Электронные образовательные ресурсы для формирования у студентов техникума теоретических представлений о вреде табакокурения (на примере Ужурского многопрофильного техникума)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Дидактические возможности использования ресурсов виртуальной образовательной среды
техникума для развития у студентов теоретических представлений о вреде табакокурения 6
1.1. Особенности развития представлений у студентов техникума о влиянии табакокурения на
организм 6
1.2. Возможности виртуальной образовательной среды образовательного учреждения для
организации просветительской и воспитательной работы с обучающимися 20
1.3. Особенности организации клубной работы со студентами техникума 32
2. Разработка для виртуальной образовательной среды Ужурского многопрофильного техникума
электронных образовательных ресурсов для формирования у студентов техникума теоретических представлений о вреде табакокурения 45
2.1. Особенности работы студенческого клуба здорового образа жизни «Вечерний факультет»
Ужурского многопрофильного техникума 45
2.2. Разработка набора заданий в виртуальной образовательной среде Ужурского
многопрофильного техникума, включающий мультимедиа и интерактивные элементы для формирования у студентов теоретических представлений о вреде табакокурения 56
2.3. Оценка результатов исследования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованных источников 70
Приложение
Одним из направлений воспитательной работы в техникуме является воспитание здорового образа жизни. В Ужурском многопрофильном техникуме ведется работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; организуются спортивные мероприятия: конкурсы, эстафеты, спартакиады; студенты привлекаются к участию в районных спортивно-массовых и спортивных мероприятиях. Большое значение уделяется и теоретической подготовке о влиянии на здоровье вредных привычек. Теоретическая подготовка в данном направлении ведется на классных часах, внеклассных мероприятиях, проводимых в общежитии, на занятиях специально организованного клуба «Вечерний факультет». Особое значение направления обусловлено спецификой контингента техникума: высокий процент сирот и социальных сирот; лиц, причастных к совершению правонарушений; студентов, имеющих вредные привычки, в частности, курение.
Молодежь является одним из основных пользователей виртуального пространства: социальные сети, системы обмена файлами, медиа-порталы, тематические сайты, сайт техникума, поэтому важным видится насыщение электронной образовательной среды техникума адекватными для студентов материалов по данной тематике.
Проблема исследования выражается в следующих противоречиях:
- Техникум перешел на использование платформы LMS Moodle для официального сайта учреждения, платформа имеет высокий потенциал для организации и поддержки учебно-воспитательного процесса техникума, но пока не подготовлены и не используются интерактивные и медиа-ресурсы для применения в работе по формированию теоретических представлении у студентов о влиянии курения на организм человека;
- В сети Интернет есть доступные ресурсы, связанные с информированием о влиянии табакокурения на организм человека, но ресурсы «разбросаны» по разным сайтам, имеют разную целевую направленность, не в полной мере отвечают образовательным запросам контингента обучающихся техникума.
Цель исследования: подобрать и создать ресурсы для студентов Ужурского многопрофильного техникума для размещения на сайте техникума и использования в системе воспитательной работы техникума для формирования у студентов теоретических представлении о влиянии табакокурения на организм.
Объект исследования: процесс развития теоретических представлений о влиянии курения на организм человека у студентов техникума.
Предмет исследования: применение электронных образовательных ресурсов процессе развития теоретических представлений у студентов техникума о влиянии курения на организм человека на занятиях клуба «Вечерний факультет».
Гипотеза: применение электронных образовательных ресурсов на занятиях клуба «Вечерний факультет» будут способствовать развитию теоретических представлений у студентов техникума о влиянии курения на организм человека при условии, что при разработке электронных ресурсов учтены:
- Особенности развития представлений у студентов техникума о влиянии табакокурения на организм и образовательные потребности студентов;
- Возможности виртуальной образовательной среды образовательного учреждения для организации просветительской и воспитательной работы с обучающимися, особенности организации воспитательной работы со студентами техникума;
- Мультимедиа и интерактивные элементы разработаны с учетом особенностей возраста студентов.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение ряда задач:
- Выявить особенности развития представлений у студентов техникума (16-18 лет) о влиянии курения на организм человека.
- Изучить возможности виртуальной образовательной среды образовательного учреждения для организации просветительской и воспитательной работы с обучающимися;
- Выявить особенности организации клубной работы со студентами техникума;
- Выявить особенности работы студенческого клуба здорового образа жизни «Вечерний факультет» Ужурского многопрофильного техникума;
- Разработать набор заданий для виртуальной образовательной среды (сайта) Ужурского многопрофильного техникума, включающий мультимедиа и интерактивные ресурсы;
- Оценить результаты исследования.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы; анкетирование, тестирование, опрос.
Виртуальная среда образовательного учреждения представляет собой дополнительный ресурс для обучения и воспитания обучающихся.
На сегодняшний день большинство образовательных учреждений работает в направлении создания виртуальных образовательных сред.
Вместе с тем, очевиден тот факт, что потенциальные педагогические ресурсы виртуальной образовательной среды учреждениями используются не в полном объёме. Речь, в частности, идёт о том, что содержательное наполнение сайтов образовательных учреждений представляет собой, как правило, набор разного рода планово-отчётных мероприятий. В отдельных случаях на сайтах размещаются материалы обучающих курсов, ведётся мониторинговая деятельность.
Что касается воспитательной работы, то в этом направлении ресурсы сайтов образовательных учреждений остаются неосвоенными.
Более того, недостаточно используются ресурсы клубной формы организации воспитательной работы со студентами, в то время как клубная деятельность обладает высоким воспитательным потенциалом. Результативность достигается, главным образом, за счёт того, что участие в клубе добровольное, а формат общения педагогов со студентами - неформальный.
Целью настоящего исследования было выявление возможностей использования ресурсов виртуального пространства студенческого клуба Ужурского многопрофильного техникума в формировании у студентов полных и достоверных представлений о вреде курения и негативного отношения к этой пагубной привычке.
Результаты анкетирования студентов показали, что при наличии у большинства из них уверенности в своей компетентности в вопросе вреда курения, в действительности их представления фрагментарны и отрывочны. Более того, студенты не владеют навыками отказа от предложения закурить и умениями нравиться другим людям, не прибегая к копированию моделей само разрушающего поведения.
Для проведения целенаправленной систематической работы по исправлению сложившейся ситуации нами были подобраны мультимедийные и интерактивные материалы о вреде курения, учитывающие специфику контингента техникума. Материалы размещены на сайте техникума в разделе «Виртуальный клуб «Вечерний факультет»». Кроме того, на их основе было разработано 4 сценария классного часа, которые были апробированы педагогами техникума в рамках воспитательной работы с группами.
Повторное анкетирование студентов показало, что использование мультимедийных и интерактивных материалов дало положительный результат: теоретические знания студентов о реальном вреде курения улучшились, отношение к курению стало менее лояльным, у многих студентов появилось понимание того, что курение - это привычка, от которой нужно избавляться.
Результаты повторного анкетирования позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза оказалась состоятельной, а именно: применение электронных образовательных ресурсов на занятиях клуба «Вечерний факультет» будут способствовать развитию теоретических представлений у студентов техникума о влиянии курения на организм человека при условии, что при разработке электронных ресурсов учтены:
- Особенности развития представлений у студентов техникума о влиянии табакокурения на организм и образовательные потребности студентов;
- Возможности виртуальной образовательной среды образовательного учреждения для организации просветительской и воспитательной работы с обучающимися, особенности организации воспитательной работы со студентами техникума;
- Мультимедиа и интерактивные элементы разработаны с учетом особенностей возраста студентов.
1. Андриянова, Е.А. Качество жизни через призму категорий «здоровье и болезнь» / Е.А. Андриянова // Электронный научно-образовательный вестник: «Здоровье и образование в XXI веке»: Красноярск, 2010. - Т. 12, № 3. -С. 148-150.
2. Астахова, Л.В. Виртуализация как фактор усиления угроз информационной безопасности / Л.В. Астахова // Наука ЮУрГУ: материалы 62-й научной конференции. Секции экономики, управления и права: Челябинск, 2010. - Т. 3, №2.-С.5-10.
3. Астахова, Л.В. Виртуальная образовательная среда: сущность понятия / Л.В. Астахова, Л.В Запускалова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 12. - С. 63-68 ; №13.- С.70-74.
4. Беловолов, В.А. Образовательная среда как социально-педагогический феномен / В.А. Беловолов, Т.И. Султанбеков // Мир науки, культуры, образования. - 2014.- № 2 (45).- С. 52-54.
5. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Москва: Флинта: Наука, 2001. -Т.2. - 517 с.
6. Жаркова, А.А. Клубные объединения студентов как фактор социального воспитания будущего специалиста: сравнительно-педагогический анализ / А.А. Жаркова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 5. - С. 1-6; №6.- С.7-10.
7. Иванов, Д.В. Императив виртуализации безопасности / Д.В. Иванов-СПБ: Изд-во СПбГУ, - 2002. - Т.5, №7. - С.37-41.
8. Иванов, Д.В. Образовательная или развивающая среда безопасности / Д.В. Иванов // Библиотека журнала «Директор школы». - 2007. - №6. - С. 48-49.
9. Катаев, М.Ю. Технологические аспекты проектирования виртуальной
интегрированной образовательной среды: науч.изд. / М.Ю. Катаев, А.М Кориков, В.С Мкртчян // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. -2013. - № 4. - С. 125-129.
10. КГАПОУ «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики». Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ktste.ru/
11. КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных
технологий». Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mks-altai.edu22.info
12. Кириллова, О.В. Алгоритмизация процесса повышения профессионального уровня преподавателей в образовательном учреждении / О.В. Кириллова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 4. - С.291-298.
13. КОГПОБУ «Суводский лесхоз-техникум». Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slt43.ru/index/studencheskij_klub/0-14
14. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // Студенчество. Диалоги о воспитании: -2005. -№ 3.С.176-209.
15. Красноярский аграрный техникум. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasat.ru/tehnikum-2/o-tehnikume/
16. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. - Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 256 с.
17. Лукьяненко, В.Б. Формирование культуры здоровья нации / В.Б. Лукьяненко, Н.В. Цветкова, А.Н. Давиденко // Российский стоматологический журнал. -2012. -№ 3.- С. 54-55.
18. Носкова, Т. Н. Самоорганизация во внеаудиторной работе студентов в условиях информатизации / Т.Н. Носкова, С.С. Куликова // Вестник университета (Государственный университет управления). -2012.- № 14.- С. 265-271; №15.- С.273-285.
19. Носкова, Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация / Т.Н. Носкова.СПб: Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, -2011. - Т. 11, № 6. - С. 188-280.
20. Носкова, Т.Н. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде / Т. Н. Носкова. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, -2012. № 1.С.12-29.
21. Носкова, Т.Н. Экспериментальные методики образовательных взаимодействий в виртуальной среде / Т. Н. Носкова. СПб: Лема, -2014. - №2 -С.30-41.
22. Носкова, Т.Н., Павлова Т.Б. Новые приоритеты педагогической деятельности в образовательной среде современного вуза / Т.Н. Носкова, Б.Т. Павлова // Научно¬технические ведомости СПб ГПУ. -2012. -№ 147. -С. 329-334.
23.ОГБПОУ «Ульяновский электромеханический колледж». Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.uemc73.ru/life/clubs
24. План работы КГПОУ КРИМТ на 2015-2016 учебный год. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://krimt.narod.ru/PLAN_2015/plan_raboty_tekhnikuma_na_2015- 2016gg..pdf
25. Полукаров, В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: дис. . докт. пед. наук : 06.03.04 / Полукаров Владимир Владимирович - Москва,1994.-197 с.
26. Попова, А.В. Здоровый образ жизни студентов: учеб, пособие /А.В. Попова, О.С. Шнейдер. Хабаровск: ДВГУПС, -2012. -С. 16-17.
27. Пороль, В.В. Сохранение здоровья студентов техникума через организацию работы студенческого клуба / В.В. Пороль // Образование. Карьера. Общество. - 2014. -№ 2.-С. 75-77.
28. Розина, И.Н. Коммуникация 2.0: отечественные научные и образовательные перспективы / И.Н. Розина // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности. Материалы выступлений на V Межд. конф. РКА «Коммуникация-2010» / Под ред. М. Б. Бергельсон, М. К. Раскладкиной. Москва: Изд-во МГУ, -2010. -С. 308-319.
29. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ: Москва, -1997. - № 7.- С. 181-201.
30. Соколова, Е.А. Студенческий клуб как форма студенческого самоуправления - [Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015 - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/840/16259
31. Стародубцев, В.А. Персонализация виртуальной образовательной среды / В.А. Стародубцев // Педагогическое образование в России. -2015. -№ 7. -С. 24-29.
32. Стародубцев,В.А. Профессиональное образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенции / В.А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 10.- С. 49-57.
33. Стародубцев, В.А. Самоорганизация в информационной образовательной среде / В.А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2011.- № 7.- С. 38-47.
34. Степанов, К.С. Клубные объединения молодёжи как инновационная форма студенческого самоуправления / К. С. Степанов, Л.Г. Сахарова // Среднее профессиональное образование. -2012. -№ 4. -С. 51-52.
35. Тощенко, Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. Москва: ЮНИТИ, - 2001. -№2.- С.36-47.
36. Трегубова, Т.М. Социально-педагогическое сопровождение как фактор развития академической мобильности студентов в условиях международной образовательной интеграции / Т.М. Трегубова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2009. -№3. -Т. 2.- С.50-56.
37. Туранова Л.М. Некоторые аспекты организации социально-образовательного пространства социализации подростков / Л.М. Туранова, Н.В. Бекузарова, Е.В. Ермолович, А.А. Стюгин // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 2.- С. 47-49.
38. ФГОС СПО третьего поколения - [Электронный ресурс] // Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - Режим доступа: http://window.edu.ru/recommended/47
39. ФГОУ СПО «Красноярский юридический техникум». Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgouspokut.ru
40. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. Москва: Академия, 2008. -С. 66-108.
41. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. Москва: Смысл, 2001. -С.185-256.