Введение
1 Теоретические основы формирования регулятивных учебных действий на уроках в начальной школе 6
1.1 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий обучаемых начальной школы 6
1.2 Педагогические приёмы формирования регулятивных учебных
действий младших школьников во время урочной деятельности 18
2 Практические аспекты формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.1 Методические материалы для формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.2 Методические рекомендации по применению материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших
школьников 45
2.3 Результаты апробации разработанных материалов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно - воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника [12, с.6].
В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учусь?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Знания должны осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Именно регулятивные учебные действия подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать её [8,с.34].
Таким образом, тема бакалаврской работы «Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» представляется актуальной.
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, способствующих целенаправленному формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Цель: разработка и обоснование комплекта методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках.
В основе работы положена гипотеза о том, что методические материалы, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- были конкретизированы и соотнесены показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий с дидактическими возможностями проектных задач;
- с использованием различных видов учебных заданий можно было бы проводить не реже одного раза в четверть проектные задачи, направленные на закрепление сформированных регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначим задачи бакалаврской работы:
1. Определить особенности формирования регулятивных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе и конкретизировать требования ФГОС НОО по этой части.
2. Соотнести известные дидактические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с конкретизированными требованиями Стандарта.
3. Разработать методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера.
4. Провести апробацию и проанализировать ее результаты.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный и апробированный комплект методических материалов, включающий примеры проектных задач межпредметного характера может быть использован учителями начальных классов в практике обучения младших школьников для целенаправленного формирования регулятивных универсальных учебных действий во время уроков.
В работе удалось решить следующие задачи: определены особенности формирования регулятивных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе, соотнесены известные дидактические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Разработаны методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера, проведена апробация и проанализированы ее результаты.
Таким образом, можно заключить, что в процессе выполнения бакалаврской работы поставленная цель была достигнута - методические материалы для формирования регулятивных учебных действий разработаны и обоснованы.
Результаты бакалаврской работы могут быть использованы учителями начальных классов в практике образовательного процесса для повышения уровня сформированности регулятивных учебных действий младших школьников.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2011. - 159 с
3. Барышникова, А.Ю. Приёмы формирования регулятивных УУД [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mfourok.ro/priemi- formirovaniya-regulyativnih-uud-v-nachalnoy- shkole-506620.html
4. Блохина, Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников/Е.А.Блохина// Начальная школа плюс до и после, 2010 - №3. - С.20-25.
5. Божович, Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учебник / Е. Д. Божович. - Москва : МПСИ, 2011. - 226 с.
6. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации/ А.Б. Воронцов - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2011. - 72 с.
7. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
8. Воровщиков, С. Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования : учебное пособие / С. Г. Воровщиков - Москва : «Эйдос», 2014. - 56 c.
9. Гирина, Т.В. Развитие регулятивных УУД при работе с текстом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://infourok.ru/tema-po- samoobrazovaniyu-razvitie-regulyativnih-universalnih-deystviy-pri-rabote-s- tekstom-501507.html
10. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://in-exp.ru/mo-2-2010/75- favourit-mo2-10/278-universal-uch-mo02- 10.html
11. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям / Г. М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
12. Кондаков, А.М. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.- 400 с.
13. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
14. Леонтьев, A. A. Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра: учебник / A. A. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2010. - 389 с.
15. Лищинская, Л. Д. Формирование у шестилетних школьников самооценки как компонента учебной деятельности : учебник / Л. Д. Лищинская. - Москва : Педагогика, 2010. - 154 с.
16. Матяш, Е.Н. Методы и приёмы формирования УУД на уроках
математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://infourok.ru/material.html?mid=73265
17. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева/ Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
18. Найн, А. Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций : учебник / А. Я. Найн. - Нижний Новгород : Педагогика, 2014. - 153 с.
19. Огнева, Н.А. Формируем УУД средствами литературного чтения
[Электронный ресурс]. - Режим доступа -
http://zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2
20. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
21. Подина, Н.В. Формирование регулятивных учебных действий в
начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://infourok.ru/doklad_na_temu_formirovanie_regulyativnyh_universalnyh_uch ebnyh_deystviy_na_urokah_v_nachalnoy- 157376.htm
22. Поливаниова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова.-2-е изд.- Москва: Просвещение,
2012. - 192 с.
23. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности : в помощь учителю начальных классов: учебное пособие / Г. В. Репкина. - Томск : Пеленг, 2012. - 61 с.
24. Романова О. Н. Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки/О. Н. Романова, Пискунова Е. В.//Начальная школа плюс до и после, 2010, №12. С. 38-42
25. Улитко, В.В. Проектные задачи в начальной школе: Методические материалы для учителя / В.В. Улитко - Тирасполь: ПГИРО, 2014.- 64 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс]: федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации Статья 7. «Закона об образовании» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://standart.edu.ru/