пункте 6 мотивировочной части сказано, что суды должны находить адекватные формы и способы защиты пассивного и активного избирательного права и не могут ограничиваться одной только констатацией нарушения избирательных прав.
Принцип соразмерности требует использования в каждом конкретном случае нарушения избирательных прав соответствующего способа восстановления или компенсации. Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что в случае нарушения активного или пассивного избирательного права они не могут быть восстановлены на проходящих выборах, то компенсация морального вреда может быть взыскана.
Вопрос о принятии Избирательного кодекса РФ до настоящего времени также остается открытым. Одной из причин принятия Избирательного кодекса РФ является большой объем нормативных актов, регулирующих избирательное законодательство. Относительно строения избирательного кодекса среди теоретиков существует несколько точек зрения. Одни авторы предлагают разработать и принять избирательный кодекс РФ только на основе Федерального закона об основных гарантиях. Другие - разработать избирательный кодекс на основе кодификации только специальных федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы и о выборах Президента РФ, который соответственно будет распространяться только на федеральные выборы. Третьи - систематизировать все избирательные законы и на их основе принять избирательный кодекс, регулирующий исчерпывающим образом все выборы. Предлагается принять Избирательный кодекс РФ, отразив в нем все существующее законодательство о выборах.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. № 237. 25.12.1993 года.
2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 года № 21 -ФЗ // Российская газета. № 49. 11.03.2015 года.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 21.02.2014 года № 19-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8. Ст.739.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный закон от
02.05.2012 года № 40-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 07.05.2012. № 19. Ст.2274.
5. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 24.02.2014. № 8. Ст.740.
6. О выборах Президента Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2003 года № 19-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 171.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Российская газета. 15.06.2002. № 106.
8. О Рабочей группе по рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, а также иных жалоб (заявлений) и обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах»( вместе с
«Положением о Рабочей группе по рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, а также иных жалоб (заявлений) и обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах»). Решение Избирательной комиссии Красноярского края от 19.08.2011 N 5/42-6. Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 29.08.2011. № 43(484).
9. Письмо избирательной комиссии Ростовской области от 06.07.2010
года №01-21/163-010// Режим доступа: https:// www.ikro.ru. *
10. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному *
Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 года // Российская газета. 12.11.2009. №214.
11. Проект Избирательного кодекса Российской Федерации по
состоянию на 29.02.2012 года № 28717-6 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
12. Проект примерного положения о работе с обращения граждан и
других участников избирательного и референдумного процессов в
избирательной комиссии, комиссии референдума // Режим доступа:
http://zoom.cikrf.ru/zoom/show_Arc.asp?dc=4&ids=55&nqr=-l&PNum=-l.
Специальная литература
13. Ануфриева Н.П. Проблемы избирательного кодекса России / Н.П.
Ануфриева // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7. - С. 27-32.
14. Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Проблемы регулирования и реализации полномочий наблюдателей в избирательных правоотношениях /Л.Г. Берлявский, Н.А. Тарабан // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 11. - С. 29-33.
15. Боровикова И.А. Административный порядок признания выборов недействительными: субъекты и особенности процедуры / И.А. Боровикова // Академический юридический журнал. 2010. № 2. - С.48-52.
16. Вешняков А.А. Судебная практика по вопросам использования информационных технологий при выборах в Российской Федерации / А.А. Вешняков // Российский судья. 2007. № 1. - С.20-24.
17. Гадельшин Р.И. Избирательные споры, способы их разрешения (по материалам Сибирского Федерального округа): автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.02 / Гадельшин Ринат Ишбульдинович - Тюмень, 2010. -С.22.
18. Гадельшин Р.И. К вопросу о понятии «избирательный спор» / Р.И. Гадёльшин // Вестник Томского государственного университета. 2008. Март. - С.39-44.
19. Голубкова Н.И. Избирательные споры и их роль в электоральнополитическом противостоянии / Н.И. Голубкова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.
Вопросы теории и практики. 2013. № 6-1 (32).
20. Голубкова Н.И. Избирательные споры: причины возникновения и роль институтов гражданского общества в их урегулировании и предотвращении (на основе анализа российской и зарубежной практики) / Н.И. Голубкова // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. - С. 18-21.
21. Джагарян А., Джагарян Н. Право граждан на обжалование итогов
выборов - необходимая мера защиты и (или) вызов демократии. Комментарий к '
Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года № 8-П / А. Джагарян, Н. Джагарян. Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 5. -С.113-130.
22. Доронина О.Н., Акчурин А.Р. Совершенствование механизмов защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации / О.Н. Доронина,А.Р.'Акчурин // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. - С. 15-19.
23. Евсеева О.Ю. К вопросу о подсудности споров, связанных со сроками в избирательном праве / О.Ю. Евсеева // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1. - С.240-245.
24. Избирательная комиссия Красноярского края // Режим доступа:
http://iksrf24.ru.
25. Избирательная система США // Режим доступа: http://www.cikrf.ru/banners/vibor/usa sys.html.
26. История Конституции России. Хрестоматия / под ред. Р.А. Ромашова. Спб, 2010. - С.572.
27. Ищенко Е.П., Ищенко А.Е. Избирательный спор: возникновение, разрешение, предупреждение / Е.П. Ищенко, А.Е. Ищенко. - М.: РЦОИТ, 2002. -С.160.
28. Киселева Л.А. Судебная защита избирательных прав граждан Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.03 / Киселева Лидия Анатольевна - Москва, 1999. - С.22.
29. Князев С.Д. Российское избирательное право: Учебник / С.Д. Князев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001. - С.393.
• 30. Коровин Е.М. Порядок и сроки оспаривания итогов голосования и
результатов выборов в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации / Е.М. Коровин // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7.-С. 12-16. '
31. Кравченко О.А. Вопросы процессуальных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа / О.А. Кравченко // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2013. № 3. - С.39-41.
32. Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах / В.В. Красинский // Режим доступа: http: //www.roiip.ru.
• 33. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.02 / Краснов Константин Валерьевич - Москва, 2000. - С.26.
34. Международное наблюдение за выборами и референдумами: Сборник документов и материалов. - М.: Центральная избирательная комиссия РФ, 2011.
35. Нудненко Л.А. Проблема люстрации в решениях Европейского Суда по правам человека / Л.А. Нудненко. Конституционное и административное право. 2014. № 11. - С.37-42.
36. Охотников Р.А. Избирательные споры (понятие, структура, порядок
рассмотрения): автореферат диссертации кандидата юридических наук:
12.00.02 / Охотников Роман Андреевич - Омск, 2006. - С.29.
37. Охотников Р.А. Понятие и правовая природа избирательных споров / Р.А. Охотников // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6. - С.20- 23.
38. Охотников Р.А. К вопросу о понятии избирательного спора / Р.А.
Охотников // Актуальные проблемы государства и права: Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и -студентов. Владивосток, 2002. - С.55.
39. Пошивайлова А.В. Избирательные споры: юридическая природа и порядок разрешения в судах: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.02 / Пошивайлова Анна Викторовна - Санкт-Петербург, 2009. - С.ЗЗ.
40. Пошивайлова А.В. Понятие избирательного спора: теория вопроса / А.В. Пошивайлова // История государства и права. 2008. № 2. - С.3-5.
41. Пошивайлова А.В. Понятие и особенности избирательного спора / А.В. Пошивайлова // Право и политика. 2005. № 11. - С.23-45.
42. Пучнин А.С., Воробьев А.Н. Особенности разрешения избирательных споров при проведении избирательных кампаний в Тамбовской области / А.С. Пучнин, А.Н. Воробьев // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4. - С.260-268.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ