Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста

Работа №26781

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 6
1.2 Педагогические приемы и средства формирования интеллектуальной
готовности детей к школе 16
Выводы по главе 1 27
2 Практические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Проектирование комплекса методических материалов для
осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду 30
2.2 Методические рекомендации для формирования интеллектуальной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Приоритетной целью реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является улучшение качества воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как «обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДОО). Особое значение в реализации непрерывности образования имеет первоначальный этап - соответствие дошкольного и начального школьного образования. Исходя из этого, выпускник детского сада, должен быть, подготовлен психологически и интеллектуально к начальной ступени образования, но зачастую, как показывает практика, 30-40 % детей приходят в первый класс не готовыми к школьному обучению [3, с. 10].
Проблема интеллектуальной готовности ребенка к школе является актуальной и важной на данном этапе развития общества и обуславливается множеством факторов. Интерес к данной проблеме, можно сравнить с фундаментом здания: «хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки».
Для успешного разрешения данной проблемы, от специалиста, работающего с ребенком старшего дошкольного возраста, требуется не только определить уровень интеллектуального и психологического развития и диагностировать возможные дефициты, но и наметить индивидуальный маршрут воспитательной и учебной работы, подобрав целесообразные методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности в условиях детского сада.
Вопросами психологической готовности к обучению в школе и, в частности, интеллектуальной готовности, а также проблемой ее диагностики, занимались многие педагоги и психологи: Т.И.Бабаева, Л.И.Божович, 3
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Цель исследования: разработать и обосновать комплект методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО через непосредственно образовательную деятельность.
Объект исследования: интеллектуальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства для формирования интеллектуальной готовности к школе.
Гипотеза исследования: методические материалы, которые используются воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности и направлены на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- обеспечивались различные виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная,
изобразительная, конструктивная, музыкально-художественная;
- на разных этапах занятия можно было бы реализовать формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и целенаправленно формирующие у дошкольников запас знаний об окружающем мире, речь, способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, произвольность психических процессов.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
2. Провести поиск и анализ педагогических приемов и средств по формированию интеллектуальной готовности детей к школе с целью отбора наиболее эффективных.
3. Спроектировать комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методические рекомендации по применению разработанных методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста во время занятий в детском саду.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что методические материалы и рекомендации могут быть использованы в практике профессиональной деятельности воспитателей, осуществляющих непосредственно образовательную деятельность в учреждениях дошкольного образования, которая направлена на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста определяется изменением социально-экономических и образовательных ориентиров общества и связанной с ним перестройкой дошкольного образования, реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обострившиеся в связи с этим проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием требуют новых подходов к развитию мышления ребенка, реализации принципов развивающего обучения в формировании готовности к школе, высокого профессионализма педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений.
Интеллектуальная готовность к школе является наиболее важным ключевым компонентом в определении школьной готовности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста удалось разработать методические материалы для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
В работе описан комплекс из девяти занятий, включающий в себя различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, конструктивную, музыкально-художественную деятельность. На разных этапах занятия реализуются формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и формирующие у дошкольников компоненты интеллектуальной готовности к школе.
Было обосновано, что в процессе непосредственно образовательной деятельности следует использовать задания и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов таких как: внимание, память, мышление, речь. При выполнении данных заданий и упражнений дети сталкиваются с различного рода трудностями, что стимулирует их мыслительную деятельность.
Данный комплекс занятий может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Основные результаты бакалаврской работы:
Разработанный комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем на занятиях в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Методические рекомендации для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
На основании выше изложенного можно утверждать, что цель бакалаврской работы была достигнута.


1. Акулова, О. В. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. Пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик. - Москва: Просвещение, 2012. - 205 с.
2. Алиханова, О. Б. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе: Методическая разработка / О. Б. Алиханова, В. И. Зотов, Т.М. Яхонтова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева,
2015. - 36 с.
3. Анисимова, Т. Б. Подготовка ребенка к школе / Т. Б. Анисимова. - Ростов н/Д: Издательский дом «Проф-Пресс», изд-во «Феникс», 2004. - 288 с.
4. Афонькина, Ю. А. Как научить дошкольника думать: Цикл коррекционно - развивающих занятий с детьми 5-7 лет / Ю. А. Афонькина, Т. Е. Белотелова, О. Е. Борисова . - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 268 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. - Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 528 с.
6. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. - Москва: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
7. Бережнова, О. В. Вариативные формы организации предшкольного образования / Сост. О. В. Бережнова- Москва: Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 208 с.
8. Васюкова, Н. Е. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 240 с.
9. Веракса, Н. Е. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.- сост. Н. Е. Веракса, А. Н., Веракса. - Москва: Мозайка - Синтез, 2014. - 560 с.
10. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдер, Л. В. Темнова. - Москва: Академический проект, 2003. - 256 с.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. - Москва: Академический проект, 2007. - 184 с.
12. Дымченко, Е. В. Развивающие игры для подготовки к школе / Е. В. Дымченко. - Москва: Эксмо, 2014. - 64 с.
13. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению: Научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова. - Санкт - Петербург: КАРО, 2007. - 80 с.
14. Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога /М.Н.Кабанова. - Санкт - Петербург: Издательский центр «Нева», 2003. - 223 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Козлова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 416с.
16. Красницкая, Г. С. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений /Г. С.Красницкая, Б.Р.Борщанская,Л. А. Ненашева. - Москва: «Академия», 2007. - 272 с.
17. Максимова, Е. А. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе / Е. А.Максимова, О. Н.Рахматуллина, О. П.Травкина, А. Н. Черных- Москва: Обруч, 2011. - 192 с.
18. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская - Москва: Педагогика, 2004. - 218с.
19. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педгогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/ Н. В.Нижегородцева, В. Д. Шадриков - Москва: Владос, 2002. - 256 с.: ил.
20. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина. - Москва: Академия, 2002. - 208 с.
21. Пуртова, Т.В. Хрестоматия по дошкольной педагогике. Период дошкольного детства / сост. Т. В. Пуртова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2010. - 320 с.
22. Тамберг, Ю.И. Учись соображать! 10 тренингов творческого мышления / Ю.И. Тамберг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2007. - 240 с.
23. Федина, Н.В. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект /Н.В.Федина. - Москва: Просвещение, 2015. — 235 с.
24. Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров / Н. И. Филимонова. - Москва: Издательство «Четыре четверти», 2004. - 212 с.: ил.
25. Шевердина, Н.А. Тестирование будущих первоклашек: Серия «Психологический практикум» / Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинскас. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ