Методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
1 Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования
1. 1 Основные изменения в деятельности дошкольного образовательного учреждения с принятием ФГОС
1. 2 Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС 11
1. 3 Особенности создания развивающей предметно -пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС 22
2 Организация взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-
пространственной среде участка МБДОУ "Детский сад № 19 комбинированного вида" 30
2.1 Методическое обеспечение МБДОУ "Детский сад № 19 комбинированного вида"в условиях реализации ФГОС 30
2. 2 Анализ развивающей предметно-пространственной среды участка МБДОУ "Детский сад № 19 комбинированного вида" 38
2. 3 Методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
17 октября 2013 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 января 2014. Этому предшествовало принятие нового закона «Об Образовании», который выделил дошкольное образование ступенью общего образования. Новый стандарт ФГОС ДО задает требования к основной образовательной программе дошкольной организации. Одним из условий реализации программы являются требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде.
«Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.» [14].
Понятие «развивающая среда» было введено В. А. Петровским, О. А. Радионовой и др. Изучением определения образовательной среды в учреждениях также занимались такие исследователи, как Т.С.Назарова, В.А. Ясвин. Изучением среды ребенка занимались С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др. Проблему организации развивающей среды в детском саду исследовали О.В. Артамонова, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А Петровский. Вопросы создания и организации предметно-игровой среды как условия развития творческой деятельности каждого ребенка исследовали Д.Б.Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова.
Новый стандарт описывает требования, предъявляемые к развивающей предметно-пространственной среде в целом, и в частности, группового помещения. Основные примерные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО («Истоки», «ОткрытиЯ», «От рождения до школы» и др.), методические рекомендации О.А Карабановой и
Э.Ф. Алиевой также раскрывают развивающую предметно-пространственную среду помещения, группы дошкольной организации, но не раскрывают организацию участка дошкольного образовательного учреждения. Изучением организации прогулок на участках в детском саду занимались О.В.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей...» [26].
Проблемой взаимодействия детей и взрослых в процессе развития, обучения и воспитания занимались Ю. К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.Г. Лихачев, И.П. Подласый. Организацию взаимодействия дошкольников на занятиях изучала И.В. Маврина.
Предметная среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней могли взаимодействовать и дети друг с другом, и дети со взрослым. Воспитатель должен понимать как организовать предметную среду на участке, чтобы выстроить эффективное взаимодействие с ребенком, в котором он (ребенок) будет непосредственно обучаться, и чтобы выстроить взаимодействие детей друг с другом. Для этого недостаточно общих требований ФГОС ДО для организации развивающей предметно-пространственной среды. Это определяет необходимость проведения исследования для выявления особенностей взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения.
Цель: Разработать методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения.
Объект: Методическое обеспечение дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС.
Предмет: Методическое обеспечение организации взаимодействия воспитателя и детей на участке дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1) Провести анализ литературы, определяющей содержание и требования к развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС;
2) Определить особенности организации взаимодействия воспитателя и детей на прогулочном участке на основе анализа литературы;
3) Проанализировать методическое обеспечение на примере МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида»;
4) Разработать методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения;
5) Вынести на экспертную оценку результат работы.
Гипотеза: Разработанные методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно-пространственной среде участка позволят воспитателю:
- организовать развивающую предметно-пространственной среду на участке ДОУ в соответствии с ФГОС;
- организовать взаимодействие с детьми в новой среде.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, анализ документов, беседа, анализ и обобщение материалов по теме исследования, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования:
Методические рекомендации педагогам по организации взаимодействия в предметной среде участка будут полезны воспитателям в планировании эффективной для развития детей прогулке в соответствии с ФГОС.
В первой главе нашей исследовательской работы была рассмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях федерального государственного образовательного стандарта. В ходе работы была проанализирована литература и выявлены содержание и требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС, были определены особенности организации взаимодействия воспитателя и детей на прогулочном участке в трудовом, экологическом воспитании, художественно¬эстетическом, физическом развитии, развитии сюжетно-ролевой игры.
Во второй главе рассматривалось методическое обеспечение МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» в условиях ФГОС: программное обеспечение ДОУ, методическое обеспечение ДОУ в соответствии с образовательными областями. Было изучено методическое обеспечение взаимодействия воспитателя и детей на участке ДОУ, его содержание. Был сформулирован вывод о том, что методическое обеспечение дошкольного учреждения не раскрывает того, как должна быть организована развивающая предметно-пространственная среда прогулочного участка, чтобы педагог в ней мог выстраивать взаимодействие с детьми.
В ходе работы был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды участка МБДОУ «Детский сад № 19
комбинированного вида», в ходе которого выяснилось, что пространство общего участка ДОУ способствует экологическому, трудовому воспитанию детей, физическому и художественно-эстетическому развитию, развитию сюжетно-ролевой игры. Пространство групповых участков ДОУ не так хорошо организовано, необходимо обозначить активные центры для обеспечения разных направлений развития детей, а также привести в развивающую предметно-пространственную среду участков в соответствии с ФГОС: наполнить активные центры соответствующим оборудованием и игрушками, добавить «разграничителей пространства» - подвижных и безопасных модулей
Результатом нашего исследования стали разработанные методические рекомендации по организации взаимодействия воспитателя и детей в развивающей предметно пространственной среде участка дошкольного образовательного учреждения. Особенностью методических рекомендаций является то, что они составлены с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта к развивающей предметно-пространственной среде и учитывают программное обеспечение МБДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида».
Методические рекомендации содержат описание размещения центров активности в каждой образовательной области, наполнения соответствующим игровым материалом в соответствии с возрастом детей, описание взаимодействия воспитателя и детей в этом пространстве, в том числе с точки зрения вариативности и полифункциональности предметов.
Методические рекомендации будут полезны воспитателям для организации взаимодействия в предметной среде участка и в планировании эффективной для развития детей прогулке в соответствии с ФГОС, а также в организации развивающей предметно-пространственной среды участка дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена. Результаты работы получили экспертную оценку и были рекомендуемы для использования на прогулках в дошкольных образовательных учреждениях.
1. Алиева Э.Ф. Организация пространства в детских садах Гамбурга и Веймара // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования» / Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. - 2013. - Март. - № 3 (66). - С. 1, 4.
2. Будже Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО / Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность / Веракса Н.Е., Веракса А.Н.. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
5. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева [и др.] — СПб.: 2014. - 321 с.
6. Играем вместе с детьми: развитие игровой деятельности у детей. Программа по обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / под ред. С.А. Лебедевой. - М.: ИЛЕКСА, 2009. - 165 с.
7. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
8. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978. - 272 с.
9. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. - - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 80 с.
10. Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. Кудрявцев В.Т. [и др.]. - М.: Федеральный институт развития образования, 2013. - 144 с.
11. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнение и игр. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 256 с.
12. Мирофанова О.Н., Малмыго Н.П. Игровые упражнения в процессе социализации ребенка 4-5 лет // Современный детский сад. - 2010. - № 6. - С. 60.
13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. —3-е изд. перераб. - М.: 2005. — 224 с.
14. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда / Новоселова С.Л. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 76
15. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / под ред. Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: 2007. - 119 с.
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: 2014. - 354 с.
17. Открытия. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е. Г. Юдиной. — М.: 2015.—160с.
18. Парамонова Л.А., Т.И. Алиева. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки». - 2015. - 192 с.
19. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Петровский,
B. А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. - М., 1993. - 102с.
20. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ // Современный детский сад. - 2010. - № 3. -
C. 43.
21. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» / под редакцией Дороновой Т.Н. - М: 2014. - 176 с.
22. Селевко Г.К. Традиционные педагогические технологии и ее гуманистическая модернизация. М.: 2005. - 144 с.
23. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
Электронные ресурсы:
24. Комментарии к ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249 // Городской методический центр. - режим доступа: http://mosmetod.ru.
25. Организация и методика проведения прогулки в детском саду. Т.А. Рачинская [Электронный ресурс] // Все для детского сада. - режим доступа http://www.moi-detsad.ru.
26. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. - режим доступа: http://www.rg.ru.
27. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативной документации. - режим доступа: http://docs.cntd.ru.
28. Сюжетно-ролевые игры на прогулке [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. - режим доступа: http://m.nsportal.ru.