Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА - В.В. ДАВЫДОВА В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС»)

Работа №26795

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие теоретического мышления в деятельностном подходе
Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова и рефлексии как одного из его компонентов 6
1.2 Формирование теоретического мышления у современных младших школьников 16
1.3 Методика определения уровня сформированности рефлексии у
младших школьников 22
2 ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС» 26
2.1 Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в
младшей ступени гимназии «Универс» 26
2.2 Определение уровня рефлексии у учеников 3-4 классов в Гимназии
«Универс» 28
2.3 Результаты апробации и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


В основе современных государственных образовательных стандартов начальной школы заложен деятельностный подход, с позиции которого одной из важнейших задач, которые ставит перед собой современная начальная школа, является формирование у младших школьников полноценной учебной деятельности посредством освоения ими универсальных учебных действий [25]. Одним из необходимых условий формирования универсальных учебных действий является становление у младших школьников начальных форм рефлексии, являющейся, согласно Д.Б. Давыдову, одним из компонентов теоретического мышления и понимаемой как способность рассматривать человеком основания собственных действий [7].
Отметим, что высокий уровень рефлексии является необходимым условием успешности деятельности человека в современном мире.
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова была разработана в прошлом веке и адресована поколению 80-х - 90-х гг. Основанная на положениях деятельностного подхода, эта система прямой своей целью ставит развитие теоретического мышления обучающихся, а именно, рефлексии, анализа и планирования, и, следовательно, обучение по этой системе должно позволять достигнуть современных образовательных результатов, описанных во ФГОС. Однако указанная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова разрабатывалась для обучающихся постиндустрионного общества прошлого века, чей когнитивный тип (мировосприятие, а также способы освоения информации) значительно отличается от когнитивного типа современных обучающихся, живущих в эпоху информационного общества [22].
В связи с задачей выбора наиболее эффективной системы обучения, актуальна задача подтверждения результативности обучения по программам РО в формировании рефлексии у современного поколения младших школьников. Подходящей площадкой для этого исследования является Красноярская университетская Гимназия №1 «Универс». Гимназия «Универс» является первой красноярской школой, в которой внедрялись и разрабатывались программы по развивающему обучению под руководством В.В. Давыдова, поэтому уровень достижения результатов при обучении в ней по этой системе можно считать эталонными в современной практике образования.
Цель: исследовать результативность обучения по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в формировании рефлексии у обучающихся 3-4-х классов в красноярской университетской Гимназии «Универс».
Объект исследования: процесс формирования рефлексии у младших школьников, обучающихся по программам развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Предмет исследования: результативность процесса формирования рефлексии как компонента содержательно-теоретического мышления у современных младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Гипотеза исследования: обучение младших школьников Гимназии «Универс» по программе развивающего обучения с точки зрения формирования рефлексии не менее результативно, чем обучение младших школьников в 90-х г.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности формирования теоретического мышления (рефлексии, анализа, планирования) у младших школьников при обучении по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
2. Освоить и апробировать методику диагностики уровня сформированности рефлексии у младших школьников, разработанную в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова [19].
3. Спланировать, провести и проанализировать результаты исследования уровня сформированности рефлексии у младших школьников гимназии «Универс».
4. Разработать и провести анкетирование младших школьников, нацеленное на выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Отдельные положения работы освещались на III международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» (г. Новосибирск) и были опубликованы в [4], а также на международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: Проспект свободный-2016».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены аспекты, связанные с возможностями системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова для развития основных компонентов теоретического мышления у младших школьников.
В ходе написания работы было выяснено, что направленность данной системы (формирование «умения учиться», основ теоретического мышления, освоение полноценной учебной деятельности) соответствует требованиям, выдвигаемым современными ФГОСами к результатам освоения общеобразовательных программ начальной школы.
Кроме того, нами была отмечена актуальность формирования мышления у современных младших школьников, чей тип мышления характеризуется как клиповый, заключающийся в неспособности находить связи между явлениями, видеть основания собственных действий, выделять существенные отношения.
Также была освоена и апробирована методика «Постройки», представленная в [16], диагностирующая уровень сформированности рефлексии у младших школьников. Был сделан вывод, что данная методика подходит для апробации на современных младших школьниках, поскольку соответствует их возрасту, так как нынешние дети идут в школу с 6-7 лет, в то время как ранее дети вступали на порог школы в возрасте 7-8. То есть результаты методики справедливы для 3х-4х классов.
В результате анализа полученных данных диагностики был сделан вывод о том, что результаты учеников 3 класса Гимназии «Универс» с точностью до 1% совпадают с результатами учеников 3 класса, полученными в 90-х гг. [19], а результаты учеников 4 класса значительно выше, чем результаты учеников 90-х гг. (на 13%).
Представленные результаты подтверждают гипотезу о результативности обучения современных младших школьников в системе развивающего обучения в формировании рефлексии. Таким образом, развивающее обучение в системе Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова формирует содержательную рефлексию у той же доли учеников, что и учеников 3 класса 30 лет назад; эта доля учеников значительно увеличивается в 4 классе.
В соответствии с результатами, можем сделать вывод о том, что система развивающего обучения Э.Д. Эльконина-В.В. Давыдова продемонстрировала свою результативность, усиливающуюся с каждым годом, в формировании рефлексии у младших школьников.
Также в процессе написания работы было разработано и проведено анкетирование 3-го и 4-го классов Гимназии «Универс», целью которого являлось выявление степени вовлеченности учащихся в информационную культуру по трем признакам: частота пользования цифровыми устройствами, насыщенность деятельности в виртуальном пространстве и свобода действий при пользовании цифровых устройств.
В результате нами были обнаружены особенности взаимодействия младших школьников с информационным пространством, что выступает основой к предположению о том, что клиповое мышление формируется с определенного возраста, когда ученик начинает активно пользоваться цифровыми устройствами для разных видов деятельности в виртуальном пространстве без внешних ограничений, которыми выступают взрослые. По нашим наблюдениям это отмечается у учащихся 4-го класса.
В соответствии с результатами проделанной работы, мы наметили в качестве перспективы работы по данной теме провести диагностику рефлексии, выступающей одним из компонентов теоретического мышления, на всех параллелях 3-го и 4-го классах для подтверждения результатов исследования, полученных на малых выборках.
Кроме того, в качестве перспективы работы мы наметили продолжение линию исследования формирования у младших школьников уровня планирования и анализа, также выступающими основными компонентами теоретического мышления, и анализа результатов при сопоставлении с результатами младших школьников 90-х гг.
Было бы любопытно исследовать и то, как теоретическое мышление взаимодействует с клиповым мышлением, и какие факторы в учебной деятельности влияют на его формирование.



1. Атаханов, Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития/ Р.А. Атаханов; под ред. В.В. Давыдова. - Москва- Рига, 2000. - 208 с.
2. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии/ Г.В.Ф. Гегель. - СПб: Наука, 1994. Книга вторая. - 423 с.
3. Гринева, М.И. Новый код эпохи: проблемы взаимодействия «цифровых иммигрантов» и «цифровых с рождения» /М.И. Гринева // На путях к новой школе. - 2012. - №1. - С. 25-26.
4. Губарь, К.Г., Знаменская, О.В. О влиянии информационной среды на формирование теоретического мышления у современных младших школьников/ К.Г. Губарь, О.В. Знаменская // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: сб.науч.тр. - Новосибирск, 2016. - С. 158-160.
5. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов)/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогическое общество России, 1972. - 480 с.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 288 с.
8. Давыдов, В.В. Концепция гуманизации российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования)/ В.В. Давыдов // Начальное образование в России. Инновация и практика. - 1994. - С.6-7.
9. Докука, С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества/ С.В. Докука // Общественные науки и современность. - 2013, №2. С. 169-176.
10. Зак, А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников/ А.З. Зак // Психологическая наука и образование. - 1997, №2. С. 36-41.
11.Зак, А.З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности/ А.З. Зак // Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. - Москва:
Педагогика, 1990. - С. 69-73.
12.Зиновьева, Н.А. Сравнительное исследование развития познавательных способностей младших школьников в традиционной системе обучения и системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова: автореф. дис. канд. психологических: 19.00.07 // Зиновьева Надежда Анатольевна. - Москва, 2004. - 220 с.
13. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта)/ М.В. Кларин. - Рига: ЭКСПЕРИМЕНТ, 1998. - 180 с.
14. Кошель, В.А. Клиповое мышление как форма обыденного сознания/ В.А. Кошель, А.П. Сегал // Международный академический вестник. - 2015, №4 (10). С. 15-23.
15. Моль А. Социодинамика культуры [Электронный ресурс]/ А. Моль. - 1973. - Режим доступа:http://yanko.lib.ru/books/cultur/mol_sociodinamika_cult-a. htm
16. Красноярская университетская Гимназия №1 «Универс» [Электронный ресурс]: Официальный сайт. - Режим доступа:http://univers.su
17.О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации: Решение Коллегии Министерства Образования от 11. 12. 1996, №3/2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9043788
18. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. Для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 210с.
41
19. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психолого-педагогическое исследование/Под ред. В.В. Давыдова; Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
20. Развитие рефлексии у младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып. 4 / Межвузовский сборник научных трудов.- Саранск, 1995. - С. 65-67.
21. Репкин, В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте/ В.В. Репкин // Вестник Харьковского университета.- 1978, № 171. - С. 40-49.
22. Семеновских, Т.В. Клиповое мышление - феномен современности [Электронный ресурс]/ Т.В. Семеновских // Оптимальные коммуникации. Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. - 2013. - Режим доступа:http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208
23. Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте/ В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопр. психол. - 1990, № 3. - С. 25-35.
24. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации/ Глава II.Система образования 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://Минобрнауки.РФ/документы/2974
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования 06.10.2009 № 3733. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //Минобрнауки .РФ/документы/922
26. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток/ Г.А. Цукерман // Вопр. Психол. - 1989, № 2. - С. 39-46.
27.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
28. Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения/ Д.Б. Эльконин // Возрастные возможности младших школьников. - М.: Педагогика. - 1966. - 323 с.
29. Якиманская Л.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ Л.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 213 с.
30. Plensky, Mark / Digital Natives, Digital Imigrants. Part I / Mark Plensky // MBC University Press, Vol.9 No.5. - Oxford, 2001. - 6p.
31. Plensky, Mark / Digital Natives, Digital Imigrants. Part II: Do they really think differently? / Mark Plensky // MBC University Press, Vol.9 No.5. - Oxford, 2001. - 9p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ