Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
|
Введение
1 Теоретические основы формирования регулятивных учебных действий на уроках в начальной школе 6
1.1 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий обучаемых начальной школы 6
1.2 Педагогические приёмы формирования регулятивных учебных
действий младших школьников во время урочной деятельности 18
2 Практические аспекты формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.1 Методические материалы для формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.2 Методические рекомендации по применению материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших
школьников 45
2.3 Результаты апробации разработанных материалов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
1 Теоретические основы формирования регулятивных учебных действий на уроках в начальной школе 6
1.1 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий обучаемых начальной школы 6
1.2 Педагогические приёмы формирования регулятивных учебных
действий младших школьников во время урочной деятельности 18
2 Практические аспекты формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.1 Методические материалы для формирования регулятивных учебных действий младших школьников 31
2.2 Методические рекомендации по применению материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших
школьников 45
2.3 Результаты апробации разработанных материалов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно - воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника [12, с.6].
В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учусь?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Знания должны осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Именно регулятивные учебные действия подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать её [8,с.34].
Таким образом, тема бакалаврской работы «Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» представляется актуальной.
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, способствующих целенаправленному формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Цель: разработка и обоснование комплекта методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках.
В основе работы положена гипотеза о том, что методические материалы, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- были конкретизированы и соотнесены показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий с дидактическими возможностями проектных задач;
- с использованием различных видов учебных заданий можно было бы проводить не реже одного раза в четверть проектные задачи, направленные на закрепление сформированных регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначим задачи бакалаврской работы:
1. Определить особенности формирования регулятивных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе и конкретизировать требования ФГОС НОО по этой части.
2. Соотнести известные дидактические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с конкретизированными требованиями Стандарта.
3. Разработать методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера.
4. Провести апробацию и проанализировать ее результаты.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный и апробированный комплект методических материалов, включающий примеры проектных задач межпредметного характера может быть использован учителями начальных классов в практике обучения младших школьников для целенаправленного формирования регулятивных универсальных учебных действий во время уроков.
В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования универсальных учебных действий следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учусь?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Знания должны осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Именно регулятивные учебные действия подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать её [8,с.34].
Таким образом, тема бакалаврской работы «Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» представляется актуальной.
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, способствующих целенаправленному формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Цель: разработка и обоснование комплекта методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках.
В основе работы положена гипотеза о том, что методические материалы, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках в условиях реализации требований ФГОС НОО следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- были конкретизированы и соотнесены показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий с дидактическими возможностями проектных задач;
- с использованием различных видов учебных заданий можно было бы проводить не реже одного раза в четверть проектные задачи, направленные на закрепление сформированных регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой обозначим задачи бакалаврской работы:
1. Определить особенности формирования регулятивных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе и конкретизировать требования ФГОС НОО по этой части.
2. Соотнести известные дидактические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с конкретизированными требованиями Стандарта.
3. Разработать методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера.
4. Провести апробацию и проанализировать ее результаты.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный и апробированный комплект методических материалов, включающий примеры проектных задач межпредметного характера может быть использован учителями начальных классов в практике обучения младших школьников для целенаправленного формирования регулятивных универсальных учебных действий во время уроков.
В работе удалось решить следующие задачи: определены особенности формирования регулятивных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе, соотнесены известные дидактические средства формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Разработаны методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера, проведена апробация и проанализированы ее результаты.
Таким образом, можно заключить, что в процессе выполнения бакалаврской работы поставленная цель была достигнута - методические материалы для формирования регулятивных учебных действий разработаны и обоснованы.
Результаты бакалаврской работы могут быть использованы учителями начальных классов в практике образовательного процесса для повышения уровня сформированности регулятивных учебных действий младших школьников.
Разработаны методические материалы в виде комплекта, включающего примеры проектных задач межпредметного характера, проведена апробация и проанализированы ее результаты.
Таким образом, можно заключить, что в процессе выполнения бакалаврской работы поставленная цель была достигнута - методические материалы для формирования регулятивных учебных действий разработаны и обоснованы.
Результаты бакалаврской работы могут быть использованы учителями начальных классов в практике образовательного процесса для повышения уровня сформированности регулятивных учебных действий младших школьников.
Подобные работы
- Особенности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся кадетской начальной школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся в процессе решения типовых заданий
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



