Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Работа №26876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
821
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы девиантного поведения у младших школьников 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, виды 8
1.2 Проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.3 Формы профилактики девиантного поведения младших школьников,
используемые при работе социальным педагогом 21
2. Экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников и специфики работы социального педагога с ними 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Система занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение 36
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 50


Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, имеющими девиантное поведение. Девиантным поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой
психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Цель: изучение специфики работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Объект - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет - специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников.
2. Рассмотреть формы профилактики девиантного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников.
4. Разработать систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Уровень агрессивности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (Проскуровская О.Г.)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами по проблеме девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А.Кузовковой, М.И. Рожкова, В. М. Целуйко.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Отношинская СОШ Казачинский район, Красноярский край, с. Отношка, ул. Школьная 2а. Школа малокомплектная. Выборка исследования представлена группой детей младшего школьного возраста в количестве 17 человек, возраст испытуемых 9-10 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения младших школьников.
Второй этап (декабрь 2015г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования девиантного поведения младших школьников.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение», которой может быть использована при написании студентами курсовых и дипломных работ. А также, при подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Девиантология».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящих из 44 наименований. Объем работы составляет 52 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников, мы определяем девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Охарактеризовали формы профилактики девиантного поведения младших школьников, используемые при работе социальным педагогом. Под профилактикой девиантного поведения мы понимаем использование совокупных мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании ребенка. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную и индивидуальную профилактику. Главную роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении социальному педагогу. При организации учебно-воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели социальный педагог использует разнообразные методы.
Нами организовано экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников. Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у 14 человек (82,2 %) выявлен средний уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности - у 2 младших школьников (12%), низкий уровень - у 1 учащегося (5,8 %). Кроме того, обнаружен у 13 человек (76,4 %) средний уровень и у 4 учащихся (23,6 %) низкий уровень девиантного поведения.
Разработали и описали систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами достигнуты.



1. Адмиральская, И. С. Восстановительный подход в образовательных
учреждениях / И. С. Адмиральская // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 7. - С. 57- 71.
2. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних /Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 2005. - 218 с.
3. Андреев, А. М. Девиантное поведение детей младшего школьного возраста: причины, особенности и меры предупреждения / А.М. Андреев // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2011. - № 4. - С. 35-39.
4. Анохин, А. М. Девиация в структуре социальной адаптации / А. М. Анохин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4. - С. 34-41.
5. Апинян, Г. В. О понятиях «девиантность», «девиантное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 118. - С. 121-128.
6. Арымбаева, К. М. Социологические теории девиации/ К. М. Арымбаева // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - № 1. - С. 26-34.
7. Бугаенко, Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации / Ю. Ю. Бугаенко // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 18-23.
8. Бурханова, С. В. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации / С. В. Бурханова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 2. - С. 20 - 31.
9. Бурцева, И. И. Социально-психологическая служба в муниципальной системе образования / И. И. Бурцева // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 2. - С. 105 - 110.
10. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций /М. А. Галагузова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 416 с.
11. Гилинский, Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы)/ Я. И. Гилинский // Социс. - 2012. - № 8. - С. 70 - 74.
12. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками /Н. Ф. Дивицина. - Ростов-на-Дону: Академия, 2015. - 406 с.
13. Зеленкова, И. В. Возможности креативной педагогики в реализации творческого потенциала младших школьников в условиях изобразительной деятельности / И. В. Зеленкова // Развитие творческого потенциала личности и общества: материалы Международной научно-практической конференции. - 2013. - № 5. - С. 92-99.
14. Зеленкова, И. В. Методы креативной педагогики в практике подготовки учителей начальных классов / И. В. Зеленкова // Герценовские чтения. Начальное образование. - Т 4. - Санкт-Петербург : Издательство ООО ВВМ,
2013. - С. 320-325.
15. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е. В. Змановская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
16. Ильинская, И. П. Эстетическое воспитание школьников: взаимодействие семьи и школы / И. П. Ильинская // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 116-119.
17. Ипатова, В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения / В. Е. Ипатова // Воспитание школьников. -2014. - № 1. - С. 12 - 16.
18. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы /О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 510 с.
19. Коновалов, А. И. Воспитание в школьной медиации / А. И.Коновалов // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 5 . - С. 39 - 46.
20. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи /З. В. Коробкина. - Москва : Академия, 2012. - 324 с.
21. Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска /И. П. Корчуганова. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2015. - 172 с.
22. Кузовкова, Ю. А. Коммуникативные инструменты в работе ведущего программы примирения / Ю. А.Кузовкова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 7. - С. 75 - 81.
23. Кузовкова, Ю. А. Инструментарий в деятельности школьного медиатора / Ю. А.Кузовкова // Педагогическая диагностика. - 2012. - № 5. - С. 80 - 92.
24. Кузовкова, Ю. А. Мирись, мирись и больше не дерись / Ю. А.Кузовкова // Социальная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 49 - 59.
25. Куликова, Е. В. Служба примирения как эффективное решение конфликтов /Е. В. Куликова // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 6 . - С. 53 - 55.
26. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования /М. М. Манасеина. - Санкт- Петербург, 1998. - Выпуск 4. - 514 с.
27. Можгинский, Ю. Б. Агрессия ребенка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. - Санкт-Петербург, 2009. - 175 с.
28. Моруга, А. В. Девиации в системе социального управления / А. В. Моруга // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1 - 2. - С.13 - 19.
29. Окленде, В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии / пер. с англ / В. Оклендер. - Москва : Независимая фирма «Класс», 2005. - 336 с.
30. Панкратов, Р. И. Дети, лишенные свободы /Р. И. Панкратов. - Москва: Норма, 2003. - 234 с.
31. Пахальян, В. Э. Психологическая служба в образовании: настоящее и перспективное / В. Э. Пахальян // Психология и школа. - 2014. - № 1 . - С. 109 - 122.
32. Пелипенко, А. А. Восприятие запредельного как психосферная медиация / А. А. Пелипенко // Мир психологии. - 2013. - № 1 (73). - С. 58 -68.
33. Петрынин, А. Г. Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением / А. Г. Петрынин // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 1. - С. 96 - 106.
34. Посошенко, Е. В. Проблема личностной девиации: социально
философский аспект / Е. В. Посошенко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 4. - С. 7 - 12.
35. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М. И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 384 с.
36. Сидоров, Н. Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. -2015. - № 4. - С. 32 - 35.
37. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников /В. Г. Степанов. - Москва, 1988. - 214 с.
38. Терещенко, И. Г. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения / И. Г.Терещенко // Психология обучения. - 2013. - № 3. - С. 125 - 133.
39. Целуйко, В. М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2015. -№ 2. - С. 30 - 53.
40. Черникова, Т. В. Работа школьных психологических служб в образовательных учреждениях с различными организационными моделями управления / Т. В. Черникова // Психология обучения. - 2013. - № 5. - С. 115 - 129.
41. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /М. В. Шакурова. - Москва : Издательский центр « Академия», 2012. - 272 с.
42. Юсупова, Х. Г. Исторический контекст: школьники с девиантным поведением / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. - 2013. -№ 9. - С. 23 - 25.
43. Ямбург, Е. Управление службой сопровождения /Е. Ямбург // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 5. - С. 21 - 33.
44. Яручик, Ю.В. Девиантное поведение молодежи / Ю.В. Яручик // В мире научных открытий. - 2012. - № 6. - С. 19 - 24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ