Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста 8
1.2. Задачи и содержания словарной работы в детском саду 12
Глава 2. Развитие словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
2.1. Значение дидактических игр для развития словаря детей дошкольного
возраста 23
2.2. Основные дидактические принципы и условия проведения игр 28
2.3 Виды дидактических игр 33
2.4 Методика проведения дидактических игр 36
Глава З. Экспериментальная работа по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр
3.1 Констатирующий этап 39
3.2 Формирующий этап 46
3.3 Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа
Выводы 59
Заключение 62
Список литературы 63
Приложение 69
Актуальность исследования обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса необходимое условие для развития коммуникативных умений детей.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Для решения всех задач речевого развития в дошкольном возрасте используют дидактические игры. Игры упражняют ребенка в составление связных высказываний, развивают объяснительную речь, закрепляют и уточняют словарь.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Игра - основная деятельность дошкольников. В ней происходит становление личности ребенка, его речи, мышления, моторики, произвольной памяти, самостоятельности, формируются мастерство управлять собственным поведением. В игре дети накапливают опыт межличностных взаимоотношений, усваивают нормы общения между людьми, которые определяют характер общественного поведения.
Для обучения через игру созданы дидактические игры. Детям предлагаются занятия в игровой форме, они играют и не подозревают, что усваивают какие-то знания, учатся культуре общения друг с другом, овладевают навыками действий с определенными предметами, тем самым развивая свою речь [3, с. 3].
Дидактические игры дают детям познание реальности, взаимоотношений между людьми, предметов, действий. [3, с. 5]
Необходимо отметить, что на занятиях посредством дидактических игр, дети лучше усваивают навыки, которые сложно усваиваются в ежедневном общении. Они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, изучению слов в их обобщённых значениях. В этих играх малыш попадает в ситуации, когда он вынужден применять приобретенные речевые познания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры - действенное средство закрепления грамматических навыков, потому что благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности малышей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Объект исследования: формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить методику развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) Изучить и проанализировать теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;
3) Выявить особенности формирования словаря детей дошкольного возраста;
4) Определить задачи и содержание словарной работы в детском саду;
5) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
6) Экспериментально проверить результативность использования дидактических игр в процессе развития словаря у детей дошкольного возраста.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод эксперимента (констатирующий и формирующий этапы).
Анализ процесса овладения детьми лексикой родного языка позволяет выделить два аспекта словарной работы. Первый аспект представлен в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной и связан с развитием познавательной деятельности дошкольного возраста. Второй аспект представлен в исследованиях Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой и связан с решением языковых задач.
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровней сформированности словаря дошкольников. В работе проанализирован, обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован в работе воспитателей, учителей начальных классов.
База исследования: ДОУ №42 «Аленький цветочек» г. Лесосибирск.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 60 источников, приложения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам определить понятия словарной работы.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Исследования показали, что у ребенка старшего дошкольного возраста есть все предпосылки к словарным работам.
По результаты констатирующего эксперимента мы выявили особенности формирование словаря детей. Овладение родным языком - одно из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Учитывая результаты эксперимента, нами были разработаны дидактические игры, связанные с применением в речи существительных, прилагательных, глаголов, антонимов и синонимов. Также для развития активного словаря детям необходимо организовать специальные ситуации индивидуального и коллективного общения, в которых ставится задача развития речи, а ребенок находится в свободном общении.
Работу со словарем надо начинать с раннего возраста, а в дальнейшем необходимо усовершенствовать его и увеличивать. Если у ребенка большой словарный запас, то сформируется грамотная речь.
Воспитателю необходимо оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Для этого можно использовать различные методики, такие как, дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, рассматривание игрушек, рассматривание картин знакомого содержания, Лексические (словарные) упражнения, загадывание и отгадывание загадок, рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном
материале).
Таким образом, формирование словаря ребенка является основой развития речи детей.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась в том, что словарь детей старшего дошкольного возраста можно развить, если: для развития словаря применять специальное обучение и разработать систему специальных дидактических игр.
Констатирующий эксперимент показал, что у детей низкий уровень развития словаря: существительные, прилагательные, глаголы дети называли на основе восприятия натурального предмета, а не по представлению.
Для повышения объема активного словаря мы провели серию дидактических игр.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность предложенных дидактических игр, что проявилось в увеличении показателей уровня формирования словаря.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2013.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Артемова, Л.В. Окружающий мир дидактических игр дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
4. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования. Филологические науки / Н.Д. Арутюнова, 2010.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2013. - 272 с.
6. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.
7. Берменд, И.Е. Игра как феномен сознания / И.Е. Берменд. - Кемерово: Альф, 2012.
8. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М., «Просвещение», 2007.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
10. Бородич А.М, «Методика развития речи детей», М., 2011 г.
11. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 2006. - 178 с.
12. Руководство играми в дошкольном учреждении/ Под ред. Васильевой - М.: Просвещение, 2011.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 2014.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Педагогика, 2011.
15. Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе, Москва 2006
16. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи)/Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2005.
17. Житникова Л.М. «Учите детей запоминать» Пособие для воспитателя детского сада. Изд-во Просвещение, М., 2005 г.
18. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду». Изд-во «Педагогика», М., 2008 г.
19. Жукова, Н.С, Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2010.
20. Жуковская, РИ. Воспитание ребенка в игре / Р.И. Жуковская. - М.: Педагогика, 2013.
21. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование/ Е.А. Земская. - М., 2013.
22. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 2013.
23. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика дошкольников/ РА. Кирьянова. - Спб.: Каро, 2012.
24. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М., 2013.
25. Коменский, Я. Избранные педагогические труды/ Я. Коменский. - М., 2005.
26. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование/ Е.С. Кубрякова - М., 2010.
27. Левина, РЕ. Логопедия/ Р.Е. Левина. - М., 2011.
28. Леонтьева А.А Актуальные проблемы психической речи и обучение языку / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2008.
29. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды/ А.Н. Леонтьев. - М., 2013.
30. Логинова В.Ш. Дошкольная педагогика /Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М.: 2013 г. - 82 с.
31. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи / И. Лопухина - М.: Аквариум, 2010.
32. Ляско, Е. Развитие речи малыша/ Е. Ляско - М.: Айрис-Пресс, 2003.
33. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок: Пособие для воспитателей детского сада - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
34. Менджерицкая, Ю.В. Воспиталелю о детской игре/ Ю.В. Менджерицкая. - М., 2012 г.
35. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/ С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2011.
36. Мухина В.С. Психология дошкольника/ В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2008.
37. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Новотворцев. - Ярославль: Гринго, 2005.
38. Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 2007
39. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже - Спб. 2014 г.
40. Реформатский, А.А. Введение в языкознание/А.А. Реформатский. - М.: Наука, 2005.
41. Рубенштейн, С.Л. Избранные произведения в 2-х томах. Том 1/ С.Л. Рубенштейн. - М., 2009.
42. Сапир, И.Д. Афазия, речь, мышление. Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. Том 3/ И.Д. Сапир. - 2014.
43. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов. - М., 2014; Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2011.
44. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду/ А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 17 с.
45. Сохин, М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов/ Под ред. М. Сохина. - М.: Просвещение, 2006.
46. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. - М.: Провещение, 2012.
47. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с. - (Развиваем речь).
48. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 256 с.
49. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества: Игры, упражнения, конспекты занятий./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
50. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада./ О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина; Под ред. О.С. Ушаковой - М.: Издательство «Совершенство», 2008. - 368 с.
51. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:2004. - 240 с. Филичева, Т.Б.,
52. Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 2011.
53. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М., 2013.
54. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, - Москва «Просвещение», 2010 г.
55. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
56. Чуковский К.И Обучение грамоте в детском саду Чуковский, К.И. От двух до пяти... / К.И. Чуковский. - Л., 2009.
57. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
58. Щерба, Л.В., Виноградов, В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. Вопросы теории и истории языка/ Л.В. Щерба, В.В. Виноградов. - М., 2012.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.
60. Эльконин, Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999.