СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы девиантного поведения у младших школьников 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, виды 8
1.2 Проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.3 Формы профилактики девиантного поведения младших школьников,
используемые при работе социальным педагогом 21
2. Экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников и специфики работы социального педагога с ними 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Система занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение 36
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 50
1 Теоретические аспекты изучения проблемы девиантного поведения у младших школьников 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, виды 8
1.2 Проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.3 Формы профилактики девиантного поведения младших школьников,
используемые при работе социальным педагогом 21
2. Экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников и специфики работы социального педагога с ними 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Система занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение 36
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 50
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, имеющими девиантное поведение. Девиантным поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой
психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Цель: изучение специфики работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Объект - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет - специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников.
2. Рассмотреть формы профилактики девиантного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников.
4. Разработать систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Уровень агрессивности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (Проскуровская О.Г.)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами по проблеме девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А.Кузовковой, М.И. Рожкова, В. М. Целуйко.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Отношинская СОШ Казачинский район, Красноярский край, с. Отношка, ул. Школьная 2а. Школа малокомплектная. Выборка исследования представлена группой детей младшего школьного возраста в количестве 17 человек, возраст испытуемых 9-10 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения младших школьников.
Второй этап (декабрь 2015г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования девиантного поведения младших школьников.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение», которой может быть использована при написании студентами курсовых и дипломных работ. А также, при подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Девиантология».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящих из 44 наименований. Объем работы составляет 52 страниц.
В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой
психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Цель: изучение специфики работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Объект - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет - специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников.
2. Рассмотреть формы профилактики девиантного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников.
4. Разработать систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Уровень агрессивности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (Проскуровская О.Г.)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами по проблеме девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А.Кузовковой, М.И. Рожкова, В. М. Целуйко.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Отношинская СОШ Казачинский район, Красноярский край, с. Отношка, ул. Школьная 2а. Школа малокомплектная. Выборка исследования представлена группой детей младшего школьного возраста в количестве 17 человек, возраст испытуемых 9-10 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения младших школьников.
Второй этап (декабрь 2015г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования девиантного поведения младших школьников.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение», которой может быть использована при написании студентами курсовых и дипломных работ. А также, при подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Девиантология».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящих из 44 наименований. Объем работы составляет 52 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников, мы определяем девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Охарактеризовали формы профилактики девиантного поведения младших школьников, используемые при работе социальным педагогом. Под профилактикой девиантного поведения мы понимаем использование совокупных мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании ребенка. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную и индивидуальную профилактику. Главную роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении социальному педагогу. При организации учебно-воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели социальный педагог использует разнообразные методы.
Нами организовано экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников. Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у 14 человек (82,2 %) выявлен средний уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности - у 2 младших школьников (12%), низкий уровень - у 1 учащегося (5,8 %). Кроме того, обнаружен у 13 человек (76,4 %) средний уровень и у 4 учащихся (23,6 %) низкий уровень девиантного поведения.
Разработали и описали систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами достигнуты.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников, мы определяем девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Охарактеризовали формы профилактики девиантного поведения младших школьников, используемые при работе социальным педагогом. Под профилактикой девиантного поведения мы понимаем использование совокупных мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании ребенка. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную и индивидуальную профилактику. Главную роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении социальному педагогу. При организации учебно-воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели социальный педагог использует разнообразные методы.
Нами организовано экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников. Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у 14 человек (82,2 %) выявлен средний уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности - у 2 младших школьников (12%), низкий уровень - у 1 учащегося (5,8 %). Кроме того, обнаружен у 13 человек (76,4 %) средний уровень и у 4 учащихся (23,6 %) низкий уровень девиантного поведения.
Разработали и описали систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами достигнуты.
Подобные работы
- Формирование социальной активности младших школьников, склонных девиантному поведению, в условиях общеобразовательного учреждения
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Системы занятий по теме «Основы правовой грамотности» для подростков с девиантным поведением
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Социально-педагогическое регулирование образа жизни младшего школьника посредством организации образовательного процесса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическое сопровождение классным
руководителем младших школьников из
неблагополучных семей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



