ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ тенденций развития индустрии красоты 5
1.1 Понятие и структура индустрии красоты 5
1.2 Исследование тенденций развития индустрии красоты в России 12
1.3 Оценка факторов, определяющих спрос в индустрии красоты 24
2 Оценка стратегического положения салона красоты «Dessange» в индустрии
красоты г. Красноярска 33
2.1 Выявление целевых сегментов потребителей в индустрии красоты г.
Красноярск 3 3
2.2 Оценка конкурентной среды в индустрии красоты г. Красноярск 50
2.3 Оценка стратегической позиции салона красоты «Dessange» в индустрии
красоты г. Красноярска 6 1
3 Разработка программы управления спросом салона красоты «Dessange» 73
3.1 Разработка мероприятий формирования спроса салона красоты
«Dessange» 73
3.2 Формирование программы лояльности потребителей салона красоты
«Dessange» 82
3.3 Оценка эффективности разработанной программы управления спросом 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 108
Современное развитие рынков в РФ находится на этапе стагнации или уменьшения. Экономическое благосостояние население сокращается, реальные заработки уменьшаются. В 2015 году Российская Федерация вошла в новый виток экономического кризиса, усиливающийся благодаря санкциям со стороны Европы и Америки, ослаблением курса рубля и сокращением рынков сбыта. В таких условиях для принятия эффективных и грамотных управленческих решений по управлению спросом необходимо рассматривать целый комплекс экономических, социальных и фактических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию внутри компании и на рынке.
Салоны красоты прочно вошли в распорядок жизни многих женщин и мужчин. Но несмотря на это, в кризисные периоды времени наибольшее падение и сокращение объемов наблюдается именно на этом рынке.
Даже традиционно проблемы сбыта и спроса на услуги должны решаться уже на стадии разработки политики фирмы. Осуществляться выбор наиболее эффективной системы, каналов и методов управления спросом применительно к конкретно определенным рынкам. Особенно остро это ощущается в кризисные времена. Именно поэтому разработка политики сфере спроса в кризисное время имеет целью не только определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации услуг вместе с обоснованным выбором организационных форм и методов, но и постоянный контроль эффективности относительно изменяющегося состояния рынка. Учитывая данные аспекты, тема дипломной работы является актуальной.
Актуальность темы диплома обусловлена рядом обстоятельств:
В условиях кризиса индустрия красоты оказалась одним из наиболее уязвимых бизнес-сегментов в результате существенного повышения цен на услуги и, как следствие, снижения спроса, в связи с чем возникает потребность в разработке программы управления спросом.
Целью дипломного проекта является Разработка программы управления спросом в индустрии красоты г. Красноярска на примере салона красоты Dessange.
Для достижения поставленной цели в дипломном проекте необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру индустрии красоты;
- исследовать тенденции развития индустрии красоты в России;
- оценить стратегическое положение салона красоты «Dessange» в индустрии красоты г. Красноярска;
- разработать программу управления спросом салона красоты «Dessange»;
- оценить эффективность разработанной программы управления спросом.
Предмет исследования - система управления спросом малого предприятия.
В первой главе раскрыты теоретические аспекты управления спросом в условиях российской экономики, а также обоснована необходимость управления для развития малого предприятия в сфере услуг красоты.
Во второй главе проанализирована специфика рынка индустрии красоты в г.Красноярск, а также деятельность малого предприятия - салон красоты Dessange.
В третьей главе разработаны рекомендации и мероприятия для совершенствования системы управления спросом малым предприятием на примере салона красоты Dessange в г.Красноярск.
Информационная база исследования - методическая и научная литература, бухгалтерская и финансовая отчетность салона красоты Dessange.
Индустрия красоты в нашей стране, как любая востребованная бизнес - деятельность, существует и развивается по рыночным законам. Это означает, что интерес к ней со стороны потенциальных инвесторов увеличивается, жесткая конкуренция увеличиваются, а сравнительно невысокие барьеры вхождения на рынок порождают новых игроков.
Индустрия красоты в нашей стране еще очень молода - ей не более 25 лет, но развивается она активно. Рынок услуг салонов рос примерно на 25% в год, что сопоставимо с российским рынком рекламы. Однако политические и социально-экономические условия последних лет сильно отразились на данном росте и существенно его сократили.
Несмотря на это, российский рынок услуг красоты до сих пор считается самым быстро растущим рынком в мире: темпы роста объемов реализованных парикмахерских и косметических услуг увеличились на 25%-35%, в то время как в западных странах рост объемов не дотягивает и до 10 %. На данный момент подотрасль уверенно занимает шестое место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 3,7% от общего объема бытовых услуг.
Услуги современных салонов красоты включают:
- все виды парикмахерского обслуживания (разработка нового имиджа, стрижка, окрашивание, уход, укладка, создание причесок);
- услуги визажистов (make-up в различных вариациях);
- косметологические процедуры (уход за кожей лица и тела с применением ручных и аппаратных методик, в т.ч. омолаживающие, лечебные процедуры);
- массажные процедуры;
- услуги маникюра и педикюра;
- солярий, моментальный загар;
- пирсинг, татуировки;
- SPA-процедуры, объединяющие в себе методики косметологии и массажа, с акцентом на релаксацию и оздоровление организма при помощи натуральных средств, ароматерапии и водных процедур.
Ассортимент оказываемых услуг постоянно расширяется за счет появления новых косметических средств и инновационных методик, которые разрабатываются мировой индустрией красоты.
Некоторые услуги, например, косметологические, требуют обязательного лицензирования, поскольку классифицируются российским законодательством как разновидность медицинских услуг.
Несмотря на существование различных союзов и ассоциаций парикмахеров и косметологов, систематизированного учета данных о предприятиях и работниках этой отрасли не ведется, что, определенно, затрудняет количественную оценку отдельных параметров. Однако, с уверенностью можно сказать, что основными игроками рынка до сих пор являются небольшие парикмахерские у дома и мастера на дому, которые обслуживают большую часть населения, имеют небольшое количество услуг в своем арсенале и невысокие цены. Остальной рынок представлен салонами красоты бизнес и vip класса, специализированные салоны, которые направлены на оказание качественных услуг со стоимостью выше среднего, и работающие для более активной части населения, настроенной на западный стиль поведения.
Сегментация клиентов салонов красоты позволяет выделить 4 условные группы по уровню доходов и социально-экономическому статусу:
- нижний класс: пенсионеры, малообеспеченные слои населения,
- средний класс: студенты, наемные работники,
- «верхний» средний класс: обеспеченные слои населения, владельцы бизнеса, высокооплачиваемые специалисты,
- элита — обеспеченные слои населения, владельцы бизнеса.
Основная часть рынка парикмахерских услуг России сконцентрирована в Москве. Столица, как и прежде, занимает 1-е место в пятерке региональных рынков парикмахерских услуг в России по стоимостному объему рынка, и он продолжает расти. Однако здесь серьезно уменьшается физический объем потребления. При этом наблюдается рост регионального рынка парикмахерских услуг. Например, средний объем ежегодного прироста физического объема услуг Красноярского края - 26,4%. При этом, региональный рынок салонов красоты уже насыщен и достаточно сформирован. Основными игроками являются крупные комплексные салоны, появившиеся еще в начале 2000х годов, такие как «Бархатный сезон», «Дали», клиника «Триумф» и другие.
Рассматриваемый в работе салон красоты Dessange, занимает устойчивую позицию на рынке г. Красноярска и относится к сегменту бизнес. ООО «Лувр» осуществляет свою деятельность под торговой маркой Dessange и является единственным представителем иностранной премиальной марки в г.Красноярск. Основная клиентская база сформирована благодаря тому, что входит в одну систему с клиникой эстетической красоты «Триумф». Главными отличительными характеристикам является высокое качество предоставляемых услуг, собственные первоклассные мастера, имеющие международные сертификаты, только передовые технологии.
Программа качественного обслуживания клиентом помогает компании сохранить клиентов и тем самым сократить затраты на маркетинг. Однако в современном мире насыщения рынка салонами красоты, повышения требований клиентов и снижения различия между предложениями просто качественным обслуживанием уже не удержишь свою клиентскую базу и тем более не привлечешь новую.
Стимулирование сбыта и формирования спроса обладает эффектом мультипликатора: он умножает результаты, достигнутые рекламой, маркетингом и сервисом, и формирует это в продажи. В основе этого мультипликационного эффекта - позитивное отношение к компании, которое создается у клиентов благодаря качественному личному обслуживанию в совокупности с ощущением личной выгоды у клиента [3].
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Объектом исследования является салон красоты ООО "Лувр", действующий под торговой маркой Dessange.
На основании проведенного анализа маркетинговой деятельности предприятия и использования мероприятий по формированию спроса и стимулирования сбыта товара можно отметить следующие проблемные моменты:
- отсутствие фокусирования на работе по стимулированию спроса и сбыта с уже существующей клиентской базой;
- слабая работа с прямыми инструментами контакта с потенциальными и существующими клиентами через доступные бесплатные инструменты, такие как социальные сети и Интернет- ресурсы отзывов;
- слабая аналитическая база и отслеживание взаимосвязи между результатами экономической деятельности салона и методами формирования спроса и сбыта, которая бы позволила обосновать успешное применение тех или иных средств и помогла в будущем в выборе наиболее эффективных средств в работе;
- используемых средств по формированию спроса, его изучения и стимулирования сбыта на предприятии недостаточно.
Результаты анализа свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к управлению маркетинговой деятельностью и формированием спроса и стимулирования сбыта ООО "Лувр", а также включению руководящего состава в оперативное управление на первых этапах работы. Ассортиментная структура, сбытовая и ценовая политики тесно взаимосвязаны. Мероприятия в одном лишь направлении не дадут желаемого эффекта по повышению конкурентоспособности организации.
На основании полученных выводов в выпускной квалификационной работе предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию
управления системы формированием спроса и стимулирования сбыта в ООО "Лувр":
1. расширение инструментов прямого контакта с клиентами салона красоты через социальные сети и Интернет-ресурсы;
2. введение бонусной системы лояльности как более гибкого инструмента общения с клиентом вместо дисконтной;
3. совершенствование планирования рекламной деятельности предприятия и рекламные мероприятия;
4. включение мастеров салона как инструмент системы формирования спроса.
Изучение спроса - не просто понимание потребности в конкретных услугах, но и осознание будущих тенденций, в каком направлении спрос клиентов и их потребности будут изменяться под влиянием внешней среды.
В индустрии красоты особое значение имеет осмысление вопросов клиентологии, качества обслуживания клиентов, знание законов и принципов обслуживания клиентов. Предоставление качественных услуг требует значительных затрат, но практика передовых салонов красоты доказывает, что они окупятся многократно благодаря повышению удовлетворенности клиентов, сохранению и росту клиентской базы, увеличению объемов продаж и прибыли.
За успехами большинства салонов красоты стоит обязательство по эффективному внедрению стратегии формирования спроса и сбыта в стратегию предприятий. Успешная реализация рыночной стратегии, ее продажи, способствуют увеличению прибыли и рентабельности в геометрической прогрессии, при минимизации рекламы и маркетинга.
Сервис салонного бизнеса требует постоянного и неослабного внимания. Программы обслуживания клиентов должны меняться с изменением потребностей и запросов клиентов.
1. Аакер Д.А. Создание сильных брендов. - М.: Издат. дом Гребенникова, 2003. - 400 с.
2. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн. X. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономика, 1999.
5. Березин И. Маркетинговый анализ: Рынок. Фирма. Товар. Продви- жение. - Режим доступа: www.4p.ru/main/ theory/2638/print_article.
6. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков / И.С. Березин. - М.: Русская деловая литература, 2002.
7. Блэкуэлл Р.Д., Миниард Пол У., Энд- жел Д.Ф. Поведение потребителей. - СПб.: Пи- тер, 2002. - 521 с.
8. Васин Ю.В., Лаврентьев Л.Г., Самсо- нов А.В. Эффективные программы лояльности. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. - 234 с.
9. Витт, Ю. Управление сбытом / Ю. Витт - М.: Учебное пособие, 2005. - 135 с. Весник, Н.А.
10. Маркетинговые исследования в России и за рубежом / Весник Н.А.. - М.: Профессиональное образование, 2005. - 321 с.
11. В начале 2014 года в Москве зарегистрировано 4 425 салона красоты / парикмахерских [Электронный ресурс] // РБК. Исследование рынка. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/10/2011/562949981675879. shtml.
12. В салонах красоты все больше занимаются менеджментом и маркетингом [Электронный ресурс] // Компания. Деловой еженедельник. - Режим доступа: http://bishelp.ru/svoe_delo/otrasl/krasota/2812_sa- lon.php.
13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Финпресс, 2000.
14. Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2000.
15. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999.
16. Гордон Я. Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб., 2001.
17. Динамика Российского рынка салонов Красоты 2014 г. [Электронный ресурс] // Хитек. - Режим доступа: www.hitekgroup.ru/articles/2014/?id=256.
18. Любимова Т. Экономический анализ сферы бытовых услуг на основе предприятий г. Иркутска, оказывающих населению косметологические услуги / Т. Любимова, М. Петшик.
19. Как открыть салон красоты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.homearchive.ru/business/hom0021.html.
20. Как заработать на красоте [Электронный ресурс] // На стол руководителю - деловой еженедельник. - Режим доступа: http://www.nastol.ru/Go/ ViewArticle?id=440.
21. Катюхин О. В. Прогнозы и тренды развития рынка косметических услуг 2008- 2012гг. / О.В. Катюхин
22. Кинг У., Клипланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: ЮНИТИ, 2006. -498 с.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф.Котлер, Г. Армстронг, Дж.Сондерс, В.Вонг. - М.: Вильямс, 2007 - 944с.
24. Котов В. О взаимодействии и соотношении платежеспособного спроса и потребности / В.Котов // Вопросы экономики. - 2007. - №3. - С.11-16.
25. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2007.-300 с.
26. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: учеб. пособие для вузов / Г.Д. Крылова, М.И. Соколова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 519 с.
27. Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с французского. — СПб: Наука, 2006.- 601 с.
28. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия. / С.Н.Лебедева, Н.А.Казинчикова, А.В.Гавриков. - Минск: Новое знание, 2007. - 240 с.
29. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. — М.: Финпресс, 2007.- 249 с.
30. Маккей X., Карлоф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия. — Уфа, НБО, 2005. -310 с.
31. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2005. -187 с.
32. Месторасположение салона красоты очень важно для 41 % посетителей [Электронный ресурс] // РБК. Исследования рынков. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/24/03/2011/562949979926568.sht
33. Николаев И.А. Сколько тратит Россия. РАЗДЕЛ 12 ПРОЧИЕ РАСХОДЫ:
Москва, 2005 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.fbk.ru/upload/contents/561/12-Prochie.pdf.
34. Орлов, А.В. Управление спросом и предложением товаров / А.В. Орлов. - М.: Учебное пособие, 2008. - 208 с.
35. Плотникова Е. А., Куликова З. В. Программа лояльности — дань моде или эффективный маркетинговый инструмент // Маркетинговые коммуникации. 2006. Т. 6. С. 326—334.
36. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер, 2001. - 369 с.
37. Райхельд Ф.Ф., Тил Т. Эффект лояльно- сти: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности. - М.: Из- дат. дом Вильямс, 2005. - 320 с.
38. Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий). - М.: ТК Велби, 2005. - 560 с. .
39. Скляренко В.К. Экономика предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с.
40. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / под общ. ред. Г.Б. Клейнера.- М.: КОНСЭКО, 2007. - 520 с.
41. Салон красоты: 10 правил, чтобы не разориться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bigbord.net/stati/biznes/9071.html.
42. Сетевые салоны красоты занимают менее 3 % рынка Москвы [Электронный
ресурс] // РБК. Исследования рынка. - Режим доступа:
http://marketing.rbc.ru/news_research/15/06/2010/562949978616523.
43. Система профессионального анализа рынков и компаний «Спарк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.spark-interfax.ru/Front/In- dex.aspx.
44. Состояние рынка Салонов Красоты [Электронный ресурс] // AD Wiser. - Режим доступа: www.adwisers.ru/materials/beauty_martket_research.
45. Среднедушевые денежные доходы по субъектам Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_11sub.htm.
46. Титова Н.Е. Маркетинг: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Н.Е. Титова - М.: Владос, 2007. - 352 с.
47. Трофимова Л. Экономическая диагностика эффективности деятельности торговых организаций / Л.Трофимова // Финансовая газета. - 2007. - № 32¬35.-6 с.
48. Филатов О.К. Экономика предприятий (организаций). - М.: Финансы и статистика, 2005. - 512 с
49. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие / В.Е.Хруцкий, И.В. Корнеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 528 с.
50. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник для вузов / М.Н.Чепурин, Е.А. Киселева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСА, 2007 - 832 с.
51. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. / Г.А.Черчилль. - СПб.: Питер, 2006. - 426 с.
52. Чуев И.Н. Экономика предприятия. - М.: «Дашков и К°», 2006. - 416 с.
53. Что такое салонный бизнес [Электронный ресурс] // Бизнес. Online. - Режим доступа: http://start.bl.by/businesskey/307491.php.
54. Шерешева М. Ю., Кульгаева К. М. Роль экосистемы бренда в решении задач маркетинга высокотехнологичных продуктов // Вестник Балтийского феде-рального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 9. С. 141—146.
55. Шет Д. Н., Парватияр А., Синха М. Концептуальные основы маркетинга взаимоотношений: обзор и синтез // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, №. 1. С. 63—94.
56. Я не учился на парикмахера // Forbes Russia. - 16.09.2009.
57. Bruneau V., Zidda P. Why do customer attitude towards loyalty programs matter a lot? // Paradigm Shifts and Interactions. European Marketing Academy 43rd Annual Conference, Valencia, 2014.
58. Donio J., Massari P., Passiante G. Customer satisfaction and loyalty in a digital environment // Journal of Consumer Marketing. 2006. Vol. 23, no. 7. P. 445—457.
59. Griffin J. Customer Loyalty: How to Earn it, How to Keep It. New York, 2002.
60. Gummesson E. Relationship marketing in the new economy // Journal of Relationship Marketing. 2002. Vol. 1, no. 1. P. 37—57.
61. Nielsen Shoppertrends 2013. http://www. acnielsen. se/products/documents/ ShopperTrends_2013_english. pdf
62. Sese F. J., Krafft M., Raman K. et al. Understanding the adoption timing of a loyalty program among business customers: the role of marketing and social influence // Paradigm Shifts and Interactions. European Marketing Academy 43rd Annual Conference, Valencia, 2014.