РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА - В.В. ДАВЫДОВА В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие теоретического мышления в деятельностном подходе
Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова и рефлексии как одного из его компонентов 6
1.2 Формирование теоретического мышления у современных младших школьников 16
1.3 Методика определения уровня сформированности рефлексии у
младших школьников 22
2 ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС» 26
2.1 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в
младшей ступени гимназии «Универс» 26
2.2 Определение уровня рефлексии у учеников 3-4 классов в Гимназии
«Универс» 28
2.3 Результаты апробации и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1 ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие теоретического мышления в деятельностном подходе
Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова и рефлексии как одного из его компонентов 6
1.2 Формирование теоретического мышления у современных младших школьников 16
1.3 Методика определения уровня сформированности рефлексии у
младших школьников 22
2 ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС» 26
2.1 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в
младшей ступени гимназии «Универс» 26
2.2 Определение уровня рефлексии у учеников 3-4 классов в Гимназии
«Универс» 28
2.3 Результаты апробации и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В основе современных государственных образовательных стандартов начальной школы заложен деятельностный подход, с позиции которого одной из важнейших задач, которые ставит перед собой современная начальная школа, является формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности посредством освоения ими универсальных учебных действий [25]. Одним из необходимых условий формирования универсальных учебных действий является становление у младших школьников начальных форм рефлексии, являющейся, согласно Д.Б. Давыдову, одним из компонентов теоретического мышления и понимаемой как способность рассматривать человеком основания собственных действий [7].
Отметим, что высокий уровень рефлексии является необходимым условием успешности деятельности человека в современном мире.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова была разработана в прошлом веке и адресована поколению 80-х - 90-х гг. Основанная на положениях деятельностного подхода, эта система прямой своей целью ставит развитие теоретического мышления обучающихся, а именно, рефлексии, анализа и планирования, и, следовательно, обучение по этой системе должно позволять достигнуть современных образовательных результатов, описанных во ФГОС. Однако указанная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разрабатывалась для обучающихся постиндустрионного общества прошлого века, чей когнитивный тип (мировосприятие, а также способы освоения информации) значительно отличается от когнитивного типа современных обучающихся, живущих в эпоху информационного общества [22].
В связи с задачей выбора наиболее эффективной системы обучения, актуальна задача подтверждения результативности обучения по программам РО в формировании рефлексии у современного поколения младших школьников. Подходящей площадкой для этого исследования является Красноярская университетская Гимназия №1 «Универс». Гимназия «Универс» является первой красноярской школой, в которой внедрялись и разрабатывались программы по развивающему обучению под руководством В.В. Давыдова, поэтому уровень достижения результатов при обучении в ней по этой системе можно считать эталонными в современной практике образования.
Цель: исследовать результативность обучения по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в формировании рефлексии у обучающихся 3-4-х классов в красноярской университетской Гимназии «Универс».
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у младших школьников, обучающихся по программам развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Предмет исследования: результативность процесса формирования рефлексии как компонента содержательно-теоретического мышления у современных младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников Гимназии «Универс» по программе развивающего обучения с точки зрения формирования рефлексии не менее результативно, чем обучение младших школьников в 90-х г.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования теоретического мышления (рефлексии, анализа, планирования) у младших школьников при обучении по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
2. Освоить и апробировать методику диагностики уровня сформированности рефлексии у младших школьников, разработанную в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова [19].
3. Спланировать, провести и проанализировать результаты исследования уровня сформированности рефлексии у младших школьников гимназии «Универс».
4. Разработать и провести анкетирование младших школьников, нацеленное на выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Отдельные положения работы освещались на III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск) и были опубликованы в [4], а также на международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016».
Отметим, что высокий уровень рефлексии является необходимым условием успешности деятельности человека в современном мире.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова была разработана в прошлом веке и адресована поколению 80-х - 90-х гг. Основанная на положениях деятельностного подхода, эта система прямой своей целью ставит развитие теоретического мышления обучающихся, а именно, рефлексии, анализа и планирования, и, следовательно, обучение по этой системе должно позволять достигнуть современных образовательных результатов, описанных во ФГОС. Однако указанная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разрабатывалась для обучающихся постиндустрионного общества прошлого века, чей когнитивный тип (мировосприятие, а также способы освоения информации) значительно отличается от когнитивного типа современных обучающихся, живущих в эпоху информационного общества [22].
В связи с задачей выбора наиболее эффективной системы обучения, актуальна задача подтверждения результативности обучения по программам РО в формировании рефлексии у современного поколения младших школьников. Подходящей площадкой для этого исследования является Красноярская университетская Гимназия №1 «Универс». Гимназия «Универс» является первой красноярской школой, в которой внедрялись и разрабатывались программы по развивающему обучению под руководством В.В. Давыдова, поэтому уровень достижения результатов при обучении в ней по этой системе можно считать эталонными в современной практике образования.
Цель: исследовать результативность обучения по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в формировании рефлексии у обучающихся 3-4-х классов в красноярской университетской Гимназии «Универс».
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у младших школьников, обучающихся по программам развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Предмет исследования: результативность процесса формирования рефлексии как компонента содержательно-теоретического мышления у современных младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников Гимназии «Универс» по программе развивающего обучения с точки зрения формирования рефлексии не менее результативно, чем обучение младших школьников в 90-х г.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования теоретического мышления (рефлексии, анализа, планирования) у младших школьников при обучении по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
2. Освоить и апробировать методику диагностики уровня сформированности рефлексии у младших школьников, разработанную в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова [19].
3. Спланировать, провести и проанализировать результаты исследования уровня сформированности рефлексии у младших школьников гимназии «Универс».
4. Разработать и провести анкетирование младших школьников, нацеленное на выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Отдельные положения работы освещались на III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск) и были опубликованы в [4], а также на международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016».
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены аспекты, связанные с возможностями системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова для развития основных компонентов теоретического мышления у младших школьников.
В ходе написания работы было выяснено, что направленность данной системы (формирование «умения учиться», основ теоретического мышления, освоение полноценной учебной деятельности) соответствует требованиям, выдвигаемым современными ФГОСами к результатам освоения общеобразовательных программ начальной школы.
Кроме того, нами была отмечена актуальность формирования мышления у современных младших школьников, чей тип мышления характеризуется как клиповый, заключающийся в неспособности находить связи между явлениями, видеть основания собственных действий, выделять существенные отношения.
Также была освоена и апробирована методика «Постройки», представленная в [16], диагностирующая уровень сформированности рефлексии у младших школьников. Был сделан вывод, что данная методика подходит для апробации на современных младших школьниках, поскольку соответствует их возрасту, так как нынешние дети идут в школу с 6-7 лет, в то время как ранее дети вступали на порог школы в возрасте 7-8. То есть результаты методики справедливы для 3х-4х классов.
В результате анализа полученных данных диагностики был сделан вывод о том, что результаты учеников 3 класса Гимназии «Универс» с точностью до 1% совпадают с результатами учеников 3 класса, полученными в 90-х гг. [19], а результаты учеников 4 класса значительно выше, чем результаты учеников 90-х гг. (на 13%).
Представленные результаты подтверждают гипотезу о результативности обучения современных младших школьников в системе развивающего обучения в формировании рефлексии. Таким образом, развивающее обучение в системе Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова формирует содержательную рефлексию у той же доли учеников, что и учеников 3 класса 30 лет назад; эта доля учеников значительно увеличивается в 4 классе.
В соответствии с результатами, можем сделать вывод о том, что система развивающего обучения Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова продемонстрировала свою результативность, усиливающуюся с каждым годом, в формировании рефлексии у младших школьников.
Также в процессе написания работы было разработано и проведено анкетирование 3-го и 4-го классов Гимназии «Универс», целью которого являлось выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру по трем признакам: частота пользования цифровыми устройствами, насыщенность деятельности в виртуальном пространстве и свобода действий при пользовании цифровых устройств.
В результате нами были обнаружены особенности взаимодействия младших школьников с информационным пространством, что выступает основой к предположению о том, что клиповое мышление формируется с определенного возраста, когда ученик начинает активно пользоваться цифровыми устройствами для разных видов деятельности в виртуальном пространстве без внешних ограничений, которыми выступают взрослые. По нашим наблюдениям это отмечается у учащихся 4-го класса.
В соответствии с результатами проделанной работы, мы наметили в качестве перспективы работы по данной теме провести диагностику рефлексии, выступающей одним из компонентов теоретического мышления, на всех параллелях 3-го и 4-го классах для подтверждения результатов исследования, полученных на малых выборках.
Кроме того, в качестве перспективы работы мы наметили продолжение линию исследования формирования у младших школьников уровня планирования и анализа, также выступающими основными компонентами теоретического мышления, и анализа результатов при сопоставлении с результатами младших школьников 90-х гг.
Было бы любопытно исследовать и то, как теоретическое мышление взаимодействует с клиповым мышлением, и какие факторы в учебной деятельности влияют на его формирование.
В ходе написания работы было выяснено, что направленность данной системы (формирование «умения учиться», основ теоретического мышления, освоение полноценной учебной деятельности) соответствует требованиям, выдвигаемым современными ФГОСами к результатам освоения общеобразовательных программ начальной школы.
Кроме того, нами была отмечена актуальность формирования мышления у современных младших школьников, чей тип мышления характеризуется как клиповый, заключающийся в неспособности находить связи между явлениями, видеть основания собственных действий, выделять существенные отношения.
Также была освоена и апробирована методика «Постройки», представленная в [16], диагностирующая уровень сформированности рефлексии у младших школьников. Был сделан вывод, что данная методика подходит для апробации на современных младших школьниках, поскольку соответствует их возрасту, так как нынешние дети идут в школу с 6-7 лет, в то время как ранее дети вступали на порог школы в возрасте 7-8. То есть результаты методики справедливы для 3х-4х классов.
В результате анализа полученных данных диагностики был сделан вывод о том, что результаты учеников 3 класса Гимназии «Универс» с точностью до 1% совпадают с результатами учеников 3 класса, полученными в 90-х гг. [19], а результаты учеников 4 класса значительно выше, чем результаты учеников 90-х гг. (на 13%).
Представленные результаты подтверждают гипотезу о результативности обучения современных младших школьников в системе развивающего обучения в формировании рефлексии. Таким образом, развивающее обучение в системе Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова формирует содержательную рефлексию у той же доли учеников, что и учеников 3 класса 30 лет назад; эта доля учеников значительно увеличивается в 4 классе.
В соответствии с результатами, можем сделать вывод о том, что система развивающего обучения Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова продемонстрировала свою результативность, усиливающуюся с каждым годом, в формировании рефлексии у младших школьников.
Также в процессе написания работы было разработано и проведено анкетирование 3-го и 4-го классов Гимназии «Универс», целью которого являлось выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру по трем признакам: частота пользования цифровыми устройствами, насыщенность деятельности в виртуальном пространстве и свобода действий при пользовании цифровых устройств.
В результате нами были обнаружены особенности взаимодействия младших школьников с информационным пространством, что выступает основой к предположению о том, что клиповое мышление формируется с определенного возраста, когда ученик начинает активно пользоваться цифровыми устройствами для разных видов деятельности в виртуальном пространстве без внешних ограничений, которыми выступают взрослые. По нашим наблюдениям это отмечается у учащихся 4-го класса.
В соответствии с результатами проделанной работы, мы наметили в качестве перспективы работы по данной теме провести диагностику рефлексии, выступающей одним из компонентов теоретического мышления, на всех параллелях 3-го и 4-го классах для подтверждения результатов исследования, полученных на малых выборках.
Кроме того, в качестве перспективы работы мы наметили продолжение линию исследования формирования у младших школьников уровня планирования и анализа, также выступающими основными компонентами теоретического мышления, и анализа результатов при сопоставлении с результатами младших школьников 90-х гг.
Было бы любопытно исследовать и то, как теоретическое мышление взаимодействует с клиповым мышлением, и какие факторы в учебной деятельности влияют на его формирование.
Подобные работы
- Формирование учебных исследовательских действий обучающихся 5-6 классов в
процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024



