Введение 11
1 Технико-экономическое обоснование 14
1.1 Парк легковых автомобилей в РФ 16
1.2 Оценка целесообразности модернизации малярно-кузовного участка 26
1.3 Анализ конкурентов 30
2 Маркетинговое исследование рынка услуг по окраске легковых
автомобилей г. Красноярска 32
2.1 Обзор рынка услуг 32
2.2 Емкость рынка 36
2.3 Технологический расчет 39
2.4 Расчет числа постов и автомобиле-мест 42
2.5 Расчет площадей производственных помещений 44
2.6 Расчет площади зон хранения (стоянок) автомобилей 46
3 Конструкторская часть 47
3.1 Патентный поиск 47
3.2 Правка каркаса кузова 49
3.2.1 Оборудование для ремонта кузова 51
3.2.2 Стенды и установки для правки и контроля параметров кузова 54
3.2.3 Конструкция предлагаемого стенда для ремонта кузовов 58
3.3 Расчет основных элементов стенда на прочность 59
4 Безопасность и экологичность проекта 66
4.1 Введение 66
4.2 Общая характеристика производственных помещений ООО «АТЦ
Автограф» 67
4.4 Микроклимат помещения 71
4.5 Освещение 73
4.5.1 Расчет искусственного освещения 73
4.6 Вентиляция 75
4.7 Электробезопасность 79
4.8 Пожарная безопасность 82
4.6.2 Пожарная сигнализация и оповещение 84
4.6.3 Первичные средства пожаротушения 84
4.9 Экологичность проекта 84
4.9.1 Охрана окружающей среды 85
5 Экономическая часть 86
5.1 Расчет капиталовложений 86
5.2. Расчет эксплуатационных затрат 89
5.2.1. Определение фонда оплаты труда окрасочного участка 89
5.2.2 Определение материальных затрат 91
5.3 Расчет доходов 93
5.4 Расчет экономической эффективности 93
Заключение 96
Список использованных источников 97
Приложение А 99
Приложение Б 127
Автомобильный транспорт настолько прочно вошел во все отрасли народного хозяйства, что нормальная жизнедеятельность страны не представляется возможной без его участия. Кроме того, автомобиль сегодня стал реальным и неотъемлемым социальным фактором, органично вписываясь в ритм современной жизни.
Кузов - один из основных агрегатов легкового автомобиля. Стоимость его изготовления составляет 60-70% стоимости всего автомобиля, а трудоемкость изготовления достигает 60% трудоемкости изготовления автомобиля в целом. На изготовление кузова затрачиваются в большом количестве дорогие материалы.
В середине XX столетия автомобилестроители всего мира практически полностью перешли на изготовление несущих конструкций кузовов легковых автомобилей. Любые усовершенствования конструкции и технологии изготовления автомобиля с несущим кузовом не дадут существенного эффекта, если одновременно не будут приняты меры к увеличению долговечности кузова, так как уже созданы агрегаты с большим, чем у кузова сроком службы.
Процессы изнашивания кузовов легковых автомобилей определяются естественным старением материалов, из которых они изготовлены, аварийными повреждениями или сочетанием этих явлений.
Естественное старение материала, проявляемое в виде коррозии металла и усталостного разрушения, зависит от конструктивного оформления кузова, технологии его изготовления, соблюдения правил технического обслуживания и совершенства процессов ремонта. Процесс естественного старения, как правило, учитывается при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей.
С увеличением автомобильного парка растет и число дорожно- транспортных происшествий (ДТП), приводящих к повреждениям автотранспортных средств. Кроме того, трагедия погибших и травмированных в результате ДТП людей требует активизации работ по изучению причин аварий и их предотвращению. При этом нельзя упускать из виду большое финансовое значение проблемы. Ущерб от аварий на дорогах достигает головокружительных значений. Следует также учесть еще и убытки от транспортных пробок, объездов, длительных простоев транспорта. К счастью, вследствие увеличившейся плотности движения, улучшения надежности автомобилей и повышения ответственности водителей, количество тяжелых повреждений, приводящих к смертельным случаям и полной замене кузова автомобиля, уменьшилось. Однако количество незначительных аварий, в которых автомобили получают мелкие и средние повреждения, сильно увеличилось.
Рост числа поврежденных автомобильных кузовов привел и к совершенствованию технологии их ремонта. В технологии ремонта кузова и его окраски произошли такие крупные и значительные изменения, каких не знает ни одна другая отрасль. Новые материалы и технологии в кузовостроении вызвали к жизни новые методы ремонта и более совершенные инструменты. Потребовалось также создать организационные условия для обеспечения срочного ремонта. Иными словами, современное авторемонтное предприятие обеспечивает свой экономический успех и надежное процветание лишь в том случае, если в максимальной степени использует все новейшие достижения в технологии ремонта кузова автомобиля.
Развитие сферы автомобильных услуг характеризуется в последнее время расширением объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, особенно иностранного производства, как новых, так и подержанных, изготовленных различными заводами-производителями. Подобная ситуация вызывает необходимость создания сети современных производств, оснащенных специализированным оборудованием для технического обслуживания и ремонта автомобилей как отечественного, так и иностранного производства.
Восстановление кузова - это очень сложная и обширная область, так как глубина коррозионных разрушений, и деформации, полученные в результате столкновения автомобиля, могут изменяться в больших пределах в зависимости от угла столкновения, скорости, состояния дороги, погоды и т.д. Стоимость восстановления поврежденного кузова может составлять 50—70% общей стоимости ремонтных работ на автомобиле, так как жестяницкие и окрасочные работы на кузове автомобиля относятся к самым дорогим услугам.
Определенные сведения о методах и технологии ремонта кузовов легковых автомобилей, о применяемых при этом инструментах, оборудовании и материалах дают сами автомобилестроители в специальных инструкциях. Однако применение новых материалов и белее высокая степень автоматизации при изготовлении кузовов вызвали к жизни и новые методы ремонта, более совершенные инструменты, а также повышенные требования к организации работ всего комплекса восстановительного ремонта.
Дальнейшее развитие методов ремонта, включающее конструирование деталей с повышением их безопасности, и изменения в области окраски позволяют ожидать дополнительного снижения затрат на ремонт. Расходы на
запчасти при устранении аварийных повреждений могут быть снижены путем использования лишь отдельных частей кузова, - например, передних и задних дверей и крыльев. Разработка определенных групп запчастей на отдельные детали и включение этих деталей в объем поставки запчастей также дают дополнительную экономию. При тяжелых повреждениях оказалось целесообразным заказывать в качестве запчастей целые узлы, которые изготавливаются в процессе сборки кузова автомобиля как промежуточные.
Высокие темпы роста числа автомобилей, принадлежащих гражданам и организациям, усложнение их конструкции, увеличение числа лиц, некомпетентных в вопросах их обслуживания и ремонта, обусловили рост таких сфер деятельности как автосервис и страхование. Развитие сферы автосервиса определяется также уменьшением пропускной способности автомобильных дорог, отсутствием достаточного количества мест для стоянки автомобилей, снижением качества вождения автомобиля и дисциплины водительского состава. Немаловажными факторами развития сферы автомобильного страхования являются высокая аварийность на дорогах, не уменьшающееся количество хищений автомобилей, сильное социальное расслоение общества, небогатая часть которого не способна возместить ущерб от ДТП. Как показывает практика последних лет, данные сферы услуг (автосервис и автострахование) неразрывно связаны друг с другом.
Непривычными могут показаться и главные предпосылки, главные стимулы использования новейших технических достижений в авторемонтном производстве - интересы и требования клиента. Владелец автомобиля в условиях цивилизованного общества лишь тогда платит сполна, когда заказанная им работа выполняется на высоком уровне, быстро и без унизительных для обеих сторон пререканий
В дипломном проекте рассмотрены вопросы совершенствования организации кузовного участка АТЦ «Автограф».
Произведенные исследования показали значительный рост аварийности как по количеству, так и тяжести по г. Красноярску. Анализ существующих технологий восстановительного ремонта показал недостатки в организации работ существующих станций кузовного ремонта, в части сложного кузовного ремонта. Используемые для этого стенды не позволяют правильно направлять правящее усилие силового устройства к поврежденным деталям автомобиля.
В конструкторской части дипломного проекта было предложено оригинальное устройство силового устройство для правки сложных повреждений кузовов автомобилей, произведен расчет основных деталей устройства, выполнены рабочие чертеже некоторых деталей.
Рассмотрены вопросы безопасного производства работ и экологической безопасности.
В экономической части выполнены расчеты материальных затрат, необходимые для внедрения разработок, а также произведен расчет окупаемости вложений.
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.1-
5- е изд., перераб. и доб. - М.: Машиностроение, 1980-728 с.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.2- 5-е изд., перераб. и доб. - М.: Машиностроение, 1980-584 с.
3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т.З- 5-е изд., перераб. и доб. - М.: Машиностроение, 1980-657 с.
4. Белов C.B., Бринза В.Н. Безопасность производственных процессов. Справочник - М. Машиностроение, 1985 - 448 с.
5. Вильжер И., Николя Ж.-П. Технология ремонта кузовов автомобилей /Пер. с франц. Полякова В.Г./-М.:Машиностроение, 1988-472с.
6. Голянд И.Л. Эффективность совершенствования уровня организации работ по технической эксплуатации автотранспортных предприятий. Методические указания к курсовой работе - Красноярск, КрПИ, 1987-16с.
7. Голованенко С.Л. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта - М.: Транспорт, 1984 - ЗОО’с.
8. Дехтеринский Л.В. Проектирование авторемонтных предприятий - М.: Транспорт, 1981-222 с.
9. Дехтеринский Л.В. Технология ремонта автомобиля - М.:Транспорт. 1979 - 342 с.
Ю.Кац А. Автомобильные кузова - 2-е изд. перераб. - М.:Транспорт, 1972 -296 с.
11. Кузнецов Б.Л., Заганова Т.Н. Краткий автомобильный справочник - 10-е изд. перераб и доп. - М.: Транспорт, 1983-220с.
12. Кислюк Р.Д., Прохоров Б.В. Автомобили ВАЗ: ремонт после аварии. Справочник - Л., Машиностроение, 1989-ЗЗЗс.
13. Лапин В.С., Вольберг В.В. Ремонт и восстановление кузовов автомобилей - М.: Высшая школа, 1988-120 с.
14. Плагида В.Е., Охинько В. А. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания - Воронеж: Воронежский университет, 1989 - 295с.
15. Пнаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Справочник по сопротивлению материалов. Киев: Наукова думка, 1975 - 704 с.
16. А. с. 1.209.334 СССР. МКИ В21 Д1/12 Устройство для правки
кузовов/А.В. Перинский, Ю.Д. Дланов, В.И. Кондратьев и д.р. (СССР) - №3780493/25-27; Заявлено 15.08.84; Опубл. 07.02.86, Бюл. №5 - 2 с.
17. А. с. 1.209.333 СССР. МКИ В21 Д1/12. Устройство для правки кузовов транспортных средств/ В.П. Яковлев, Б.В. Прохоров, Ю.Ю. Флигин. (СССР) - №3778009/25-27; Заявлено 27.07.84; Опубл. 07.02.86, Бюл. №5 - 7 с.
18. П. 31.636 США. МКИ В21 Д1/12. Стенд для правки кузовов автомобилей/ Л.А. Ларсон. (США) - №3888100/72-305; Заявлено 31.07.84.
19. П. 4.603.570 США. МКИ В21 Д1/12. Универсальный стенд для правки кузовов автомобилей/ Л.А. Ларсон. (США) -№72-305; Заявлено 5.08.86.
20. Суворов С.Г., Суворова Н.С. Машиностроительное черчение в вопросах и ответах. Справочник - М.: Машиностроение, 1985 - 351с.
21. Малышев Г.А. Справочник технолога авторемонтного производства - М.: Транспорт, 1977-431с.
22. Угаев П.Н., Привалов В.В. Жестяницкие работы. Справочник - М.: Машиностроение, 1989-ЗЗбс.
23. Феодосьев В.И. Сопротивление материалов - М.:Наука, 1986-512 с.
24. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному черчению - Л. Машиностроение, 1972 - 304 с.
25. Шадричев В.А. Основы технологии автостроения и ремонт автомобилей - Л.Машиностроение, 1976 - 560 с.
26. Юдин Е.Я. Охрана труда в машиностроении, 1983-430 с.
27. Яшпельский Е.С. Проектирование машиностроительных заводов и цехов.-Справочник. T.l-М. Машиностроение, 1974 - 296с.
28. Яшпельский Е.С. Проектирование машиностроительных заводов и цехов.-Справочник. Т.З-М. Машиностроение, 1974 - 342с.
29. Яшпельский Е.С. Проектирование машиностроительных заводов и цехов.-Справочник. Т.4-М. Машиностроение, 1974 - 326с.
30. СТО 4.2-07-2014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 30.12.2013. - Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.