Содержание
Введение………………………………………………………...................................
I. Классификация, ассортимент и оценка конкурентоспособности космети-ческих товаров……..…………………………………………………………….
1.1 Анализ классификации косметической продукции, в том числе кремов…..
1.2 Ассортимент и характеристика кремов для рук……………………………..
1.3 Обзор рынка косметических товаров, в том числе кремов………………….
1.3 Оценка конкурентоспособности продукции………………………………….
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………
2 Характеристика объектов исследования………………………………………..
2.1 Характеристика фирмы «Аркос» как объекта исследования………………..
2.2 Ассортимент товаров, реализуемых в торговой сети «Аркос»……………...
Выводы по главе 2………………………………………………………………….
3 Исследование конкурентоспособности косметической продукции - кремов для рук, реализуемых в ОАО «Аркос»……………………………………………
3.1 Изучение покупательского спроса Ивановской области на косметические товары………………………………………………………………………………
3.2 Анализ показателей свойств кремов для рук………………………………..
3.3 Разработка номенклатуры показателей, влияющих на конкурентоспособность кремов для рук………………………………………………………………
3.4 Оценка уровня качества и конкурентоспособности кремов для рук……….
Выводы по главе 3………………………………………………………………….
4 SWOT – анализ ООО «ТД Аркос»………………………………………………
5 Оптимизация системы управления маркетингом и коммерческой деятель-ностью компании «ООО Аркос» с помощью программного комплекса «Marketing Analytic»……………………………………………………………………..
5.1. Общее описание………………………………………………………………..
5.2. Модуль MAIN………………………………………………………………….
5.3. Модуль c-Commerce…………………………………………………………...
5.4. Модуль Analyzer……………………………………………………………….
5.5. Модуль Predictor……………………………………………………………….
5.6. Модуль Geo…………………………………………………………………….
5.7. Модуль Portfolio………………………………………………………………..
6 Эстетические факторы условий труда, влияющие на продвижение товара на примере освещенности……………………………………………................
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Приложение 1Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица…………………………………………………………………….
Приложение 2 Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц…………………………………………………………..
Приложение 3 Учредительный договор общества с ограниченной ответст-венностью «ТД Аркос»……………………………………………………………
Приложение 4 Устав общества с ограниченной ответственностью
«ТД Аркос»………………………………………………………………………
Приложение 5 Сертификат соответствия на кремы «Русское поле»…………
Приложение 6 Сертификат соответствия на средства косметические ………
Приложение 7 Сертификаты соответствия на средства косметические Lumene
Приложение 8 Договор купли-продажи…………………………………………
Приложение 9 Счет-фактура……………………………………………………..
Приложение 10 Инвентаризационная ведомость……………………………….
Приложение 11 Инвентаризационная ведомость……………………………….
Приложение 12 Анкета……………………………………………………………
Приложение 13 ГОСТ Р 52343-2005 Кремы косметические. Общие технические условия……………………………………………………………………….
Приложение 14 Опросные листы экспертов с органолептической оценкой тестовых образцы кремов………………………………………………………
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает рассмотрение такой важной формы реализации товаров, как оптовая торговля. Оптовые структуры обеспечивают эффективность торгового процесса. Оптовая торговля является не просто посредником между производством и розничными торговыми предприятиями, она должна вы¬ступать активным организатором как по отношению к производству, так и к розничной торговле. От деятельности оптовой торговли во многом зависит состояние и совершенствование всей торговли. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающие повышение эффективности работы торговых предприятий.
На формирование ассортимента огромное влияние оказывает конкурентная борьба. Конкурентоспособность предприятия определяется её потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Условием разработки стратегии маркетинга является оценка и анализ собственных возможностей фирмы, её конкурентоспособности и производственно-сбытового или торгового потенциала. Предприятие должно иметь возможность противостоять конкуренции со стороны других предприятий, то есть быть конкурентоспособной.
Конкурентные отношения в торговле включают возможность выбора из достаточно широкого ассортимента товаров и услуг, необходимых льгот, преимуществ и удобств. Это находит отражение в предложении своеобразного ассортимента товаров по более низким ценам, чем у конкурентов, предоставление специфических услуг и льгот, в нетрадиционном размещении магазинов, комфортабельности условий при совершении покупок. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Каждое предприятие стремится реализовать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента.
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но её суть всегда одна и та же: стремление продать товар больше, чем конкурент, отобрав у него часть потенциальных клиентов, и в конечном счёте получить ту прибыль (или часть её), на которую рассчитывал конкурент. Цель конкурентной борьбы – достигнуть конкурентного преимущества, то есть занять более прочную конкурентную позицию на рынке [13].
Для ООО «ТД Аркос» основным бизнесом является оптовая торговля косметической, парфюмерной и галантерейной продукцией. Анализ основных финансовых показателей коммерческой деятельности предприятия, позволяет сделать вывод, что предприятие ООО «ТД Аркос» теряет масштабы и уровень удовлетворения спроса. Можно предположить, что одним из основных слабых звеньев предприятия является отсутствие постоянного маркетингового анализа рынка, которое в свою очередь затрудняет формирование товарного ассортимента.
Торговая сеть ООО «Аркос» обслуживает покупателей с различным уровнем дохода. Это пожилые люди и военные, молодежь и дети, домохозяйки. Но в основном магазины ориентированы на покупателей с различным уровнем достатка. Формированием товарного ассортимента на рассматриваемом предприятии занимается отдел закупок совместно с директорами магазинов. Закупки производятся централизованно через оптовое предприятие «Аркос-опт». Для того, чтобы правильно сформировать товарный ассортимент, необходимо иметь точную информацию о спросе на тот или иной товар, о наличии товара в магазине в момент составления заказа, знать оборачиваемость товара в днях.
Для выявления спроса на товар на предприятии проводятся маркетинговые исследования, результаты и методика проведения которых будут рассмотрены ниже.
«Аркос» обслуживает как свою розничную сеть, так и другие розничные сети, небольшие супермаркеты и универсамы, магазины «за прилавком» мелкие оптовые компании, небольшие отделы в торговых центрах, сети аптек, киоски, мелкооптовые рынки занимающиеся продажей косметики и парфюмерии, которые в свою очередь обслуживают розничных покупателей с различным уровнем дохода. Это пожилые люди и военные, молодежь и дети, домохозяйки. В основном магазины ориентированы на покупателей с различным уровнем достатка.
Цель работы - оценка конкурентоспособности косметических товаров, в том числе кремов для рук, реализуемых в торговой сети «Аркос» г.Иваново.
Задачи работы:
- дать анализ классификации косметической продукции, в том числе кремов;
- исследовать ассортимент и дать характеристику кремов для рук;
- выявить факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность кремов;
-провести обзор рынка косметических товаров, в том числе кремов;
- дать характеристику фирме «Аркос» как объекту исследования;
- исследовать ассортимент товаров, реализуемых в торговой сети «Аркос»;
- изучить покупательский спрос области на косметические товары;
- провести анализ показателей свойств кремов для рук;
- разработать номенклатуру показателей, влияющих на конкурентоспособность кремов для рук;
- провести органолептическую экспертизу и оценку уровня качества кремов для рук, реализуемых в «Аркос»;
- определить конкурентоспособность кремов для рук, реализуемых в «Ар-кос».
Дипломная работа состоит из 6 глав, введения, заключения, списка ис-пользованных источников, 14 приложений.
1 Единая общепризнанная классификация косметических товаров в настоящее время отсутствует. Не разработан стандарт по классификации и терминологии косметической продукции.
2 Недостатки классификации КП по ОКП: повторяющийся ассортимент (кремы для рук и для ног в разных группах), неполный ассортимент продукции (особенно косметической по уходу за кожей), смешение признаков классификации при разделении ассортимента на группы. Оптимальная классификация КП - в системе сертификации, где в качестве главного признака классификации выбрано назначение косметических средств.
3 При классификации косметических товаров по функциональному действию следует ориентироваться на их главную функцию.
4 По оценкам экспертов, в ближайшие годы российский рынок косметики может удвоиться в денежном эквиваленте. В России покупают косметические товары 87% опрошенных. Россия находится на шестом месте в мире по потреблению косметики.
5 Основными потребителями косметических товаров в России являются женщины. Расходы на косметику занимают порядка 12%, что в 1,5 -2 раза больше аналогичных показателей жительниц США или ЕС. Наблюдается тенденция к постепенному переходу потребления косметической продукции от дешевых марок к продукции среднего ценового уровня.
6 Наиболее крупные сегменты рынка - средства по уходу за волосами -18%, декоративная косметика -17,7%, средства по уходу за кожей - 13,3%.
7 На долю российских производителей приходится от 25% до 40% рынка в стоимостном выражении. Они конкурируют в среднем и нижнем ценовых сегментах. Успешные российские производители6 концерн "Калина" (ТМ «Черный жемчуг», «Чистая линия», «Маленькая фея»), "Невская косметика", косметическое объединение "Свобода", "Новая заря", «Красная линия».
8 Лидерство в стоимостном выражении - за транснациональными компаниями: их совокупная доля, по данным ACNielsen, 75%.
9 Лидеры российского косметического рынка - глобальные международные компании – Procter & Gamble, L'Oreal, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, Unilever, Schwarzkopf & Henkel, Oriflame и Gillette.
10 «Фаберлик», «Калина», «Невская косметика», «Красная линия» уверенно конкурируют с импортом в своем рыночном сегменте. В основном сосредоточились на средствах по уходу за кожей.
11 Россияне считают, что наши кремы более «натуральные», чем импортные, поэтому им удалось стать лидерами в сегменте средств по уходу за кожей.
12 У западных компаний затраты на маркетинг составляют примерно 70–80% от общей себестоимости продукта.
13 Продолжается процесс перераспределения каналов дистрибуции и косметики в пользу специализированных магазинов, универмагов и "магазинов возле дома" за счет ухода косметики с открытых рынков.
14 Через специализированные магазины и их сети реализуется 54% косметики в объемном выражении и 49% в стоимостном.
15 Для многих покупателей основным критерием при выборе косметических товаров является их качество.
16 Наиболее используемой в России марки косметики - распространяемые по каталогу: Avon (47%) и Oriflame (32%). Менее всего востребованными оказалась косметика под такими брендами, как Kiki (5%), Revlon (5%), Divage (3%) и Арт-Визаж (3%).
17 Среди российских марок лидирует «Черный жемчуг», который занимает третье место в рейтинге использования. Этой косметикой пользуется 20% россиянок, чаще в возрасте от 25 до 29 лет с низким или средним уровнем достатка.
18 На принятие решения о покупке косметических средств влияет в первую очередь рекомендация друзей, знакомых, родственников.
19 Для женщин важнее перед покупкой апробировать косметическое средство - с помощью бесплатных пробников и образцов товаров. Этот "ход" склоняет к покупке 39% опрошенных россиянок, в то время как бесплатные пробники могут соблазнить лишь 17% мужчин.
20 Россиянки (56%) более лояльны к уже испытанной марке косметики и труднее переключаются на другие. "Свою любимую" марку предпочитают покупать 40% российских мужчин, принявших участие в анкетировании.
21 Косметические продукты для борьбы со старением кожи, становятся ключевыми на рынке – они содержат растительные компоненты и биокомплексы. Косметические продукты становятся узкоспециализированными.
22 Сейчас доминируют средства, позволяющие проводить профилактику старения кожи. Развитие сегмента косметики, которую можно использовать «на ходу». Родство косметики с высокими технологиями. Использование концепции натуральности косметических средств. Развитие сегмента косметики "два-в-одном" и "три-в-одном".
23 Дальнейший рост рынка будет обусловлен повышением уровня жизни населения: оно приведет к увеличению потребления товаров не первой необходимости, к которым относится косметика.
24 ООО «Аркос» является наиболее значимой частью группы предприятий.
ООО «Аркос» является частью группы предприятий, в которую, кроме него входит: оптовое подразделение Аркос-опт, специализирующиеся на парфюмерии и косметике; оптовое подразделение «Гильдия», специализирующиеся на туалетных водах, галантерее и парфюмерии; магазин продовольственных товаров «Смак»; магазин товаров для бани и сауны – «Все для бани».
25 «Аркос» обслуживает свои и другие розничные сети, небольшие супер-маркеты и универсамы, магазины «за прилавком» мелкие оптовые компании, небольшие отделы в торговых центрах, сети аптек, киоски, мелкооптовые рынки занимающиеся продажей косметики и парфюмерии, которые в свою очередь обслуживают розничных покупателей с различным уровнем доход.
26 Основную группу товаров ООО «Аркос», составляют косметические товары (56,3 %), на втором месте - гигенические товары (19,1%), на третьем, четвертых местах – парфюмерная продукция и сопутствующие товары (5,2%), на пятом месте – галантерейные изделия (4,6 %), на шестом – тестеры (4,1 %), на седьмом и восьмом – ювелирные изделия, бижутерия и рекламная продукция (2,0 и 1,9 %), на последних – товары распродажи (1,2%) и подарки- 0,4%.
27 При изучении структуры ассортимента кремов по типу кожи было выявлено, что около половины ассортимента составляют кремы для нормальной кожи. Несколько меньшую долю составляют кремы для сухой (30%) и жирной (15%) кожи.
28 Наибольшая доля в ассортименте (42%) приходится на питательные кремы, меньшая (35%) — на увлажняющие. Специальные средства (кремы для массажа, депилятории, отбеливающие, антицеллюлитные и т.д.) составляют 18%. К защитным кремам ( всего 5%) относятся солнцезащитные, средства после загара, защищающие от вредного воздействия щелочей, моющих средств и т.д., включая в себя и кремы для рук.
29 Большую долю названий составляют дневные кремы (60%).
30 Только 14% потребителей ориентируются исключительно на цену товара. Это люди старше 50 лет, которые покупают товар по привычке. Большинство потребителей (47%) выбирают оптимальный вариант, в котором сочетались бы высокое качество и соответствующая цена. Группа потребителей, ориентированных на качество КТ, увеличилась и составляет 39%, что свидетельствует о повышении требований к качеству.
31. Больше 60% потребителей предпочитают использовать от одной до трех марок косметических средств. 38% потребителей не имеют приверженности, и пользуются различными марками кремов.
32. Наиболее популярным в области является крем Nivea немецкой фирмы Beirsdorf. В пятерку самых популярных импортных кремов вошли кремы фирм Avon, Oriflame, реализующих свою продукцию методом прямых продаж. Среди наиболее востребованных отечественных кремов отмечена продукция известных российских фирм «Калина» (1-е, 2-е места), «Невская косметика», «Свобода».
33 Примерно одинаковое количество потребителей используют питательные (42%) и увлажняющие (45%) кремы. На рынке области представлено 35% увлажняющих кремов, то есть отмечено их недостаточное количество. Кремы специальные и защитного действия на рынке имеются в большем количестве (23%) по сравнению с тем, что предпочитают потребители (13%).
34 Большая часть потребителей (46%) пользуются дневными кремами. Меньшую долю, как и в структуре ассортимента, составляют кремы ночные — 31%. Дневные и ночные кремы используют женщины старшего возраста.
35 Выявлены показатели, отмеченные в проанализированных литературных и нормативных источниках: внешний вид массы; цвет; запах; консистенция; однородность; стабильность массы; впитываемость. После обсуждения перечня со специалистами-потребителями были добавлены показатели: состав; успокаивающее действие; гладкость кожи.
36 Для исследования были отобраны показатели: запах; консистенция; однородность; впитываемость; ощущение на коже; кожно-раздражающее действие; повышение эластичности кожи; увлажнение кожи; гладкость (как результат); состав.
37 Показатели, отобранные методом ранжирования, для оценки конкурентоспособности кремов для рук: впитываемость; ощущение на коже; повышение эластичности кожи; увлажнение кожи; гладкость.
38 Для исследования единичных показателей качества были отобраны 4 образца кремов для рук различных ценовых групп и фирм-производителей, реализуемых в торг
39 Разработана 4 уровневая 5 балльная шкала органолептической оценки потребительских свойств косметических кремов для рук.
40 В качестве базового образца был выбран образец 3 с наиболее высокими экспертными оценками – Крем для рук, сохраняющий молодость. Экстракт черной смородины,«Чистая линия», Россия; Сохраняющий молодость, объемом 75 мл.
41 Рассчитаны комплексные показатели качества образцов кремов, отобранных для испытания.
42 Наиболее конкурентоспособным среди образцов является образец № 3 (Крем для рук, сохраняющий молодость. Экстракт черной смородины. «Чистая линия», Россия).
43 Образец № 4 (Защитный крем для рук с экстрактом ромашки. Atrix INTEN-SIVE, Германия) уступает образцу №3 более чем в два раза по показателю конкурентоспособности.
44 Образец № 1 (Крем для рук «Витамин Fи Солянка холмовая» «Green Mama», Россия. Увлажнение, Регенерация) и образец №2 (Крем для рук с экстрактом оливы и витаминами A,D,E. Clean Skin, Греция. Увлажнение. Питание. Защита) имеют самую низкую конкурентоспособность. Это можно объяснить очень высокой ценой за 100 мл продукта и низким уровнем качества по потребительским свойствам.
45 Конкурентоспособность кремов для рук определяется уровнем их цены, а также уровнем потребительских свойств, которые не нормируются стандартами.
1 ГОСТ Р 52343-2005 Кремы косметические. Общие технические усло-вия
2 ОК-005-93.Общероссийский классификатор продукции
3 Яковлева Л.А., Кутанова Г.С. Товароведение парфюмерно- косметических товаров. – М.: Лань, 2001.-256 с.
4 Вилкова С.А.Товароведение и экспертиза парфюмерно- косметических товаров.- М.: Деловая литература, 2004.- 286 с.
5 Щепакин М.Б., Якунчева М.С. Анализ развития парфюмерно- косметического рынка России // Маркетинг в Росси и за рубежом, № 4, 2008. С.31-34.
6 Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно- косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. -Белгород.:БКАПК, 1995.- 120 с.
7 http://www.advertology.ru
8 http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/41/rossiyskiy kosmeticheskiyrynok
9 http://www.sostav.ru/news/2008/03/05/9issl
10 http://www.intercharm.ru/tendencies/
11 http://www.beboss.ru/whatisfranchising
12 http://www.arkos-group.ru/
12 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 892 с.
13 Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 294 с.
14 Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Ивахненко Т.Е. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 224 с.
15 Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для высших учебных заведений. – М.: ТОО ''Люкс-арт’’, 1999. -344 с.
16 Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие.- Мн.: Высш. шк., 1996. -288 с.
17 Гребнев А.И., Баженов Ю.К. Экономика торгового предприятия.- М.: Экономика, 1997. -320 с.
18 Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: ПитерКом, 1999.-443 с.
19 Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-270 с.
20 Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-300 с.
21 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов.- Мн.: Высш. шк., 1995.-280 с.
22 Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. – 2-е изд. – Мн.: Новое знание, 2002. -320 с.
23 Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. –М.: Издательство «Дашков и Ко»,2005. -435с.
24 Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретиче-ские основы: учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА, 2003.-280 с.
25 Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рек-ламная деятельность. – М.: Информационно – внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-288 с.
26 Бурмистров В.Г. Организация торговых процессов непродовольственных товаров. – М.: Экономика, 1999.-320 с.
27 Гаджинский А.М. Логистика: – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.-232 с.
28 Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1999.-230 с.
29 Дятлов В.А. и др. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 1998.-240 с.
30 Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг – М.: Финансы и статистика 1996.-200 с.
31 Раицкий К.А. Экономика предприятия: – М.Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-210 с.
32 Саморукин А.И., Шишов А.Л. Теория и практика бизнеса: Учебно - практическое пособие. - М.: Русская деловая литература, 1997.-256 с.
33 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: ООО «Новое знамя», 2000.-224 с.
34 Соловьев Б.А. Экономика торговли. М.: Экономика, 1990.-314 с.
35 Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. Ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2001.-245 с.
36 Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. А.И.Руденко. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1995.-311 с.
37 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, 1998.-321 с.
38 Соколова А.И., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М: Открытые системы, 2000. -246с.
39 От электронной торговли к электронной экономике // Эксперт –Алгоритм, 2004, №6, с.33-34.
40 Козде Д. Электронная коммерция: пер.с англ. М.: Изд.- торг. дом «Русская редакция», 1999.- 343с.
41 Галкин С.В. Бизнес в Интернете. - М.: Бином, 2003. -350 с.
42 Волоцкой Н. В. Светотехника (пособие для архитекторов).-М.: Госуд. изд-во лит-ры по строительству, архитектуре и строительным материалам ,1961.-261с.