Содержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ЗАДАНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся в условиях
средней школы 5
1.2. Использование интерактивных заданий в условиях средней школы 13
1.3 Дидактическое обеспечение темы «Устройство компьютера» школьного курса информатики в 5 классе по программе Л.Л Босова, А. Ю. Босова 21
2. РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ 24
2.1. Разработка игровых заданий по теме «Устройство компьютера»
школьного курса информатики средствами Leaningapps для самостоятельной работы учащихся 5 класса 24
2.2. Оценка результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 40
В современной российской школе обучение с использованием интерактивных образовательных технологий, предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение на практике.
В федеральном государственном образовательном стандарте сформулировано следующее: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) ...». [19,с.148]
Несмотря на развивающий потенциал интерактивных заданий организации самостоятельной работы в современном школьном образовании используется только на начальном уровне основного общего образования. [15,с.253]
Таким образом, проблема содержится:
- интерактивные методы в обучении являются современной тенденцией,
но не достаточно используются в системе школьного образования;
- недостаточное дидактическое обеспечение самостоятельной работы;
- в дидактическом пособии недостаточно игровых заданий.
Одним из возможных способов решения проблемы, на наш взгляд, может быть разработка игровых заданий средствами Leaningapps для самостоятельной работы учащихся 5 класса.
Объект - процесс организации самостоятельной работы по информатике в 5 классе.
Предмет - интерактивные задания для организации самостоятельной работы учащихся 5 класса в процессе обучения информатике
Гипотеза - предполагается, что интерактивные задания в игровой форме могут быть включены в дидактическое обеспечение курса информатики 5 класса по программе Л.Л Босова, А. Ю Босова для обеспечения самостоятельной работы, если они разработаны с учетом:
• особенности организации самостоятельной работы в 5 классе;
• требований к обучению по теме «Устройство компьютера» в 5 классе.
Цель - теоретически обосновать и разработать интерактивные задания
для самостоятельной работы учащихся 5 класса по теме «Устройство компьютера» школьного курса информатики по программе Л.Л Босова, А. Ю Босова в форме игровых заданий средствами Leaningapps, для более полного дидактического обеспечения темы.
Задачи исследования:
- обобщить особенности организации самостоятельной работы учащихся 5 класса;
- выявить возможности применения интерактивных заданий на уроках информатике в условиях средней школы;
- выявить особенности изучения темы «Устройства компьютера» школьного курса информатики в 5 классе по программе Л.Л Босова, А.Ю. Босова;
- разработать игровые задания по теме «Устройство компьютера» школьного курса информатики средствами Leaningapps для самостоятельной работы учащихся 5 класса;
- оценить результаты исследования.
В бакалаврской работе рассматривалась проблема. В дидактическом обеспечении недостаточно игровых заданий. Одним из способов решения данной проблемы является создание интерактивных заданий на уроках информатики.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, предполагается, что интерактивные задания в игровой форме могут быть включены в дидактическое обеспечение курса информатики 5 класса по программе Л.Л Босова, А. Ю Босова для обеспечения самостоятельной работы.
Для проверки гипотезы была поставлена цель, определены задачи и методология исследования.
Главной целью нашей работы являлась разработка интерактивных заданий для более полного дидактического обеспечения темы «Устройство компьютера».
Мы пришли к выводу, что в учебнике по информатике 5 класса Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, не достаточно интерактивных заданий по теме «Устройство компьютера». В данном задании устройства компьютера охвачены лишь поверхностно, как выяснилось, эффективного изучения позволяет добиться лишь углубленное прохождение материала. Что бы познакомить учащихся подробнее с этой темой, было решено разработать интерактивные задания по каждому классу устройств компьютера.
Интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся 5 класса по теме «Устройство компьютера» школьного курса информатики по программе Л.Л Босова, А. Ю Босова, были разработаны в форме игровых заданий средствами Leaningapps в соответствии с возрастными особенностями. Всего было разработано 5 заданий. Было разработано 5 заданий по основным темам: «Устройство ввода. Клавиатура». В данной теме рассказывается обо всех устройствах ввода, но более детально изучается тема клавиатура. «Системный блок», это большая тема, так как в данной теме учащиеся узнают все составляющие системного блока. «Устройство вывода. Принтер» в данной теме изучаются все устройства вывода, но больше внимание направленно на тему принтер. «Устройства ввода и вывода» данная тема направлена на проверку знаний. Учащиеся классифицируют устройства ввода и вывода на две группы. «Устройство компьютера», итоговое задание направленно на проверку знаний об устройстве компьютера. В данных темах идет более глубокое изучение материала, чем в остальных темах.
Одним из возможных способов решения проблемы, на наш взгляд, может быть разработка игровых заданий средствами Leaningapps для самостоятельной работы учащихся 5 класса .
Анализ результатов апробации, проведенный в 5 классе Богуславской СШ, в целом показал, что учащиеся стали более увлеченными в процесс обучения. Интерактивные задания благоприятно сказываются на самостоятельной работе. У учеников возникает желание работать самостоятельно, без помощи учителя. Так же с интерактивными заданиями удается контролировать результаты самостоятельной работы, данные о выполнении, не передаются и не фиксируются. Интерактивные задания являются как тренажер для учащихся. Существует потребность на уроках информатики в интерактивных заданиях. Необходимо создавать дополнительные интерактивные задания. Интерактивные задания, в целом, соответствуют потребностям учащихся, а также целям и задачам уроков.
В целом, разработанные интерактивные задания соответствуют заявленным целям и задачам обучения по теме: «Устройство компьютера» и интерактивные задания могут быть использованы в 5 классе для организации самостоятельной работы.
Интерактивные задания, которые уместно включать в уроки информатики, могут быть использованы учителями информатики.
Таким образом, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Аствацатуров, Г. О. Три уровня интерактивной мультимедийной разработки [Электронный ресурс] / Г. О. Аствацатуров. 2011.-№ 43. - Режим доступа. http://didaktor.ru/tri-urovnva-interaktivnosti-multimediinoi- razrabotki/
2. Аствацатуров, Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока/
[Электронный ресурс] / Г.О. Аствацатуров //Вопросы Интернетобразования. 2011.- № 45. - Режим доступа.
http://vio.uchim.info/Vio 45/cd site/articles/art 1 2.htm
3. Бент, Б. Андерсен. Мультимедиа в образовании. / Бент, Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. -Москва: Дрофа, 2007.- 30с.
4. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- Москва: БИНОМ, 2013.-181с.
5. Вяткин, Л. Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся: Межвузовский научный сборник / Л.Г. Вяткин. - Выпуск 1. - Саратов: СГПУ, 2000. - 120с.
6. Горностаев, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я. Горностаев// Открыт. школа. Москва, 2000. - №2.- с.31-34.
7. Гущин, Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин/ Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».-Москва ,2012. -№ 2. -с. 1-18.
8. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов /Материалы педагогических исследований.- Москва, 2000. - с.115-231.
9. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б. П. Есипов. - Учпедгиз.-Москва. 2000. - с105.
10. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. Т.1. -М.: 2000. - с.656.
11. Кудимова, Н. В. Реализация модели «1 ученик : 1 компьютер» в
современной школе урока [Электронный ресурс] /Н. В. Кудимова// Вопросы интернет-образования. 2011.- № 9. - Режим доступа
2011 http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_8.htm
12. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. Изд 4-е. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.- 176 с.
13. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.
14. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования: монография./ И.В. Роберт. Москва: ИИО РАО, 2010.-237с.
15. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - Москва: КНОРУС, 2010.-432с.
16. Спиренкова, Н. Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала XX вв.: автореф. кандидата педагогических наук / Н. Г. Спиренкова. - Москва. 2000. -18с.
17. Уваров, А.Ю. Педагогический дизайн/ А.Ю. Уваров/Информатика. №30. 2003.-25с.
18. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. Т.6. - Москва. 2000. -447 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования//№ 1897. 2010г. -325с.
20. Федорова, М.А. Учебное задание как средство формирования
самостоятельной деятельности школьников: автореферат кандидата педагогических наук / М. А. Федорова. - Белгород. 2002. - 21с.
21.Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г.. Чернышевский. Под ред. А.Ф. Смирнова. Т.З. - Москва. 2000. - 549 с.
м