Разработка информационного и программного обеспечения автоматизированного управления для муниципальных учреждений здравоохранения (на примере КГБУЗ «Ачинская МРБ №1)
Введение 3
1 Аналитическая часть 5
1.1 Обзор отрасли учреждений здравоохранения 5
1.2 Обзор информационных технологий, используемых в отрасли учреждений
здравоохранения 15
1.3 Документооборот учреждений здравоохранения 24
1.4 Информационные технологии и системы, применяемые в учреждении 28
2 Практическая часть 37
2.1 Краткая характеристика организации 37
2.2 Организационная структура 39
2.3 Функции и задачи отдела АСУ 41
2.5 Экономические показатели за 2014—2015 годы 41
2.6 Предложения по внедрению программных решений 47
Заключение 56
Список использованных источников 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура организации 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчёт «График оплаты» 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчёт «График поставок» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчёт по группам товаров и услуг 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчёт по оплатам
Согласно проекту концепции развития единой информационной системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования Красноярского края на период 2010—2015 годы [1], одним из важнейших стратегических направлений развития системы охраны здоровья населения является всё более широкое применение компьютерных информационных и коммуникационных технологий. Использование интегрированной информационной системы в лечебно-профилактических учреждениях также позволяет:
- увеличить пропускную способность и объёмы лечения в больнице за счёт оптимизации потоков пациентов, распределения и учёта квот в реальном времени;
- устранить дублирование назначений и исследований, связанных с отсутствием соответствующей информации об уже проведённом назначении или исследовании;
- планировать нагрузки и потоки пациентов в больнице, в отделениях, службах и на конкретном рабочем месте;
- представлять чёткие картины текущего состояния лечебного процесса (загруженность, наиболее востребованные процедуры, финансовый анализ и т.п.) для руководителей;
- проводить экспертизу качества медицинской помощи;
- повышать оперативность лечебно-диагностического процесса за счёт мгновенного доступа к нужной информации о конкретном пациенте;
- стандартизировать диагностический и лечебный процессы, методы и технологии;
- повышать диагностическую эффективность клинико-инструментальных и лабораторных методов исследования;
- передавать данные для телеконсультирования;
- контролировать в реальном времени расходы средств на лечение пациента;
- обеспечить полный финансовый анализ и контроль;
- обеспечить механизм оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата;
- повышать квалификацию персонала;
- обеспечить возможность научного анализа базы данных учреждения по конкретным проблемам.
Объект исследования — Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская межрайонная больница № 1». Предмет исследования — информационная система учреждения.
Цель данной работы — повысить качество и оперативность управления учреждением посредством разработки и внедрения программного обеспечения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- привести краткий обзор отрасли муниципальных учреждений здравоохранения;
- привести характеристику Ачинской МРБ № 1 и основные показатели её деятельности за 2013—2014 годы;
- описать работу отдела автоматизированных систем учёта (АСУ) данного учреждения, его структуру и список функций и задач;
- выявить и описать основные процессы отдела АСУ;
- проанализировать информационные потоки отдела АСУ;
- изучить применение информационных технологий и систем в отделе АСУ;
- привести обзор отрасли программного обеспечения для муниципальных и государственных учреждений;
- разработать программное обеспечение, повышающее эффективность работы учреждения.
Таким образом, в ходе работы был проведён обзор отрасли муниципальных учреждений здравоохранения, приведена классификация этих учреждений и используемых в них информационных систем; была приведена характеристика Ачинской МРБ № 1 и основные показатели её деятельности, функции по отделам и организационная структура; выявлены основные процессы учреждения и в частности отдела автоматизированных систем учёта; исследовано применение информационных технологий и систем в данном учреждении, выявлен проблемный процесс управления и разработано приложение для его автоматизации.
В результате внедрения разработанного программного обеспечения увеличится эффективность работы специалиста по закупкам, уменьшатся штрафы за нарушения сложной процедуры госзакупок. Это позволит учреждению сэкономить бюджет и направлять деньги на другие важные задачи, такие как развитие фельдшерско-акушерских пунктов, повышение квалификации медицинского персонала и закупка дорогостоящего медицинского оборудования. Следовательно повысится качество предоставляемых услуг и откроются возможности предоставлять новые, ранее не доступные услуги, за которыми приходилось направлять в региональный центр. Улучшится здоровье жителей Ачинска и соседних районов, повысится качество их жизни.
1. Постановление Правительства Красноярского края от 19.11.2012 № 613-п. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/465800047.
2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан» [Электронный ресурс] : утверждено Советом Федерации РФ 22.07.1993 N 5487-1 в ред. От 07.12.2011. — Режим доступа:
http://base.garant.ru/12191967/.
3. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. No 1273 [Электронный ресурс] : О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70812574/.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 7 октября 2005 г. N 627. Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 октября 2005 г. N 7070 [Электронный ресурс] : Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901951034.
5. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 288 с. : ил.
6. Система, типы и виды учреждений здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://newinspire.ru/l/3/33/816-sistema-tipy-i-vidy- uchrezhdenij-zdravookhraneniya.html.
7. Концепция региональной информатизации [Электронный ресурс] :
утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. No 2769-р. — Режим доступа: http://www.garant.ru/
products/ipo/prime/doc/70736876/.
8. ИТ в здравоохранении 2015: главная роль отдана регионам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/ publichealth2015.
9. ИТ в медицине [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth/.
10. Медицинские Информационные Системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://itm.consef.ru/main.mhtml?Part=84.
11. Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Медицинская информатика» для специальности 060101 - Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. Е. И. Кичигина и др. - Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. - 385с.
12. Форма отчётности «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zdrav.spb.ru/media/ komzdrav/documents/document/file/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC %D0%B0__17.pdf.
13. Приказ Росстата от 27.11.2015 N 591 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244911.
14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 341 [Электронный ресурс] : О представлении сведений по формам федерального статистического наблюдения и об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499070415.
15. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 октября 2013 года N 411 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за санитарным состоянием территорий, профессиональными заболеваниями (отравлениями), дозами облучения (с изменениями на 20 ноября 2014 года). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499051738.
16. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 19 июня
2013 года N 216 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения (с изменениями на 23 июля 2014 года). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148177/.
17. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 года N 326 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации Роспотребнадзором федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420203443.
18. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2011 года N 519 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации минздравсоцразвития россии федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70016530/.
19. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 октября 2012 года N 1056 [Электронный ресурс] : Об утверждении форм отраслевого статистического наблюдения (с изменениями на 18 декабря 2015 года). — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499004989.
20. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 30 июня
2014 года N 459 [Электронный ресурс] : Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения (с изменениями на 25 декабря 2014 года). — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595590/.
21. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 16 апреля 2008 года N 85 [Электронный ресурс] : Об утверждении формуляра- образца формы федерального статистического наблюдения. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56058/.
22. Все формы [Электронный ресурс] : Учёт в учреждении — Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/forms/all.
23. Корпорация Парус [Электронный ресурс] : Решения. — Режим доступа: http://www.parus.com/solutions/.
24. Корпорация Парус [Электронный ресурс] : Решения для сектора государственного и муниципального управления. — Режим доступа: http://www.parus.com/solutions/gov/.
25. СБИС Электронная отчётность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sbis.ru/.
26. Защищенная сеть передачи персональных данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yarsec.ru/personal?s=7adbc8ca59f2e1001 38d1c12138e7162.
27. 3dnews Программное обеспечение [Электронный ресурс] : Microsoft
Office Groove 2007: виртуальный офис. — Режим доступа:
http://www.3dnews.ru/software/office_groove_2007/.
28. Википедия [Электронный ресурс] : Microsoft Office. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Microsoft_Office.
29. Википедия [Электронный ресурс] : LibreOffice . — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/LibreOffice.
30. Сайт Ачинской межрайонной больницы [Электронный ресурс] : Официальная информация. — Режим доступа: http://amrb.ru/?p=92.
31. Сайт Ачинской межрайонной больницы [Электронный ресурс] : История ачинской межрайонной больницы. — Режим доступа: http://amrb.ru/? page_id=114.
32. Сайт Ачинской межрайонной больницы [Электронный ресурс] : О нас. — Режим доступа: http://amrb.ru/?page_id=2.
33. Экономические показатели за 2014 год: отчёт / Отдел статистики Ачинской МРБ № 1, 2015.
34. Экономические показатели за 2015 год: отчёт / Отдел статистики Ачинской МРБ № 1, 2016.