Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация серии внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников

Работа №26855

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы проблемы коррекции школьной тревожности у младших школьников 6
1.1 Тревожность личности как предмет психолого - педагогического анализа б
1.2 Особенности возникновения и проявления школьной тревожности у
младших школьников 13
1.3 Изучение уровня школьной тревожности у младших школьников 25
2 Опытно-экспериментальная работа по коррекции школьной тревожности у младших школьников 37
2.1 Средства коррекции школьной тревожности у младших школьников 37
2.2 Описание серии внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию
школьной тревожности у младших школьников 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по коррекции
школьной тревожности у младших школьников 59
Заключение 66
Список использованных источников 68
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность работы, на наш взгляд, точно выражена в высказывании одного из ведущих специалистов в области психологии детства в нашей стране Л.И. Божович, считавшей, что ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования Е.Б. Ковалёвой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, В.И. Гарбузова, наиболее распространённой проблемой является тревожность у детей. Так, по мнению автора программы «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.А. Зайцевой российское общество пребывает в состоянии глубокого социально - экономического и духовно- нравственного кризиса, поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Младший школьный возраст характеризуется как этап интенсивного формирования личности. Он предполагает появление у ребёнка новых отношений со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, овладение новым видом деятельности (учение). Начало обучения ребенка в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается умение управлять своими эмоциями. Всё это сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем у младших школьников. Она выступает главным признаком школьной дезадаптации ребенка, негативно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Недостаточное исследование проблемы тревожности личности в младшем школьном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем младшего школьного возраста. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни и др.). Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"): владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Но психологи, педагоги отмечают, что школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога выступает как фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, ребенка охватывает паника, которую усиливает страх неудачи, как следствие тревожность возрастает, становясь постоянной помехой в достижении результатов.
Вышесказанное позволило нам обозначить в качестве проблемы исследования недостаточную разработанность педагогического обеспечения коррекции школьной тревожности у младших школьников.
Цель исследования: разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников, а также опытно-экспериментальным путем проверить их результативность.
Объект исследований: коррекция школьной тревожности у младших школьников.
Предмет исследования: средства коррекции школьной тревожности у младших школьников.
Гипотеза исследования: коррекция школьной тревожности у младших школьников будет более результативной, если реализовать серию внеурочных мероприятий, предполагающих:
- Использование упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения
- Применение техники визуализации своих чувств и переживаний направленной на снижение эмоционального напряжения.
- Организацию совместно игровой деятельности, направленной на развитие саморегуляции поведения.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы тревожности личности.
2. Выявить особенности возникновения и проявления школьной тревожности у младших школьников.
3. Изучить уровень школьной тревожности у младших школьников.
4. Охарактеризовать средства коррекции школьной тревожности у младших школьников.
5. Разработать серию внеурочных мероприятий, направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников.
6. Реализовать серию разработанных внеурочных мероприятий и проверить их результативность опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ психологической, педагогической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, рефлексивно-оценочные процедуры; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №8 г. Красноярска.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема школьной тревожности и работы с ней многогранна. В нашей работе освещены основные факторы, влияющие на появление школьной тревожности у учащихся, а также пути преодоления этого симптома школьной дезадаптации.
При анализе психолого - педагогической литературы по исследуемой теме, мы столкнули с множеством определений термина «тревожность» и «школьная тревожность». Так же мы рассмотрели разные точки зрения и выделив понятия, которые согласуются с темой нашего исследования, мы вывели конечное определение. Школьная тревожность применительно к младшим подросткам - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.
Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.
Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.
В-третьих, отказ от решения задачи после неуспеха, причем неуспех связывается ими не с неумением решать ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также типично для тревожных детей.
Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.
Для подтверждения нашей гипотезы было проведено практическое исследование в 3 «Г» классе в Лицеи № 8 г. Красноярска. В исследовании принимало участие 25 обучающихся. Из них 14 мальчиков и 11 девочек. Исходя из полученных результатов первичного исследования (высокий уровень тревожности - 12 человек, 48,00 % испытуемых. Средний уровень - 7 человек 28,00% испытуемых и низкий уровень - 6 человек, 24,00% испытуемых) мы внимательно ознакомились со средства коррекции школьной тревожности у младших школьников. И пришли к выводу, что все средства и методы можно разделить на несколько групп: повышение самооценки ребенка, обучение детей умению управлять своим поведением, снятие мышечного напряжения, работа с родителями тревожного ребенка.
Далее для коррекции школьной тревожности у обучающихся 3 Г класса, нами была разработана серия из 10 внеурочных мероприятий, которые проводились как в групповой, так и индивидуальной форме 1 раз в неделю.
По окончании опытно - экспериментальной работы была осуществлена контрольная диагностика школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. И были получены следующие результаты, высокий уровень тревожности выявлен только у 3 человек 25,02% испытуемых, средний уровень школьной тревожности выявлен у 3 человек (33, 36%), низкий уровень тревожности выявлен у 4 человек (41,70%).
В целом решение поставленных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось разработать и реализовать серию внеурочных мероприятий, направленную на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста, и проверить её результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что в ходе нашей работы в течение четырех месяцев были получены положительные результаты. Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза получила подтверждение. В ходе опытно практической работы мы подтвердили, что коррекция школьной тревожности у младших школьников будет более результативной, если реализовать серию внеурочных мероприятий. Включающих в себя упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения, применение техники визуализации своих чувств и переживаний направленной на снижение эмоционального напряжения. И организацию совместной игровой деятельности, направленной на развитие саморегуляции поведения.
Данный опыт может быть применен в других общеобразовательных учреждениях на начальной ступени обучения.


1. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. / Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. //Психологический журнал, 2012, №2, с.34¬
38.
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. / Битянова М.Р. - М.: Изд-во Просвящение, 2013. 250 с.
3. Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. / Бойко В.В. - М.: Изд-во МГУ, 2014. 201 с.
4. Вегнер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. / Вегнер А.Л. - М.: Изд-во Наука, 2015. 125 с.
5. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. / Вострокнутов Н.В. // Вопросы психологии. 2011. №4. с. 21-28
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
7. Дубровина И.В. Особенности обучения и психического развития школьников. / Дубровина И.В. - М.: Изд-во Альфа-книга, 2014. 340 с.
8. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. / Дусавицкий А.К - М.: Изд-во Наука, 2015. 178 с.
9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. / Захаров А.И. - СПб.: Изд-во Речь, 2012. 158 с.
10. Иванова Л.С. Психология развития. / Иванова Л.С. - СПб.: Изд-во Академия, 2013. 418 с.
11. Ильин Е.П. Мотивы человека. / Ильин Е.П. - СПб.: Изд-во Университетская книга, 2013. 276 с.
12. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. / Имедадзе И.В - Тбилиси, 2014. 60 с.
13. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда. / Ковалев Г.А. // Вопросы психологии. 2013. №1. С. 13-23.
14. Кочубей Б. И. Лики и маски тревоги. / Кочубей Б. И., Новикова Е. В. // Воспитание школьника - 2010 - №6 33 с.
15. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. / Кочубей Б. И., Новикова Е. В. - М.: Изд-во Сфера, 2012. 196 с.
16. Лютова Е.К. Эффективное взаимодействие с детьми. / Лютова Е.К., Монина Г.Б - СПб.: Изд-во Речь, 2011. 205 с.
17. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых. / Лютова Е.К., Монина Г.Б. - М., 2012. 192 с.
18. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. / Макшанцева Л. В. // Ж. «Психологическая наука и образование», 2013 г.
19. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. [Текст] учебное пособие./ А.В. Микляева., П.В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2011 г. — 248 с
20. Министерство образования и науки Российской Федерации. Организация
внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Методические рекомендации. [Электронный ресурс] / Электронный научно-практический журнал «РОНО», 2013 - №18.
http://www. erono.ru/art/? SECTION_ID=212&ELEMENT_ID=1697
21. Немов Р. С. Общие основы психологии [Текст] учебник. / Р. С. Немов. Изд- во: Владос, 2010 г. - 687 стр.
22. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно - психологическое исследование с элементами математической статистики- 3-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2015. - 632 с.
23.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Овчарова Р.В. - М.: ТЦ, Сфера, 2013. 148 с.
24. Панфилова М.А. Игро-террапия общения. / Панфилова М.А. - М., 2013 - 213 с.
25. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [Электронный ресурс]. //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http//:www.consultant.ru.
26. Практикум по возрастной психологии. / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. 682 с.
27. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. / Прихожан А.М. // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С.11-18.
28. Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. / Прихожан A.M. - М.,2012. 192 с.
29. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 2012. 816 с.
30. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 2013 - 494 с.
31. Савина Е.. Тревожные дети. / Савина Е., Шанина Н. //Ж. «Дошкольное воспитание», 2011 г., №4.
32. Славина А.Н. Трудные дети. / Славина А.Н -М.: Изд-во Наука, 2011 - 117 с.
33. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. / Славина Л.С. - Москва: Просвещение, 2013. - 150 с.
34. Слепичева О.А. Тревожность и ее последствия. / Слепичева О.А. - СПб.: Изд-во Меридиан, 2013. 315 с.
35. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю.Головин. -2-е изд., перераб.и доп.-Мн.: Харвест,2005. -976с
36. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. / Степанов С. С. - Москва: Педагогика - Пресс, 2014 г. - 168 с.
37. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. / Теплов Б.М. - М.,2013. 359 с.
38. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования // приказ МОН РФ от 6 октября 2009 г. №373 [Электронный ресурс]. //Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39. Фрейд 3. Психология бессознательного. / Фрейд 3. - М., 2015. 186 с.
40. Фромм Э. Иметь или быть. /Фромм Э. - М., 2011 -330 с.
41. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / Оформление обложки А. Лурье. /Хорни К. - СПб: Лань, 2013 - 240 с.
42. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. / Хухлаева О.В. - М., 2013.
43. Хухлаева О.В. Психологическая поддержка детей со страхами. / Хухлаева О.В // Школьный психолог. 2014. №6. С.12-15

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ