Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических рекомендаций по формированию представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности

Работа №26785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
537
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические аспекты формирования представлений об окружающем
мире у младших дошкольников в игровой деятельности 9
1.1 Представления об окружающем мире как психолого-педагогическая
категория 9
1.2 Организация игровой деятельности младших дошкольников, направленная на формирование представлений об окружающем
мире 13
2 Формирование представлений об окружающем мире у младших
дошкольников в игровой деятельности 18
2.1 Критерии и уровни сформированности представлений об окружающем
мире у младших дошкольников в игровой деятельности 18
2.2 Разработка Методические рекомендации для воспитателей по
формированию представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности 22
2.3 Экспертная оценка методических рекомендаций 29
Заключение 32
Список использованных источников 35
ПРИЛОЖЕНИЕ

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более значимую ступень. Одним из таких эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является игровая деятельность.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С. Выготский. [3]
Дети младшего дошкольного возраста постоянно и везде исследуют окружающий мир, эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки.
Целью современного дошкольного образования является развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка, с определенным набором знаний умений и навыков. Дошкольное детство является благоприятным периодом в жизни человека для получения базисной информации. И поэтому она должна быть интересной, понятной, доступной, чтобы ребенок мог ею пользоваться и применять полученные знания на практике. [7]
Дошкольник рано сталкивается с живой и неживой природой, начинает с ней взаимодействовать, контактировать. Поэтому актуальным стоит вопрос о развитии естественнонаучных знаний у детей при ознакомлении с неживой природой. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. [7]
Ф. Фребель, М. Монтессори - педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, считали, что дошкольное детство определяется как период, оптимальный для познавательного развития. В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова сказано, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля и М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей и системности познания мира. Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно игровая деятельность является ведущим, а в первые три года - практически единственный способ познания мира.
Игра— самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного
Признание игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте раннее было рассмотрено на уровне исследований и системно использовалось в практической деятельности отдельных педагогических сообществ. В настоящее время значимость игровой деятельности прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте, на который равняются все дошкольное образование.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования игровая деятельность является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы. [23]
ФГОС ДО направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.» [23].
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам
Кроме того, в Профессиональном стандарте педагога прописаны умения необходимые воспитателю: 1. Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства 2. Использовать методы и средства анализа психолого¬педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения 3. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской 4. Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого¬педагогического просвещения. [14]
Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих предметах и явлениях. Формирование представлений об объектах окружающего мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место. Сформированные представления помогут ребенку легче адаптироваться в мире, в котором ему предстоит жить.
Таким образом, успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Задача воспитателя в данной проблеме состоит в том, что бы через игровую деятельность повысить познавательный интерес детей к окружающему миру. Вышесказанное
позволяет выделить следующее противоречие: между объективной
необходимостью формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников и недостаточно разработанным содержательным наполнением педагогических условий, обеспечивающих эффективность рассматриваемого процесса в игровой деятельности.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности?
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности.
Объектом исследования: процесс формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: формирование представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности будет эффективным, если:
- учтены возрастные особенности формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста;
- использован комплекс игр-экспериментов: «волшебная водица», «почему снег тает», «окрашивание воды» и их возможности в формировании представлений об окружающем мире;
- реализовано первое педагогическое условие в нашей работе, направленное на организацию предметно-пространственной среды, так же реализовано второе педагогическое условие, направленное на сформированность осознанного правильного отношения к явлениям и объектам неживой природы, и разработаны методические рекомендация по формированию представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. определить педагогическую сущность и предпосылки формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности;
2. рассмотреть особенности организации игровой деятельности младших дошкольников, направленной на формирование представлений об окружающем мире;
3. выявить критерии и описать уровни сформированности представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности;
4. определить содержательное наполнение педагогических условий формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности и провести их экспертную оценку
Для решения задач исследования использовались методы исследования:
- теоретические: анализ литературных источников (анализ психолого- педагогической, методической литературы по проблеме исследования)
- эмпирические: изучение опыта, беседа,
- статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость заключается в разработке педагогического обеспечения формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности. Разработка методических рекомендация для воспитателей по формированию представлений об окружающем мире в игровой деятельности.
Базой экспериментальной работы являлось МКОУ Нахвальская средняя школа, дошкольная ступень, с. Нахвальское, Сухобузимского
района, Красноярского края.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в заключении можно сказать, по нашему мнению цель нашего
исследования была достигнута, педагогические условия по формированию
представлений об окружающем мире у младших дошкольников в игровой
деятельности были разработаны и описаны первое условие направленно на
организацию предметно – пространственной среды, второе условие
направленно на сформированность осознанного правильного отношения к
явлениям и объектам неживой природы, третьим условием является
сотрудничество воспитателя учащегося и родителя.
Первая задача нашего исследования была достигнута: определили
педагогическую сущность и предпосылки формирования представлений об
окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности; во
вторая задачи рассмотрели особенности организации игровой деятельности
младших дошкольников, направленной на формирование представлений об
окружающем мире, третья задача выявить критерии и описать уровни
сформированности представлений об окружающем мире у младших
дошкольников в игровой деятельности, за основу взяли таблицу Л.Н.
Прохорова «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
деятельности». И определили содержательное наполнение педагогических
условий формирования представлений об окружающем мире у младших
дошкольников в игровой деятельности.
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели и
проанализировали педагогическую литературу, в первом параграфе мы
описали понятие «представления» с точки зрения разных наук, рассмотрели
естественно-научные представления у младших дошкольников, и ответили на
вопрос: «Как же помочь ребенку создать правильные представления об
окружающем мире?», рассмотрев психолого – педагогические условия по
федеральному государственному образовательному стандарту, которые
способствуют формированию эстетического отношения детей к33
окружающему миру.
Во втором параграфе мы рассмотрели понятие «игра» с точки зрения
разных авторов, описали задачи игровой деятельности по мнению К.Гроос
осуществляемой педагогом, описали особенности развития игровой
деятельности ребенка, прописанные в федеральном государственном
образовательном стандарте, рассмотрели классификацию игр детей
дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой), и наконец
раскрыли данный параграф описали организацию игр-экспериментов
направленную на формирование представлений об окружающем мире у
младших дошкольников.
Во второй главе мы описали задачи, которые нами решались в
проведенном эксперименте исследования 1. Охарактеризовать критерии
сформированности представлений об окружающем мире у младших
дошкольников и критерии их готовности к игре-эксперименту. 2. Выявить
уровни сформированности представлений об окружающем мире у младших
дошкольниоков и уровни их готовности к игре-эксперименту. 3. Наметить
педагогические условия, способствующие формированию представлений об
окружающем мире у младших школьников в игре-эксперименте
За основу мы взяли таблицу Л.Н. Прохорова «Показатели уровня
овладения детьми экспериментальной деятельности». Мы замерили уровень
сформированности представлений об окружающем мире у младших
дошкольников до проведенных нами игр - экспериментов и после, описали
результаты во второй главе параграфа 2.1.
В параграфе 2.2. мы выделили для себя понятие «педагогических
условий», на которое опирались в нашем исследовании и описали
педагогические условия формирования представлений об окружающем мире
у младших дошкольников в игровой деятельности.
На основании проанализированной литературы нам удалось
разработать методические рекомендации по формированию представлений
об окружающем мире у младших дошкольников в игровой деятельности.34
Проанализировав результаты экспертов по разработанным нами
методических рекомендаций, удалось сделать вывод: в опросе участвовало
восемь экспертов, из них семь воспитателей и один методист, у всех
педагогов преобладает большее количество ответов «А» : 425%
Следовательно, данной методической рекомендацией
заинтересовались, она может быть полезна воспитателям, методическая
рекомендация может быть зачтена.


Васильева, М.А. Программа: Воспитание и обучение детей в детском
саду/ М.А.Васильева - М., 2009.
2. Веракса Н.Е., «От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования.»/ Под ред.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
3. Выготский, Л.С. Проблема возраста./Л.С. Выготский - М.: Изд-во МГУ,
1998.
4. Гроос К. Душевная жизнь ребенка./ К.Гроос - Киев, 1996
5. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом./ О.В.Дыбина - ООО ТЦ. Сфера, 2010
6. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир, программа и методические
рекомендации, для занятий с детьми 2-7 лет/ О.В.Дыбина- Мозаика
Синтез, М 2010
7. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование
естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой
природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова, Молодой ученый. №20. -
С. 581-583, 2014.
8. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
А.И.Иванова// Управление дошкольным образовательным учреждение№
4. С.84-92, 2004.
9. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром:
Экспериментирование./ Е.В.Марудова- СПб.: Детство-Пресс, 2010
10.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество:/ В.С.Мухина// Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. -
М.: Издательский центр Академия, 2008.
11.Прохорова Л.Н. организация экспериментальной деятельности
дошкольника/ Л.Н.Прохорова, М:Аркти, 2008
12.Поддъяков, Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /
Н.Поддъяков// Педагогический вестник.,1997. № 1.Рыжова, Л. Методика36
детского экспериментирования / Л.Рыжова// Уч.-
метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит. - Детство-пресс, 2014.
13.Педпортал [электронный ресурс]: библиотека материал для работников
школы - режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie
14.Профессиональный стандарт педагога, воспитателя, Утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
[электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html / г.Москва от 18 октября 2013
N 544н
15.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии// составители, авторы
комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. АбульхановаСлавская/ СПб: «издательство Питер», 2000
16. Разработка методических рекомендаций [электронный ресурс] – режим
доступа: http://alekscdt.narod.ru/metodrek.html
17.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том1/
Г.К.Селевко// Народное образование - М,2005
18.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А.Сухомлинский - Киев,1974.
19.Социальная сеть работников образования, Материал по окружающему
миру, Развитие естественно-научных представлений у детей,
[электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru/ 2013
20.Толковый словарь живого русского языка Даль В.И. [электронный
ресурс] – режим доступа: http://v-dal.ru/ 2009-2016
21.Толковый словарь Ожегова С.И [электронный ресурс]-режим доступа
www.ozhegov.org/ 2007-2013
22.Философский энциклопедический словарь/ научное издание - М, 2010
23.Федеральный государственный образовательный стандарт/ "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" - от 17 октября 2013 года
24.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Тропова М.А
[электронный ресурс] – режим доступа:37

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ