Введение
1. Теоретические основы формирования интеллектуальной готовности к
школе детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности формирования интеллектуальной готовности к школе
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 6
1.2 Педагогические приемы и средства формирования интеллектуальной
готовности детей к школе 16
Выводы по главе 1 27
2 Практические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 30
2.1 Проектирование комплекса методических материалов для
осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду 30
2.2 Методические рекомендации для формирования интеллектуальной
готовности к школе детей старшего дошкольного возраста 57
Выводы по главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приоритетной целью реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является улучшение качества воспитательно-образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста.
Стандарт направлен на решение такой задачи, как «обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования» (ФГОС ДОО). Особое значение в реализации непрерывности образования имеет первоначальный этап - соответствие дошкольного и начального школьного образования. Исходя из этого, выпускник детского сада, должен быть, подготовлен психологически и интеллектуально к начальной ступени образования, но зачастую, как показывает практика, 30-40 % детей приходят в первый класс не готовыми к школьному обучению [3, с. 10].
Проблема интеллектуальной готовности ребенка к школе является актуальной и важной на данном этапе развития общества и обуславливается множеством факторов. Интерес к данной проблеме, можно сравнить с фундаментом здания: «хороший крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки».
Для успешного разрешения данной проблемы, от специалиста, работающего с ребенком старшего дошкольного возраста, требуется не только определить уровень интеллектуального и психологического развития и диагностировать возможные дефициты, но и наметить индивидуальный маршрут воспитательной и учебной работы, подобрав целесообразные методы и приемы, направленные на формирование интеллектуальной готовности в условиях детского сада.
Вопросами психологической готовности к обучению в школе и, в частности, интеллектуальной готовности, а также проблемой ее диагностики, занимались многие педагоги и психологи: Т.И.Бабаева, Л.И.Божович, 3
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Цель исследования: разработать и обосновать комплект методических материалов для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО через непосредственно образовательную деятельность.
Объект исследования: интеллектуальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства для формирования интеллектуальной готовности к школе.
Гипотеза исследования: методические материалы, которые используются воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности и направлены на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста следует разрабатывать таким образом, чтобы:
- обеспечивались различные виды детской деятельности: игровая,
коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная,
изобразительная, конструктивная, музыкально-художественная;
- на разных этапах занятия можно было бы реализовать формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и целенаправленно формирующие у дошкольников запас знаний об окружающем мире, речь, способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства, произвольность психических процессов.
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления особенностей формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
2. Провести поиск и анализ педагогических приемов и средств по формированию интеллектуальной готовности детей к школе с целью отбора наиболее эффективных.
3. Спроектировать комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методические рекомендации по применению разработанных методических материалов, направленных на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста во время занятий в детском саду.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что методические материалы и рекомендации могут быть использованы в практике профессиональной деятельности воспитателей, осуществляющих непосредственно образовательную деятельность в учреждениях дошкольного образования, которая направлена на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Актуальность проблемы формирования готовности к школе детей старшего дошкольного возраста определяется изменением социально-экономических и образовательных ориентиров общества и связанной с ним перестройкой дошкольного образования, реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обострившиеся в связи с этим проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием требуют новых подходов к развитию мышления ребенка, реализации принципов развивающего обучения в формировании готовности к школе, высокого профессионализма педагогической деятельности воспитателей дошкольных учреждений.
Интеллектуальная готовность к школе является наиболее важным ключевым компонентом в определении школьной готовности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста удалось разработать методические материалы для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
В работе описан комплекс из девяти занятий, включающий в себя различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную, изобразительную, конструктивную, музыкально-художественную деятельность. На разных этапах занятия реализуются формы, приемы и средства, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности и формирующие у дошкольников компоненты интеллектуальной готовности к школе.
Было обосновано, что в процессе непосредственно образовательной деятельности следует использовать задания и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов таких как: внимание, память, мышление, речь. При выполнении данных заданий и упражнений дети сталкиваются с различного рода трудностями, что стимулирует их мыслительную деятельность.
Данный комплекс занятий может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования.
Основные результаты бакалаврской работы:
Разработанный комплекс методических материалов для осуществления непосредственно образовательной деятельности воспитателем на занятиях в детском саду, направленной на формирование интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования.
Методические рекомендации для формирования интеллектуальной готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
На основании выше изложенного можно утверждать, что цель бакалаврской работы была достигнута.
1. Акулова, О. В. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. Пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик. - Москва: Просвещение, 2012. - 205 с.
2. Алиханова, О. Б. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе: Методическая разработка / О. Б. Алиханова, В. И. Зотов, Т.М. Яхонтова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева,
2015. - 36 с.
3. Анисимова, Т. Б. Подготовка ребенка к школе / Т. Б. Анисимова. - Ростов н/Д: Издательский дом «Проф-Пресс», изд-во «Феникс», 2004. - 288 с.
4. Афонькина, Ю. А. Как научить дошкольника думать: Цикл коррекционно - развивающих занятий с детьми 5-7 лет / Ю. А. Афонькина, Т. Е. Белотелова, О. Е. Борисова . - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 268 с.
5. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. - Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 528 с.
6. Безруких, М. М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей / М. М. Безруких. - Москва: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
7. Бережнова, О. В. Вариативные формы организации предшкольного образования / Сост. О. В. Бережнова- Москва: Издательство «Детство - Пресс», 2011. - 208 с.
8. Васюкова, Н. Е. Комплексно - тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6-7 лет. Еженедельное интегрированное содержание работы по всем образовательным областям / Н. Е. Васюкова, Н. М. Родина. - Москва: ТЦ Сфера, 2013. - 240 с.
9. Веракса, Н. Е. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.- сост. Н. Е. Веракса, А. Н., Веракса. - Москва: Мозайка - Синтез, 2014. - 560 с.
10. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдер, Л. В. Темнова. - Москва: Академический проект, 2003. - 256 с.
11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И. Гуткина. - Москва: Академический проект, 2007. - 184 с.
12. Дымченко, Е. В. Развивающие игры для подготовки к школе / Е. В. Дымченко. - Москва: Эксмо, 2014. - 64 с.
13. Екжанова, Е. А. Методика исследования готовности детей к школьному обучению: Научно-методическое пособие / Е. А. Екжанова. - Санкт - Петербург: КАРО, 2007. - 80 с.
14. Кабанова, М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога /М.Н.Кабанова. - Санкт - Петербург: Издательский центр «Нева», 2003. - 223 с.
15. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / С. А. Козлова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2005. - 416с.
16. Красницкая, Г. С. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений /Г. С.Красницкая, Б.Р.Борщанская,Л. А. Ненашева. - Москва: «Академия», 2007. - 272 с.
17. Максимова, Е. А. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе / Е. А.Максимова, О. Н.Рахматуллина, О. П.Травкина, А. Н. Черных- Москва: Обруч, 2011. - 192 с.
18. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская - Москва: Педагогика, 2004. - 218с.
19. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педгогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей/ Н. В.Нижегородцева, В. Д. Шадриков - Москва: Владос, 2002. - 256 с.: ил.
20. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина. - Москва: Академия, 2002. - 208 с.
21. Пуртова, Т.В. Хрестоматия по дошкольной педагогике. Период дошкольного детства / сост. Т. В. Пуртова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2010. - 320 с.
22. Тамберг, Ю.И. Учись соображать! 10 тренингов творческого мышления / Ю.И. Тамберг. - Екатеринбург: У - Фактория, 2007. - 240 с.
23. Федина, Н.В. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект /Н.В.Федина. - Москва: Просвещение, 2015. — 235 с.
24. Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников: Игры для фантазеров / Н. И. Филимонова. - Москва: Издательство «Четыре четверти», 2004. - 212 с.: ил.
25. Шевердина, Н.А. Тестирование будущих первоклашек: Серия «Психологический практикум» / Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинскас. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 288 с.