Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Работа №26815

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы профилактики тревожности младших школьников 6
1.1 Виды и особенности тревожности младших школьников как явления в личностной характеристики 6
1.2 Возможные способы и средства для профилактики тревожности младших школьников 21
2 Разработка системы групповых занятий для профилактики тревожности обучаемых начальных классов общеобразовательной школы 32
2.1 Методические особенности профилактики тревожности обучаемых начальных классов посредством групповых занятий 32
2.2 Описание методических рекомендаций для проведения групповых профилактических занятий 68
Заключение 85
Список используемых источников 87

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относительно не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии.
Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов. Многие авторы, такие как И.Н. Андреева, А.И. Захаров и другие убеждены, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений. Большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу или педагогу, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребёнка, то есть в конечном итоге - с тревогой. [1, c. 56].
Педагогическая практика в настоящее время сталкивается с такой проблемой: учащимся по каким-либо проблемам не комфортно в школе: одна из причин выступающая на первое место - это повышенная тревога у детей. С каждым годом становится больше детей с повышенным уровнем тревожности.
Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по- разному: «школьный невроз», «школьная фобия». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся 3
комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации. К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, негативным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся: опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены. [11, с. 32].
В настоящее время ряд авторов пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют о необходимости профилактических средств, методов, занятий, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении.
На групповых занятиях, контактируя с другими детьми, тревожный ребенок начинает ощущать расслабление и единение с окружающими, что способствует выходу из замкнутого и настороженного ко всему окружающему состояния.
Проблема исследования заключается в поиске способов и средств для проведения групповых занятий, направленных на профилактику тревожности младших школьников.
Целью работы является разработка и обоснование способов и дидактических средств для проведения групповых занятий, направленных на профилактику тревожности младших школьников.
Объект исследования: профилактика тревожности младших школьников.
Предмет исследования: способы и средства для проведения групповых профилактических занятий.
Гипотеза: результативность процесса профилактики тревожности младших школьников будет обеспечена, если в качестве основной формы использовать групповые занятия, снижающие психоэмоциональное напряжение и устраняющие последствия фиксаций на эмоциональных переживаниях при помощи таких приемов, как сказкотерапия, психогимнастика, танцевальная терапия, арт-терапия, песочная терапия и релаксация.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выделены основные задачи:
1. На основе анализа доступных научных источников определить особенности профилактики тревожности младших школьников в целом и школьной тревожности в частности.
2. Выделить психолого-педагогические способы и средства профилактики тревожности младших школьников и описать возможные варианты их применения.
3. Разработать комплекс групповых занятий для целенаправленной коррекции тревожности младших школьников в течение учебного года.
4. Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов по профилактике тревожности младших школьников путем проведения групповых занятий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в
системе общественных отношений, которые определяют требования к его
поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка,
специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические
характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия
ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом
определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует
требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется,
прежде всего, в высокой тревожности.
Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с
которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет
исследование изменений, происходящих в этом возрасте, поскольку этот
возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом
возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим,
школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать
устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Для младших
школьников основными источниками тревожности является семья, школа.
В настоящее время ряд авторов пишет о тенденции увеличения числа
тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством,
неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют
о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у
детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических
заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению
трудностей в обучении. Особого внимания требуют дети младшего школьного
возраста, так как они могут испытывать трудности в школе, что естественно
вызывает неадекватный уровень тревожности. [23, с. 56].86
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы
по проблеме детской тревожности. Удалось разработать методические
материалы для снижения уровня школьной тревожности.
В работе описан комплекс из четырнадцати занятий, включающий в себя
наиболее эффективные методы и приёмы: игровую терапию, сказкотерапию,
танцевальную терапию, песочную терапию, релаксацию, саморегуляцию. На
разных этапах занятия реализуется групповая форма работы, контактируя с
другими детьми, тревожный ребенок начинает ощущать расслабление и
единение с окружающими, что способствует выходу из замкнутого и
настороженного ко всему окружающему состояния.
Данный комплекс занятий может быть полезен для учителей и
психологов школьных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Основные результаты бакалаврской работы:
Разработка системы групповых занятий для профилактики тревожности
обучаемых начальных классов общеобразовательной школы.
Методические рекомендации для учителя начальных классов по
профилактике тревожности младших школьников путем проведения групповых
занятий.
На основании выше изложенного можно утверждать, что цель
бакалаврской работы была достигнута.


Андреева, И.Н. Личностная тревожность как проблема
психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного
процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы научной
конференции, 29-30 марта 2011 г. – Бобруйск, 2011.
2. Андреева, И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка.
М.:"ВЛАДОС". 2012.
3. Бороздина, Л.В.. Увеличение индекса тревожности при расхождении
уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии./ Л.В. Бороздина, Л,
Е.А. Залученова – 2013, – № 1. Стр 39-42
4. Выготский, Л.С. Сочи: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 2014.
5. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012.
6. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-i-zdorovie-mladshih-shkolnikov
7. Ермолаева, М.В. Психология развития. – М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.
– 336 с.
8. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. –
СПб.: Гиппократ, 2005.
9. Зеньковский, В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая
книга, 2012.
10. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в школьном
возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009 –
240 с.
11. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем,
возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и
прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2007.88
12. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь,
2013.
13. Кочубей, Б.В. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника –
2013, № 6. Стр.56-58.
14. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь./ С.В.
Крюкова, С.В., Н.П. Слободяник - Практическое пособие – М.: Генезис. – 2013.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка : учебное
пособие / М. И. Лисина.: Педагогика– Москва, 2012. – 148 с.
16. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей
/ Психологическая наука и образование. – 2008, № 2. Стр.86-99.
17. Микляева, А.В.Школьная тревожность: диагностика, коррекция,
развитие / Микляева, А.В., Румянцева П.В. – СПб.: Речь, 2004.
18. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с
эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический
журнал. – 2013, № 1. Стр.73-89
19. Пилюгина Е.А. Сущность понятия школьная тревожность
применительно к младшим школьникам [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://elf.ucoz.net/KONF/IK_mart13/piljugina_e.a-tpp-501.pdf
20. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности // "Психологическая наука и образование". – 2008, № 2.стр. 121-
134.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж:
Издательство НПО "МОДЭК", 2012. – 304 с.
22. Пургина, А. А. Коррекция тревожности младших школьников
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/87/16957/
23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб.
пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2:
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: 2011.89
25. Суворова, В.В. Психофизиология стресса.- М., Педагогика. 1985,
208 с.
26. Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9
лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2013.
27. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия. // Ананьевские
чтения.- 2003. –СПб., 2003. –с. 301-302.
28. Чистякова, М. И. Психогимнастика /– 2-е изд. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 2005

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ