Совершенствование методической подготовки учителей в обеспечении индивидуального прогресса обучающихся (на материале видеозаписей конкурса «Учитель года»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОНИТОРИНГА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ОБУЧАЮЩИХСЯ 6
1.1 Понятие индивидуального прогресса обучающихся при изучении школьных предметов 6
1.2 Инструментарии для мониторинга индивидуального прогресса обучающихся 9
1.3 Образовательные условия для индивидуального прогресса обучающихся при изучении
школьных дисциплины 10
2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛЬНЫХ ПРОТОКОЛОВ УРОКА 14
2.1. Характеристика конкурса 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ В 32
ПРИЛОЖЕНИЕ C
В связи с введением в школе новых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения возникла необходимость пересмотреть содержание образования, формы, методы обучения и воспитания, а также роль учителя в образовательном процессе [8]. Во ФГОС (ООО) подчеркивается, что система оценки, достижения планируемых результатов, освоения основной образовательной программы должна обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения общеобразовательной программы [17]. Это диктует новые квалификационные требования к учителям основной школы: от современного учителя требуется понимание и умение работать с динамикой индивидуальных достижений учащихся - организовывать обучение так, чтобы оно создавало условия для индивидуального прогресса учащихся [9].
Как отмечает Л.А. Рябинина, умение работать с динамикой образовательных результатов учащихся является одной из ключевых компетенций педагога и современного руководителя образовательного учреждения. В систему требований к современному учителю входит умение выстраивать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся показывал прогресс в мышлении при освоении учебного содержания [18].
Еще в ХХ веке известный психолог Ж. Пиаже научил западных учителей удерживаться от навязывания ученикам своей воли, своих идей, своего образа действия и стараться понимать и принимать чувства, желания, идеи и образы ребенка. Учителя научились создавать для ребенка возможности действовать по-новому и терпеливо ждать, пока ребенок созреет, будет готов действовать. В эти возможности входит обогащение образовательной среды, задания, которые могут побудить ребенка к действию, спровоцировать его сомнения, возражения, попытки действовать по-новому, и поддержка детской инициативы. Уже тогда начало вытесняться из многих классных комнат традиционное ведение ребенка за руку туда, куда наметил двигаться учитель. Этот подход сохраняется и для современного образования.
Для каждого учителя важно уметь анализировать свои собственные уроки, для того, чтобы видеть возможность индивидуального прогресса учащихся. Одна из возможных схем анализа уроков с позиции создания условий для индивидуального прогресса основана на уровневой модели развития мышления и понимания и становления предметного действия, разработанной Б.Д. Элькониным и др. [21, 22, 23]. При этом индивидуальный прогресс при освоении учебных предметов понимается как степень освоения учеником культурных способов действия, а переход с уровня на уровень задается типом опосредствования этого действия.
Цель выпускной работы заключается в разработке модельных протоколов уроков для программы повышения квалификации учителей в области создания условий для индивидуального прогресса школьников.
Объект: процесс обучения анализу и проектированию учебных ситуаций на уроке с целью выделения условий для индивидуального прогресса обучающихся.
Предмет: модельный протокол урока как средство обеспечения процесса обучения анализу на уроке с целью выделения условий для индивидуального прогресса обучающихся.
Гипотеза. Обучение учителей на курсах повышения квалификации анализу и проектированию уроков для управления индивидуальным прогрессом обучающихся, будет эффективным, если в используемых для анализа модельных протоколах отражены: активные методы обучения, которые используются на уроке; действия отдельных обучающихся по выполнению задания, действия учителя по управлению действиями обучающихся.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и научные публикации с целью выделения требований к современному учителю и существующие подходы к построению образовательных условий для индивидуального прогресса школьников.
2. Изучить теоретические основания, лежащие в основе деятельностного подхода к мониторингу индивидуального прогресса школьника, в том числе уровневую модель развития, мышления и понимания.
3. Проанализировать видеозаписи уроков дипломантов конкурса «Учитель года» разных лет с целью отбора материала для организации освоения анализа урока с использованием уровней модели.
4. Разработать модельные протоколы уроков.
5. Обеспечить экспертную оценку разработанных материалов.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Данная работа была посвящена разработке модельных протоколов уроков для программы повышения квалификации учителей в области создания условий для индивидуального прогресса школьников.
Проанализированы видеозаписи уроков учителей-конкурсантов «Учитель года»,разработаны модельные протоколы занятий,предполагающих методические приемы, направленные на создание условий для индивидуального прогресса.
В работе изложены критерии отбора видеоматериала и устройства занятия, пригодного для анализа. Основным результатом работы является модельные протоколы двух уроков.
Таким образом, в работе рассмотрены теоретические основания диагностического инструментария для мониторинга индивидуального прогресса учащихся, структура и содержание системы уровневой модели развития мышления и понимания, а также образовательные условия для индивидуального прогресса.