Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы девиантного поведения у младших школьников 8
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины, виды 8
1.2 Проявление девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 16
1.3 Формы профилактики девиантного поведения младших школьников,
используемые при работе социальным педагогом 21
2. Экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников и специфики работы социального педагога с ними 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
2.3 Система занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение 36
Заключение 44
Список использованных источников 45
Приложение А 50
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей, имеющими девиантное поведение. Девиантным поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой
психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
Цель: изучение специфики работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Объект - девиантное поведение как психологический феномен.
Предмет - специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников.
2. Рассмотреть формы профилактики девиантного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников.
4. Разработать систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Уровень агрессивности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), методика «Наблюдение за девиантным поведением младшего школьника» (Проскуровская О.Г.)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами по проблеме девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А.Кузовковой, М.И. Рожкова, В. М. Целуйко.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Отношинская СОШ Казачинский район, Красноярский край, с. Отношка, ул. Школьная 2а. Школа малокомплектная. Выборка исследования представлена группой детей младшего школьного возраста в количестве 17 человек, возраст испытуемых 9-10 лет.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (октябрь - ноябрь 2015 г.) - теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения младших школьников.
Второй этап (декабрь 2015г. - январь 2016 г.) - подбор диагностического инструментария, определение базы и выборки исследования.
Третий этап (февраль - март 2016 г.) - проведение экспериментального исследования девиантного поведения младших школьников.
Четвертый этап (апрель - май 2016 г.) - количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление ВКР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в выпускной квалификационной работе систематизирован теоретический материал по теме «Специфика работы социального педагога с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение», которой может быть использована при написании студентами курсовых и дипломных работ. А также, при подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Девиантология».
Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, состоящих из 44 наименований. Объем работы составляет 52 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме девиантного поведения младших школьников, мы определяем девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Охарактеризовали формы профилактики девиантного поведения младших школьников, используемые при работе социальным педагогом. Под профилактикой девиантного поведения мы понимаем использование совокупных мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании ребенка. Профилактику делят на первичную, вторичную и третичную. Различают также общую, специальную и индивидуальную профилактику. Главную роль в реализации мероприятий по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении социальному педагогу. При организации учебно-воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников для достижения цели социальный педагог использует разнообразные методы.
Нами организовано экспериментальное изучение девиантного поведения у младших школьников. Обобщая результаты исследования, мы отмечаем, что у 14 человек (82,2 %) выявлен средний уровень агрессивности, высокий уровень агрессивности - у 2 младших школьников (12%), низкий уровень - у 1 учащегося (5,8 %). Кроме того, обнаружен у 13 человек (76,4 %) средний уровень и у 4 учащихся (23,6 %) низкий уровень девиантного поведения.
Разработали и описали систему занятий для младших школьников, имеющих девиантное поведение.
Таким образом, задачи, стоящие перед нами достигнуты.
1. Адмиральская, И. С. Восстановительный подход в образовательных
учреждениях / И. С. Адмиральская // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 7. - С. 57- 71.
2. Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних /Б. Н. Алмазов. - Свердловск, 2005. - 218 с.
3. Андреев, А. М. Девиантное поведение детей младшего школьного возраста: причины, особенности и меры предупреждения / А.М. Андреев // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2011. - № 4. - С. 35-39.
4. Анохин, А. М. Девиация в структуре социальной адаптации / А. М. Анохин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4. - С. 34-41.
5. Апинян, Г. В. О понятиях «девиантность», «девиантное поведение» / Г. В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 118. - С. 121-128.
6. Арымбаева, К. М. Социологические теории девиации/ К. М. Арымбаева // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - № 1. - С. 26-34.
7. Бугаенко, Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации / Ю. Ю. Бугаенко // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 18-23.
8. Бурханова, С. В. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации / С. В. Бурханова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 2. - С. 20 - 31.
9. Бурцева, И. И. Социально-психологическая служба в муниципальной системе образования / И. И. Бурцева // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 2. - С. 105 - 110.
10. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций /М. А. Галагузова. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 416 с.
11. Гилинский, Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы)/ Я. И. Гилинский // Социс. - 2012. - № 8. - С. 70 - 74.
12. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками /Н. Ф. Дивицина. - Ростов-на-Дону: Академия, 2015. - 406 с.
13. Зеленкова, И. В. Возможности креативной педагогики в реализации творческого потенциала младших школьников в условиях изобразительной деятельности / И. В. Зеленкова // Развитие творческого потенциала личности и общества: материалы Международной научно-практической конференции. - 2013. - № 5. - С. 92-99.
14. Зеленкова, И. В. Методы креативной педагогики в практике подготовки учителей начальных классов / И. В. Зеленкова // Герценовские чтения. Начальное образование. - Т 4. - Санкт-Петербург : Издательство ООО ВВМ,
2013. - С. 320-325.
15. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е. В. Змановская. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.
16. Ильинская, И. П. Эстетическое воспитание школьников: взаимодействие семьи и школы / И. П. Ильинская // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 116-119.
17. Ипатова, В. Е. Конструирование нравственной и эстетической среды образовательного учреждения / В. Е. Ипатова // Воспитание школьников. -2014. - № 1. - С. 12 - 16.
18. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы /О. Н. Истратова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 510 с.
19. Коновалов, А. И. Воспитание в школьной медиации / А. И.Коновалов // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 5 . - С. 39 - 46.
20. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи /З. В. Коробкина. - Москва : Академия, 2012. - 324 с.
21. Корчуганова, И. П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска /И. П. Корчуганова. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2015. - 172 с.
22. Кузовкова, Ю. А. Коммуникативные инструменты в работе ведущего программы примирения / Ю. А.Кузовкова // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 7. - С. 75 - 81.
23. Кузовкова, Ю. А. Инструментарий в деятельности школьного медиатора / Ю. А.Кузовкова // Педагогическая диагностика. - 2012. - № 5. - С. 80 - 92.
24. Кузовкова, Ю. А. Мирись, мирись и больше не дерись / Ю. А.Кузовкова // Социальная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 49 - 59.
25. Куликова, Е. В. Служба примирения как эффективное решение конфликтов /Е. В. Куликова // Здоровьесберегающее образование. - 2014. - № 6 . - С. 53 - 55.
26. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования /М. М. Манасеина. - Санкт- Петербург, 1998. - Выпуск 4. - 514 с.
27. Можгинский, Ю. Б. Агрессия ребенка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. - Санкт-Петербург, 2009. - 175 с.
28. Моруга, А. В. Девиации в системе социального управления / А. В. Моруга // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1 - 2. - С.13 - 19.
29. Окленде, В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии / пер. с англ / В. Оклендер. - Москва : Независимая фирма «Класс», 2005. - 336 с.
30. Панкратов, Р. И. Дети, лишенные свободы /Р. И. Панкратов. - Москва: Норма, 2003. - 234 с.
31. Пахальян, В. Э. Психологическая служба в образовании: настоящее и перспективное / В. Э. Пахальян // Психология и школа. - 2014. - № 1 . - С. 109 - 122.
32. Пелипенко, А. А. Восприятие запредельного как психосферная медиация / А. А. Пелипенко // Мир психологии. - 2013. - № 1 (73). - С. 58 -68.
33. Петрынин, А. Г. Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением / А. Г. Петрынин // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 1. - С. 96 - 106.
34. Посошенко, Е. В. Проблема личностной девиации: социально
философский аспект / Е. В. Посошенко // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 4. - С. 7 - 12.
35. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М. И. Рожков. - Москва : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 384 с.
36. Сидоров, Н. Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение / Н. Р. Сидоров // Психологическая наука и образование. -2015. - № 4. - С. 32 - 35.
37. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников /В. Г. Степанов. - Москва, 1988. - 214 с.
38. Терещенко, И. Г. Медиация в школе: виды, принципы, практические аспекты внедрения / И. Г.Терещенко // Психология обучения. - 2013. - № 3. - С. 125 - 133.
39. Целуйко, В. М. Отклоняющиеся формы поведения детей и подростков: пути предупреждения и преодоления / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2015. -№ 2. - С. 30 - 53.
40. Черникова, Т. В. Работа школьных психологических служб в образовательных учреждениях с различными организационными моделями управления / Т. В. Черникова // Психология обучения. - 2013. - № 5. - С. 115 - 129.
41. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений /М. В. Шакурова. - Москва : Издательский центр « Академия», 2012. - 272 с.
42. Юсупова, Х. Г. Исторический контекст: школьники с девиантным поведением / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. - 2013. -№ 9. - С. 23 - 25.
43. Ямбург, Е. Управление службой сопровождения /Е. Ямбург // Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 5. - С. 21 - 33.
44. Яручик, Ю.В. Девиантное поведение молодежи / Ю.В. Яручик // В мире научных открытий. - 2012. - № 6. - С. 19 - 24.