Разработка методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
|
Введение
1. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 6
1.2 Педагогические приемы и средства формирования интеллектуальной
готовности детей к школе 16
Выводы по главе 1 27
2 Практические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Проектирование комплекса методических материалов для
осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду 30
2.2 Методические рекомендации для формирования интеллектуальной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 6
1.2 Педагогические приемы и средства формирования интеллектуальной
готовности детей к школе 16
Выводы по главе 1 27
2 Практические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Проектирование комплекса методических материалов для
осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду 30
2.2 Методические рекомендации для формирования интеллектуальной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приоритетной целью реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является улучшение качества воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как «обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДОО). Особое значение в реализации непрерывности образования имеет первоначальный этап - соответствие дошкольного и начального школьного образования. Исходя из этого, выпускник детского сада, должен быть, подготовлен психологически и интеллектуально к начальной ступени образования, но зачастую, как показывает практика, 30-40 % детей приходят в первый класс не готовыми к школьному обучению [3, с. 10].
Проблема интеллектуальной готовности ребенка к школе является актуальной и важной на данном этапе развития общества и обуславливается множеством факторов. Интерес к данной проблеме, можно сравнить с фундаментом здания: «хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки».
Для успешного разрешения данной проблемы, от специалиста, работающего с ребенком старшего дошкольного возраста, требуется не только определить уровень интеллектуального и психологического развития и диагностировать возможные дефициты, но и наметить индивидуальный маршрут воспитательной и учебной работы, подобрав целесообразные методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности в условиях детского сада.
Вопросами психологической готовности к обучению в школе и, в частности, интеллектуальной готовности, а также проблемой ее диагностики, занимались многие педагоги и психологи: Т.И.Бабаева, Л.И.Божович, 3
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Цель исследования: разработать и обосновать комплект методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО через непосредственно образовательную деятельность.
Объект исследования: интеллектуальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства для формирования интеллектуальной готовности к школе.
Гипотеза исследования: методические материалы, которые используются воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности и направлены на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- обеспечивались различные виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная,
изобразительная, конструктивная, музыкально-художественная;
- на разных этапах занятия можно было бы реализовать формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и целенаправленно формирующие у дошкольников запас знаний об окружающем мире, речь, способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, произвольность психических процессов.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
2. Провести поиск и анализ педагогических приемов и средств по формированию интеллектуальной готовности детей к школе с целью отбора наиболее эффективных.
3. Спроектировать комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методические рекомендации по применению разработанных методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста во время занятий в детском саду.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что методические материалы и рекомендации могут быть использованы в практике профессиональной деятельности воспитателей, осуществляющих непосредственно образовательную деятельность в учреждениях дошкольного образования, которая направлена на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как «обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДОО). Особое значение в реализации непрерывности образования имеет первоначальный этап - соответствие дошкольного и начального школьного образования. Исходя из этого, выпускник детского сада, должен быть, подготовлен психологически и интеллектуально к начальной ступени образования, но зачастую, как показывает практика, 30-40 % детей приходят в первый класс не готовыми к школьному обучению [3, с. 10].
Проблема интеллектуальной готовности ребенка к школе является актуальной и важной на данном этапе развития общества и обуславливается множеством факторов. Интерес к данной проблеме, можно сравнить с фундаментом здания: «хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки».
Для успешного разрешения данной проблемы, от специалиста, работающего с ребенком старшего дошкольного возраста, требуется не только определить уровень интеллектуального и психологического развития и диагностировать возможные дефициты, но и наметить индивидуальный маршрут воспитательной и учебной работы, подобрав целесообразные методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности в условиях детского сада.
Вопросами психологической готовности к обучению в школе и, в частности, интеллектуальной готовности, а также проблемой ее диагностики, занимались многие педагоги и психологи: Т.И.Бабаева, Л.И.Божович, 3
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Цель исследования: разработать и обосновать комплект методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО через непосредственно образовательную деятельность.
Объект исследования: интеллектуальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства для формирования интеллектуальной готовности к школе.
Гипотеза исследования: методические материалы, которые используются воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности и направлены на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- обеспечивались различные виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная,
изобразительная, конструктивная, музыкально-художественная;
- на разных этапах занятия можно было бы реализовать формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и целенаправленно формирующие у дошкольников запас знаний об окружающем мире, речь, способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, произвольность психических процессов.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
2. Провести поиск и анализ педагогических приемов и средств по формированию интеллектуальной готовности детей к школе с целью отбора наиболее эффективных.
3. Спроектировать комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методические рекомендации по применению разработанных методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста во время занятий в детском саду.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что методические материалы и рекомендации могут быть использованы в практике профессиональной деятельности воспитателей, осуществляющих непосредственно образовательную деятельность в учреждениях дошкольного образования, которая направлена на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Актуальность проблемы формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста определяется изменением социально-экономических и образовательных ориентиров общества и связанной с ним перестройкой дошкольного образования, реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обострившиеся в связи с этим проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием требуют новых подходов к развитию мышления ребенка, реализации принципов развивающего обучения в формировании готовности к школе, высокого профессионализма педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений.
Интеллектуальная готовность к школе является наиболее важным ключевым компонентом в определении школьной готовности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста удалось разработать методические материалы для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
В работе описан комплекс из девяти занятий, включающий в себя различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, конструктивную, музыкально-художественную деятельность. На разных этапах занятия реализуются формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и формирующие у дошкольников компоненты интеллектуальной готовности к школе.
Было обосновано, что в процессе непосредственно образовательной деятельности следует использовать задания и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов таких как: внимание, память, мышление, речь. При выполнении данных заданий и упражнений дети сталкиваются с различного рода трудностями, что стимулирует их мыслительную деятельность.
Данный комплекс занятий может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Основные результаты бакалаврской работы:
Разработанный комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем на занятиях в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Методические рекомендации для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
На основании выше изложенного можно утверждать, что цель бакалаврской работы была достигнута.
Интеллектуальная готовность к школе является наиболее важным ключевым компонентом в определении школьной готовности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста удалось разработать методические материалы для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
В работе описан комплекс из девяти занятий, включающий в себя различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, конструктивную, музыкально-художественную деятельность. На разных этапах занятия реализуются формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и формирующие у дошкольников компоненты интеллектуальной готовности к школе.
Было обосновано, что в процессе непосредственно образовательной деятельности следует использовать задания и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов таких как: внимание, память, мышление, речь. При выполнении данных заданий и упражнений дети сталкиваются с различного рода трудностями, что стимулирует их мыслительную деятельность.
Данный комплекс занятий может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Основные результаты бакалаврской работы:
Разработанный комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем на занятиях в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Методические рекомендации для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
На основании выше изложенного можно утверждать, что цель бакалаврской работы была достигнута.
Подобные работы
- СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Готовность детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о социокультурных ценностях детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Мордовский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста на основе осуществления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2022



