Введение 4
1 Теоретические основы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков 7
1.1 Понятие и сущность агрессивного поведения 7
1.2 Социально - психологические особенности подростков с агрессивным
поведением 23
1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по
коррекции агрессивного поведения подростков 31
2 Экспериментальное исследование агрессивного поведения подростков 49
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов первичного
исследования 49
2.2 Коррекционная программа «Программа социально-педагогических
мероприятий коррекции агрессивного поведения подростков » 53
2.3 Анализ результатов повторного исследования 62
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение А Тест «Несуществующее животное» 73
Приложение Б Опросник Басса-Дарки 83
Приложение В Методика САН 87
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к внешней среде, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Резко возросла преступность среди подростков. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.
В условиях изменения системы ценностей, регулирующих отношения личности с обществом особенно трудно приходится подросткам, для которых характерны еще не устоявшиеся нравственные понятия и идеалы. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости растущих людей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивного поведения.
Проблема агрессивного поведения подростков вызывает научнопрактический интерес многих исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности предупреждения и коррекции агрессивного поведения.
Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством. Отклоняющее поведение подростков является их реакцией на сложные изменения в обществе, порождается социальной стратификацией семей.
Следовательно, актуальность данной проблемы бесспорна, так как агрессивное поведение подростков приводит к нарушениям общественного порядка, провоцируя социальную нестабильность общества
По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей.
Цель работы: изучение возможностей социальное педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: возможности социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Гипотезой исследования является предположение о том, что социально - педагогическая коррекция позволит снизить повышенную агрессивность подростков
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности агрессивного поведения подростков.
3. Разработать и апробировать программу социальное педагогических мероприятий по коррекции агрессивного поведения подростков.
Методы исследования:
1. Анализ теоретических источников исследования
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование
3. Методы качественной и количественной обработки данных
Методологическими основаниями явились работы Б.Н Алмазовой, С.А. Беличевой, Л.Н. Бережной, Л.М. Семенюка и д.р.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - октябрь 2015г.) - изучение социально - педагогической литературы по проблеме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта и пред ета исследования, формулирование гипотезы, подбор методик, проведение первичного исследования, обработка полученных результатов.
Второй этап (октябрь - апрель 2015-16г.г.) - разработка и апробирование программы социально - педагогической коррекции.
Третий этап (апрель - май 2016г.) - повторное исследование, обработка результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов нашей работы психологами, работающими в школах.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников (47 наименований). В работе содержатся 6 таблиц. Общий объём работы составляет 88 страниц
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования по социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков показали, что проблема является актуальной.
На сегодняшний день существуют различные теоретические подходы к определению понятия и сущности «агрессии» и «агрессивного поведения». В выпускной квалификационной работе за основу взят подход, который рассматривает агрессивное поведение как действие индивида (либо предрасположенность к определённым действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку.
Среди форм агрессивных реакций, исследователи выделяют: физическую, косвенную, вербальную, склонность к раздражению, негативизм и др. В данной связи след ет отметить, что исследователи разделяют понятия «агрессия» и «агрессивность», определяя «агрессивность» как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, различают агрессию как форму поведения человека и агрессивность как психическое свойство личности.
Подростковый возраст является кризисным возрастом. Если на подростка воздействуют неблагоприятные факторы, то может развиться агрессивн е поведение. В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивности у подростков, можно выделить так е как: индивидуальный фактор, психолого- педагогический, социально-психологический, личностный, социальный.
Таким детям необходимо специально организованная коррекционная работа, позволяющая исправить недостатки развития личности.
Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков: работа с подростками, работа с родителями подростков, организация совместной деятельности детей и родителей. Реализация данных направлений позволяет изменить позицию ребёнка в семье и в школе; нейтрализовать негативные факторы, идущие от внешней среды. Теория и практика свидетельствуют, что специально организованная программа коррекционных мероприятий позволяет ослабить и преодолеть нарушения поведения у подростков.
Исследование проводилась в период социально-педагогической практики в МБОУ «Шилинская СОШ» с. Шила Сухобузимского района, Красноярского края.
Работа проводилась с учениками 8-х классов.
После обследования подростков по методикам «Несуществующее животное», опросник Басса-Дарки, методика «САН» было выявлено 18 человек (из них 10 мальчиков и 8 девочек) с агрессивным поведением. Из них у 9 человек агрессивность обусловлена семейными факторами, у 2 человек - низкими интеллектуальными способностями, у 3 человек - школьной дезадаптацией, у 4 человека - компьютерными играми.
Проанализировав результаты первичной диагностики по изучению уровня агрессивности подростков, мы выявили, что 34% подростков имеют высокий уровень агрессивности, средний уровень имеют 50% подростков и низкий уровень агрессивности имеют 16% подростков. Исходя из полученных результатов, все эти подростки нуждаются в социально-педагогической коррекции .
Для снижения уровня агрессивности у подростков была разработана и реализована программа социально-педагогической коррекции агрессивного поведения. Данная программа предназначена для расширения базовых социальных умений подростков с агрессивным поведением.
Задачи программы:
1. Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры.
2. Сформировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
3. Сформировать мотивацию самовоспитания и саморазвития, обеспечив её необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
После реализации программы была проведена повторная диагностика, которая показала, что удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.
Это свидетельствует о том, что предложенная программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения оказалась эффективным средством успешного снижения агрессии у подростков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе выполнены.
1. Антонян, Ю. М., Гульдан, В. В. Криминальная патопсихология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. - М., 1991.
2. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.
3. Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения / М.М. Бабаева. - М.: «Просвещение», 1978.
4. Байярд, Р., Байярд, Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд. - М.: «ЮВЕНТУС», 1991.
5. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - Спб.: Питер, 1999.
6. Берковиц, Л. Агрессия Причины последствия и контроль. / Л. Берковиц. - Спб., 1999.
7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. / Г.М. Бреслав. - М., 1999.
8. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
9. Булянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. / М.И. Булянов. - М.
10. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности. / Л.П. Буева. - М.
11. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. / Г.В. Бурменская. - М., 1991.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. / К. Бютнер. - М., 1991.
13. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выгодский. - М., 1997.
14. Гилинский, Я. И. Стажи социализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида). / Я.И. Гилинский. - Л., 1971.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер.
16. Еремин, В.А. Улица-подросток-воспитатель. / В.А. Еремин. - М., 1991.
17. Ениколопов, С.Н. Некоторые результаты изучения агрессии // Личность преступника как объект исследования. / С.Н. Ениколопов / Под ред. А.В.Петрова. - М.: Из-во Наука, 1979.
18. Завражец, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. / С.А. Завражец.- М., 1996.
19. Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения./ А.В. Запорожец.
20. Запорожец, А.В. Особенности психологии детей школьного возраста. /
A. В. Запорожец. - М., 1985.
21. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. - М., 1980.
22. Изард, К.Е. Эмоции человека. / К.Е. Изард. - М., 1980.
23. Колесов, Д.В., Мягков, И.Ф. О психологии и физиологии подростка - учителю. / Д.В. Колесов, И.Ф. Мягков. - М., 1991.
24. Кондрашенко, В.Т., Чернявская, А.Г. По лабиринтам души подростка. /
B. Т. Кондрашенко, А.Г. Чернявская. - Минск, 1991.
25. Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - М., 1994
26. Кочетов, А.П. Теория формирования личности. / А. П. Кочетов. - Минск,: НИО, 2001.
27. Краковский, А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. / А.П. Краковский. - М., 1970.
28. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий.- М.: «Просвещение», 1986.
29. Лалаянц, И. Энергия агрессии // Семья и школа. / И. Лалаянц.- 1995. - №6.
30. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»), / К. Лоренц. - М., 1994.
31. Массен, П., Конджер, Дж., Каган, Дж., Хьюстон, А. Развитее личности ребенка. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон. - М., 1987.
32. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. / Ф.С. Махов. - Л., 1982.
33. Монина, Г., Лютова, Е. Работа с «особым» ребенком // Первое сентября. / Г. Монина, Е. Лютова. - №10. - 2000.
34. Монина, Г., Лютова, Е. Работа с «особым» ребенком // Первое сентября. / Г. Монина, Е. Лютова. - №10. - 2000.
35. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. / А.В. Мудрик. - М., 1990.
36. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов Высших пед. уч. заведений / Под редакцией В.А. Сластенина. / А.В. Мудрик. М.: ИЦ « Ака емия», 2000.
37. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности./ В.С. Мухина. - М., 1985.
38. Нравственность. Агрессия. Справедливость// Под ред. А.М. Матюшкова
39. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1999.
40. Окленд, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ В. Оюгенд. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
41. Роберт, Б., Дебора, Р. «Агрессия» / Б. Роберт, Р. Дебора - С - П. 1994.
42. Сафонова, Т.Я., Цимбал, Е.И., и др. Жестокое обращение с детьми / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цимбал - М., 1993.
43. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Д. И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия», 1995.
44. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы / З. Фрейд - М., 1993.
45. Фром, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фром - М.: «Республика», 1994.
46.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон - М., 1996.
47. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями / Л.А. Ясюкова - СПБ.: ИМАТОН, 1997.